Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Annotation 1 страница




В книге известного отечественного психолога, конфликтолога, социолога В. П. Шейнова раскрыты психологические механизмы возникновения и развития конфликтов, рассмотрены внутриличностные, межличностные, внутригрупповые и межгрупповые конфликты, конфликтные и «трудные» личности. Проанализированы конфликты в организациях и на предприятиях, в школах и вузах, конфликты между супругами, между родителями и детьми. Предложена технология управления конфликтами, включающая их прогнозирование, предотвращение и разрешение. Книга адресована конфликтологам, психологам-практикам, преподавателям и студентам, изучающим конфликтологию, а также всем, кто хочет помочь себе и близким в предотвращении и разрешении возникающих конфликтов. Виктор ШейновАвтор – читателю: Как я попал в эту «историю»Глава 11.1. Определение понятия «конфликт»1.2. Структурные компоненты конфликтаСтороны конфликтаУсловия конфликтаПредмет конфликтаДействия сторон конфликтаИсход конфликтаОб этапах развития конфликта1.3. Социальная значимость конфликтовСведения о респондентахАнализ полученных ответовГлава 22.1. Конфликтная сущность человекаОтношение религий к насилиюНасилие присуще человеческой природеНасилие в современном обществеО человеческой деструктивностиЛюди днаКонфликтогенные свойства личностиРоль конфликта в формировании личности2.2. Психологические механизмы самопроизвольного нарастания напряженностиЛовушки восприятияУстановки препятствуют компромиссу«Конфликтные» ситуации в отсутствие противоречийИсточники негативных установок и восприятияОбезличивание и дегуманизацияМеханизмы самоподкрепления негативных представленийСамоисполняющиеся пророчестваСамооправданиеИзбирательное восприятиеПрерывание контактовПоляризация взглядовСверхприверженность целям и эскалация конфронтацииУвязание в конфронтацииЭскалация местиИскажение восприятия в конфликтном взаимодействииЗеркальное восприятиеПритязанияВосприятие «несправедливости»Обстоятельства, способствующие конфликтуМодели эскалации конфликтаАгрессивно-оборонительная модельСпиральная модельМодель структурных измененийГлава 33.1. Основные типы конфликтов3.2. Механизм возникновения случайных конфликтовКонфликтогены – «вирусы» случайных конфликтовЗакон эскалации конфликтогеновУниверсальный механизм возникновения случайных конфликтовПять правил бесконфликтного поведенияКлассификация конфликтогенов1. Стремление к превосходству2. Проявления агрессивности3. Проявления эгоизма4. Нарушение правил5. Неблагоприятное стечение обстоятельствКак «укротить» конфликтогены3.3. Механизмы возникновения неслучайных конфликтовМеханизмы возникновения неслучайного конфликта3.4. Типология конфликтов по степени их случайности – неизбежности3.5. Алгоритм разрешения конфликтовПравила формулирования конфликтной ситуацииАлгоритм выявления всех составляющих элементов любого конфликтаГлава 44.1. Классификация конфликтов4.2. Межличностные конфликтыПричины межличностных конфликтовФакторы, влияющие на возникновение межличностных конфликтовВиды межличностных конфликтовСоциальные ролиСтили поведения в межличностном конфликтеЛичностные особенности как факторы конфликтаРазрешение межличностных конфликтовСтиль разрешения конфликтовСоучастие и эмпатия при разрешении конфликтов«Свертывание» противоборстваПокажите оппоненту, что он добрый человекПсихологическая изоляция4.3. Внутригрупповые конфликтыЧисленность и состав группПочему люди объединяются в группы?Групповые нормыПричины напряжения в группеПричины внутригрупповых конфликтовВосприятие конфликтаФакторы внутригруппового соперничестваПредотвращение внутригрупповых конфликтовКонфликт руководителя с членом группыРуководитель и групповые процессыВнешнее воздействие на группу и конфликтностьПоследствия конфликтов в группе4.4. Межгрупповые конфликтыИсточники межгрупповых конфликтовОбъективный конфликт интересовСоциально-психологические феномены группИскаженное восприятие и групповой фаворитизмПрирода межгрупповых конфликтовТеоретико-психологические подходы к межгрупповым конфликтамЭкспериментально-психологический подход к межгрупповым конфликтамЭксперимент ШерифаЭксперимент ЛемэнаЭксперимент ЗимбардоЭксперимент ТэшфелаЭксперимент АгееваВыводыГлава 55.1. Определение внутриличностного конфликта5.2. Типология внутриличностных конфликтов5.3. Причины внутриличностных конфликтов5.4. Переживание внутриличностного конфликта и его последствияГлава 66.1. Истоки конфликтов в организациях, на предприятиях6.2. Причины производственных конфликтовЗнать, чтобы предвидетьПричины, приводящие к конструктивным конфликтамЗначение конструктивных конфликтовДеструктивные конфликтыДействия руководителей, приводящие к конфликту1. Нарушение деловой этики2. Нарушения трудового законодательства3. Несправедливая оценка подчиненных6.3. Предотвращение и разрешение конфликтов Действия руководителя в конфликтных ситуацияхЧетыре вопросаКогда приступать к действиям?Схема эскалации конфликта в коллективеПервый этап разрешения конфликта: определить, где и в чем его истинные причиныСитуацияЧто делать?Как себя вестиЗавершение конфликтаПредотвращение конфликтовИскусство руководитьОтношение к конфликтамРекомендуемые меры6.4. Практикум по разрешению конфликтов в организацияхНарушение принципов управленияНарушение принципа инструкцийНарушение принципа близостиНарушение принципа оперативности и принципа воспитанияНарушение принципов делегирования полномочий и адекватной ответственностиНеэффективное использование кадрового потенциалаОтсутствие системы подготовки и подбора кадровОтсутствие объективных критериев оценки работыОтсутствие перспектив ростаУтраченная роль аттестации кадровБезразличие руководителей к профессиональному росту подчиненныхИгнорирование возрастных особенностей работниковДолжностные инструкции не отвечают изменившимся условиямНаличие «незаменимых работников»Недостатки в организации трудаСлабость контроляНарушение режима труда и отдыхаНе делегируются полномочияНеобеспеченность материаламиСоциальные факторы, приводящие к конфликтамРабота и детиОтсутствие заботы о рабочихСмешение бытовых и служебных отношенийНарушение права на отдыхНедостатки в обеспечении трудовой дисциплиныПредвзятое отношение к работникуУнизительная форма порицанийСемейные обстоятельстваНевнимание к работникуСоциально-психологические факторы, порождающие конфликтыНарушение служебной субординацииБестактное поведение руководителяГрубостьПренебрежение мнением подчиненныхНарушение правил конструктивной критики и конфликтогенные черты личности руководителяОсобое положение отдельных работниковПогрешности в стиле управления персоналомНеуважительное отношение к подчиненнымСубъективизм принимаемых решенийУнижение достоинства работниковОтсутствие заботы о подчиненныхСубъективная оценка результатов трудаДеструктивное воздействие на социальные статусы и роли работниковНездоровая моральная атмосфераРевностное отношение к успехам коллегНедоверие работников к руководителямРазрушение психологического комфортаНавязывание нового распределения ролейПопустительство конфликту со стороны руководстваНеудовлетворенность работника своим положениемПренебрежение к опыту специалистов-практиковЗлоупотребления служебным положениемПротежированиеИспользование служебного положения в личных целяхПревышение руководителем своих полномочийПринуждение к интимным отношениямО едином алгоритме и формулах разрешения конфликтовСексуальные домогательства«Интим не предлагать…»Анкетирование в ПетербургеАнкетирование в Беларуси«Группы риска»Спасение утопающих – дело рук самих утопающихКак уберечься от домогательствПриставания шефаСоветы специалистаОдежда для работыМанерыДостоинствоБерегите репутациюА если в суд?Глава 77.1. Причины супружеских конфликтов и их нейтрализацияИсточники конфликтовРазочарование в партнереТрадиции, порождающие конфликтыСтремление подчинить другогоПопытки «переделать» супругаНасилие в семьеНедостаточная эмоциональная поддержкаОткуда такая жестокость?ДеньгиКамень преткновенияКак вы относитесь к деньгам?Неготовность к браку«Устав» семьиСемейный укладНесовпадения представлений о ролях мужа и жены«Новые русские»ЛовушкаНеравномерное распределение домашней нагрузкиПротивоположная тенденцияНеумение общатьсяВнешнее «оформление» речиСамокритичностьНесложившиеся отношения с ближним окружениемНеучитывание физиологииВзаимоотношения с родственниками, или Как превратить свой дом в сумасшедшийРазличные подходы к воспитанию детейСтатистикаТри волны конфликтовРевностьПринципиальное различиеМужская ревностьЖенская ревностьДва вида ревностиНесчастье от ревностиПатологияРевнивцы-убийцыБытовая ревность7.2. Конфликты и уровни совместимости супруговСовместимость темпераментовСовместимость характеровАсимметрия характеровСотрудничающая пара (ОП – ЛА)Пара с лидером (ЛП – ОА)«Неуживчивые» (ОП – ЛА)«Недовольные» (ОП – АП)«Под каблуком» (ОП – ОА)«Равнодушные» (ЛП – ЛА)«Склочники» (ЛА – ЛА)«Пассивные» (ОП – ОП)«Сочувствующие» (ЛП – ЛП)«Враги» (ОА – ОА)Закон совместимостиСогласованность ожиданийТипичные черты супругов в успешном бракеНеудовлетворенность потребностейТипы супругов и отношения между нимиЧетыре типа женМужские типы и их взаимодействие с женскимиЕдинство ценностейПирамида совместимостиРазница в возрастеСедина в бороду – бес в реброКогда жена – ровесница материПредотвращение супружеских конфликтовУчитесь разговариватьНе бойтесь раскрытьсяПравила счастливых семейДва барьера общенияНедостаток общенияУчиться общениюФлирт как профилактика скукиПять запретовТехника супружеского общенияНе всё сразуПринципы сближающего общенияРазделяющее общениеЗамените одно другимСпросим самих себя7.3. ИзменыСтатистика изменДвойной стандартИзменение семейной идеологииПохождения ОдиссеяСтереотип 1Стереотип 2Мотивы измены у мужейМотивы измены женыЧем отличаются неверные мужья от неверных женОтношение к семьеС кем изменяютПочему изменяют мужьяЭволюция взглядовПричины неверности женПредрасположенность к внебрачным связямТребования к любовникуСекс «на стороне»Измены и любовьЧувство виныМужская и женская сексуальностьЧто выдает любовниковРеакция на изменуПризнаваться ли?Следопыты по наймуФакторы, способствующие изменам«Бес в ребро»Феномен «середины жизни»Как победить соперницуИзмена в природе мужчиныИзмена в природе женщины?Еще два свидетельстваЕще об инстинкте выживания видаЛюбовь, дружок, не чувство, а диагнозЗнание – сила7.4. РазводСтатистика разводовПричины разводовИнициаторы разводаСтадии конфликтов, ведущие к разводуНе злоупотребляйте угрозой разводаПравильно ли поступили?Развод и здоровьеОбманутые надеждыВторое счастьеРазведеннаяРазведенный7.5. Практикум по разрешению супружеских конфликтовГорячие чувстваПодарок«Женская» работаСквиталисьПоговорили…Сиди лучше дома«Я не нянька»Муж-бизнесменДрамаТрагедия«Черная сила»Эх, поторопились…Холодная котлетаВстреча одноклассников«Вот и помогай после этого людям…»Пировали – веселились…Пятно на репутации«Присоединился» к товарищуГлава 88.1. Причины конфликтов «родители – дети»8.2. Предотвращение и разрешение конфликтов между родителями и детьми8.3. Практикум разрешения конфликтов между родителями и детьмиСемечкиЗамок из пескаДвойкаСоперникиКомпанияНеприятный визит«Беларуская мова»Домашнее заданиеПомощникШкола модДал сдачиСекретЯзык мой – враг мойВиновный во всех грехахПеред дискотекойВыбор жизненного пути«Любитель» беспорядкаГлава 99.1. Конфликты между учителями и ученикамиКак разгораются конфликтыСтиль общения и конфликты учителей с ученикамиВиды педагогических конфликтовИстоки педагогических конфликтовКонфликты с младшими школьникамиПричины конфликтов учителей с ученикамиПредотвращение и разрешение конфликтов с учащимися9.2. Конфликты между учениками«Исследовательское» поведение подростковГендерные коллизии школьного классаРазрешение ученических конфликтов9.3. Конфликты между учителями9.4. Практикум по разрешению школьных конфликтовЖвачка«Клякса»«Проверяльщица»«Ходячая энциклопедия»Опять двойка!Несправедливая оценкаО пользе активностиВыпускной классПодлог«Свинья на доске»Наказывая – не унижайМожет ли ученик иметь свое мнение?«Нехороший» человек («редиска»)«Удружили»Эксперимент на детях«Око за око»Правдолюбка9.5. Конфликты в вузеКонфликты между преподавателямиКонфликты между студентами и преподавателямиКонфликтные ситуации, создаваемые преподавателямиКонфликтные ситуации, создаваемые студентамиКонфликты между студентамиИстоки конфликтных ситуаций в вузе9.6. Практикум по разрешению конфликтов между преподавателями и студентамиГлава 1010.1. Конфликтные личностиХарактеристики конфликтных личностейВзаимоотношения с конфликтными личностямиПсихологические характеристики конфликтных личностей10.2. «Трудные» людиОбщая установкаПреодоление отрицательных эмоций, возникающих при общении с трудными людьмиТипы «трудных» людей и как с ними иметь делоГлава 1111.1. Предотвращение конфликтовПредотвращение случайных и закономерных конфликтовЗаглянем в душу «обидчика»Заглянем в себяОбуздаем отрицательные эмоцииТехники предотвращения конфликтовМетод упреждающих комплиментовКомплимент – это не лесть и не похвалаПравила неотразимого комплиментаВиды и примеры неотразимых комплиментовМесто комплиментов в нашей жизниДейственность комплиментовКак располагать к себе окружающихБудьте хорошим слушателемЭффективные приемы слушанияРефлексивное слушание. Латинское «reflexus» означает «отраженный»Слушая, кивайтеУлыбнитесьВизуальный контактВзаимное расположение в пространствеМежличностное расстояниеПрикосновения к собеседникуПравила прикосновений:Искусство критики: исцелять не раняВиды созидательной критикиПредотвращение неслучайных конфликтовЗащита от манипуляций11.2. Определение потенциала конфликтаМодификация социометрического тестаОбработка бланков тестаИнтерпретация результатов тестированияВыявление участников конфликта11.3. Диагностика коллектива и уменьшение потенциала конфликта11.4. Убеждение как средство предотвращения и разрешения конфликтов. Правила убежденияНеумение убеждать как источник конфликтовПравила убежденияУбеждение, принуждение, компромиссПервое правило (правило Гомера)Второе правило (правило Сократа)Третье правило (правило Паскаля)Четвертое правилоПятое правилоШестое правилоСедьмое правилоВосьмое правилоДевятое правилоДесятое правилоОдиннадцатое правилоДвенадцатое правилоТринадцатое правилоЧетырнадцатое правило«Управляющее» правилоПолезные советыСхема убежденияЕсли убедить не удалось…11.5. Разрешение конфликтовОсновные подходы к разрешению конфликтаСовместное решение проблемКомпромиссСоглашение о процедуре определения победителяИнтегративные решения конфликтаТипы интегративных решений конфликта11.6. Стиль разрешения конфликтовОсновные стили разрешения конфликтаСтиль конкуренцииСтиль уклоненияСтиль приспособленияСтиль сотрудничестваСтиль компромиссаВыбор конкретного стиляОпределение собственного стиляПравила поведения в конфликтеУчет личных особенностей оппонентов11.7. Переговоры как средство разрешения конфликтов«Сохранение лица»Прямые контакты конфликтующихВедение переговоров на основе интересовТонкости переговорного процессаДва подхода к переговорамКак ускорить ход переговоровКоварные тактикиКак нейтрализовать уловки партнераКак делать уступкиЭффективные приемы ведения переговоровПравила подготовки и ведения переговоровПравило 1. Сформулируйте конкретные цели переговоровПравило 2. Составьте план переговоровПравило 3. Выберите время: а) удобное и вам, и вашему оппоненту; б) достаточное для разговораПравило 4. Найдите подходящее местоПравило 5. Задача первой части переговоров – создание атмосферы взаимного доверияПравило 6. Подчиняйте свою тактику цели переговоровПравило 7. Старайтесь, чтобы говорил в основном ваш собеседникПравило 8. Будьте на высоте положения в части критикиПравило 9. Фиксируйте полученную информациюПравило 10. Прекращайте беседу сразу после достижения намеченной цели11.8. Посредничество при разрешении конфликтов11.9. Алгоритмы управления конфликтамиПредотвращение конфликтовДиагностика возникновения и развития конфликтаРазрешение конфликтаСписок литературы

notes1

Виктор Шейнов
Управление конфликтами

© ООО Издательство «Питер», 2014
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru) Автор – читателю: Как я попал в эту «историю»

Читатель всегда стремится узнать что-нибудь об авторе. К. РоджерсЗаглянуть в мир опасности – значит в определенной степени перестать бояться ее. М. Монтень Эта книга написана практикующим конфликтологом, защитившим докторскую диссертацию по управлению конфликтами. Первоначально о своем практическом опыте предотвращения и разрешения конфликтов я рассказал в книге «Конфликты в нашей жизни и их разрешение» [287][1]. В ней я описал механизм возникновения «случайных» конфликтов, предложил формулы неслучайных конфликтов и алгоритм нахождения их первопричин, а также наработанную к тому времени технику разрешения конфликтов и продемонстрировал ее действенность на 200 конфликтах из своей практики конфликтолога. Искать собственный подход пришлось не от хорошей жизни, поскольку взять что-то полезное было негде: конфликтология в СССР не развивалась (конфликты считались детищем капитализма, мы же строили бесконфликтное общество), а зарубежные публикации были практически недоступны. Позднее, получив к ним доступ, я узнал много интересного (и постарался отразить это в данной книге). К счастью, это не только не перечеркнуло мои собственные наработки, но и позволило некоторые из них подкрепить теоретически. Так, открытая мной эмпирически закономерность эскалации конфликтогенов (см. раздел 3.2) получила свое теоретическое обоснование благодаря результатам зарубежных психологов о самопроизвольном нарастании напряженности в отношениях (представлены в разделе 2.2). На протяжении XX века зарубежная конфликтология активно развивалась, получено множество фундаментальных результатов. К сожалению, они слабо представлены (за редким исключением) в книгах отечественных конфликтологов. Автор постарался в меру своих сил по возможности восполнить этот пробел в части, отвечающей содержанию книги. Если говорить об авторской позиции, то я сторонник, прежде всего, предотвращения конфликтов, своевременного их выявления и разрешения на начальной стадии. Поэтому горжусь, когда коллеги представляют меня как «самого бесконфликтного конфликтолога». В книге же выстроена проверенная практикой технология управления конфликтами на всех стадиях их развития. Эффективность предложенных подходов проиллюстрирована анализом более 120 реальных конфликтов, в разрешении которых автору довелось принять непосредственное участие. Выражаю свою признательность сотрудникам Издательского дома «Питер» за интерес, проявленный к этой книге. Буду благодарен читателям, пожелавшим высказать свои суждения, замечания и предложения о книге. С пожеланием успехов,В. П. Шейновe-mail: sheinov1@mail.ru.www.sheinov.com Глава 1
Сущность конфликта

1.1. Определение понятия «конфликт»

Изучение любого понятия, явления естественно начинается с попытки дать ему определение. Во-первых, для того чтобы получить представление, о чем пойдет речь. Во-вторых, чтобы очертить круг сопутствующих этому явлений. И в-третьих, чтобы использовать это определение в практической деятельности. Последнее обстоятельство имеет для автора большое значение, поскольку поставлена цель написать не сугубо теоретическую работу, а то, что поможет каждому читателю (и в частности, конфликтологу) разрешать реальные конфликты. Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus – столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки (conflict – англ., konflikt – нем., conflit – франц.). Задача дать содержательное определение понятию «конфликт» оказалась совсем непростой. А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов в своем обзоре [16] работ по проблематике конфликтов сопоставили различные определения конфликта, предложенные отечественными психологами, и пришли к выводу об отсутствии сложившегося общепризнанного понимания конфликта. Указанные авторы проанализировали 52 определения конфликтов. Оказалось, что все определения внутриличностного конфликта опираются на два ключевых понятия: в одних определениях конфликт трактуется как противоречие между различными сторонами личности, в других – как столкновение, борьба личностных тенденций. Анализ определений межличностного конфликта позволил этим авторам выделить следующие его основные свойства: 1) наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами сторон как основа конфликта; 2) противодействие субъектов конфликта; 3) стремление любыми способами нанести максимальный ущерб оппоненту, его интересам; 4) негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу [16]. Однако, следуя желанию охватить в одном определении все 52 мнения авторов, можно привнести в него факторы, являющиеся не основными, а производными от других, первопричинных. Так, стремление нанести ущерб оппоненту не является присущим любому конфликту – во многих из них оппоненты лишь стремятся к собственной выгоде (например, в борьбе за то, чтобы занять вакантную должность); при этом нанесение ущерба вовсе не является целью, это – возможное следствие: если что-то получил я, следовательно, что-то не досталось другому, – и в этом его ущерб. Негативные эмоции также не всегда сопровождают конфликт: например, стороны, чувствующие свое превосходство, имеющие более сильные позиции, испытывают скорее удовлетворение, нежели отрицательные эмоции. Возникают отрицательные эмоции вследствие поражений на пути к намеченной цели или как результат агрессивных действий другой стороны. Вообще говоря, чем больше признаков некоего понятия входит в его определение, тем более сужается его предметное поле и возникает опасность потерять многие объекты, относящиеся к этому понятию. Так, конфликты, в которых отсутствуют отрицательные эмоции или стороны не ставят целью нанесение ущерба оппоненту, цель каждой – лишь завладеть неким желанным объектом (должностью, премией, благосклонностью объекта любовного или сексуального вожделения и т. д.), уже не будут считаться таковыми, – что неправомерно. Существует еще одно эвристическое соображение, обосновывающее целесообразность отбрасывания в определении межличностного конфликта третьего и четвертого свойства. Попытка дать некое «усредненное» определение понятия, в наибольшей степени отвечающее взглядам на него многих авторов, сродни вычислению оценки математического ожидания некой случайной величины по ее эмпирическим значениям. В математической статистике на этот случай предусмотрено правило отбраковки «выскакивающих» значений: те, что отклоняются более чем на «три сигмы» от среднего значения, отбрасываются, и оценка математического ожидания дается без учета этих значений. В случае «усреднения» взглядов исследований при столь большом числе мнений (52) не исключена вероятность ошибочных. Все эти рассуждения, надеюсь, обосновывают предложение рассматривать в определении конфликта лишь первое и второе свойства. Возможно, исходя из этого А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов предложили следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [18, 8]. О негативных эмоциях речь уже шла. Но вызывает сомнения и трактовка конфликта как способа разрешения противоречий. Я согласен в этом с Н. В. Гришиной, которая пишет: «Неясно также, следует ли считать, что конфликт как способ разрешения противоречий обязательно предполагает их разрешение или, по крайней мере, направленность на разрешение» [72, 15]. Действительно, каждая из сторон конфликта озабочена лишь достижением собственной цели – захватить объект, на который претендует и другая сторона. Достижение этой цели одной стороной может лишь усилить конфликт, поскольку другая сторона будет стремиться взять реванш, а это возможно лишь посредством расширения и углубления конфликта. Однако оказывается, что для возникновения конфликта вовсе не обязательно (это будет показано в разделе 2.2) наличие значимых противоречий! Поэтому говорить о них в определении – значит упустить из виду большой класс реальных («случайных») конфликтов (о них речь в разделе 3.2). Как я уже говорил, моя цель – помочь читателю в разрешении конфликтов. Отсюда задача – дать такое определение конфликта, которое позволит установить, является его конкретная ситуация конфликтом или нет. Столкновение – conflictus – предполагает открытый характер действий сторон. Это обстоятельство также отмечает Б. И. Хасан: «Любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, то есть воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях, в их столкновении. Только через столкновение действий противоречие, буквальное или мыслимое, себя и выявляет» [276, 33]. При этом ценности, мотивы, интересы и истинные цели одной стороны конфликта могут быть не известны другой стороне. Известны лишь действия сторон, которые воспринимаются как угроза. Именно воспринимаются, поскольку, во-первых, мы оцениваем события через собственное восприятие. И во-вторых, нам недоступен внутренний мир другого человека. Это обстоятельство нашло отражение в определении, которое дал Д. Майерс: «Конфликт – это воспринимаемая несовместимость действий или целей» [160, 287]. Суммируя предыдущие рассуждения, можно предложить такое определение: Конфликт – это столкновение, противоборство сторон, при котором хотя бы одна сторона воспринимает действия другой как угрозу ее интересам Важно отметить, что данное определение конфликта охватывает все его разновидности – внутриличностные, межличностные и межгрупповые. В последнем случае сторонами конфликта являются группы, в межличностном конфликте его стороны – это личности, а во внутриличностном конфликте сторонами выступают личностные образования, структуры, тенденции личности. То есть имеет место полный охват свойств конфликта, представленных в процитированном выше анализе 52 определений конфликта, проведенном А. Я. Анцуповым и А. И. Шипиловым. То, что в одном определении удалось охватить все разновидности конфликтов, представляется чрезвычайно важным, поскольку различные виды конфликтов не изолированы друг от друга, между ними существуют связи, в том числе и посредством перехода из одного вида конфликта в другой. 1.2. Структурные компоненты конфликта

К структурным компонентам конфликта относятся: 1) стороны конфликта; 2) условия конфликта; 3) предмет конфликта; 4) действия участников конфликта; 5) исход (результат) конфликта. Стороны конфликта

Многие авторы вместо «стороны» конфликта говорят о его участниках. Это правомерно в случае межличностных и внутригрупповых конфликтов. Но в случае внутриличностных и межгрупповых конфликтов более корректно говорить о «сторонах» конфликта. Для возникновения, развития и разрешения конфликта главенствующее значение имеют интересы участников конфликта, преследуемые ими цели, их социокультурные и индивидуально-психологические особенности. Конфликтное взаимодействие начинается с действий одной из сторон, той, что проявляет инициативу (в начале борьбы за предмет конфликта, в попытке выяснения отношений или просто в создании напряженности) и по крайней мере на начальном этапе конфликта может рассматриваться как его инициатор. Если и на других стадиях конфликта инициатива действий чаще остается за одной стороной, то она может рассматриваться как нападающая сторона, а другая – как защищающаяся. Кроме непосредственных участников конфликта в нем опосредованно участвуют и другие лица, чьи интересы в той или иной степени затрагиваются конфликтной ситуацией и чья позиция может иметь влияние на течение и разрешение конфликта. Поэтому они могут рассматриваться как пассивные участники конфликта. Например, некий работник конфликтует с руководством по поводу своей маленькой, по его мнению, зарплаты. Его коллеги не участвуют в этом конфликте, но заинтересованно ожидают, чем закончится дело. Если работник добьется повышения своей зарплаты, то не исключено, что сразу несколько человек потребуют и себе такой же прибавки, тем более если новая зарплата превысит зарплату кого-то из сослуживцев. Руководитель, как одна из сторон конфликта, вынужден учитывать позиции и интересы этих (пассивных) участников. Условия конфликта

Под условиями возникновения и протекания конфликта понимают объективные особенности внешней ситуации, которые являются существенными для возникновения, развития и разрешения конфликта, внутренние и субъективные факторы, присущие его сторонам. Взаимодействие сторон характеризуется либо как позитивная взаимозависимость (кооперирование), либо как негативная (конкурирование). Установлено, что конкурентные отношения являются одним из условий, которые способствуют развертыванию конфликтов. Тесные контакты между людьми (например, служебные и супружеские отношения) содержат в себе как кооперирование, так и определенные противоречия в целях, интересах и средствах их достижения. Эти противоречия будут выступать в роли факторов, способствующих возникновению конфликтов. Начало конфликта связано с некими конкретными действиями сторон или с возникшими обстоятельствами. Условия протекания конфликта характеризуют следующие факторы: социокультурный контекст (включающий принятые в данной среде нормы поведения), непосредственный ситуационный фон (который может выступить как фактор углубления конфликта), наличие третьих сил, заинтересованных в определенном его исходе. Предмет конфликта

Предмет конфликта – это то, что стало объектом противоречащих друг другу или несовместимых притязаний сторон. Предметом конфликта может быть или конкретный объект (например, некий материальный предмет – один на нескольких желающих его получить), или некая возможность (одна должность, на которую претендуют несколько человек), или некое оценочное утверждение, оспариваемое другими, или соблюдение/несоблюдение каких-то правил и т. д. Предмет конфликта – это именно то, из-за чего вступают в противоборство, что становится объектом борьбы сторон. Предмет конфликта, как правило, связан с взаимоисключающими целями конфликтующих сторон (или, по меньшей мере, с целями одной из них). Действия сторон конфликта




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.