КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
П. Артсен. «Натюрморт», 1552, Музей истории искусства, Вена
Питер Артсен Натюрморт в европейской живописи XVI–XVIII веков
(ок. 1508–1575)
Питера Артсена совершенно справедливо называют родоначальником натюрморта в нидерландской живописи. Именно его религиозные и бытовые композиции, в которых предметы окружения выполняют особую функцию, положили начало новому для европейского искусства жанру. В картинах Артсена, изображающих мясные и рыбные лавки, внимание направлено не на человеческие фигуры, а на размещенные на первом плане предметы домашнего обихода и снедь.
Нидерландский живописец Питер Артсен родился в Амстердаме. Его учителем был амстердамский художник А. Клас. С 1527 по 1555 год Артсен жил и работал в Антверпене, где получил звание мастера, а в 1557 году он обосновался в Амстердаме. Главные герои полотен Артсена – простые торговцы, крестьяне, кухарки и слуги, изображенные в окружении домашнего интерьера и предметов обихода. Натюрморт в этих композициях играет весьма значительную роль. Вещи у Артсена не только повествуют о занятиях изображенных людей, но и имеют и самостоятельное значение («Мясная лавка», 1551, Художественное собрание университета Упсала, Швеция; «Натюрморт», 1552, Музей истории искусства, Вена).
Особенно интересны картины Артсена, на которых художник представляет одну или две крупномасштабные человеческие фигуры («Крестьяне на рынке», 1550‑е, Музей истории искусства, Вена; «Кухарка», 1559, Королевский музей изящных искусств, Брюссель; «Торговец дичью», Эрмитаж, Санкт‑Петербург). Изображенные в несколько театральных позах, они в первую очередь привлекают внимание зрителя. От персонажей его взгляд переходит к натюрморту. Иногда на полотнах Артсена предметы быта, битая птица, овощи и фрукты настолько приближены к первому плану, что заслоняют собой маленькие фигурки участников религиозных сцен, разворачивающихся в глубине пространства. Таковы картины «Кухня со сценой бегства в Египет» (1551, Художественное собрание университета, Упсала), «Натюрморт со сценой Христа в доме Марфы и Марии» (1552, Музей истории искусства, Вена), «Христос в доме Марфы и Марии» (1559, Музей старинного искусства, Брюссель), где предметы, составляющие натюрморт, обладают символико‑нравоучительным подтекстом. Многие картины Артсена, в которых традиции старого нидерландского искусства сочетаются с элементами итальянского маньеризма (несоответствие пропорций и укрупненность человеческих фигур, предельная эмоциональная выразительность жестов и поз), свидетельствуют об интересе художника к живописи Италии. Бытовые композиции и натюрморты Артсена оказали огромное влияние на дальнейшее развитие этих жанров не только в нидерландском, но и в европейском искусстве XVI–XVII столетий.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |