Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чуфаровский Ю.В. 1 страница




Растворимость солей, кислот и оснований в воде

Произведения растворимости труднорастворимых веществ

(при комнатной температуре)

Вещество ПР Вещество ПР
AgBr 5,3·10-13 Mg(OH)2 7,1·10-12
AgCN 1,4·10-16 MgS 2,0·10-15
AgCl 1,0·10-12 Mn(OH)2 1,9·10-13
Ag2CO3 1,78·10-10 MnS 2,5·10-10
Ag2CrO4 1,2·10-12 NiCO3 1,3·10-7
Ag2Cr2O7 1,1·10-12 Ni(OH)2 2,0·10-15
AgI 8,3·10-17 PbCO3 7,5·10-14
Ag3PO4 1,3·10-20 PbCl2 1,6·10-5
Al(OH)3 3,2·10-34 PbCrO4 1,8·10-14
BaCO3 4,0·10-10 PbI2 1,1·10-9
BaC2O4 1,1·10-7 Pb(OH)2 7,9·10-16
BaCrO4 1,2·10-10 PbS 2,5·10-27
BaSO4 1,1·10-10 PbSO4 1,6·10-8
CaCO3 3,8·10-9 Sb2S3 7,9·10-16
CaC2O4 2,3·10-9 H2SiO3 1,0·10-30
CaSO4 2,5·10-5 SnS 2,5·10-27
CdS 1,6·10-28 SrCO3 1,1·10-10
Cr(OH)3 6,3·10-31 SrC2O4 1,6·10-7
Cu(OH)2 8,3·10-20 SrSO4 3,2·10-7
CuS 6,3·10-36 Zn(OH)2 1,4·10-17
FeCO3 3,5·10-11 ZnS 8,0·10-26
Fe(OH)2 7,1·10-16    
Fe(OH)3 6,3·10-38    
FeS 5,0·10-18    
HgS 1,6·10-52    
Hg2Cl2 1,3·10-18    

Таблица 4

ионы H+ NH K+ Na+ Ag+ Ba2+ Ca2+ Mg2+ Zn2+ Cu2+ Hg2+ Pb2+ Fe2+ Fe3+ Al3+
OH-   P P P - P M H H H - M H H H
NO P P P P P P P P P P P P P P P
Cl- P P P P H P P P P P P M P P P
S2- P P P P H - - - H H H H H - H
SO P P P P M M M M M - - H M - -
SO P P P P M H M P P P - M P P P
CO P P P P M H H M - - H H H - -
SiO H - P P H H M - H - - H H - -
PO P P P P H H H M H H H H H H M
CH3COO- P P P P P P P P P P P P P P P

P – растворимые (больше 1 г в 100 г воды)

М – малорастворимые (от 0,001 г до 1 г в 100 г воды)

Н – нерастворимые (меньше 0,001 г в 100 г воды)

– разлагаются водой или не существуют

 

Юридическая психология. Учебное пособие.

 

 

- М.: Право и Закон, 1997. — 320 с.

 

ISBN 5 – 7858 – 0019 – 5

 

Учебное пособие подготовлено выдающимся российским психологом-правоведом профессором Юрием Валентиновичем Чуфаровским в соответствии с программой курса «Юридическая психология» для высших учебных заведений.

 

В книге раскрыты теоретические аспекты науки, основной упор сделан автором на практическое применение психологических знаний в повседневной деятельности юристов.

 

Для студентов, слушателей, аспирантов, адъюнктов, преподавателей юридических и психологических вузов.

ббк 67

 

ISBN 5 – 7858 – 0019 – 5 Ó Ю.В. Чуфаровский, 1997

 

Ó Право и закон, 1997

 

оглавление:

 

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................... 2

 

ЧАСТЬ ОБЩАЯ.......................................................................................................................... 4

 

Глава I Введение в юридическую психологию.................................................................... 4

 

§ 1. Юридическая психология в системе научного знания....................................................... 4

 

§ 2. История развития юридической психологии...................................................................... 7

 

§ 3. Предмет, задачи и система юридической психологии....................................................... 9

 

§ 4. Принципы юридической психологии................................................................................ 13

 

§ 5. Методологические основы юридической психологии..................................................... 17

 

§ 6. Классификация методов познания в юридической психологии..................................... 19

 

Глава II Естественнонаучные основы психологии............................................................ 20

 

§ 1. Развитие психики................................................................................................................. 20

 

§ 2. Психика и мозг...................................................................................................................... 23

 

§ 3. Рефлекторная теория психики............................................................................................. 25

 

Глава III Развитие сознания и личности............................................................................. 27

 

§ 1. Понятие о сознании и личности......................................................................................... 27

 

§ 2. Роль труда и общения в развитии сознания и личности.................................................. 28

 

§ 3. О структуре сознания........................................................................................................... 30

 

§ 4. Формы сознания................................................................................................................... 32

 

§ 5. Состояние сознания............................................................................................................. 32

 

Глава IV Психологическая подготовка к юридической деятельности.......................... 35

 

§ 1. Система психических процессов........................................................................................ 35

 

§ 2. Память человека.................................................................................................................... 39

 

§ 3. Мышление, интуиция, воображение в решении задач..................................................... 43

 

§ 4. Речь в юридической работе................................................................................................. 47

 

§ 5. Эмоции и чувства в юридической деятельности.............................................................. 50

 

§ 6. Воля и ее воспитание........................................................................................................... 55

 

Глава V Личность и юридическая деятельность................................................................ 56

 

§ 1. Социально-психологическая характеристика личности................................................... 57

 

§ 2. Психологическая структура личности................................................................................ 58

 

§ 3. Мотивация поведения личности........................................................................................ 60

 

§ 4. Психологические установки................................................................................................ 61

 

§ 5. Ценностные ориентации, интересы, идеалы.................................................................... 61

 

§ 6. Направленность личности................................................................................................... 62

 

Глава VI Социально-психологические аспекты юридической деятельности.............. 63

 

§ 1. Оценка интересующей личности........................................................................................ 63

 

§ 2. Установление и развитие психологических контактов.................................................... 73

 

§ 3. Получение необходимой информации от свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых....................................................................................................................................................... 76

 

§ 4. Психологические аспекты ведения переговоров с преступниками................................. 79

 

Глава VII Психология юридического труда.............................................................................. 80

 

§ 1. Психологическая характеристика труда юриста................................................................ 80

 

§ 2. Профессиограммы юридических профессий..................................................................... 82

 

§ 3. Формирование личности правоведа в вузе....................................................................... 95

 

ЧАСТЬ ОСОБЕННАЯ. СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ........................................................ 96

 

Глава VIII Криминальная психология.................................................................................. 96

 

§ 1. Предмет и задачи криминальной психологии................................................................... 96

 

§ 2. Психологический анализ личности преступника.............................................................. 98

 

§ 3. Психология организованной преступности..................................................................... 102

 

Глава IX Психология правонарушения............................................................................... 105

 

§ 1. Преступное поведение и его отражение в уголовном законе........................................ 105

 

§ 2. Виды человеческих действий............................................................................................ 107

 

§ 3. Понятие конкретного правонарушения и анализ преступного поведения................... 108

 

§ 4. Психологическая структура преступного действия......................................................... 109

 

§ 5. Психологическая характеристика и анализ преступной деятельности......................... 113

 

Глава Х Психология потерпевшего..................................................................................... 115

 

§ 1. Психологическая характеристика потерпевшего............................................................. 116

 

§ 2. Исследование личности потерпевшего............................................................................ 117

 

Глава XI Психология несовершеннолетних....................................................................... 119

 

§ 1. Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии....................................... 120

 

§ 2. Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних.................. 122

 

Глава XII Психологические основы предварительного расследования...................... 126

 

§1. Общая характеристика психологических особенностей следственной деятельности 126

 

§ 2. Психология осмотра места происшествия....................................................................... 131

 

§ 3. Психология обыска и задержания..................................................................................... 138

 

§ 4. Психология допроса свидетелей и потерпевших............................................................ 144

 

§ 5. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого..................................................... 148

 

§ 6. Психология очной ставки.................................................................................................. 152

 

§ 7. Психология опознания....................................................................................................... 157

 

§ 8. Психология следственного эксперимента........................................................................ 162

 

§ 9. Психологические основы назначения судебных экспертиз. Судебно-психологическая экспертиза..................................................................................................................................................... 164

 

§ 10. Психология проверки показаний на месте..................................................................... 167

 

Глава XIII Психология судебной деятельности (при рассмотрении уголовных дел) 170

 

§ 1. Психологическая структура судебной деятельности....................................................... 170

 

§.2. Общая психологическая характеристика судебного процесса при рассмотрении уголовных дел 173

 

§ 3. Формирование убеждения и вынесение приговора судом............................................ 175

 

Глава XIV Исправительная (пенитенциарная) психология........................................... 176

 

§ 1. Психология осужденного, задачи и факторы ресоциализацни...................................... 176

 

§ 2. Психологический анализ коллектива осужденных......................................................... 182

 

§ 3. Методы психологического воздействия на осужденных в процессе их перевоспитания 184

 

§ 4. Проблемы адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе......................... 186

 

Литература.......................................................................................................................... 188

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современное состояние психологической науки можно оценить как период значительного подъема в ее развитии. В течение последних десятилетий расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Разрастается круг разрабатываемых в психологии проблем; изменяется ее понятийный аппарат. Совершенствуются методология и методы исследования.

 

Психология непрерывно обогащается новыми данными, интересными гипотезами и концепциями, относящимися ко всем основным областям ее проблематики. Психологическая наука все более активно включается в решение различных задач, возникающих в разных сферах общественной практики.

 

В настоящее время психология представляет собой довольно сложную и разветвленную систему дисциплин. Кроме обшей психологии, изучающей общие закономерности психической деятельности людей, существуют и быстро развиваются частные, прикладные отрасли психологии, такие, как психология труда и ее самостоятельные разделы — инженерная, авиационная и космическая психология; психология познания; педагогическая, социальная, военная и медицинская психология; психология спорта; психология творчества и т. д.

 

К отраслям психологии, которые изучают конкретные виды человеческой деятельности, следует отнести и юридическую психологию, которая должна внести значительный вклад в решение сложных, многопрофильных задач укрепления правовой основы Российского государства, усиления борьбы с правонарушениями и преступлениями.

 

Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.

 

Юристы фактически никогда не отказывались от использования данных психологии. Что касается конкретной практической деятельности, то почти каждый сотрудник милиции, следователь, прокурор или судья в ходе работы, иногда и сам того не замечая, неизбежно опирается на данные психологии. Как показывает практика, это эмпирическая житейская психология, основанная главным образом на личном опыте, знании жизни многих людей. Преобладающая часть таких знаний правильно отражает психологические закономерности. Однако наряду с эмпирическими знаниями юристу необходимы и конкретные научные знания; то, к чему в конце концов, после поисков и заблуждений приходит опытный следователь или судья, может быть обнаружено или, напротив, опровергнуто объективным психологическим исследованием в очень короткое время и с достаточной полнотой и точностью.

 

В данной работе изложенным не ограничивается значение психологической науки по осуществлению правоохранительной и правоприменительной деятельности. Знание психических закономерностей, применение в процессе юридической деятельности определенных психологических методов облегчает труд человека, помогает ему регулировать и строить взаимоотношения с другими людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практике. Все больше осознается мысль о том, что психология не отвлеченная наука, посвященная решению сложных и тонких теоретических вопросов, а важное звено в образовании всякого культурного специалиста*, а том числе и юриста. Практически нет сферы деятельности человека, где вмешательство психологической науки не привело бы к облегчению, упорядочению ее.

 

____________________________________________________________________________ *Мясищев В.Н. и др. Основы общей и медицинской психологии. М., 1968, с. 3.

 

По нашему мнению, одним из факторов правовой реформы, неотъемлемая часть которой — правовая защита личности, социальных прав и свобод российских людей и одновременное повышение ответственности каждого гражданина перед своим коллективом, обществом, государством в целом, является психологическое обеспечение. В связи с этим необходимо обратиться к теоретическому переосмыслению сущности, предмета и метода сфер приложения юридической психологии, осмысление теоретических и методологических проблем которой началось в конце шестидесятых годов. Тогда появились первые крупные работы по юридической психологии А.Р.Ратинова. А.В.Дулова, В.Л. Васильева, А.Д.Глоточкина и В.Ф.Пирожкова. За последние двад­цать пять лет опубликованы сотни работ по вопросам юридической психологии. Эта работа продолжается и в настоящее время.

 

На сегодняшний день, однако, все еще отсутствует единое, четко обоснованное мнение о самостоятельности юридической психологии как науки, о ее содержании, объекте и предмете и даже о том, юридическая это наука или психологическая. С одной стороны, раздаются призывы к решительному повороту юридической психологии лицом к практике, с другой - пока нет юридической психологии как науки, нечему и «поворачиваться к практике».

 

Практика показывает, что в последние годы специалисты в области юридической психологии в основном ориентировались на проведение глубоких эмпирических исследований отдельных частных направлений и вопросов как на единственно верный путь в противовес ненужному теоретизированию. По этому пути шло большинство специалистов-исследователей и ученых. В результате оказалось, что в юридической психологии отсутствуют цельная теория и методология, использование ее в практической деятельности. За последнее время, однако, было опубликовано несколько монографических исследований по вопросам теории этой науки. На сегодняшний день практически отсутствует вузовский курс юридической психологии, нет соответствующих учебников и учебных пособий, явно недостаточно учебных материалов по этому предмету для студентов юридических и психологических факультетов. Предлагаемая работа является попыткой систематизировать курс юридической психологии и решает следующие задачи:

 

1) раскрыть теоретические понятия и положения курса юридической психологии;

 

2) ознакомить студентов с основами общей, социальной и педагогической психологии применительно к курсу юридической психологии;

 

3) показать и обосновать специфику психических закономерностей в правовом регулировании;

 

4) оказать помощь студентам в самостоятельной работе над психологической и юридической литературой по данной дисциплине.

 

При подготовке этого пособия автором учитывался опыт преподавания юридической психологии на юридическом факультете Университета Российской академии образования.

 

ЧАСТЬ ОБЩАЯ

 

Глава I Введение в юридическую психологию

 

§ 1. Юридическая психология в системе научного знания

 

Психология — это наука, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей. Название науки «психология» происходит от греческих слов: «психе» (душа), «логос» (учение), то есть наука о душе, точнее, о внутреннем, субъективном мире человека. Термин «психология» был предложен немецким схоластиком Гоклениусом в конце XVI века.

 

Долгое время психология развивалась как составная часть философии, и только в середине XIX века она выделилась в самостоятельную науку. Это стало возможно потому, что психология постепенно превращалась из науки описательной в науку экспериментальную. В настоящее время психология представляет собой довольно сложную и разветвленную систему дисциплин. Кроме обшей психологии, изучающей общие закономерности психической деятельности, существуют и быстро развиваются частные, прикладные отрасли психологии. Так, группу прикладных отраслей, которые изучают закономерности и механизмы психики людей, занятых конкретными видами деятельности, составляют: психология труда и ее относительно самостоятельные разделы — инженерная, авиационная и космическая психология; психология познания; педагогическая, военная, юридическая психология и др.

 

Перед оперативными, следственными, прокурорскими и судебными работниками постоянно возникает множество вопросов, решение которых требует не только широкого кругозора, юридической культуры, специальных познаний и жизненного опыта, но и хорошего знания юридической психологии. Чтобы правильно разбираться в сложных отношениях людей, их переживаниях и поступках, в запутанных ситуациях, которые находят свое отражение в уголовных делах, надо знать закономерности психической жизни.

 

Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования. Психология — единственная наука, способная обеспечить не только познание психической деятельности, но и управление ею. С развитием общества ее значение будет все более возрастать.

 

Потребность обращении к психологии, ее методам, достижениям возникает тогда, когда конкретная наука, смежная с психологией или тесно связанная с ней, включается в решение практических задач. Имеет это место в педагогике, медицине и юриспруденции. Практическая деятельность, как правило, реализуется в конкретных действиях конкретных людей, и то, как это происходит, зависит в значительной мере от их психологических особенностей. Только необходимость решения практических задач привела к тому, что на границе с обществоведением возникли и развиваются социальная, этническая, историческая и другие отрасли психологии. Было бы, однако, приуменьшением роли естественного в жизни и развитии личности обращение исключительно к социальным аспектам ее проявления. Безусловно, изучение биологии человека (анатомии, физиологии, антропологии) неразрывно связано с исследованиями в области психофизиологии, нейропсихологии, пси­хофизики и других наук, пограничных с психологией и естествознанием.

 

Вся система научного знания ощущает потребность в использовании психологического знания, оно становится связующим звеном различных областей науки. Психология связывает общественные науки и естественные, биологию и историю, медицину и педагогику, управление и юриспруденцию и др. Этим определяется ее место в системе научного знания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.