![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Свойства
Как известно, существует три основных принципа, составляющих суть объектно-ориентированного программирования: инкапсуляция, наследование и полиморфизм. Классическое правило объектно-ориентированного программирования утверждает, что для обеспечения надежности нежелателен прямой доступ к полям объекта: чтение и изменение их содержимого должно осуществляться посредством вызова соответствующих методов. Это правило называется инкапсуляцией (сокрытие данных). В старых реализациях ООП (например в Turbo Pascal) эта мысль внедрялась только посредством призывов и примеров в документации; в Delphi есть соответствующая конструкция. Пользователь объекта в Delphi может быть полностью отгорожен от полей объекта при помощи свойств.
Обычно свойство определяется тремя элементами: полем и двумя методами осуществляющими его чтение/запись:
type tMyClass=class(tObject) function GetaProperty: tSomeType; procedure SetaProperty(Value: tSomeType); property aProperty: tSomeType read GetaProperty write SetaProperty; end;
В данном примере доступ к значению свойства aProperty осуществляется через вызовы методов GetaProperty и SetaProperty, однако в обращении к этим методам в явном виде нет необходимости: достаточно написать
aMyObject.aProperty:=aValue; aVarable:= aMyObject.aProperty;
и Delphi откомпилирует эти операторы в вызовы соответствующих методов. То есть внешне свойство выглядит в точности как обычное поле, но за всяким обращением к нему могут стоять вызовы необходимых программисту методов. Например, если есть объект, представляющий собой квадрат на экране, и его свойству “цвет” присваивается значение “белый”, то произойдет немедленная прорисовка, приводящая реальный цвет на экране в соответствие значению свойства.
В методах, устанавливающих значения свойства, может производиться проверка значения на попадание в заданный диапазон значений и вызов других процедур зависящих от вносимых изменений. Если же потребности в специальных процедурах чтения/записи нет, можно вместо имен методов применять имена полей.
tPropClass=class fValue: tSomeType; procedure SetValue(aValue: tSomeType); property Value:tSomeType read fValue write SetValue; End;
В этом примере поле fValue модифицируется при помощи метода SetValue, а читается напрямую.
Если свойство должно только читаться или только записываться, в его описании может присутствовать только соответствующий метод:
tReadOnlyClass=class property NotChanged:tSomeType read GetNotChanged; End;
В этом примере свойство доступно только для чтения. Попытка присвоить значение свойству NotChanged вызовет ошибку компиляции.
Свойствам можно присваивать значения по умолчанию. Для этого служит ключевое слово default:
Property Visible:boolean read fVisible write SetVisible default TRUE;
Это означает, что при запуске программы свойство будет установлено компилятором в TRUE.
Свойство может быть и векторным. В этом случае оно выглядит как массив:
Property Points[index:integer]:tPoint read GetPoint write SetPoint;
Для векторного свойства необходимо описать не только тип элементов массива, но также и тип индекса. После ключевых слов read и write должны идти имена соответствующих методов. Использование здесь полей массивов недопустимо. Метод, читающий значение векторного свойства, должен быть описан как функция, возвращающая значение того же типа, что и элементы свойства, и имеющая единственный параметр того же типа и с тем же именем, что и индекс свойства:
function GetPoint(index:integer):tPoint;
Аналогично, метод, помещающий значения в такое свойство, должен первым параметром иметь индекс, а вторым - переменную нужного типа.
procedure SetPoint(index:integer; Value:tPoint);
У векторных свойств есть еще одна важная особенность: некоторые классы в Delphi (списки tList, наборы строк tStrings и т.д.) “построены” вокруг одного основного векторного свойства. Основной метод такого класса дает доступ к элементам некоторого массива, а все основные методы являются как бы вспомогательными. Для упрощения работы с объектами подобного класса можно описать подобное свойство с ключевым словом default:
type tMyList=class property list[Index:integer]:string read Getlist write Setlist; default; end;
Если у объекта есть такое свойство, его можно не упоминать, а ставить индекс в квадратных скобках сразу после имени объекта:
var MyList:tMyList Begin MyList.list[1]:=’First’; {Первый способ} MyList.[2]:=’Second’; {Первый способ} End;
Употребляя ключевое слово default необходимо соблюдать осторожность, т.к. для обычных и векторных свойств оно употребляется в разных значениях.
О роли свойств в Delphi красноречиво говорит тот факт, что у всех имеющихся в распоряжении программиста стандартных классов 100% полей недоступны и заменены базирующимися на них свойствами. Того же правила следует придерживаться и при разработке собственных классов.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |