Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие научного знания




ТГП

АНЯ, ОБРАТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВНИМАНИЕ НА ТО, ЧТО В ТЕКСТЕ УДАРЕНИЕ В РУССКИХ, ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СЛОВАХ ОБОЗНАЧАЕТСЯ ЗНАКОМ ПОДЧЕРКИВАНИЯ – В ВЕРСТКЕ НУЖНО ПРОСТО СВЕРХУ ПОСТАВИТЬ УДАРЕНИЕ.


 

Часть 1. Лекции протоиерея Артемия Владимирова по курсу «Искусство речи», прочитанные в Свято-Тихоновском Гуманитарном университете.. 1

ЛЕКЦИЯ 1. О ДУХОВНОЙ ПРИРОДЕ СЛОВА.. 4

ЛЕКЦИЯ 2. Афористичность языка Священного Писания.. 15

ЛЕКЦИЯ 3. Богомыслие как основа и предпосылка проповеди.. 20

Приложение к лекции 3. От богомыслия к молитве: догматика и нравственность 32

ЛЕКЦИЯ 4. О слове древних ораторов и о слове Господа нашего Иисуса Христа.. 37

1. Слово древних ораторов. 37

1. 1. Docere. 37

1. 2. Delectare. 38

1. 3. Movere. 39

2. Свидетельства о слове Господа нашего Иисуса Христа. 42

2. 1. Слово о спасении души. 42

2. 2 Слово со властию.. 43

2.3. Слово, которое слушают с услаждением.. 45

Лекция 5. Три смысла Священного Писания. Три образа понимания его.. 48

ЛЕКЦИЯ 6. Значение художественного образа в проповедническом искусстве и образность языка Священного Писания.. 60

1. Сравнение. 60

2. Образ как путь к постижению сути. 62

3. Два образа митрополита Филарета. 64

4. Жанр проповеди-рассказа. 66

5. Евангельские образы и притчи о Царствии Небесном.. 72

6. Домашнее задание по притчам о Царствии Небесном.. 76

ЛЕКЦИЯ 7. О ТОМ, КАК РОЖДАЕТСЯ В ДУШЕ НАШЕЙ СЛОВО.. 79

ЛЕКЦИЯ 8. ВНЕШНИЙ ОБЛИК ПРОПОВЕДНИКА, ВЗГЛЯД, ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ.. 90

ЛЕКЦИЯ 9. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ АУДИТОРИЯМИ СЛУШАТЕЛЕЙ. ОПЫТ ПАСТЫРСКОГО И МИССИОНЕРСКОГО СЛУЖЕНИЯ.. 97

1. Слово, обращенное к супругам.. 97

2. Как отвечать скорбящей матери, потерявшей ребенка. 104

3. Слово, обращенное к пожилым людям.. 114

4. Беседа с воинским сословием.. 125

5. Беседа со скептиками, агностиками, неверующими и нецерковными людьми. 132

6. Общение со страждущими. 140

7. Беседа с людьми, находящимися в состоянии аффекта. 145

8. Общение с душевнобольными людьми. 154

9. Общение с заключенными. 163

10. Обобщение правил общения в разных аудиториях. 172

10.1. В общении с детьми. 172

10.2. Подростковая аудитория. 173

10.3. Юношеская аудитория. 175

10.4. Аудитория пожилых людей. 178

ЛЕКЦИЯ 10. Внимание к технике речи как проявление любви к слушателю. артикуляция 182

ЛЕКЦИЯ 11. ОБ ОШИБКАХ РЕЧИ И О ЧИСТОТЕ, ВЫСОТЕ И ПРОСТОТЕ СЛОВА.. 190

ЛЕКЦИЯ 12. О ГРЕХАХ ЯЗЫКА.. 199

Приложение I к лекции 12 Размышления на слова: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших...(Еф. 4, 29) 211

Приложение II к лекции 12 Семицветная радуга человеческого слова (Беседа со студентами в г. Старый Оскол) 215

ЛЕКЦИЯ 13. Техника речи: ИНТОНАЦИЯ И СИЛА ЗВУЧАНИЯ.. 224

ЛЕКЦИЯ 14. БОГАТСТВО ИНТОНАЦИИ РУССКОЙ СКАЗКИ, БЫЛИ, ПОВЕСТИ И ПОЭЗИИ.. 232

ЛЕКЦИЯ 15. Техника речи: ТЕМП, ПАУЗА, АКЦЕНТУАЦИЯ.. 242

Отступление об общих местах, фразах-клише. 246

ЛЕКЦИЯ 16. Построение устного выступления (определение вектора рассуждения, выбор слов и выразительных средств) 252

Приложение к лекции 16 Молитва Преподобного Сергия.. 261

Часть 2. Дополнения к курсу лекций «Искусство речи». Лекции, семинары Крюковой Л.И. 263

ЛЕКЦИЯ 1. 263

Эпистолярный жанр: Сходство устной проповеди и письма (Л.И. Крюкова) 263

1. Тропари о проповеди и письме. 263

2. Письмо о письмах. 267

3. Письмо и проповедь: схематическое обобщение. 271

Приложение № 1 к лекциям 4 (Ч.1), 1 (Ч. 2) Таблица-схема: триединая задача, стоящая перед оратором, проповедником, автором посланий.. 273

ЛЕКЦИЯ 2. Об особенностях эпистолярного жанра (Л. И. Крюкова) 274

1. Принципы составления писем, выработанные византийской эпистолографией. 275

2. История одной переписки. 282

Приложение № 2 к лекции 2 (Ч.2) За гранью переписки.. 292

Приложение № 3 к лекции 16 (Ч.1) Обсуждение слова на заданную тему, составленное одним из студентов. Разбор использования некоторых фигур речи (Крюкова Л.И.) 293

Молитва Преподобного Сергия. 293

Разбор студенческого сочинения. 294

Работы студентов.. 301

Приложение № 4 к лекции 2 (ч.1). Пример выполненного домашнего задания. Размышление на тему: Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен (Притч. 18, 11). 301

Приложение № 5 к лекции 6 (ч.1) СОЧИНЕНИЯ СТУДЕНТОВ.. 303

1. Царство Небесное подобно необыкновенной жемчужине. 303

2. О сокровище. 303

3. Слово о смерти. 304

Приложение № 6 к лекциям 10-15 (Ч. 1) Пример студенческого сочинения на тему: Размышления о технике речи.. 307

 

© Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

 


[1] Дискурсивный (позднелат. discursivus, от discursus рассуждение, довод, аргумент) – рассудочный, понятийный, логический, опосредствованный (в отличие от чувственного, созерцательного, интуитивного, непосредственного).

 

[2] Симфония является алфавитным указателем всех слов, встречающихся в Библии. Для каждого слова симфония позволяет найти все места Писания, где оно встречается, а также определить точное значение слова из языка оригинала. Симфония предназначена для помощи читателю найти ссылки в Библии (книги, главы и стихи), для определения значения непонятных слов, а также для тематического изучения Библии. Также симфония может являть собой книгу, в которой собраны отрывки из многих писаний какого-либо автора на одну определенную тему.

[3] Батюшка ссылается на слова апостола Павла из Послания к Филиппийцам: Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божиего во Христе Иисусе (3, 12-14).

[4] См.: Лев. 20, 26; Пс. 5, 5.

[5] Грибоедов А.С., "Горе от ума"

[6] Первое послание к Коринфянам. Глава 3. Стихи 10-15:

10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.
11Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, —
13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.

 

[7] Есть и такие образы в Псалтири: поставил еси на пространне н о зе мои,– т.е. на пространном месте, на широком участке суши(Пс. 30, 9); или: пост а ви еси на к а мени н о зе мои (Пс. 39, 3).

[8] Силуан Афонский (в миру Семен Иванович Анто́нов; 1866–1938) – монах Константинопольского патриархата русского происхождения, подвизался на Афоне, куда приехал в 1882 г. Канонизирован в 1988 г. Почитается в Православной Церкви как святой в лике преподобных, память совершается 11 сентября (по юлианскому календарю).

[9] Канон Пресвятой Богородице, Песнь 1, Ирмос 1.

[10] Квинт Септи́мий Флоре́нс Тертуллиа́н (155 или165–220 или 240) – один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов. В зарождавшейся теологии Тертуллиан впервые выразил концепцию Троицы. Положил начало латинской патристике и церковной латыни – языку средневековой западной мысли.

[11] Долгое время термин «дидактика» употреблялся в том же значении, что и «педагогика» вообще. Чешский педагог Я.А.Коменский определил дидактику как «всеобщее искусство учить всех всему». В настоящее время дидактика рассматривается как часть педагогики, исследующая проблемы обучения и образования, их принципы, цели, содержание, средства, результаты.

 

[12] Ср.:... но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. (1 Кор., 9, 27)

 

[13] Серге́й Алекса́ндрович Ни́лус (1862–1929) – российский религиозный писатель и общественный деятель, известен как публикатор «Протоколов сионских мудрецов».

 

[14] Лермонтов М.Ю.»Смерть поэта»

[15] Рим., 8. 22:

21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.
22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.;

 

[16] Тютчев Ф.И."Нам не дано предугадать"

[17] Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит. Иисус Христос мог сокрушить иудеев, как надломленную трость, и угасить их гнев, как курящийся или горящий лен, но не хотел этого делать, пока не исполнит домостроительства и не победит их во всем (из толкования архиепископа Феофилакта Болгарского на указанный стих из Евангелия от Матфея).

[18] «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился…» – говорит Родион Раскольников Соне.

[19] Пс. 103. 25: Сие море великое и пространное: тамо гади, ихже несть числа, животная малая с великими…

 

 

[20] Первое послание Петра. Глава 3. Стих 15

Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.

 

[21] Послание к Ефесянам. Глава 4. Стих 5

один Господь, одна вера, одно крещение,

 

[22] Мф. 7, 6: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

 

 

[23] 1 Кор. 1, 20:

Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?

[24] 2 Тим. 4, 3-4:

3 Будет бо время, егда здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом:
4 и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся.

[25] Еф. 2, 2:

в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,

Еф. 5. 6:

Колос. 3. 6:

Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;

за которые гнев Божий грядет на сынов противления…

 

[26] Евр. 12, 6: Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.

 

[27] 1 Фес. 5, 14:

Молим же вы, братие, вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всем.

 

 

[28] Листра – город в Ликаонии, древней стране в Малой Азии, к югу от центральной пустыни,на территории современной Турции. Город трижды посещался апостолом Павлом.

[29] Литературный персонаж из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», входящей в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Солоха – мать Вакулы, ведьма. К ней с откровенными заигрываниями приходили и сельский голова, и дьяк, и Чуб – отец Оксаны, и сам черт.

[30] М.Ю. Лермонтов. «Смерть поэта».

[31] Лк., 17,10

[32] Инвектива (от лат. invectivus – бранный, ругательный) (книжн.) – гневное выступление против чего-нибудь или кого-нибудь, оскорбительное выражение, брань, выпад. А также форма литературного произведения, одна из форм памфлета, осмеивающего или обличающего реальное явление, лицо или группу.

 

[33] Архимандрит Киприан (в миру Константин Эдуардович Керн; 1899, Тула –1960, Париж) – православный священнослужитель (в юрисдикции Русской православной церкви за границей, затем Константинопольского патриархата), богослов, церковный историк.

[34] Проценко Павел Григорьевич, составитель и комментатор трудов епископа Варнавы (Беляева; 1887-1963), в частности «Основ искусства святости» в пяти томах (1995-2001). Автор книги-биографии еп. Варнавы «В Небесный Иерусалим: История одного побега», повести «Цветочница Марфа» (о судьбе русской крестьянки, погибшей в сталинском концлагере) и других. Составитель сборника «Мироносицы в эпоху ГУЛАГа» (2005).

 

[35] До 1997 г. Академия носила имя Дзержинского.

[36] Крупная безногая ящерица, похожая на змею; безвредная для человека.

[37] Стих из Великого покаянного канона прп. Андрея Критского. Песнь 1. (В понедельник первой седмицы Великого поста.)

[38] Чернобыль, или чернобыльник – трава, разновидность полыни. Название города Чернобыль, где произошла страшная катастрофа на АЭС, происходит от названия травы чернобыльник.

[39] Мф. 20, 6:

Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?

 

[40] Мф. 3, 8: сотворите же достойный плод покаяния.

 

[41] Мф.7, 2:

ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

 

 

[42] Сатира как литературный жанр возникла в древней римской литературе. Это поэтическое произведение, в котором более или менее резко осуждаются и негодующее изображаются свойства и качества отдельных типических лиц или более или менее обширной группы лиц и явлений.

[43] Памфле́т (от англ. pamphlet) – разновидность литературного или публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей.

[44] Пасквиль (от нем. Pasquill, из итал. pasquillo) – сочинение, содержащее карикатурные искажения, клевету и злобные нападки, цель которых оскорбить и скомпрометировать какое-либо лицо, группу, партию и т. п. Пишется в публицистической или беллетристической форме, близкой памфлету.

[45] Манкурт – это военнопленный, которому сбривали волосы и надевали на голову кусок шкуры с шеи только что убитого верблюда. Шкура высыхала на солнце, причиняя бедняге жуткие страдания, и он или погибал, или терял память, и его делали рабом. Чингиз Айтматов в своем романе «И дольше века длится день» популяризировал тюркскую легенду о манкурте – о том, как человека превращают в бездушное рабское создание, полностью подчиненное хозяину и не помнящее ничего из предыдущей жизни. В переносном смысле слово «манкурт» употребляется для обозначения человека, потерявшего связь со своими корнями, бездушное рабское создание. Манкурт – это также и ребенок какой-то национальности, выращенный и воспитанный с рождения среди другого народа, на его языке, культуре, национальных и духовных традициях, отождествляющий себя с этим народом, не знающий родного языка, а только язык народа, среди которого он вырос.

[46] Использование цитат и образов из широко известных литературных произведений является одним из важных приемов устного выступления. В том числе применяется перифразирование или вольный пересказ цитат, в данном случае из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина (разговора Татьяны Лариной с няней):

« Не спится, няня: здесь так душно!

Открой окно да сядь ко мне».

– Что, Таня, что с тобой? – «Мне скучно,

Поговорим о старине».

А также:

«Ах, няня, няня, я тоскую,
Мне тошно, милая моя:
Я плакать, я рыдать готова!..»
- Дитя мое, ты нездорова;
Господь помилуй и спаси!
Чего ты хочешь, попроси...
Дай окроплю святой водою,
Ты вся горишь... – «Я не больна,

Я... знаешь, няня... влюблена».

Дитя мое, Господь с тобою! -
И няня девушку с мольбой
Крестила дряхлою рукой.

 

[47] Пример возможного вольного пересказа лектором. Для сравнения – цитата из сказки А. Гайдара: «А Мальчиша-Кибальчиша схоронили на зеленом бугре у Синей реки. И поставили над могилой большой красный флаг. Плывут пароходы – привет Мальчишу! Пролетают летчики – привет Мальчишу! Пробегают паровозы – привет Мальчишу! А пройдут пионеры – салют Мальчишу!»

[48] Герой из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» – «народный заступник». О нем рассказывается в последней части поэмы «Пир на весь мир».

[49] Название фильма американского режиссера Стэнли Креймера.

[50]Слова из песни «Три вальса», исполнявшейся известной советской певицей Клавдией Шульженко.

[51] Интенция (лат. intentio – намерение, замысел) – коммуникативное намерение говорящего. А также цель и направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет. Термин интенция ввели в современную лингвистику последователи Дж. Остина, одного из создателей теории речевых актов.

 

[52] Авраамий, в миру Аверкий Иванович Палицын († 13 сентября 1625, Соловецкий монастырь) – известный деятель Смутного времени, знаменитый писатель и историк, автор повести об осаде Троицкого монастыря поляками.

 

[53] Ниже приводится текст, который был предложен лектором студентам в качестве образца работы над словом.

[54] Крюкова Л.И. была заместителем заведующего кафедрой гомилетики Свято-Тихоновского богословского института. Безвременно ушла из жизни в 2000 году.

1 Здесь и далее выделения сделаны лектором – Ред.

[55] Периодизация дана по статье: Попова Т. В. Византийская эпистолография. // Византийская литература. / Под ред. С. С. Аверинцева М.: Наука, 1974.

 

[56] Ювенал Децим Юний (ок. 60–ок. 127), римский поэт-сатирик.

[57] Так у автора письма.

[58] Таких слов нет в Евангелии.

[59] Т.е. предлагает прочитать его письмо по радио.

[60] Композиция (от лат. compositio – составление, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие.

[61] Градация (от др.-греч. κλῖμαξ — «приставная лестница») – фигура речи, состоящая в таком расположении частей высказывания, относящихся к одному предмету, что каждая последующая часть оказывается более насыщенной, более выразительной или впечатляющей, чем предыдущая.

 

Тема 1. Теория государства и права как наука

 

Общая теория права входит в систему современного социально-гуманитарного знания. Для того чтобы понять, что составляет предмет изучения данной научной дисциплины и определить ее место в структуре современной науки, необходимо уяснить

во-первых, специфику научного знания как такового, рассмотренного в его исторической эволюции;

во-вторых, особенности социально-гуманитарного знания;

в-третьих, особенности современного этапа его развития.

Рассмотрение теории права в более общем контексте развития научного знания как такового позволяет также уяснить общие закономерности и тенденции в динамике теоретико-правового знания как особой исторически и культурно обусловленной деятельности, направленной на получение новых знаний о феномене права.

<QUEST1< FONT>Научное знание как социокультурное явление. Научное знание рассматривается в качестве одной из высших ценностей современного человечества, без которой невозможно представить его дальнейшее развитие.

Однако столь высокое место в иерархии культурных ценностей наука занимала далеко не всегда и не во всех культурах. В первом приближении науку можно определить как высокоспециализированную деятельность, ориентированную на постоянный рост информации об окружающем нас мире и ее практическое использование с целью его преобразования. В таком понимании наука есть специфический социокультурный феномен, возникновение и стремительное развитие которого оказалось возможным только в западной цивилизации.1 Избранный ею в XVI–XVII вв. путь цивилизационного развития получил название техногенного. Для него характерна интеграция науки и техники, обусловившая формирование современного технологически зависимого общества. Техногенный тип цивилизационного развития основан на постоянно ускоряющемся преобразовании природной среды, что обусловливает также и стремительные темпы социальных изменений.

Формирование в западноевропейском культурном регионе в XVI–XVII вв. техногенной цивилизации оказалось возможным благодаря уникальному сочетанию определенных социокультурных факторов. Они обусловили процесс модернизации традиционного аграрного общества эпохи Средневековья и становление нового индустриального, или капиталистического, общества, а также его последующую эволюцию в постиндустриальное и современное информационное общество.

Главной ценностью формирующегося индустриального общества стал идеал активной суверенной личности, вследствие чего данный тип общества называется также индивидуалистическим. Деятельность, направленная на преобразование окружающего мира, как природного, так и социального, и обеспечивающая над ним власть, рассматривается в таком типе общества как главное предназначение человека. При этом окружающая действительность понимается исключительно как арена деятельности человека, как сфера приложения его преобразовательных сил. Инновация, под которой понимается результат творчески преобразующей активности человека, считается в данном типе общества самодостаточной ценностью. Индивидуалистические идеалы индустриального общества нашли выражение во всех сферах его жизни и обусловили формирование саморегулирующейся рыночной экономики, основанной на свободе частного предпринимательства, идеологии неотчуждаемых прав и свобод человека, а также демократической политической культуры. Произошедшее в эпоху европейского Ренессанса возрождение ценностей полисной культуры античного общества способствовало развитию представлений о длительности западноевропейской демократической традиции.

От западной цивилизации, пошедшей по пути модернизации, радикально отличаются традиционные цивилизации Востока. Свойственный традиционным обществом консерватизм (постоянство) видов деятельности, исторически обусловленный аграрным характером экономики, медленные темпы их эволюции, господство регламентирующих традиций ограничивали проявление преобразующей активности человека. Принципу целенаправленно преобразующего деяния, характерному для западной цивилизации, здесь противостоит принцип невмешательства человека в протекание природных процессов и адаптации к сложившейся социальной среде. Данный принцип задает принципиально иной вектор человеческой активности в традиционных обществах: она направлена не на изменение внешнего мира, а на изменение самого человека. Формами человеческой активности здесь являются прежде всего самосозерцание и самодисциплина, которые обеспечивают следование традиции. Инновационная деятельность не воспринимается здесь как ценность, напротив, она имеет ограничения и допустима лишь в рамках веками проверенных традиций. В традиционных обществах личность осознает себя таковой только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи необходимым элементом в исторически сложившейся и строго определенной системе корпоративных связей. Вследствие этого традиционные общества Востока получили также название коллективистских. Следует отметить, что современные процессы распространения техногенной цивилизации обусловили и определенные изменения в культуре традиционных обществ.

Таким образом, только в культуре техногенной (западной) цивилизации, главной ценностью которой является идеал автономной личности, целенаправленно преобразующей окружающий мир с целью достижения господства над ним, научное знание приобретает особое ценностное значение. Научное знание рассматривается как необходимое условие преобразования мира во все более расширяющихся масштабах. Оно создает уверенность в том, что человек способен, раскрыв законы природы и социальной жизни, регулировать природные и социальные процессы в соответствии со своими целями. Доминирование ценности научного знания и активное влияние последнего на другие сферы культуры становятся характерным признаком техногенной цивилизации.2

<QUEST2< FONT>Специфика научного знания. Научное знание есть прежде всего знание рациональное (лат. ratio — разум), стремящееся к достоверному объяснению и пониманию окружающей действительности. Рациональность научного знания выражается в теоретическом моделировании реальности с помощью понятий, отличающихся определенностью и однозначностью смыслового содержания. Научная теория обусловленная научной парадигмой <QUEST3< FONT>логически непротиворечивая система определенных абстракций, при помощи которых раскрывается сущность изучаемого объекта. Иначе говоря, научная теория — это система мысленных образов, полученных путем отвлечения от тех или иных несущественных свойств объекта с целью выделения его существенных признаков. Научная теория, представляющая собой рациональную модель действительности, должна удовлетворять требованиям логической непротиворечивости, обоснованности (доказательности) и систематизированности. Козлов В. А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989. С. 37

Именно рациональностью научное знание отличается от других видов познания — мифологического, религиозного, обыденного, художественного, в которых доминирует эмоционально-ценностное и образное восприятие реальности, часто не имеющее словесного (вербального) выражения. Глубоко личностный, индивидуальный характер эмоционально-ценностного и образного постижения действительности является фактором, затрудняющим процесс передачи информации другим субъектам и требующим от них определенных эмоциональных усилий для ее адекватного восприятия. Рациональное знание, напротив, в силу своего понятийного и вербального характера обладает свойством общезначимости, и может быть без ущерба для полноты информации передано другим субъектам и адекватно ими воспринято.

<QUEST4< FONT>Представляется, что специфика научного познания может быть выражена в следующих основных признаках.

1. Главной целью научного познания является получение наиболее общих и достоверных знаний о познаваемом объекте. Общность научного знания об объекте означает не отсутствие конкретности, а то, что данное знание объясняет все возможные формы и виды исследуемого явления. Именно поэтому теория права не может строиться как, например, теория современного российского права. Для научного познания характерна также установка на постоянный рост нового знания, вследствие чего главной ценностью данного типа познавательной деятельности является научная новизна получаемого знания.

2. Научное познание, являясь высокоспециализированной деятельностью, требует особой подготовки познающего субъекта, в ходе которой он воспринимает стиль научного мышления конкретного научного сообщества и принятые в нем стандарты изложения научного знания, осваивает исторически сложившиеся методы научного исследования, знакомится с нормами профессиональной этики ученого.

3. В отличие от эстетического, в научном познании индивидуальные особенности личности ученого не отражаются непосредственно в полученном им знании.

4. Научное познание всегда осуществляется на основе сознательно избранных ученым методов(греч. methodos — правильный путь), позволяющих обнаружить объект и максимально полно исследовать его свойства.

5. Результаты научного познания отличаются обоснованностью, доказательностью, логической непротиворечивостью, систематизированностью.

6. Для научного познания характерен специфический язык, который отличается определенностью и однозначностью смыслового содержания используемых в нем терминов и понятий.

Таким образом, научное познание — культурно обусловленная высокоспециализированная деятельность субъекта, целью которой является получение при помощи специальных методов новых достоверных знаний о познаваемом объекте, удовлетворяющих принятым в научном сообществе критериям научности и стандартам изложения научного знания.

<QUEST5< FONT>Типы научной рациональности. Процесс научного познания обусловлен не только особенностями изучаемого объекта, но и социокультурным контекстом, в который включен познающий субъект. Стандарты изложения научного знания, критерии научности, способы видения реальности в науке, стили научного мышления формируются в контексте культуры, испытывая воздействие различных ее явлений, и меняются с изменением типа культуры. Таким образом, научная рациональность представляет собой исторически развивающееся явление, обусловленное мировоззренческими доминантами культуры, а потому можно выделить исторические типы, или модели, научной рациональности. Специфические особенности типа научной рациональности находятся в зависимости от господствующей в научном сообществе научной парадигмы и формируются в рамках научной картины мира.

<QUEST6< FONT>По определению американского ученого Т. Куна, научная парадигма (греч. paradeigma — пример, образец) — это культурно обусловленная система теоретических,методологических и ценностных (аксиологических) установок,принятых в качествеобразца решения научных задачи разделяемых всеми членами научного сообщества.Та или иная научная парадигма лежит в основании «здания» любой науки, является ее «фундаментом». Научная парадигма выполняет функцию исследовательской программы: она определяет направления научного поиска, т. е. стратегию эмпирических и теоретических исследований, и тем самым организует научный процесс.

<QUEST7< FONT>Научная парадигма выступает организующим принципом, в соответствии с которым выстраивается научная картина мира. Научная картина мира — это обусловленная научной парадигмой система обобщенных и систематизированных научных представлений об исследуемой реальности. Первым уровнем обобщения научных знаний являются дисциплинарные научные картины мира (физическая, химическая, биологическая и т. д.). Следующим уровнем являются соответственно естественнонаучная и социально-гуманитарная картины мира. В общей научной картине мира обобщаются наиболее важные характеристики предмета научного познания как целого, взятого на определенной стадии его исторического развития.

В развитии научного знания можно выделить, во-первых, эволюционные периоды, т. е. периоды поступательного развития науки, когда научная картина мира пополняется новыми научными знаниями, не противоречащими принятой научным сообществом парадигме; во-вторых, — революционные периоды, когда в результате научной революции происходит замена прежней научной парадигмы и соответствующих ей научной картины и типа научной рациональности новой.

<QUEST8< FONT>Научные революции происходят как результат осознания научным сообществом или какой-то его частью того, что:

1) существующая научная картина мира перестала быть адекватной теоретической моделью исследуемой реальности и не справляется с функцией интеграции научных знаний;

2) научная парадигма утратила эвристическую ценность, т. е. не способна более определять направления научного поиска и организовывать научный процесс;

3) все элементы структуры научного знания (научная парадигма, научная картина мира, тип научной рациональности) не согласуются с новыми мировоззренческими доминантами культуры.

Соответственно среди причин научных революций, приводящих к смене научной парадигмы, научной картины мира и типа научной рациональности, можно выделить как внутринаучные, т. е. обусловленные развитием самого научного знания, так и социокультурные, когда изменения, происходящие в других сферах духовного опыта, прежде всего философии и религии, приводят к изменению также и научного объяснения мира. К числу внутринаучных причин научных революций след ует отнести:

1) совершенствование методов исследования, что приводит к открытию новых объектов, а также к изменению способов научной интерпретации ранее исследованных объектов;

2) невозможность концептуального объяснения в рамках существующей научной картины мира новых фактов;

3) стремительное умножение теорий, конкурирующих между собой по способности увеличивать эмпирическое содержание науки, т. е. область объясняемых и предсказываемых ею фактов.

К числу социокультурных причин, приводящих к революционной смене научных парадигм, относятся прежде всего изменения в системе ценностей, составляющих фундамент культуры соответствующей исторической эпохи, что сопровождается сдвигами в религиозном, философском, эстетическом и обыденном сознании, обусловливая и необходимость изменения научного видения реальности. Например, характерное для античности обожествление природы было главным препятствием для развития экспериментального естествознания. Именно лишение природы священного статуса в христианской культуре Средневековья открыло возможность ее экспериментально-математического изучения. Так, Галилей сравнивал эксперимент с пыткой, после которой природа готова будет ответить на все интересующие исследователя вопросы. Очевидно, что в античной культуре подобное «пытливое» отношение к природе было невозможно.

Новые представления о научном знании первоначально выдвигаются как гипотезы, разделяемые незначительной частью научного сообщества (так называемая наука переднего края). Гипотетическое научное знание проходит этап обоснования и может весьма длительное время конкурировать с прежними научными представлениями. Утверждение новой научной парадигмы и соответствующей ей научной картины мира происходит не только благодаря тому, что она эффективно функционирует в качестве исследовательской программы, продуцируя новые научные теории, но также и потому, что она получает философско-мировоззренческое обоснование в системе культуры. Развиваемое в рамках научной парадигмы новое видение реальности получает признание, лишь будучи согласованным с фундаментальными ценностями культуры соответствующей исторической эпохи.

Научные революции не отменяют окончательно старую картину мира, так как наряду с гипотетическим она содержала в себе и достоверное знание об исследуемой реальности, которое и включается в новую научную картину мира как ее часть (так называемое твердое ядро науки). Знание, не отвечающее новым парадигмальным критериям, оказывается вытесненным за пределы науки и оказывается историей науки. История науки представляет собой вытесненное за пределы актуальной науки устаревшее знание, которое, правда, при определенных обстоятельствах, может быть снова актуализировано на новом уровне и в новом контексте. Таким образом, корпус науки состоит из трех частей: «науки переднего края», «твердого ядра науки» и истории науки (В. В. Ильин).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.