КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-психологические предпосылки несчастных случаев
Всесторонний анализ обстоятельств несчастных случаев показывает, что значительное их число так или иначе связано с неправильными действиями работающих. Неправильные действия разделяют на ошибки — непреднамеренные действия, вызванные психофизиологическими и ситуационными факторами (неблагоприятные условия труда, недостатки в конструкции оборудования и т. д.) и сознательные нарушения. Хорошо известно, что далеко не все неправильные действия приводят к травмированию. Именно поэтому их часто и допускают, надеясь на «авось». Но необходимо иметь в виду, что такие действия всегда создают травмоопасные ситуации, резко повышая вероятность возникновения несчастного случая. При анализе несчастных случаев выделяют их причины и предпосылки. Причина — это то, что непосредственно вызвало несчастный случай. Предпосылка — это предварительное условие, «благоприятный фон», на котором развертывается действие причины. Профилактика несчастных случаев — это устранение их причин и предпосылок. Социально-психологические факторы: взаимоотношения в коллективе и групповые нормы, коллективная позиция по отношению к опасности и мерам ее предотвращения — влияют на подверженность работников несчастным случаям. Например, подавленное настроение, вызванное конфликтом с прорабом, может помешать рабочему правильно отреагировать на аварийную ситуацию (допустим, из-за внезапной поломки оборудования), что приведет к несчастному случаю. Здесь конфликт и вызванная им эмоциональная напряженность рабочего повышают его подверженность травмированию, даже при отсутствии природной предрасположенности. В конфликтной ситуации, при незаслуженной обиде даже самый спокойный человек иногда выходит из себя. Отсутствие развитых норм взаимопомощи, атмосфера недоброжелательного соперничества мешают молодому рабочему обратиться за помощью в трудной ситуации к более опытному работнику. Это также создает предпосылки для возникновения травмоопасных ситуаций. Нередки несчастные случаи, обусловленные преднамеренным нарушением правил безопасности, недостаточной согласованностью действий, неправильным руководством и контролем за проведением работ. Это значит, что несчастные случаи, происходящие по самым разным причинам, имеют, как правило, определенные социально-психологические предпосылки. Отсюда следует, что оптимизация межличностных отношений, приобретение навыков эффективного общения, достижения взаимопонимания, формирование позитивных индивидуальных установок и групповых норм — это действенные меры профилактики производственного травматизма. Рабочий, особенно молодой, может пойти на рискованный шаг, например, работать на высоте без страховочных средств, чтобы прослыть храбрецом и героем среди товарищей. Но если этот рабочий будет знать, что подобный поступок сделает его в глазах товарищей «бездарным хвастунишкой», «ненадежным парнем», то вряд ли станет нарушать правила безопасности. Групповые нормы формируются на основании индивидуальных установок, мнений. Наиболее распространенное мнение, особенно, если его придерживаются лидеры, становится групповой нормой. «Несогласные» члены коллектива, как правило, изменяют свое мнение в соответствии с групповыми нормами, если они заинтересованы в членстве. Этот факт необходимо учитывать в работе по формированию положительных групповых норм по отношению к мерам безопасности, привлекая к ней наиболее авторитетных, любимых товарищами работников. Необходимость соблюдения правил безопасности, действительно, часто вызывает негативное отношение. Многочисленные опросы показывают, что правила безопасности очень часто рассматриваются работающими как нечто внешнее по отношению к производственному процессу, бессмысленное, затрудняющее его осуществление. К этому приводят и нечеткие, подчас труднопонимаемые формулировки правил, и искусственное обособление раздела «безопасность» в процессе обучения профессии. Очевидно, что нельзя на одном занятии сформировать навык, а на другом — сделать его «безопасным». Отрицательно сказываются на формировании коллективной позиции по отношению к правилам безопасности и традиционно скучные формы проведения инструктажей. Совершенно понятное негативное отношение работающих к организации проведения инструктажа, форме подачи материала автоматически переносятся им на содержание, обесценивают его, создают психологические барьеры соблюдения правил, увеличивая вероятность возникновения травмоопасных ситуаций. Рационализация профессиональной подготовки, в том числе на рабочих местах, совершенствование форм пропаганды правил безопасности на производстве не только способствуют овладению профессиональным мастерством, но и формируют позитивный настрой на соблюдение мер безопасности. Большие возможности устранения социально-психологических предпосылок производственного травматизма кроются в разумном использовании системы санкций — поощрений и наказаний. В повседневной профилактической работе, при подготовке нормативных актов, выбирая санкции, во главу угла надо ставить не факт несчастного случая, а факт нарушения правил выполнения работ. То есть меру вины и ответственности (наказания) должны определять не столько последствия нарушений — наличие несчастного случая и его тяжесть — сколько сам факт неправильного действия и связанные с ним обстоятельства. Для разработки последующих профилактических мероприятий, в том числе выбора санкций, прежде всего надо определить, что это — нарушение или ошибка. Причем ошибка тоже не освобождается от ответственности. Всем известно, что не каждое нарушение ведет к травме. Здесь очень велик элемент случайности, что позволяет человеку адаптироваться к нарушению правил. Когда же человек знает, что будет отвечать за собственное неправомерное действие вне зависимости от случайных удачных или неудачных обстоятельств, ответственность его резко возрастает. Непосредственный исполнитель работ несет ответственность не за несчастный случай, а за собственные поступки. Когда это становится нормой, общепринятым мнением, количество нарушений снижается. Для профилактики травматизма не меньшее, а даже большее значение имеют позитивные санкции, поощрения. На оплату несчастных случаев и аварий, вызванных неправильными действиями работающих, ежегодно планируются и расходуются значительные материальные средства. Соответственно, отсутствие нарушений дает большую экономию, увеличивает прибыль организации. Если рабочие получают часть от нее, это, естественно, повышает их заинтересованность в соблюдении правил ведения работ. Материальное поощрение работников именно за отсутствие нарушений, а не просто «за хорошую работу» стимулирует, побуждает к соблюдению правил, повышает безопасность труда. Люди, получившие премию за безопасный труд, в дальнейшем значительно реже нарушают требования безопасности, чем оштрафованные или лишенные премии за нарушения правил. Разрабатывая систему санкций в сфере безопасности труда, как, впрочем, и во многих других сферах, необходимо помнить: санкции эффективны только, когда сам человек и окружающие точно знают «за что»; позитивные санкции — премия, награда, просто похвала (особенно, если она высказана прилюдно) и др. часто оказываются более эффективными, чем негативные, сколь строгими ни были бы последние. Руководителю необходимо понимать следующее: несчастный случай, потому называется случаем, что обусловлен большим количеством факторов, которые очень трудно учесть, предвидеть, предсказать последствия их сочетаний. Однако именно на этом учете и предвидении основываются профилактика травматизма как явления и обеспечение безопасности на каждом рабочем месте. Основная задача руководителей различных должностных статусов (уровней руководства) — так организовать труд подчиненных, чтобы он был эффективным. Эффективный труд — это труд производительный и не наносящий ущерба психическому и физическому здоровью людей. Следовательно, работа по обеспечению безопасности — составная часть работы любого руководителя, специалиста высшей технической квалификации. Глава 4. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Общество «процветания» и высокого уровня жизни немыслимо без предпринимательских усилий. 1. Известно, что предпринимательская активность позитивно проявляется на волне экономического подъема при преодолении обществом упадка. Расцвет любого государства — США, Японии, Франции, Германии, России и других — не обходился и не обходится без экономических, социальных, психологических успехов в предпринимательской деятельности. В результате предпринимательства происходит следующее: 2. В материальной и духовной жизни общества воплощаются проекты новых технологий. Предприниматели используют новые возможности в управленческих, маркетинговых, технологических и других подсистемах. Идеи реализуются в конкретных предприятиях (П. Друкер). 3. Обеспечиваются условия непрерывного обновления производства и потребностей общества (И. Шумпетер). Появляются новые товары и услуги, новые профессии и рабочие места. Ученый-инженер и философ П. Г. Щедровицкий объясняет, что в результате предпринимательской деятельности проектируются «ниши», «пустоты» рынка, конструируются новые хозяйственные структуры и функции. 4. Появляется прибыль, и сберегаются ресурсы вследствие умелого комбинирования предпринимателями факторов производства (И. Шумпетер), а также особого стиля мышления предпринимателя, экономящего ресурс — время. П. Г. Щедровицкий образно сравнивает эффект предпринимательской деятельности с тем, как перед человеком, идущим по анфиладе комнат, кто-то незримый, невидимый открывает двери. Черты характера людей — предпринимателей, секреты их умений и способностей интересны для исследования, так как они — сподвижники прогрессивного развития общества. Привычно связывают понятия «предпринимательская деятельность и активность», «предпринимательские способности и предприимчивость», «психологические особенности предпринимателя», «предпринимательские структуры», «круги», «организации». Предпринимательство — явление экономической жизни общества. Любое явление можно локализовать во времени и пространстве. Экономика — искусство ведения хозяйства. С точки зрения психологии в экономическом пространстве люди удовлетворяют фундаментальные потребности — в еде, питье, тепле, репродукции жизни. Для обеспечения удовлетворения этих потребностей (и прочих, более сложных), человечество создало производства разного вида — фермерские хозяйства, заводы, фабрики и прочие учреждения. Необходимость в разнообразных благах породило систему разделения труда. Причем, виды старого производства и сейчас актуальны (кустарное производство, кувшины в Новгороде, например). Экономическое пространство жизни людей нуждается в обновлении или в воспроизводстве. По мнению Д. Ю. Миропольского, профессора Санкт-Петербургского Университета экономики и финансов, все страны от древнего Египта до России, включая и высокоразвитые страны, — это страны одной эпохи, эпохи разделения труда. Они — взаимосвязаны, взаимодополняемы, взаимозависимы и между ними существует неравновесное равновесие. Возможно, уровень развития культурно-региональных элементов мировой экономической системы не зависят от волеизъявления и интеллекта, населяющих эти пространства людей, а оговариваемое развитие подчинено мало управляемыми человеком силами. Так, в книге профессора Гарвардского университета русского ученого Питирима Сорокина «Человек. Цивилизация. Время» приводится гипотеза о «бесцельных исторических флюктуациях», а также концепция стратификации общества. Общество дифференцированно по социальным, экономическим, политическим, профессиональным, мы бы добавили и индивидуальным, стратам и рангам. П. Сорокин описывает два типа флуктуации в экономических стратах групп. Каждое общество имеет два важных экономических показателя: доходы на душу населения и благосостояние нации. Вид экономического развития имеет конусообразную кривую. Типы флуктуации возможны такие: 1. Падение или подъем групп по экономическому статусу. 2. Рост или сокращение экономической стратификации (высота слоя) внутри каждой группы. Первое явление выражается в экономическом обогащении или обеднении социальной группы в целом, второе в изменении экономического профиля, в уменьшении или увеличении крутизны профиля экономической пирамиды. В Советском обществе в 1917-м году насильственно снесли верхушку этого конуса и пытались прийти к однослойности. С 80-х годов идет процесс образования более менее естественного контура пирамиды. Это процесс, не противоречащий идее о бесцельных исторических флуктуациях. Помимо этого социологи и экономисты выделяют малые и большие деловые циклы в жизни общества. Малые циклы: 3-5, 7-8, 10-12, 40-60 лет и большие: 120-150 лет. В большом цикле проходят процессы преобразования или смены общественных позиций, в цикле 500-600 лет общество качественно воспроизводится во всех ипостасях. Можно сказать, полностью меняется ментальность членов общества. В период 120-150 лет, по утверждению русского экономиста Н. Кондратьева, общество еще успевает стать лидером в мировой системе в политическом отношении. Как и в каждой семье, доход колеблется то вверх, то вниз, так и общество в целом, то беднеет, то богатеет. Так же и отдельные семейства, например, Рокфеллеры, отдают свое экономическое лидерство другим группам. П. Сорокин делает выводы: 1. Средний уровень благосостояния и доходов меняется от группы к группе и от общества к обществу. 2. Средний уровень благосостояния и доходов варьируется внутри общества или группы в разные периоды времени (доход России на душу населения от 1913 до 1917 года падал). 3. Постоянной тенденции нет, т. е. малые деловые циклы подчиняются более крупным. 4. Тенденция увеличения среднего уровня благосостояния и доходов во второй половине XIX века в Европе и Америке —часть крупного экономического цикла. 5. Теория бесконечного экономического прогресса ошибочна. В обществе действуют силы стратификации и выравнивания. В связи с таким представлением о волнообразном развитии экономики в обществе интересно заметить, что существенный вклад в повышение благосостояния общества вносит предпринимательство. Предпринимательство — это общественно-хозяйственный процесс. Это процесс создания нового, имеющего социальную, духовную, экономическую ценность. Этот процесс забирает силу и время, предполагает принятие на себя моральной, юридической, социальной и экономической ответственности. Это процесс, приносящий прибыль и удовлетворение достигнутым (Р. Хизрич, М. Питерс). Предпринимательская деятельность — составная часть этого процесса. Предпринимательство появляется в обществе при сопутствующих условиях. Эффекты предпринимательства значительны, если в обществе складываются: 1. — условия для нововведений; 2. — формируются правовые основы свободной экономической деятельности; 3. — общественный разум осознает необходимость нововведений. Предпринимательство также зависит от: 1. — технологичности общества; 2. — от социально-политической ситуации в нем; 3. — от соотношения этих компонентов с уровнем мирового хозяйства и культуры. В одной из интересных социально — экономической концепции о четырех типах организации хозяйственных культур человечества, в основу разделения положено два критерия: ведущая форма собственности и психологический принцип управления производством и обществом. Первый тип — это хозяйство патриархальной культуры. Оно управляется принципом: делай по заветам предков, «как сказал папа»; форма собственности общинная, клановая, семейная, мафиозная. Второй тип — это предпринимательская культура ведения хозяйства. Форма собственности — частная. Руководящий принцип — непременное получение прибыли. Третий тип — бюрократическая культура. Господствует монополия государства на собственность. Принцип управления: «делай так, как сказал начальник». Четвертый тип — культура высоких технологий. Форма собственности — корпоративная. Преимущественно в виде интеллектуального вклада. Принцип: «вкладываю, что имею, уношу, что наработал». Этот тип культуры развивается в мире с 70-х -80-х годов. Как следует из представленной концепции, предпринимательский тип организационно-хозяйственной культуры лишь этап в развитии истории экономики. В России элементы корпоративной и предпринимательской культуры выразились в кооперативном движении и индивидуальных формах деятельности с восьмидесятых годов XX столетия. Ими был -означен очередной этап оживления предпринимательства российского региона. Любая предпринимательская структура — человек, фирма, общество — преследуют цели: извлечение прибыли, расширение дела, приобретение известности или завоевание ниши рынка, достижение стабильности. Эксперты считают, что особенностью российского предпринимательства явилась тесная связь с социальным действом, а именно с реформированием существующей экономической и политической системы. Современное предпринимательство в России пришлось на эпоху новых технологий, процветания корпоративной культуры в мировом хозяйстве. Эффективность хозяйствования кооперативов оказывалась выше, чем организаций плановой социалистической экономики. Социолог Леглер приводит такие доказательства этому. Старательные артели по добыче золота объединения «Амур-золото» производили продукт в 4 раза дешевле государственных. Месячная выработка была в 3,5 раза больше государственной, а общий объем добытого золота артелями составляло больше половины всей годовой добычи в стране. Рабочие этих государственных образований зарабатывали больше. Для них создавались комфортабельные условия жизни, быт был лучше, чем у работников социалистических плановых предприятий государственного сектора. Объединение «Печора» прокладывало дороги в Коми быстрее и качественнее, чем предприятия соответствующих государственных министерств и ведомств. Заинтересованным организациям выгоднее было обращаться к кооперативам. В начале преобразований было много утверждений относительно маргинального характера экономики России. Маргинал — «стоящий на обочине», в стороне от основной ветви прогресса, эпифеномен, зашедший в тупик, пережиток. Но если принять позицию системного рассмотрения явлений и выше приводимые гипотезы о бесцельных исторических флуктуациях и волнах экономического развития, можно менее пессимистично оценивать положение России. Английский социолог, венгр по происхождению, Теодор Шанин выделяет наряду с традиционными экономическими системами — плановой (социалистической) экономикой и рыночной (капиталистической) экономикой, формы хозяйства, которые стоят вне этих систем. Они существуют параллельно. Т. Шанин называет пять типов «эксполярных» экономик важными и весомыми для жизни людей. Эти типы следующие. 1. Семейное производство. В нем отсутствует или ограничен наемный труд. Осуществляется внутрисемейное потребление, долговременная безконтрактная взаимная поддержка. Отношения наследования лояльны (действительно, для большой системы безразлично, кто наследует и, иногда, и что). 2. Специализированное малое производство (монопольное) — гибкое на спрос (например, дачники покупают у молочницы продукцию в деревне). 3. Внутрисемейное воспроизводство труда и социальных субъектов. То есть, формы использование труда не денежного хозяйства. Результаты этого труда направлены на потребление, благополучие и социальное воспроизводство семей, и удовлетворение социальных потребностей. Эти функции особенно возросли сейчас в обществе и культуре. Сфера нерыночная. Например, транспортировка детей в балетную студию или музыкальную школу в разные концы города. Это процесс занимает столько же времени, как и общественно-необходимая работа. 4. «Вторая» экономика, по определению венгерского социолога, это работа в неполный рабочий день или работа по контракту вне государственного контроля, или в кооперативных организациях и предприятиях. 5. Теневая экономика (у венгров — это «третья» экономика) — это, в том числе и услуги вне легальных разрешенных форм деятельности, заказные убийства, сводничество, и всякое другое, ведущее к уголовной ответственности, но обеспечивающее для части людей средства к существованию. Собственно, в России все эти типы «эксполярных» экономик присутствуют. Проблема заключается в том, чтобы умело считать эффекты от всех видов экономик и их вкладов в национальную экономику страны. Например, выгодно высветить теневую экономику, чтобы получать с нее налоги цивилизованным образом. Хозяйственная организация — это система, построенная по принципу воспроизводства. Когда хозяйство теряет ресурсы к воспроизводству, наступает экономический кризис. Именно это постигло пространство бывшего Советского Союза как хозяйственную систему. Система перешла к реорганизации. Согласно классику экономики и социологии австрийцу Йозефу Шумпетеру, экономическая деятельность — это такая система, целью которой выступает приобретение благ. Шумпетер рассматривает народное хозяйство, основанное на рыночных принципах, такое хозяйство, где господствует частная собственность, разделение труда и свободная конкуренция. Развитием следует считать лишь такие изменения хозяйственного кругооборота, которые случайны, и порождены самой экономикой. Форма и содержание развития определяются понятием «осуществление новых комбинаций». Хозяйственные субъекты, осуществляющие новые комбинации и выступающие тем самым в качестве активных агентов развития, Шумпетер называет предпринимателями. Производить, значит комбинировать имеющиеся в среде вещи и силы. Сущностные признаки процесса развития хозяйства или предпринимательского процесса таковы: — Изготовление нового еще неизвестного потребителям блага или создание нового качества того или иного блага. — Внедрение нового, в данной отрасли промышленности еще практически неизвестного метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит научное открытие и который может заключаться так же в новом способе коммерческого использования соответствующего товара. — Освоение нового рынка сбыта, то есть, такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет. — Получение нового источника сырья или полуфабриката, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде или его просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать. — Проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения (посредством создания треста), или подрыв монопольного положения другого предприятия. Таким образом, предприниматели «двигают» развитие хозяйства. И. Шумпетер писал об это в книге «Теория экономического развития», которая вышла в свет в 1920 году.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |