Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Выбор карьеры




Ситуация 4

Ситуация 3

Ситуация 2

Ситуация 1

Ситуации

 

 

Вы ведете отбор кандидатов на вакантную должность в Вашу фирму. При разговоре с некоторыми из них Вы выясняете, что они не имеют своей целью получение работы в Вашей фирме. Каких кандидатов Вы отберете для работы: тех, кто стремится к работе именно в Вашей фирме, или будете руководствоваться какими‑либо другими критериями?

 

 

Новый работник Вашего отдела постоянно говорит о том, что он выполняет задание, порученное ему, намного лучше и быстрее своего коллеги, с которым совместно работает. Но на деле оказывается, что это не так. Вы приглашаете его на беседу и говорите:...

 

 

Вы находитесь в поиске работы. На очередном конкурсном отборе Вам предлагают заполнить анкету. В графы «Ф.И.О.», «Пол», «Профессия» Вы вписываете свои данные автоматически, а вот над графой «Цель» Ваша авторучка «замерла». Сформулируйте цель так, чтобы Вы прошли отбор и заинтересовали работодателя.

 

 

Французский социолог Б. Гурней выделил четыре типа личностных целей человека, вступившего в управленческую организацию. Назовите эти типы и кратко охарактеризуйте каждый из них.

 

 

Каждый человек планирует свое будущее, свою карьеру, основываясь на своих потребностях и исходя из реальных возможностей. Правильная самооценка своих навыков и деловых черт предполагает знание своих сильных и слабых сторон.

Целью карьеры нельзя назвать область деятельности, определенную работу, должность, место на служебной лестнице. Она имеет более глубокое содержание. Цели карьеры проявляются в тех мотивах, по которым индивид хотел бы иметь данную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей.

 

3.1. Тест «Каков Ваш характер?»

 

Этот тест не претендует быть отнесенным к разряду строгих психологических исследований и составлен, как говорится, полушутя‑полусерьезно. Тем не менее, он поможет Вам узнать кое‑что новое о Вашем характере. Не огорчайтесь, если оценка будет не такой, какой Вам бы хотелось. Отнеситесь к приведенным формулировкам с чувством юмора. В конце концов результат может измениться, если в будущем сможете ответить «нет» там, где сегодня говорите «да». И наоборот. Иначе говоря, свой характер можно переделать [2, с. 6].

Возьмите лист бумаги, затем, отвечая на поставленные вопросы, сверяйтесь по шкале оценки ответов о числе очков и записывайте их. После ответов на все вопросы по сумме набранных баллов Вы узнаете, к какой из четырех групп (перечисленных в конце теста) Вы можете себя отнести.

1. Часто ли Вы задумываетесь над тем, какое влияние оказывают Ваши поступки на окружающих:

а) очень редко;

б) редко;

в) достаточно часто;

г) очень часто?

2. Случается ли Вам говорить что‑либо такое, во что Вы сами не верите, – из‑за упрямства, наперекор другим либо из «престижных» соображений? (Да, нет).

3. Какие из нижеперечисленных качеств Вы более всего цените в людях:

а) настойчивость;

б) широту мышления;

в) эффектность, умение «показать себя»?

4. Имеете ли Вы склонность к педантизму? (Да, нет).

5. Быстро ли забываете о неприятностях, которые случаются с Вами? (Да, нет).

6. Любите ли анализировать свои поступки? (Да, нет).

7. Находясь в кругу лиц, хорошо Вам известных:

а) стараетесь сохранить тон, принятый в этом кругу;

б) остаетесь самим собой?

8. Приступая к трудному заданию, стараетесь ли не думать об ожидающих вас трудностях? (Да, нет).

9. Какое из перечисленных ниже определений, по Вашему мнению, более всего подходит Вам:

а) мечтатель;

б) «рубаха‑парень»;

в) усерден в труде;

г) пунктуален, аккуратен;

д) «философ», в широком смысле этого слова;

е) суетный человек?

10. При обсуждении того или иного вопроса:

а) высказываете свою точку зрения, хотя, быть может, она отличается от мнения большинства;

б) считаете, что в данной ситуации лучше промолчать, хотя и имеете иную точку зрения;

в) поддерживаете большинство, оставаясь при своем мнении;

г) не утруждаете себя раздумьями и принимаете точку зрения, которая преобладает?

11. Какое чувство может вызывать у Вас неожиданный вызов к руководителю:

а) раздражение;

б) тревогу;

в) озабоченность;

г) равнодушие?

12. Если в пылу полемики Ваш оппонент «сорвется» и допустит личный выпад против Вас, как Вы поступите:

а) ответите ему в том же тоне;

б) проигнорируете этот факт;

в) демонстративно оскорбитесь;

г) предложите перенести разговор на другое время?

13. Если Ваша работа забракована, это вызовет у вас:

а) досаду;

б) стыд;

в) гнев?

14. Если Вы попадаете впросак, кого вините в первую очередь:

а) себя самого;

б) «фатальное невезение»;

в) прочие «объективные обстоятельства»?

15. Не кажется ли Вам, что окружающие Вас люди – будь то руководители, коллеги или подчиненные – недооценивают Ваши способности и знания? (Да, нет).

16. Если Ваши друзья или коллеги начинают над вами подшучивать, то Вы:

а) злитесь на них;

б) стараетесь ретироваться;

в) не раздражаясь, начинаете подыгрывать им?

г) отвечаете смехом и, как говорится, «ноль внимания»;

д) делаете безразличный вид и даже улыбаетесь, но в душе негодуете?

17. Если Вы спешите и вдруг на обычном месте не находите свой портфель (зонтик, перчатки и т.п.), то Вы:

а) будете продолжать поиск молча;

б) будете искать, обвиняя своих домашних в беспорядке;

в) уйдете без нужной Вам вещи?

18. Что, скорее всего, выведет Вас из равновесия:

а) длинная очередь в приемной;

б) толчея в общественном транспорте;

в) необходимость приходить в определенное место несколько раз по одному и тому же вопросу?

19. Закончив спор, продолжаете ли вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения? (Да, нет).

20. Если для выполнения срочной работы Вам представится возможность выбрать себе помощника, кого из возможных кандидатов Вы выберете:

а) человека исполнительного, но безынициативного;

б) человека знающего, но упрямца и спорщика;

в) человека одаренного, но с ленцой?

 

Ключ к тестовому заданию «Каков Ваш характер?»

 

Шкала оценки ответов:

1. а – 0, б – 1, в – 2, г– 3;

2. да – 0, нет – 1;

3. а – 1, б – 1, в – 0;

4. да – 2, нет – 0;

5. да – 0, нет – 2;

6. да – 2, нет – 0;

7. а – 2, б – 0;

8. да – 0, нет – 2;

9. а – 0, б – 1, в – 3, г – 2, д – 2, е – 0;

10. а – 2, б – 0, в – 0, г – 0;

11. а – 0, б – 1, в – 2, г – 0;

12. а – 0, б – 2, в – 1, г – 3;

13. а – 2, б – 1, в – 0;

14. а – 2, б – 0, в – 0;

15. да – 0, нет – 2;

16. а – 0, б – 1, в – 2, г – 0, д – 0;

17. а – 2, б‑0, в – 1;

18. а – 1, б – 0, в – 2;

19. да – 0, нет – 2;

20. а – 0, б – 1, в – 2;

Если вы набрали:

меньше 15 баллов увы, человек Вы слабохарактерный, неуравновешенный и, пожалуй, беззаботный. В случающихся с Вами неприятностях готовы винить кого угодно, кроме себя. И в дружбе, и в работе на Вас трудно положиться (задумайтесь над этим);

от 15 до 25 баллов – у Вас достаточно твердый характер. Вы обладаете реалистическими взглядами на жизнь, но не все Ваши поступки равноценны. Бывают у вас и срывы, и заблуждения. Вы добросовестны и вполне терпимы в коллективе. И все же Вам есть еще над чем подумать, чтобы избавиться от некоторых недостатков (можно не сомневаться, что Вам это под силу);

от 26 до 38 баллов Вы принадлежите к числу людей настойчивых и обладающих достаточным чувством ответственности. Цените свои суждения, но и считаетесь с мнением других. Правильно ориентируетесь в возникающих ситуациях и в большинстве случаев умеете выбрать правильное решение. Это говорит о наличии у Вас черт сильного характера. Избегайте только самолюбования и всегда помните: сильный – это не значит жестокий;

свыше 38 баллов простите, но мы ничего Вам не можем сказать. Почему? Потому что просто не верится, что есть люди с таким идеальным характером. А может быть, такая сумма баллов – это результат не совсем объективной оценки своих поступков и поведения?

 

 

3.2. Тест «Определение типа характера»

 

Уверенность в себе, общительность, способность к самоутверждению, уравновешенность, объективность – вот характерные черты преуспевающего человека. Удачное сочетание этих черт может оказать положительное воздействие на профессионально‑деловой успех. Данный тест поможет определить тип Вашего характера [8, с. 125].

1. Ответьте на вопросы или «да», или «нет».

2. Любите ли Вы пищу с острыми приправами?

3. Хорошо ли Вы себя чувствуете в компании?

4. Возникает ли у Вас иногда желание подскочить от радости до потолка?

5. Умеете ли Вы занимать своих гостей?

6. Часто ли у Вас бывают головные боли?

7. Забываете ли Вы хоть иногда чистить зубы?

8. Всегда ли Вы носите одну и ту же прическу?

9. Любите ли Вы разгадывать кроссворды?

10. Занимаетесь ли Вы зарядкой?

11. Часто ли у Вас бывает меланхолическое настроение?

12. Любите ли Вы работать в тишине, в спокойной обстановке?

Используя таблицу, подсчитайте сумму набранных баллов.

 

Таблица 4

Ключ к тестовому заданию «Определение типа характера»

 

Если Вы набрали:

менее 20 баллов Вы ближе к первому типу характера, к которому относится человек, который не любит компаний. Общение с друзьями в домашней обстановке его радует больше, чем вечера в шумном кафе;

20 – 25 баллов Вы ближе ко второму типу характера. К этому типу характера относится человек, который легко сходится с людьми, но поддается слишком частой смене настроений;

более 25 баллов Вы ближе к третьему типу характера, к которому относится человек, о котором люди говорят, что он в компании незаменим и способствует созданию у людей хорошего настроения.

 

3.3. Тест «Ваши профессиональные склонности»

 

Все виды профессиональной деятельности по содержанию труда, по отношению человека к объектам окружающей среды можно разделить на пять основных типов [7, с. 104].

Профессии типа «человек – природа» связаны с участием человека в процессах, протекающих в живой и неживой природе. Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением Земли (геолог, геофизик, океанолог и т.п.), ее растительного и животного мира (ботаник, биолог, зоолог, кинолог, эколог и т.п.), производством продукции животноводства и растениеводства (садовод, агроном, овощевод, животновод, зоотехник и т.п.).

2. В профессиях типа «человек – техника» не обойтись без использования разнообразных машин и механизмов, приборов и инструментов. Сюда можно отнести великое множество промышленных и строительных специальностей (сталевар, литейщик, кузнец, токарь, слесарь, каменщик, швея, инженер и т.п.), а также вождение и обслуживание транспортных средств.

3. К профессиям типа «человек – знаковая система» смело можно отнести разнообразные специальности по формам обработки информации. Это работа с системами: языковыми (библиограф, нотариус, лингвист, историк и т.п.), абстрактно‑математическими (статистик, математик, кассир, бухгалтер и т.п.), графическими (чертежник, конструктор, штурман и т.п.), с системами и средствами обработки знаков (программист, оператор ЭВМ и т.п.).

4. Основное содержание профессий типа «человек – художественный образ» – искусство, художественная культура. Сюда можно отнести творчество (архитектор, живописец, дизайнер, скульптор и т.п.), художественную обработку материалов (гравер, модельер, ювелир и т.п.), создание художественных зрелищ (композитор, дирижер, танцовщик, актер, режиссер).

5. Основным содержанием профессий «человек – человек» является общение. Здесь необходимо уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми. Сюда относятся педагогические профессии (учитель, воспитатель, вожатый, тренер), область юстиции (арбитр, юрисконсульт, милиционер, прокурор, адвокат), культпросветработа (библиотекарь, экскурсовод, гид‑переводчик и т.п.). Медицинские профессии (санитар, фельдшер, медсестра, врач) в значительной степени относятся к этому виду деятельности, хотя отчасти попадают и в другие виды: «человек – природа» и «человек – техника».

Для того чтобы оценить свои склонности к тому или иному типу деятельности, необходимо поставить знак «+» перед цифрой, если Вы согласны с приведенным утверждением, и знак «–», если не согласны. Если не можете отнести тип деятельности к себе, просто зачеркните эту цифру. По каждой из граф нужно подсчитать арифметическую сумму. Наибольшие полученные суммы указывают на соответствующие Вашим склонностям виды деятельности. Избирать профессию следует из этой области деятельности [7, с.104].

Вам необходимо заполнить предлагаемую тестовую таблицу.

 

Таблица 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 2870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.