Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные механизмы обеспечения и защиты прав и свобод человека




Это функция многочисленных международных межправительственных организаций, которые обеспечивают правовую защиту.

ООН: Ген. Ассамблея содействует осуществлению прав и свобод человека для всех без различия расы, языка, пола; комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры;

В 1993г. в рамках ООН создана должность Верховного комиссара по правам человека.

Совет по правам человека при ООН, она включает специалистов и докладчиков, которые исследуют ситуацию о грубых и массовых нарушениях прав человека. Участвуют 43 гос. Задача – содействие всеобщему уважению и защите всех прав человека и основных свобод. Дает рекомендации Ген Ассамблее в отношении дальнейшего развития международного права в области прав человека. Проводит всеобъемлющие периодические обзоры выполнения каждым гос его обязательств и обязанностей в области прав человека.

Совет Европы (подробнее см. 29 вопрос) – орган, получивший механизмы обеспечения прав человека. В 1999г. учрежден пост Комиссара по правам человека Совета Европы, который компетентен оказывать консультативные услуги, представлять доклады, заключения и рекомендации.

Отдельные конвенции предусматривают создание специальных органов. Указывается: численность органа; компетенция; характер принимаемых решений. Например: комитет по правам человека – на основе международного пакта о гражданских и политических правах 1966. Гос участники пакта обязуются уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в пакте, принимать необходимые меры для осуществления этих прав.

1. Функция Комитета по правам человека - обеспечение выполнения гос обязательств. Компетенция регулируется Комитета факультативным договором по пакту. Количество - 18 экспертов не более 1 представителя гос.

2. Комитет по правам ребенка – Конвенция о правах ребенка 1989.

3. Комитет против пыток – конвенция против пыток 1984.

4. По ликвидации расовой дискриминации – конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965.

Юрисдикция комитетов распространяется только на гос подписавших их. По сути гос сами признают компетенцию данных органов. Гос представляют в комитет отчеты. Комитет их заслушивает, дает оценку и рекомендации, или делает заключения по обращениям, поступившим в комитет. Комитеты управомоченных принимать обращения от индивидов.

На национальные и суды и другие компетентные органы гос возлагаются обязанности защищать не только конституционные, но и международные договорные права.

 

Региональные органы:

Европейский суд по правам человека – конвенция о защите прав и основных свобод 1950. Он управомочен принимать индивидуальные жалобы от лиц или групп лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одним из государств — участников Конвенции их прав, признанных в Конвенции или в протоколах к ней. Договаривающиеся государства обязались «никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права». Под «этим правом» здесь понимается прежде всего не право Суда принимать жалобы, а право индивида направлять жалобы в Суд. Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу. Жалоба подается заявителем непосредственно или через представителя.

Комиссия СНГ по правам человека - 1993;

МД предусматривают:

1) порядок предоставления докладов – через генсека в комитет;

2) периодичность предоставления докладов.

Доклады:

а) первоначальные – содержат полную информацию о гос участнике: ФГУ, ФГП, правовая система, ссылки на нормативно правовые акты и практика их применения.

б) периодические – информация, которая является новой, что изменилось с момента старого доклада.

 

 

54. Правовая помощь: понятие, источники

Международные механизмы защиты прав человека и восстановления нарушенных прав функционируют во взаимодействии с различными формами правовой помощи на межгосударственном уровне.

Термин "правовая помощь" используется как во внутригосударственном, так и в международном праве. Конституция РФ (ст. 48) гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи.

Согласно МД о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам государства регламентируют два вида деятельности:

1) обеспечение гражданам договаривающихся сторон и лицам, проживающим на их территориях, а также юридическим лицам прав и средств правовой защиты наравне и собственными гражданами и юридическими лицами;

2) развитие сотрудничества между учреждениями юстиции различных стран в целях оказания правовой помощи друг другу, а также другим органам и заинтересованным лицам.

В каждом договоре определяется объем правовой помощи, которую оказывают друг другу учреждения юстиции государств, перечисляются ее разновидности. Например: составление и пересылка документов, проведение осмотров, обысков, изъятия, передача вещественных доказательств, проведение экспертизы, допроса, розыск лиц, осуществление уголовного преследования, выдача лиц, признание и исполнение судебных решений по гражданским делам.

Как правило, предусмотрен государственный уровень сношений. При обращении с просьбами и при оказании правовой помощи суды и другие компетентные учреждения юстиции договаривающихся государств сносятся друг с другом через свои центральные органы.

Новая процедура установлена в отношении СНГ: компетентные учреждения юстиции сносятся друг с другом через свои центральные, территориальные и другие органы. Каждое государство само определяет перечень своих центральных, территориальных и других органов, уполномоченных на осуществление непосредственных сношений, о чем уведомляет депозитария.

Решение вопроса о статусе свидетелей, потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, их представителей, экспертов, которые по вызову явятся в учреждения юстиции другого (запрашивающего) государства. Они не могут быть привлечены на территории запрашивающего государства к уг или адм ответственности, взяты под стражу и подвергнуты наказанию за деяние, совершенное до пересечения гос границы; они не могут быть привлечены к ответственности или подвергнуты наказанию в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экспертов в связи с уг делом, являющимся предметом разбирательства.

Просьба об оказании правовой помощи может быть отклонена, если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит законодательству запрашиваемого государства.

МД о правовой помощи охватывают однородный круг вопросов, и применяются к гос, физ, юр лицам, организациям. Во всех договорах предусмотрено, что дееспособность физического лица определяется законодательством того договаривающегося государства, гражданином которого оно является, а правоспособность юл определяется законодательством страны, где оно учреждено. Дееспособность ЛБГ определяется правом страны, в которой оно имеет постоянное место жительства.

55. Международное уголовное право: понятие, источники.

Международное уголовное право – совокупность принципов и норм, регламентирующих сотрудничество гос в борьбе с преступностью.

Характеристика: это новая отрасль права, возникла в кон.19 – нач.20 в. для обозначения юр норм, касающихся взаимопомощи гос при осуществлении ими своей карательной деятельности в области международного общения. После 2 Мировой войны в понимание международное уголовное право стали включать нормы, касающиеся преступлений против мира, человечества, военные преступления.

Субъекты: гос-ва, международные межправительственные организации, индивиды.

Источники: международный договор, международный обычай.

Интернационализация и глобализация преступной деятельности в двух аспектах функциональном и технологическом.

 

Источники:

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.;

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1985 г.;

Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.;

Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г.;

Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г.;

Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г.;

Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.;

Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства и дополняющий ее Протокол 1988 г.;

Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г.

Конвенция о психотропных веществах 1971 г.;

Конвенция ООН по борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.;

Международная конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г.

 

Сотрудничество осуществляется в 2х формах: договорной и организационно-правовой - проявляется в деятельности общих и специализированных органов, учреждений.

Группы норм в МП:

1. Нормы, устанавливающие взаимные правомочия и обязательства государств и некоторых международных организаций в сфере их сотрудничества в борьбе с преступностью. Имеются в виду правомочия и обязательства по предотвращению и пресечению международных преступлений и преступлений международного характера, обеспечению действия принципа неотвратимости наказания и оказанию правовой помощи. Соответствующие предписания даны в виде формулировок: «государства-участники сотрудничают...», «каждое государство-участник обязуется...» и т. п.

2. Нормы, содержащие квалификацию деяний, которые отличаются международной общественной опасностью. Эти нормы ориентированы на унифицированные внутри гос оценки уг-правовой ответственности. Получили распространение формулировки: «любое лицо совершает преступление по смыслу настоящей статьи, если оно …».

3. Н ормы, которые характеризуют статус и действия индивида как субъекта международного преступления или преступления международного характера. Они включают предполагаемого преступника в механизм применения универсальной юрисдикции по определенным правонарушениям, в связи с чем как бы вводят индивида в сферу международного уголовного права, возлагая на него бремя ответственности за совершенные деяния и вместе с тем обеспечивая ему международно признанные процессуальные гарантии.

Специфика международного уголовного права обусловливает его особенно ощутимое взаимодействие с национальным уголовным правом, уголовно-процессуальным правом и даже с уголовно-исполнительным правом. Важнейшие вопросы предотвращения и пресечения международных преступлений и преступлений международного характера разрешимы только в результате совместного применения норм международного уголовного права и норм национального уголовного права.

В этой отрасли МП пока не осуществлена кодификация, сохраняется множественность договорных актов.

 

 

56. Международные преступления ( преступления против мира и безопасности человечества) - это наиболее опасные преступления против мира и безопасности человечества. Это деяния лиц, воплощающие преступную политику государств - агрессия, колониализм, геноцид, экоцид.

Субъектами таких преступлений вместе с государствами, несущими международную политическую и материальную ответственность, становятся его руководители, высшие должностные лица, иные исполнители преступной политики. В отношении этих лиц компетентны наряду с национальными судебными органами, специально создаваемые государствами международные судебные учреждения (естественно, применительно к тем государствам, которые признают юрисдикцию таких международных судов).

Международный уголовный суд (МУС) — первый постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за международные преступления.

Внутренняя компетенция суда ограничена тремя видами преступлений:

Геноцид — намерение целиком или частично истребить национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.

Преступления против человечности — часть масштабного или систематического преследования, направленного против мирного населения, причём о возможном преследовании преступнику заранее было известно.

Военные преступления — нарушение законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и др.

Компетенция Суда ограничена также и во времени, а именно преступлениями, совершёнными после 1 июля 2002 года, даты вступления Римского статута в силу. Если некоторый конфликт — например, война в Уганде — продолжается уже двадцать лет, то компетенция Суда ограничена теми действиями, которые были там совершены после 1 июля 2002 года.

2011г. Международный уголовный суд выдал ордеры на арест ливийского лидера Муаммара Каддафи. Проведение арестов, однако, является сложной задачей для МУС ввиду отсутствия собственной полиции, что заставляет суд полагаться в этом деле на страны-участницы.

В марте 2012 г. Международный уголовный суд признал виновным Томаса Лубангу Дьило виновным в вербовке детей для участия в боевых действиях. Это был первый обвинительный вердикт МУС.

Нюрнбергский процесс — международный судебный процесс над бывшими руководителями гитлеровской Германии 1945г. Был сформирован на паритетных началах: США, Великобритании, СССР, Франции. Осуждено 28 человек.

Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьёзные нарушения международного гуманитарного права, совершённых на территории бывшей Югославии с 1991 года. Юрисдикция ограничена территориально и по времени. Соотношение юрисдикции трибунала и национальных судебных учреждений – юрисдикция трибунала имеет преимущество. Трибунал может на любой стадии суд. разбирательства затребовать материалы дела. Наказания: макс. срок лишения свободы – пожизненно, смертной казни нет.

Международный трибунал по Руанде.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1190; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.