Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антонелло да Мессина




(ок. 1430–1479)

 

В творчестве Антонелло да Мессины гуманистические идеи итальянского Раннего Возрождения соединились с традициями нидерландской школы живописи. Особенно заметны северные мотивы не только в его ранних, но и зрелых работах («Распятие», 1455, Музей искусств, Бухарест; «Се человек», ок. 1470, Метрополитен‑музей, Нью‑Йорк).

 

Итальянский живописец Антонелло да Мессина родился на Сицилии в городе Мессине. Художественное образование он получил в Неаполе у мастера Колантинио (ок. 1475–1476). Большое влияние на молодого живописца оказал А. Пизанелло, который в это время работал в Неаполе, а также Пьеро делла Франческа (многие картины Антонелло да Мессины говорят о его знакомстве с творчеством этого мастера). Все эти влияния, наряду с традициями нидерландского искусства, прослеживаются в произведениях Антонелло да Мессины («Христос Спаситель», 1465; «Св. Иероним в келье», ок. 1465, обе картины находятся в Национальной галерее, Лондон; «Благовещение», 1474, Национальный музей, Сиракузы; «Распятие», ок. 1475, Национальная галерея, Лондон; вариант, ок. 1475, Королевский музей изящных искусств, Антверпен).

Именно от нидерландцев идет иконография образов, интерес к передаче деталей и световая насыщенность изображения в работах Антонелло да Мессины. Эта увлеченность нидерландским искусством побудила художника перейти от традиционной в Италии темперы к технике масляной живописи.

В то же время в творчестве Антонелло да Мессины отразилось гуманистическое мировоззрение итальянского Возрождения с его стремлением к упорядоченности, пространственной ясности, обобщенности и монументальности. Человек в этих картинах представлен как личность значимая, обладающая высокой духовностью. Персонажи на полотнах Антонелло да Мессины даны обычно крупным планом, что делает их величественнее и значительнее (три фрагмента монументального «Алтаря Сан‑Кассиано», ок. 1475–1476, Музей истории искусства, Вена; «Мадонна Аннунциата», ок. 1475, Городской музей, Палермо; «Св. Себастьян», ок. 1475–1476, Картинная галерея, Дрезден).

Антонелло да Мессина прославился также как талантливый портретист. Особенно много портретов было создано мастером в 1470‑е годы. К этому периоду относятся картины «Юноша» (ок. 1470, Метрополитен‑музей, Нью‑Йорк), «Автопортрет» (ок. 1473, Национальная галерея, Лондон), «Мужской портрет» (ок. 1474–1475, галерея Боргезе, Рим), «Мужской портрет» (ок. 1475, Музей искусств, Филадельфия), «Кондотьер» (1475, Лувр, Париж).

В портретном творчестве Антонелло да Мессины также отразилось влияние нидерландской живописи, что особенно ярко проявилось в таких элементах, как трехчастный разворот фигуры, тщательность передачи лица модели, темный, глухой фон.

Но в портретах, равно как и в работах других жанров, ощущается стремление мастера донести до зрителя гуманистические представления искусства Возрождения о человеке как о свободной, активной личности. С этой целью художник использует звучные цветовые пятна, контрасты оттенков, резкие светотеневые переходы, подчеркивающие яркую индивидуальность моделей, их внутреннюю энергию.

Глядя на портреты Антонелло да Мессины, почти невозможно разгадать имен моделей, но от этого картины мастера не становятся менее значимыми. Главная их ценность для нас в том, что они являются подлинным свидетельством о людях, живших в то время. Художник настолько точно характеризует свои модели, что они кажутся живыми.

Антонелло да Мессина никогда не идеализировал свои модели. Главным для него было передать характер человека, его целеустремленность и внутреннюю энергию. Хотя мастер писал в основном людей знатного происхождения, в его портретах ничто не указывает на сословные различия – ни одежда, ни аксессуары, ни обстановка. Чаще всего портретируемые изображены в строгих черных или красных одеждах без всяких украшений.

Тщательная светотеневая моделировка лица, точные линии овала делают облик модели чеканным и строгим. Таков «Потрет молодого человека в красной шапке» (ок. 1475, Национальная галерея, Лондон). Юноша внимательно смотрит на зрителя, его губы плотно сжаты, а выражение лица кажется серьезным и замкнутым. Зритель явственно ощущает ту связь, которая появляется между ним и изображенным на портрете человеком.

Портретное творчество Антонелло да Мессины ставит художника в один ряд с самыми значительными мастерами итальянской живописи XV столетия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.