Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория пространства и времени Канта 11 страница




 

[193]Cyril Bailey. The Greek Atomists and Epicurus. Oxford, 1928, p. 221. Мистер Бейли специализировался на Эпикуре, и его книга бесценна для изучающих данный вопрос.

 

[194]Стоики были очень несправедливы к Эпикуру. Эпиктет, например, обращаясь к нему, говорил: «Вот жизнь, которую ты сам объявляешь стоящей: есть, пить, спариваться, испражняться и храпеть» [кн. II, гл. XX. Речи Эпик‑тета (Discourses of Epictetus)].

 

[195]Gilbert Murray. Five Stages, p. 130.

 

[196]Там, где это возможно, я воспользовался переводами Оутса (The Stoic and Epicurean Philosophers, by W. J. Oates, p. 47).

 

[197][Для Эпикура] «отсутствие страдания само по себе есть наслаждение, – в его полном анализе это, без сомнения, вернейшее наслаждение» (Bailey. Op. cit., p. 249).

 

[198]По поводу дружбы и очаровательной непоследовательности Эпикура см. Bailey. Op. cit., p. 517–520.

 

[199]Аналогичный взгляд пропагандируется в наши дни Эддингтоном в его интерпретации принципа индетерминизма.

 

[200]Лукреций приводит жертвоприношение Ифигении как пример зла, причиняемого религией (кн. I, с. 85–100).

 

[201]Gilbert Murray. The Stoic Philosophy. 1915, p. 25.

 

[202]Источником того, что следует дальше, является книга Bevan. Later Greek Religion, p. 1 и далее.

 

[203]См.: Barth. Die Stoa. Stuttgart, 1922.

 

[204]Barth. Die Stoa.

 

[205]Bevan. Stoics and Sceptics, p.

 

[206]Он рассчитал, что если проплыть 70 000 стадий на запад от Кадиса, то можно достичь Индии. «Это замечание было первичной основой уверенности Колумба» (Tarn. Hellenistic Civilization, p. 249).

 

[207]Вышеприведенный рассказ о Посидонии базируется на гл. III книги Edwyn Bevan. Stoics and Sceptics.

 

[208]Rostovtsev. The Social and Economic History of the Roman Empire, p. 179.

 

[209]Цит. по: Oates. Op. cit., p. 225–226.

 

[210]Цит. по: (Dates. Op. cit., p. 251.

 

[211]Там же, р. 280.

 

[212]History of the Ancient World. Vol. II, p. 225.

 

[213]Образумившегося молодого человека. – Прим. ред.

 

[214]См.: Rostovtsev. History of the Ancient World. Vol. II, p. 332.

 

[215]На отцовской власти. – Прим. ред.

 

[216]См.: Cumont. Oriental Religions in Roman Paganism.

 

[217]Benn. The Greek Philosophers. Vol. II, p. 226.

 

[218]Gibbon. Ch. VI.

 

[219]History of the Ancient World. Vol. II, p. 343.

 

[220]Alembic. – Прим. ред.

 

[221]См.: Alchemy, Child of Greek Philosophy, by Arthur John Hopkins. Columbia, 1934.

 

[222]Относительно Галлиена Э. Гиббон замечает: «Он был мастером в различных интересных, но бесполезных науках; он был находчивый оратор, изящный поэт, искусный садовник, отличный повар и самый негодный государь. В то время как серьезные государственные дела требовали его присутствия и внимания, он вел беседы с философом Плотином, тратил свое время на пустые или безнравственные развлечения, готовился к своему посвящению в греческие мистерии или просил для себя места в афинском Ареопаге» (гл. X).

 

[223]Ориген, который являлся современником Плотина и у которого был тот же преподаватель философии, что и у последнего, учил, что Первое лицо – выше Второго, а Второе – выше Третьего, соглашаясь в этом с Плотином. Однако точка зрения Оригена была затем объявлена еретической.

 

[224]Fifth Ennead, Fifth Tractate, ch. 12.

 

[225]Плотин обычно употребляет слово «там», как мог бы это делать христианин, так, как оно употребляется, например:

«Жизнь бесконечная,

Бесслезная жизнь – лишь Там».

 

[226]Иерсм. 7, 17‑18.

 

[227]Там же. 7; 31

 

[228]Там же. 44; 11 – конец.

 

[229]Иезек. 8; 11 – конец.

 

[230]Ездр. 9–10; 5; имеется в виду первая книга Ездры. – Прим. перев.

 

[231]Левит 20; 24.

 

[232]Там же, 19; 2.

 

[233]Исайя 2; 4.

 

[234]Там же, 7; 14.

 

[235]Там же, 9; 2, 6.

 

[236]Исайя 60; 3.

 

[237]Там же.

 

[238]E. Bevan. Ierusalem under the High Priests, p. 12

 

[239]Из партии «Хасидим», вероятно, развилась секта ессеев, доктрины которой в свою очередь, по‑видимому, оказали влияние на первоначальное христианство. См.: Oesterley and Robinson. History of Israel. Vol. II, p. 323 и далее. От той же секты произошли и фарисеи.

 

[240]Некоторые александрийские евреи не возражали против такого отождествления. См.: Letter of Aristeas, 15, 16.

 

[241]Макк. 1; 60‑63.

 

[242]В русском переводе Библии книги четвертой Маккавеев нет; рассказ о старце и семи братьях, который приведен далее, содержится в книге второй Маккавеев. – Прим. ред.

 

[243]The Apocrypha and Pseudepigrapha of the Old Testament in English, ed. by R. H. Charles. Vol. II, p. 659.

 

[244]Английский текст этой книги см.: R. H. Charles. Op. cit.; ценна также вступительная статья этого автора.

 

[245]R H. Charles. Op. cit., p. 291–292.

 

[246]I Тимоф. 6; 20, 21.

 

[247]Марк 15; 34.

 

[248]Вернее, автору послания, приписанного св. Павлу (Колос. 2; 8).

 

[249]Матф. 19; 12.

 

[250]Origen. Contra Celsum, lib. I, ch. II.

 

[251]Там же, ch. XXVI.

 

[252]Там же, lib. VIII, ch. LXXV.

 

[253]Несколько отличающийся от его современной формы, установленной в 362 году.

 

[254]Э. Гиббон. История упадка и разрушения Римской империи. М., 1883, ч. II, с. 3.

 

[255]См.: Oesterley and Robinson. Hebrew Religion.

 

[256]См.: С. F. Angus. The Mystery Religions and Christianity.

 

[257]Этот тезис, по‑видимому, предвосхищает точку зрения феодализма.

 

[258]Письмо XVII.

 

[259]Письмо XX.

 

[260]Начальник императорского трибунала. – Прим. ред.

 

[261]Эта ссылка на книги Самуила открывает традицию библейской аргументации против королей, которая держалась на протяжении всего средневековья и даже во времена конфликта пуритан со Стюартами. Она появляется, например, у Мильтона.

 

[262]Select Library of Nicene and Post‑Nicene Fathers. Vol. VI, p. 17.

 

[263]Творения блаженного Иеронима Стридонского. Киев, 1875, ч. 3, с. 212.

 

[264]Творения блаженного Иеронима Стридонского. Киев, 1893, ч. 1, с. 119.

 

[265]Песн. песн. 2; 5.

 

[266]Там же, 4; 12.

 

[267]Этой враждебности к языческой литературе церковь непреклонно придерживалась вплоть до XI столетия (исключая Ирландию, где боги Олимпа никогда не почитались и потому не внушали церкви страха).

 

[268]Письмо 56.

 

[269]Письмо 104.

 

[270]Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского. Киев, 1901, изд. 2, ч. 1, с. 36.

 

[271]Я должен исключить Махатму Ганди, в автобиографии которого встречаются места, весьма схожие с приведенным выше.

 

[272]Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского, ч. 1, с. 31.

 

[273]Там же, с. 44–45.

 

[274]Там же, с. 69.

 

[275]Там же, с. 155–156.

 

[276]Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского, ч. I, с. 218.

 

[277]Там же, с. 70.

 

[278]Там же, с. 94.

 

[279]Там же, с. 98–101.

 

[280]Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского, ч. 1, с. 106–107.

 

[281]Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского, ч. I, с. 108.

 

[282]Там же, с. 116.

 

[283]Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского, ч. 1, с. 123.

 

[284]Там же, ч. 1, кн. VII, гл. IX.

 

[285]Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского, ч. 1, с. 194.

 

[286]Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского, ч. 1, с. 349.

 

[287]Там же, с. 363.

 

[288]Там же, с. 366.

 

[289]Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского, ч. 3, с. 56.

 

[290]Там же, с. 60.

 

[291]Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского, ч. 3, с. 81.

 

[292]Этот аргумент не оригинален, он заимствован у академического скептика Карнеада. Ср.: Cumont Oriental Religions in Roman Paganism, p. 166.

 

[293]Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского. Киев, 1905, изд. 2, ч. 4, с. 11.

 

[294]Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского, ч. 4, с. 258.

 

[295]Там же, 1907, изд. 2, ч. 5, с. 38.

 

[296]Речь идет об английском переводе. В русском издании соответствующие главы (кн. 14, гл. XVI‑XXVI) переведены полностью. – Прим. перев.

 

[297]Галат. 2; II, 12.

 

[298]О Лабдоне мы знаем только то, что он имел 40 сыновей и 30 внуков и что все они ездили на ослах (Суд. 12; 14).

 

[299]Эрастианизм – учение о подчинении церкви государству. – Прим. ред.

 

[300]Э. Гиббон. История упадка и разрушения Римской империи. М., 1885, гл. XLVII.

 

[301]Э. Гиббон. История упадка и разрушения Римской империи, с. 230.

 

[302]Там же, с. 239

 

[303]Пустыня близ египетских Фив.

 

[304]Э. Гиббон. История упадка и разрушения Римской империи. М., 1884, ч. IV, с. 131, третье примечание.

 

[305]В оригинале игра слов – «maledicte, non benedicte!», основанная на этимологической связи имени Benedictus (Бенедикт) и слова benedictus (благословенный). – Прим. перев.

 

[306]Cambridge Medieval History. Vol. П, ch. VIII.

 

[307]Паллий – составная часть облачения Римского епископа; позднее стал вручаться папой всем архиепископам, а в виде особой милости – и отдельным епископам. – Прим. перев.

 

[308]Так по крайней мере утверждает Бэри в своей биографии святого.

 

[309]Я цитирую из еще не опубликованной книги «Ранняя Европа» («The First Europe»).

 

[310]В книге Cambridge Medieval History, vol. II, p. 663.

 

[311]Cambridge Medieval History. Vol. III, p. 455.

 

[312]Там же.

 

[313]Cambridge Medieval History. Vol. III, p. 501.

 

[314]Этот вопрос тщательно разбирается в книге Cambridge Medieval History, vol. III, ch. XIX, где делается заключение в пользу греческого языка в Ирландии.

 

[315]Cambridge Medieval History. Vol. III, pp. 507–508.

 

[316]En masse (франц.) – в массе, целиком. – Прим. перев.

 

[317]Cambridge Medieval History. Vol. III, p. 524.

 

[318]Ср. Брэдли о недостоверности всякого познания. Брэдли утверждает, что нет такой истины, которая была бы совершенно истинной, но лучшая из доступных нам истин не может быть проверена разумом.

 

[319]Ср. Спиноза.

 

[320]Вопреки мнению св. Августина.

 

[321]Magnus opus (лат.) – великий труд. – Прим. перев.

 

[322]Cambridge Medieval History. Vol. V, ch. 10.

 

[323]I Тимоф. 3; 2.

 

[324]См. Henry С. Lea. The History of Sacerdotal Celibacy.

 

[325]В 1046 году было предписано, что сын священника не может быть епископом. Позднее было предписано, что он вообще не может быть духовным лицом.

 

[326]I Коринф. 7; 9.

 

[327]Cambridge Medieval History. Vol. V, p. 662.

 

[328]Хиджра – бегство Магомета из Мекки в Медину.

 

[329]Cambridge Medieval History. Vol. IV, p. 286.

 

[330]См.: «Книга Марко Поло». М., 1956, с. 70–72. – Прим. перев.

 

[331]Кади – судья. – Прим. перев.

 

[332]Утверждают, что незадолго до смерти Аверроэса халиф вновь вернул ему свое покровительство.

 

[333]Говорили, что он был учеником Абеляра, но это утверждение сомнительно.

 

[334]Почти все эти годы, помимо папы, был и антипапа. После смерти Адриана IV из‑за папской мантии «сцепились» два претендента – Александр III и Виктор IV. Виктор IV (бывший антипапой), не сумев захватить мантию, получил от своих сторонников другую мантию, которую он приготовил, но второпях надел наизнанку.

 

[335]«Св. Бернард велик не умом, а характером» («Encyclopaedia Britannica»).

 

[336]В средневековых латинских гимнах, рифмованных и тонических, получила выражение – порой возвышенное, порой нежное и патетическое – лучшая сторона религиозных чувствований той эпохи.

 

[337]«Софистические доказательства». – Прим. перев.

 

[338]См. биографическое исследование о Фридрихе II, принадлежащее перу Германа Канторовича.

 

[339]Когда я так говорил в одном из своих радиовыступлений, на меня посыпались многочисленные протесты со стороны католиков.

 

[340]Однако у Аристотеля из этого аргумента выводится существование 47 или 55 богов.

 

[341]Summa contra Gentiles. В. I, ch. LIII.

 

[342]«Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие».

 

[343]

[344]Астроном (805–885).

 

[345]См.: Guillelmi de Ockham. Opera Politica. Manchester University Press, 1940.

 

[346]Например, Свайнсхед, Хейтесбюри, Герсон и д'Альи.

 

[347]Я не останавливаюсь здесь на критике того употребления, которое сделал из этих терминов Оккам.

 

[348]Например, между страстной пятницей и пасхой душа Христа спускалась в ад, в то время как тело его оставалось в могиле Иосифа из Аримафеи. Если чувствующая душа отличается от души разумной, то где пребывала все это время чувствующая душа Христа: в аду или в могиле?

 

[349]См.: Cumont. Oriental Religions in Roman Paganism.

 

[350]Цит. по: Burckhardt. Renaissance in Italy, part IV, ch. ii.

 

[351]Там же.

 

[352]Burckhardt. Op. cit, part VII, ch. i.

 

[353]Это обвинение оставалось справедливым вплоть до 1870 года.

 

[354]В подлиннике стоит слово «gentlemen», что можно понимать и как «дворяне», и как «джентльмены» в современном смысле этого термина. – Прим. ред.

 

[355]Интересно отметить у Макиавелли это предвосхищение Руссо. Было бы занимательно и отнюдь не совсем неверно истолковывать Макиавелли как разочарованного романтика.

 

[356]В том, что касается жизни Эразма, я следовал в основном замечательному биографическому исследованию Гейсинги (Huizinga).

 

[357]«Руководство христианского воина». – Прим. перев.

 

[358]«Недопущенный Юлий». – Прим. перев.

 

[359]По этому вопросу см. гл. «Scientific Instruments in A History of Science, Technology and Philosophy in the Sixteenth and Seventeenth Centuries», by A. Wolf.

 

[360]Nature & Newton's Law lay hid in hightsaid «Let Newton be», and all was light.

 

[361]Где‑то он говорит, что языческие боги были созданы страхом людей, но что наш Бог является первым двигателем.

 

[362]Декарт говорит, что это была именно печь (poele), но большинство комментаторов считает это невозможным. Однако те, которые знают старинные баварские дома, уверяли меня, что это вполне вероятно.

 

[363]Вышеуказанный аргумент «Я мыслю, следовательно, я существую» (cogito ergo sum) известен как девиз Декарта, и процесс, которым это достигается, называется «картезианским сомнением».

 

[364]Дж. Локк. Соч. М., 1985, т. 2, с. 139–140.

 

[365]Дж. Локк. Соч., М., 1985, т. 1, с. 154.

 

[366]Дж. Локк. Соч. М., 1985, т. 2, с. 3.

 

[367]Там же.

 

[368]Там же, кн. 4, гл. III.

 

[369]Дж. Локк. Соч. М., 1985, т. 2, кн. 4, гл. III, разд. 2.

 

[370]Цитаты взяты из кн. II, гл. XX.

 

[371]Дж. Локк. Соч. М., 1985, т. 2, с. 27.

 

[372]

[373]Ср. с «Декларацией Независимости» США.

 

[374]«Они являются Его собственностью, Его созданием и должны жить для Его удовлетворения, а не для удовлетворения других».

 

[375]Возьмите, например, изречение Шелли: «Когда разуму дается предложение, он воспринимает соответствие или несоответствие идей, из которых оно составлено».

 

[376]Например: «Я не был пьян вчера вечером. Я выпил только две рюмки; кроме того, хорошо известно, что я непьющий».

 

[377]Д. Юм. Трактат о человеческой природе // Сочинения. М, 1965, т. 1, с. 203–204.

 

[378]Д. Юм. Указ. соч., с. 292–293.

 

[379]Там же, с. 297.

 

[380]Д. Юм. Указ. соч., с. 330.

 

[381]Городской совет Женевы приказал сжечь обе книги и дал указание, что Руссо должен быть арестован, если он появится в Женеве. Французское правительство приказало его арестовать; Сорбонна и парламент Парижа осудили «Эмиля».

 

[382]Мы должны исключить Паскаля. «Сердце имеет свои основания, которые недоступны разуму», – совсем в духе Руссо.

 

[383]«Священник хороших правил не должен иметь детей, кроме как от замужних женщин», – заявляет савойский священник.

 

[384]«Часто существует большое различие между волей всех и общей волей; последняя имеет в виду только интересы общие, первая, составляющая лишь сумму воль отдельных людей, – интересы частные; но отнимите от суммы этих самых воль крайности в одну и другую сторону, взаимно друг друга уничтожающие, и остаток даст вам общую волю».

 

[385]Гегель особенно хвалит различение всеобщей воли и воли всех. Он говорит: «Руссо сделал бы значительный вклад в теорию государства, если бы он всегда учитывал это различие» («Логика», разд. 163).

 

[386]Определение в немецком тексте таково: «Der Begriff der Idee, dem die Idee als solche der Gegenstand, dem das Objekt sie ist». Gegenstand и Objekt не являются синонимами только у Гегеля.

 

[387]Свобода печати, говорит он, не заключается в том, чтобы позволять писать все что угодно. Этот взгляд груб и поверхностен. Например, нельзя позволять прессе представлять правительство или полицию в качестве презираемых.

 

[388]Maurois. Life of Byron.

 

[389]Старуха умирает, бремя спадает (лат.).

 

[390]Мне помнится, что кто‑то предвосхитил Милля в этом афоризме.

 

[391]Во всех цитатах Ницше выделенные места принадлежат ему.

 

[392]Более полное рассмотрение этого вопроса, а также философии Маркса можно найти во второй части моей книги «Свобода и организация (1814–1914)».

 

[393]«Тезисы о Фейербахе».

 

[394]Я пишу эти строки в 1943 году.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.