КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ внешней среды организации-инноватора
С середины 80-х годов в России (ранее - СССР) происходило падение объемов производства пива (с 350 млн. дал в 1985 г. до 208 млн. дал в 1996г.). Обусловлено оно было главным образом кризисом в экономике, вызвавшим общий спад производства в стране. Сильное негативное влияние на состояние отрасли оказала проводимая с середины 80-х годов антиалкогольная кампания. Удорожание сырья и энергоресурсов привело к росту отпускных цен на продукцию, что, при падении покупательской способности населения, обусловило снижение спроса на пиво. Данная ситуация усугублялась наличием на рынке значительной доли недорогой импортной продукции. Несовершенство системы налогообложения, в частности, политики в области акцизов и таможенного законодательства, также оказало сдерживающее влияние на развитие отрасли. До 1996 г. ставка акциза составляла 40 %, в 1996 г. она была снижена до 15%. В 1997г. размер акцизного сбора был уменьшен, и с этого года наметилась тенденция роста. Так, в период с 1997г. по 2001г. объем производства пива в России увеличился почти в 3 раза - с 26,1 до 63,4 млн. гл. На сегодняшний день пивоварение является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей народного хозяйства, и вносит значительный вклад в формирование доходной части бюджета. В 2009 году после длительного периода бурного роста и стабилизации в 2008 году потребление пива в России снизилось по нашим оценкам на -10%. Основными факторами, обуславливающими сокращение рынка пива в 2009 году являлись: влияние финансового кризиса на экономику, особенно на потребительский сектор; снижение уровня доходов населения; рост безработицы; сокращение расходов в пользу накоплений, вызванное высокой степенью неуверенности населения в стабильности экономической ситуации, а также ростом ставок по депозитам. По результатам деятельности в 2005-2009 гг. производители пива и смежные отрасли создают около 0,1-1,0% ВВП. В 2008 г. на долю продукции пивоваренной отрасли промышленности приходилось около 8 % расходов населения на продукты питания. За 2009 год среднесписочная занятость в пивоваренной отрасли составила более 38 тыс. чел. Предприятия отрасли осуществляют налоговые отчисления в бюджет, исчисляемые десятками миллиардов рублей. По оценкам Союза российских пивоваров в 2008 г. пивоваренная промышленность и смежные отрасли обеспечили около 100 млрд. руб. поступлений в бюджет [5]. Динамика производства пива в РФ в 2005-2010 гг. представлена на рис. 1. Рисунок 1 - Динамика производства пива в РФ в 2005-2010 гг.[5] Пивоваренная промышленность вкладывает значительные средства в развитие. По данным Росстата, в 2009 г. инвестиции в основные средства предприятий отрасли составили 17% вложений всей пищевой индустрии. Модернизация пивоваренного производства происходила более высокими темпами, чем в среднем по отрасли. Пивоваренные компании потребляют большую долю продукции отечественного производства, создавая дополнительные рабочие места в смежных отраслях: сельском хозяйстве, производстве упаковки, логистике, розничной торговле. Пивоваренная отрасль в России на 97-98 % покрывает потребности отечественного потребителя. В год в России производится около 10-11 млрд. л пива, что в денежном выражении в 2009 г. составило 226 млрд. руб. без учета косвенных налогов (НДС и акциз на пиво). Важно отметить, что кризисные явления 2009 г. не оказали существенного влияния на объемы производства пива в 1 кв. 2009 г., однако в 1 кв. 2010 производство снизилось на 25 %, что говорит о зависимости объемов от других более значимых факторов. В 2008 г. было экспортировано боле 300 млн. л пива, произведенного в России, на общую сумму 6 млрд. руб. При этом на экспорт отправляются более дорогие марки пива: их средняя цена превышает показатель импортируемого и отечественного пива, потребляемого в России. По данным Союза российских пивоваров в 2008 г. основными иностранными рынками сбыта российского пива являются Казахстан (124,4 млн. л), Белоруссия (77,0 млн. л), Киргизия (29,5 млн. л), Молдова (27,5 млн. л) и др. По данным Росстата, в 2009 г. было продано более 14 млрд. л алкогольных напитков, что составляет более 1,3 млрд. л абсолютного алкоголя. По сравнению с 2008 г. объем продаж в натуральном выражении снизился на 542 млн. л. Оборот розничной торговли алкогольными напитками и пивом в 2008 г. превысил 1 трлн. руб. Несмотря на падению продаж в натуральном выражении, в 2009 г. увеличение цен на алкогольную продукцию на 5-15 % привело к росту оборота розничной торговли. По данным Союза российских пивоваров в 2008 г. пиво заняло 77 % по объему реализованной продукции, тогда как на крепкие напитки и вино приходилось около 13% и 9% соответственно. Однако при пересчете на чистый спирт крепкие напитки составили 57 % продаж, а пиво только 30 % [7]. Доля потребления пива в пунктах общественного питания в России значительно ниже, чем в других странах: по данным аналитического агентства Datamonitor, 9 % по объемной доле в России против 32 % в среднем в Европе. По результатам 2006-2009 гг. в России ежегодно продается 10-11 млрд. л пива. В 2009 г. объем продаж снизился на 465 млн. л по сравнению с 2008 г. Показатель розничных продаж пива близок к уровню производства продукта в стране, что объясняется приблизительно равными объемами импорта и экспорта пива. Компания «Балтика» сохранила свои позиции на рынке в условиях растущей конкуренции: Компания произвела более трети всего российского пива, доля Компании увеличилась в 2009 г. по сравнению 2008 г. на +1,8% и составила 40,6%. Благодаря инновациям и успешному развитию сильного портфеля брендов, эффективной системе дистрибуции и синергии в области операционного менеджмента, Компании удалось сохранить положительную динамику доли рынка. В первом квартале 2010 года доля ОАО «Балтика» составила 39,1% Отгрузки пива в РФ снизились в первом квартале 2010 года и составили 5,2 млн. гл. Снижение обусловлено высокими продажами в конце 2009 года в связи с созданием предакцизного стока, повышением цен на продукцию и холодной зимой. Полученные результаты можно расценивать как удовлетворительные. Полученные результаты деятельности достигнуты благодаря следующим факторам: неизменно высокому качеству продукции; эффективному развитию бренда «Балтика» и лицензионных брендов; внедрению инноваций в ассортименте; эффективной коммуникации брендов портфеля компании; эффективному использованию ресурсов; эффективной системе построения дистрибуции для новых продуктов. В таблице 1 представлены обобщающие результаты анализа общего окружения. Таблица 1 - Результаты анализа общего окружения
Таким образом, из табл. 1 видно, что неблагоприятных факторов внешнего окружения больше, чем благоприятных, неблагоприятные факторы оказывают отрицательное влияние на деятельность ОАО «Балтика». К основным неблагоприятным факторам можно отнести: 1. Влияние финансового кризиса на экономику, особенно на потребительский сектор 2. Снижение уровня доходов населения 3. Рост безработицы 4. Сокращение расходов в пользу накоплений, вызванное высокой степенью неуверенности населения в стабильности экономической ситуации, а также ростом ставок по депозитам 5. Неблагоприятные погодные условия 6. Замедление темпов экономического роста 7. Неблагоприятная динамика курсов валют 8. Проблемы с ликвидностью торговых сетей и возможное сокращение ассортимента в розничной торговле Благоприятными факторами в свою очередь, являются: диверсификация источников заимствований; снижение процентных ставок по кредитам; восстановление экономики после мирового финансового кризиса. В таблице 2 представлены результаты анализа общей ситуации в отрасли Таблица 2 – Характеристика основных отраслевых факторов
Наиболее значимыми факторами, оказывающими наибольшее влияние на деятельность ОАО «Балтики» можно назвать: изменение государственной политики регулирования пивной отрасли (изменение законодательства Российской Федерации в части регулирования рекламы и/или изменение ставок акцизов); принятие технического регламента на пиво; замедление или прекращение роста уровня жизни и снижение покупательской способности в связи с замедлением темпов роста экономики. Основные конкуренты эмитента на территории Росиии - ОАО «САН ИнБев», ООО «Пивоварня Хейнекен», ООО «Трансмарк», ЗАО Пивоварня «Москва-Эфес», ЗАО «Московский пиво-безалкогольный комбинат «ОЧАКОВО». Вследствие того, что пивной рынок подходит к своему насыщению и почти все сегменты поделены между игроками, то появление новых игроков маловероятно (только если поглощение более сильными игроками конкурентов со слабыми позициями или выпуск новой марки с очень большими маркетинговыми затратами, способными существенно изменить ситуацию на рынке). В настоящее время десять крупнейших компаний производят более 50 % потребляемого во всем мире пива - против 23% семь лет назад. В пятерку лидеров входят Anheuser-Busch Inbev, британская SABMiller, голландская Heineken и датская Carlsberg, продукция которых представлена почти во всех странах мира. В последние годы на мировом рынке пива наблюдается консолидация отрасли, вследствие очень жесткой конкуренции и достижении предела насыщения на рынках пива США и Западной Европы, поэтому появление новых игроков маловероятно, за исключением случаев слияния (поглощения) компаний, в результате которого может появиться очень сильный игрок. Для оценки последствий изменения ставки акциза на пиво в соответствии с ФЗ № 282 от 28.11.2009 по сравнению с ранее утвержденными ставками можно построить иллюстративную модель производственной цепочки пива (рис. 2). Объектами моделирования являются пивоваренная и смежные отрасли. К смежным отраслям можно отнести сельское хозяйство, производство тары, ЖКХ, оптовую и розничную торговлю. Увеличение акциза на пиво в 3 раза позволит увеличить суммарные поступления в бюджет от всей производственно цепочки лишь на величину равную акцизным сборам в 2009 г. меньший прирост поступлений связан с тем, что в результате повышения акциза на пиво во всех звеньях производственной цепочки снизится объем сбыта, занятость, рентабельность бизнеса и размер прибыли. В результате, рост поступлений в бюджет будет связан с рядом побочных эффектов [3]. Наиболее существенным эффектом увеличения акциза снижения производства пива, может являться социальный эффект. По экспертным оценкам, к 2012 г. из-за введения акциза на пиво экономика России может недосчитаться около 43 тыс. рабочих мест, из которых только 10 тыс. в пивоваренной отрасли, а 29 тыс. в смежных отраслях. Повышение акциза на пиво может уменьшить суммарную прибыль до налогообложения российских пивоваренных компаний на 2010-2012 гг. на 85,5 млрд. руб., а по всей производственной цепочке прибыль до налогов может снизиться на 139 млрд. руб. Как следствие, это приведет к пересмотру и существенному сокращению инвестиционных проектов игроками пивоваренной отрасли и смежных отраслей. В свою очередь, сокращение инвестиционных программ замедлит как рост производительности по всей производственной цепочке, так и процессы разработки и внедрения инноваций. Согласно оценкам производителей, производительность труда в пивоваренной отрасли останется на уровне 280 тыс. л/чел. на ближайшие несколько лет, что на 14-30 % ниже показателей ведущих пивоваренных стран Европы. После повышения акциза на пиво до 9 руб./литр, соотношение акциза на 1 л чистого спирта в водке к акцизу на 1 л чистого спирта в пиве составляет всего 1,1, что значительно ниже показателя большинства стран Европы. Более того, стоимость объема пива эквивалентного 1 л чистого алкоголя в 2,6 раза дороже эквивалентного объема водки. В результате относительная доступность крепких алкогольных напитков в России значительно выше, чем во многих других страна, что идет в разрез с европейской практикой установления соотношений ставок акциза на пиво и крепкие напитки. На среднеценовой и дешевый сегменты рынка пива стабильно приходится наибольший потребительских спрос (около 63 % суммарно). Рост акциза в первую очередь скажется именно на этих сегментах, что может повлиять на переключение внимания массового потребления на более доступные крепкие напитки. Основная экономическая функция акциза для подакцизных видов деятельности – косвенное регулирование объема потребления. Как видно из проведенного анализа, троекратное увеличение акциза привело к падению рынка всего на 13%, при этому существенно сократив показатели занятости, как в пивоваренной, так и в смежных отраслях. Пивоваренная отрасль может подвергнута другим законодательным изменениям, включающим запрет на торговлю пивом в ночное время, дальнейшие ограничения на рекламу продукции, запрет на торговлю в киосках и некоторые другие. Реализация этих решений усилит отрицательный социально-экономических эффект от введения акциза. Рисунок 2 – Влияние повышения акциза на пивоваренную отрасль в России [5] Таким образом, наиболее значимыми факторами, оказывающими наибольшее влияние на деятельность ОАО «Балтики» можно назвать: изменение государственной политики регулирования пивной отрасли (изменение законодательства Российской Федерации в части регулирования рекламы и/или изменение ставок акцизов); принятие технического регламента на пиво; замедление или прекращение роста уровня жизни и снижение покупательской способности в связи с замедлением темпов роста экономики.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |