КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Страсти по Ватикану 1 страница
В первые века христианства выделилась особая прослойка проповедников, избиравших путь служения вере и посвятивших этому всю свою жизнь без остатка. Такие люди обладали особым даром убеждения, который в древности назывался харизмой. В буквальном переводе «харизма» означает «даруемый духом», иными словами, это умение быть учителем. Талантливые ораторы, эти проповедники способны были привлечь на свою сторону многих мирян, которые вдохновенно внимали их проповедям и преклонялись перед учителями жизни. Со временем такие люди становились руководителями христианских общин. Поначалу они были их духовным, а затем и политическим ядром. Так постепенно складывалась церковная иерархия. Высшим рангом в ней стал епископ (греч. Episcopus – надзиратель, смотритель, блюститель), обычно это глава диоцеза (епархии). В разных церквах имеются свои теории происхождения епископата. Католическая церковь утверждает, что апостолы – ученики Иисуса Христа – представлены в Новом Завете как обладающие уникальным и высшим достоинством; они избирали некоторых помощников для особого попечения за отдельными общинами. Эти избранные получали звания диаконов, священников и епископов (три различные иерархические степени возрастающего духовного достоинства). Такое возведение в сан означало передачу (в соответствии с распоряжениями самого Иисуса Христа) апостольского служения преемникам, избранным из первых христианских миссионерских помощников. Согласно такой интерпретации, почти не изменившейся до эпохи Реформации, издревле существовали три особые степени служения церкви – апостолы и их преемники (епископы); большая группа помощников, из которых и избирались эти преемники; диаконы. В IV в. император Константин предоставил епископам светскую власть. После нашествий варваров светская власть епископов значительно усилилась. Новая организация изменила и само представление о церковной власти, которое также вырабатывалось постепенно, по мере развития церковной иерархии. Теперь власть превратилась в предмет культа. Общины постепенно росли, один епископ не справлялся со всеми делами и обязанностями, а следовательно, ему необходимы были помощники. Епископ постепенно окружал себя все большим количеством непосредственных подчиненных, которые получали статус служителей церкви и определенную церковную должность при епископе. У них были свои обязанности, чаще всего судебные или финансовые, они собирали налоги в пользу Церкви, подсчитывали доходы. Иногда служители вели проповеди от имени епископа. Однако главенствующее положение всегда принадлежало только самому епископу. Согласно христианскому вероучению епископ был пастырем его духовного стада. Уже во времена Римской империи первенство среди христианских общин западных римских провинций получила римская община. И это было не случайно. Вокруг нее сплелось целое кружево легенд и преданий. Причем сама община старалась укрепиться, подтвердить свое первенство, опираясь непосредственно на Библию. Император Константин Великий. Фрагмент мозаики. Собор Святой Софии в Константинополе. Конец X в.
С IV в. дошли до нас сведения о том, что основателем римской общины был не кто иной, как апостол Петр. А по представлениям того времени он мог выступать только в роли ее епископа. Неизвестно, является ли это утверждение легендой или было извлечено со страниц Священного Писания, тем не менее в его пользу свидетельствуют многие хроники. Например, в Александрийской хронике сохранилась запись следующего содержания: «В первый год царствования Веспасиана умер апостол и иерусалимский патриарх Якобус, которого Петр при отъезде назначил вместо себя епископом Иерусалима». Рим оспаривал у самого Иерусалима право быть главным центром и опорой христианства, оплотом веры, ее нерушимой скалой. Кстати, греческое имя апостола Петра (Petra) в переводе означает «камень». По другому преданию, на земле Рима, как нигде более, было пролито крови великомучеников, в том числе и самого Петра. Потому‑то земля Рима и является священной. Вывод напрашивался сам собой: именно римская община является оплотом христианской веры. Будущий апостол Петр родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначально его звали Симоном. Имя Петр (Petrus, от греческого слова pεtroς – камень, скала, арамейское Кефас) ему дал Иисус. Симон был женат и трудился рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра, Иисус сказал: «Идите за мной, я вас сделаю ловцами человеков». Став апостолом Иисуса Христа, Петр сопровождал Его во всех путях земной жизни. Петр был одним из любимых учеников Иисуса. В ночь после ареста Иисуса Петр, как и предсказывал Учитель, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрекся от Него. Но позже Петр искренне покаялся и был прощен Господом, который многозначительно трижды просил Петра заявить о своей любви к нему и только тогда доверил ему пасти овец и агнцев его. Иисус спрашивал своих учеников, что они о нем думают, и Петр сказал ему, что Он есть «Христос, сын Бога живого». Господь сказал ему, что построит на камне‑Петре свою церковь, и врата ада не одолеют ее. Петр является автором двух Соборных посланий, вошедших в Новый Завет. Апостол Петр в образе папы римского. Фреска XV в.
По вознесении Господа апостол Петр проповедовал слово Божие в разных странах и при этом совершал великие чудеса – воскрешал мертвых, исцелял больных и немощных, возглавил коллегию двенадцати апостолов. По преданию, Петр двадцать пять лет был епископом Рима – с 43 по 67–68 гг. Однако это предание является довольно поздним, и поэтому большинство современных исследователей полагает, что апостол Петр прибыл в Рим только в начале 60 х гг. В 49 г. Петр принимал участие в Апостольском соборе в Иерусалиме, на котором был согласован с другими апостолами (в том числе с апостолом Павлом из Тарса) вопрос о том, как следует поступать по отношению к язычникам, желающим вступить в христианские общины. По преданию, в 64 г. (либо в 67–68), во время гонения на христиан со стороны императора Нерона апостол Петр был распят на перевернутом кресте, вниз головой по его желанию, потому как апостол считал себя недостойным умереть смертью своего Господа. Апостол Петр канонизирован и в католической, и в православной церкви. В Риме был введен праздник святых Петра и Павла, как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой. У католиков праздник отмечается 29 июня, у православных – 12 июля (29 июня по старому стилю). В католицизме считается, что апостол Петр был первым римским епископом, то есть первым папой. Собор Святого Петра в Ватикане возведен над вероятной могилой апостола Петра. Согласно христианскому преданию, ранее, по велению императора Константина, на этом месте была сооружена базилика, получившая имя ее создателя. В эпоху Возрождения на ее месте был построен современный собор Святого Петра. С 1939 по 1949 г. под собором проводились археологические раскопки, которые обнаружили остатки древнего римского кладбища. В 1952 г. был опубликован подробный отчет, свидетельствующий, что одна из могил этого кладбища особо почиталась уже в I – II вв. Дальнейшие работы проводились под руководством итальянского археолога Маргариты Гуардуччи. В 1964 г. вышла ее книга «Реликвии Святого Петра под исповедальней ватиканской базилики» (итал. Reliquie Di Pietro Sotto La Confossione della Basilica Vaticana), в которой вероятность, что именно в этой могиле был похоронен Петр, расценивалась как весьма высокая. Под впечатлением археологических исследований папа Павел VI в 1968 г. объявил, что, исходя из исследований ученых, можно полагать, что могила апостола найдена. Возвращаясь к истории христианства и первых христианских церквей как социальных организаций, следует отметить, что в связи со своей особой значимостью все римские епископы стремились получить звание и титул, которые выделяли бы их среди прочих епископов прочего христианского мира. Хотя в первые времена христианства римский епископ не обладал никакими особыми преимуществами, но уже во II в. римский епископ Виктор в споре о праздновании Пасхи стал требовать, чтобы малоазийские епископы следовали в этом вопросе обычаю римской церкви. В III в. римский епископ Стефан, во время спора о крещении еретиков, требовал повиновения себе от карфагенских епископов. Уже в середине II в. авторитет римского епископа был признан епископами Средней Италии. Приматство римского епископа опиралось на политическое обаяние и культурное значение императорского Рима – «вечного» Рима, столицы миpa. Римские императоры были и верховными жрецами: название это – Pontifex maximus – перешло к римским епископам, которые как бы взяли в свои руки наследие императоров. Тот факт, что римская церковь была основана апостолами Петром и Павлом, позволял утверждать, что только именно в Риме учение Христа сохранилось в полной чистоте. Как апостол Петр – первый между апостолами, наместник Христа на земле, так и римский епископ должен быть главой всех епископов. Епископ Марцеллин, первый папа римский
Основывая свои государственные права на преемстве власти от апостола Петра, римские епископы и владения свои называли наследием Петра (Patrimonium Petri). Особый титул для римского епископа был найден епископом Марцеллином (возглавлял римскую церковь в 296–304 гг.), который заимствовал его на Востоке и стал первым папой римским. С легкой руки Марцеллина все римские епископы начали называть себя папами, что в переводе с греческого означает «батюшка» (дословно pappas – отец). Так называли епископов на Востоке, подчеркивая отеческие, родственные отношения с Богом. Подобное отношение прочно укоренилось и среди христиан. Однако новый титул не сразу получил всеобщее признание. В первые века христианства это название применялось для всех епископов, а первоначально – для всех священников, пользовавшихся правом благословения. Имеются свидетельства того, что в VI в. некоторые епископы еще назывались «папами». Но начиная с VII в. титул «папа» давался уже исключительно римскому епископу: это отражало процесс формирования учения католической (западной) церкви о примате (верховенстве) римского епископа. Быть папой постепенно становилось все более престижно. За это право боролись, поскольку более высокий титул означал большую власть. Смерть каждого папы вызывала споры между членами общины за почетное право занять его место. Но сама власть папы носила неопределенный характер: непонятно было, где она начинается и где заканчивается, а также на какой основе зиждется. Часто жители не знали, чьи они подданные. Кроме того, неопределенными были отношения между папой и императором. История знает немало примеров такого разделения власти. Приведем один из них. В 808 г. император Карл Великий специально назначил чиновников для того, чтобы взимать подати и налоги с населения папского государства, как будто речь шла о его собственных городах. Эта неопределенность приводила к тому, что папский престол при ослаблении другой, светской власти переходил к римской аристократии. И когда речь заходила о правах на управление государством, то об императоре уже никто не вспоминал. Начинались трехсторонние распри между папой, императором и местными феодалами. Уже с самых ранних времен, как только выделилась римская община, ее епископы стремились занять главенствующее положение. По этой причине они старались установить на досягаемых пределах подвластной территории одинаковые для всех религиозные обряды, молитвы и правила, которые обязаны были соблюдать все христиане, причем таким образом, чтобы в их исполнении не было разногласий. В противном случае это могло привести к расколам. Латеранский дворец и Латеранская базилика в наши дни
Постепенно римский епископ занял главенствующее положение среди всех остальных епископов Апеннинского полуострова и близлежащих островов. А затем он добился права назначать и отстранять от должности священников. Постоянной резиденцией пап стал Латеранский дворец в Риме, который более напоминал собой крепость, что в общем‑то было не случайно – ведь в неспокойное время высокие надежные стены выполняли важнейшую оборонительную функцию. К этому времени богослужение уже проходило в соборах и храмах, специально построенных для этих целей. Раньше оно обычно проводилось в домах мирян – последователей веры. Храмы и церкви в еще большей степени утверждали господство христианства. Однако расколы и споры в Церкви были неизбежны. У той веры, которую проповедовал Рим и его папы, имелось множество противников. Они по‑своему толковали Библию, христианские традиции и обряды. Совершенно по‑иному смотрели на христианскую веру на Востоке, прежде всего в Константинополе, где христианство впервые в истории стало господствующей государственной религией, и в Иерусалиме, где был распят Иисус Христос и откуда христианство распространилось по всему миру. Конечным итогом противостояния стало разделение христианской Церкви на Западную – католическую – и Восточную, получившую название православной. В истории это разделение получило название схизма (расщепление). Основная причина разделения церквей – борьба за супрематию (главенство) между римскими папами и константинопольскими патриархами. Разделению способствовали издавна сложившиеся различия между западной и восточной церквами в догматике, обрядах, организации. Принято относить разделение церквей к 16 июля 1054 г., когда конфликт между римской курией, претендовавшей на подчинение духовенства Южной Италии, и константинопольским патриархом Керуларием вылился в отлучение последнего римским легатом Гумбертом и в официальный разрыв между церквами. Это событие было лишь одним из этапов разделения церквей, начало которому было положено около 867 г. между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием. Окончательное разделение церквей произошло после завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 г. Уже в раннем Средневековье папский престол стал настолько популярным, что за право его наследования споры разгорались еще при жизни действующего папы. Назрела необходимость упорядочить весь процесс. В связи с этим папа Симмах (правил в 498–514 гг.), который первым стал жить в Ватикане и начал обустраивать папскую резиденцию на Ватиканском холме, издал указ о выборах понтифика. Чтобы предотвратить интриги и влияние светских лиц, запрещалась всякая деятельность, направленная против папы при его жизни. Уже тогда начала складываться мощная материальная база Ватикана, появилось много земельных владений, расположенных в окрестностях Рима и на берегах Сицилии. Земли безвозмездно передавались папе в качестве своеобразного пожертвования всеми желающими, которые таким способом стремились обеспечить себе вечное блаженство в мире ином. Не только Италия дарила свои земли папству, но и Африка, Галлия, Азия. Покровительство папы необходимо было не только в духовной, но и в политической жизни. Такой патронаж выражался еще и в том, что любой крестьянин, впавший в нужду, мог обратиться за помощью к Церкви. Однако за оказанную поддержку он обязан был передать свой участок земли в церковную собственность. После смерти крестьянина его участок переходил к Церкви в вечное пользование. Таких крестьян, отдавших свои земли, называли прекаристами (от латинского слова praecar – просьба). Впоследствии Церковь заставляла их обрабатывать отданные земли за определенную плату. Папа Симмах. Мозаика монастыря св. Агнессы в Равенне
Кроме того, у папства были особые крестьяне, так называемые колоны. Они платили дань вином, хлебом и золотыми монетами. Такая плата называлась пенсией. Ее должен был платить каждый поселившийся в папских владениях, даже если этот человек не обрабатывал землю. Так постепенно католическая церковь забирала в свои руки и светскую власть. Все государственные функции переходили от императора к папе, благо церковники могли опираться на свои земли и своих крестьян. Папа становился не только церковным, но и светским владыкой. Усиление власти требовало и ее регулирования. Время от времени римские папы создавали свои военные отряды. Папство неоднократно обращалось к франкам в поисках опоры для борьбы с крестьянскими волнениями. Это была двусторонняя связь. Если Франкское государство поддерживало папство, это означало и усиленное насаждение христианства на языческих территориях. Со временем христианскую веру приняли многие вожди франкских племен, и папа даже устроил по этому поводу трехдневный всехристианский праздник. Повсеместное насаждение новой веры началось с угрозы смертной казни для тех, кто не ходит в церковь по праздникам, не почитает христианского Бога и продолжает соблюдать языческие обряды. Впоследствии Рим и Папская область испытали на себе мощное влияние Германии и отдельных феодальных семей Италии, воевавших за папский престол. В IX–X вв. установилась полная зависимость Рима от Германии. Нередко папе выпадала роль посредника между борющимися сторонами. Это конечно же способствовало укреплению церковной власти в Италии и за ее пределами. У папы для этих целей было много помощников – викариев (от лат. Vicarius – заместитель, наместник). В поздней Римской империи так назывался правитель административного округа – диоцеза. В католической церкви непосредственные интересы папства представляют генеральные викарии – помощники епископов, управляющие церковными диоцезами, и апостолические викарии – папские наместники, большей частью в отдаленных (миссионерских) районах, они же являются представителями римского папы в провинциях. Все священники имели особое облачение. Викарий, на должность которого назначался, как правило, архиепископ, носил белый воротник с тремя шелковыми крестами. Воротники почти всегда изготовлялись из шерсти, а кресты – из шелка, из самых дорогих и благородных тканей. Кресты символически обозначали пастыря, несущего на плечах овцу. Такой рисунок стали называть паллией. Он вручался папой и символизировал особую силу, которую получал его обладатель. Папы всегда старались укрепить свою власть не только символами и одеждой, но еще и фактически. Так, папа Николай I (правил 858–867 гг.) выдвинул идею о том, что права папы имеют божественное происхождение. Он требовал всеобщего приоритета в церковных и светских делах. Ни перед чем не останавливаясь, Николай I отлучал от церкви архиепископов, вмешивался в светские дела, добивался преобладания духовной власти над светской. После него ни один папа не внес такого большого вклада в формирование теократической власти, то есть такой формы правления, при которой глава государства одновременно является его религиозным главой. Постепенно сложились и оформились культ и церковные ритуалы, уже христианские. Григорий I (годы правления 590–604) утвердил мессу как церковную службу, посредством которой люди обращались к Богу и молились об отпущении грехов. Папа св. Григорий I. Художник Антанелло да Мессина
Само церковное государство складывалось в VIII в. Его история началась с договора папы Стефана III (правил в 752–757 гг.) с франкским королем Пипином Коротким (правил 751–768) о защите Рима от нападений византийцев и варварских племен лангобардов. Стефан III сделал Пипина королем и совершил над ним обряд венчания на трон. Отныне Пипин стал избранником Бога, а папство получило необходимую военную опору. Заключение договора между папой Стефаном III и королем франков Пипином Коротким. Фреска XIV в.
Стефан III потребовал за это вознаграждение и получил его в виде «Пипинова дара». Проще говоря, Пипин в 756 г. подарил папе отвоеванные земли: Парму, Реджио, Мантую и герцогство Сполетское. Сам Рим и пограничные области не оккупировались лангобардами, но тем не менее были подарены Пипином Стефану III. С «Пипинова дара» и началось церковное государство. Так папа стал светским государем, владетелем Папской области и других территорий и начал вести себя как светский князь. Первым папой, которому пришлось столкнуться с сопротивлением духовной власти именно в Риме, был Павел I (757–767). Жители Вечного города, всегда чтившие своего епископа как владыку духовного, лишь только уразумели, что он сделался их светским господином, вступили с ним в борьбу. Эта борьба римских горожан со светской властью Церкви растянулась на многие столетия, и нередко папам приходилось скрываться в своих резиденциях, спасаться бегством и отсиживаться в крепости – замке Святого Ангела (бывшей усыпальнице императора Адриана). В правление папы Адриана I (772–795) проводилась реставрация церквей, городских стен и сети водопроводов. В частности, была перестроена церковь Санта‑Мария ин Космедин, расположенная недалеко от Большого цирка. Ее реставрации мешала античная стена, сломать которую оказалось невозможным. Тогда папа позвал на помощь народ, велел принести большое количество дров и разложить у этой стены костер. Разрушить старую стену удалось только через год. Его преемник, Лев III (795–816), вынужден был бежать из Рима, где ненавистники напали на него, ослепили и отрезали язык. Несчастный папа смог вернуться на престол только благодаря содействию франков. Между тем на Ватикан и Италию надвинулась новая беда. В IX в. на юге страны появились воинственные арабы, которых называли сарацинами или маврами. В 846 г. они захватили Ватикан и вознамерились там обосноваться навсегда, но, к счастью для Рима, были прогнаны воинственным Гвидо III (?–894), властителем города Сполето. Папой римским в те годы был Иоанн VIII (872–882) – человек смелый, ловкий и быстрый. Недолго думая, он склонил на свою сторону короля франков Карла Лысого (840–877), государя бездарного и никчемного. Карл изгнал Гвидо и был коронован как император, после чего императорская власть обратилась в пустой звук, а папа почувствовал себя полноценным властелином. Но вскоре эта победа обернулась для Рима полной анархией, так как против неограниченной власти папы выступила знать, поддерживавшая короля Людовика II Немецкого (843–876), а сарацины с новыми силами устремились за добычей. Иоанн VIII проявил исключительную воинственность: отлучил от церкви прогерманских смутьянов, которые, убегая, ограбили папскую казну, а для спасения от сарацинов завел собственный флот и одержал в бою победу, выступая в роли адмирала. Правда, сарацины довольно быстро оправились от поражения, и папе‑воителю пришлось бежать во Францию, откуда ему не скоро удалось вернуться. Один из последующих пап, Стефан V (885–891), безуспешно умолял бесполезного императора Карла III Толстого (881–888) выступить против сарацинов. Они опять были разбиты герцогом Сполетским, что весьма подняло престиж последнего. В скором времени папа Стефан V умер, и место его в сентябре 891 года при поддержке прогерманской группировки занял папа Формоз (891–896). Гвидо II Сполетский, владевший несколькими коронами, объявил соимператором своего юного сына Ламберта (894–898). Такое усиление Сполетского дома не понравилось папе Формозу, и он позвал в Рим германского короля Арнульфа Каринтийского (887–899), посулив ему императорскую корону. Арнульф не стал отказываться и двинулся на Рим, грабя по дороге мирное население. В те времена это был самый обычный способ добывания провианта для войска – людей и коней. Формоз был уверен, что для церкви выгоднее, чтобы императорская корона принадлежала далекому германскому королю, который живет за горами, нежели представителю итальянской знати, находящейся совсем рядом и не оказывающей должного почтения наместнику Бога на земле. Императорской короной желал также овладеть юный красавец рыцарь Ламберт Сполетский, который имел большое число сторонников среди римской знати. Узнав о приближении Арнульфа, энергичный Ламберт бросился готовить к обороне свой родной город Сполето, а защиту Рима взяла на себя его мать. Папа Формоз был схвачен сторонниками Сполетского дома и упрятан в замок Святого Ангела, а Вечный город запер ворота и приготовился к бою. В феврале 896 г. Арнульф подступил к стенам Рима и потребовал открыть ворота, на что римляне ответили оскорбительными насмешками. Тогда германцы в ярости бросились на стены, пробили ворота, а к вечеру ворвались в город со стороны Неронова поля – так называлась равнина, тянувшаяся от Ватикана до Мульвийского холма. В Риме враги Арнульфа быстро присмирели, и ничто не помешало его пышному вступлению в город и коронации в базилике Святого Петра. Римляне принесли присягу верности Арнульфу, после чего тот поспешил покинуть Рим, чтобы покончить со своими сполетскими соперниками. Арнульф двинулся на Сполето, но внезапно оказался разбит параличом. Произошло это, как думали, не столько от яда, сколько от безалаберного и беспутного образа жизни. В скором времени скончался папа Формоз, от болезни или от яда – осталось загадкой. После его смерти обстоятельства сложились в пользу дома Сполето. Преемником Формоза на папском троне был ставленник Сполетского дома, Стефан VI. Обезумев от ненависти, он совершил неслыханное деяние, покрыв позором себя и свой варварский век. Суд над папой Формозом. Художник Ж.‑П. Лоуренс. 1870 г.
Стефан VI предал суду Формоза за то, что тот короновал германца Арнульфа. Формоз был мертв и мирно покоился в своем саркофаге. Это возмутило Стефана VI (896–897). В начале 897 г. был созван церковный собор, останки папы Формоза извлекли из саркофага, одели в папское облачение и посадили в кресло. Совершенно серьезно мертвецу предъявили официальное обвинение. От имени усопшего оправдательную речь произнесло какое‑то духовное лицо. Формоз был признан виновным, осужден и низложен, с него сорвали папское одеяние, отрубили три пальца на правой руке, проволокли труп по улицам Рима и под улюлюканье толпы швырнули в Тибр. По странному стечению обстоятельств как раз в это время рухнула обветшавшая Латеранская базилика, разрушение которой суеверные люди истолковали как предвестие падения христианской Церкви. Осенью того же года злой рок настиг Стефана VI: сторонники поруганного Формоза подняли в Риме восстание, схватили нечестивого папу, затащили в темницу и удавили, а церковные власти в скором времени издали постановление, запрещавшее впредь устраивать суд над умершими. Труп Формоза, выловленный из Тибра рыбаками, был торжественно погребен в правление папы Теодора II (897), которое продолжалось всего 20 дней в конце года. А через несколько лет был реабилитирован свергнутый и удавленный папа Стефан VI, и в базилике Святого Петра ему воздвигли памятник. На рубеже IХ–X вв. в истории Рима наступил период, когда власть перешла в руки женщин, причем отнюдь не добродетельных. В летописях эта эпоха называется «временем правления непотребных женщин». Эти женщины носили титулы римских патрициев и сенаторов, а на деле властвовали над Римом. Речь прежде всего идет о Теодоре Старшей (? – после 915) и ее дочери Мароции (883–937). Обе они отличались завидной красотой, желанием властвовать и при этом не особенно большим умом. Папа Ландон
В январе 904 года папой стал ставленник Теодоры, Сергий III (904–911), которому, благодаря поддержке властительницы, удалось удерживать власть в своих руках в течение целых семи лет – по тем временам это очень солидный срок правления. Сергий сразу же заявил о себе как о человеке сильном и крайне энергичном. Летописцы называют его чудовищем, намекая на незаконный захват власти. Однако в Вечном городе он чувствовал себя очень уверенно и даже начал строить здания. Сергий восстановил Латеранскую базилику, которая пришла в упадок после процесса над Формозом. Силы в его правление распределились следующим образом: власть духовная принадлежала Сергию, светская – сенатору Теофилакту (мужу Теодоры), а на деле вся власть принадлежала только Теодоре Старшей. После смерти Сергия III в 911 г. папа был назначен Мароцией. Выбор вздорной женщины пал на ее любовника Анастасия III (911–913), который в конце концов ей опротивел и был низложен. Наследовавший ему папа Ландон (913–914) по приказу Мароции на её глазах удушил Анастасия в подземелье замка Святого Ангела. Однако менее чем через год Ландон разделил участь своего предшественника, осушив поднесённого Мароцией отравленного вина. Тогда Теодора Старшая убедила дочь сделать папой ее молодого любовника Иоанна X (914–928), отличавшегося красотой и мужеством. Мароции импонировал ловкий понтифик, лично возглавлявший походы против арабов. В своей цитадели, замке Святого Ангела, она предавалась самому разнузданному разврату, не забывая уничтожать неугодных свидетелей. Из Тибра, много чего повидавшего на своем веку, частенько вылавливали обезображенные трупы людей, погибших от зверских истязаний.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |