Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что ни звук, то и подарок




(Дикция оратора)

...Каждый должен обладать превос-

ходной дикцией, произношением... дол-

жен чувствовать не только фразы, сло-

ва, но и каждый слог, каждую букву...

Если человек не чувствует души буквы,

он не почувствует и души слова, не

ощутит и души фразы, мысли.

К. С. Станиславский

 

Добившись свободы звучания, необходимо включать в голо­совой тренинг и дикционные упражнения, которые также спо­собствуют музыкальности речи. Ведь непрерывная линия звучания создается в речи тогда, когда не только гласные, но и согласные «сами по себе поют, как в вокальном искусстве», — говорил К. С. Станиславский. Надо ставить голос, попутно ис­правляя дикцию.

Красиво должен звучать не только голос оратора, по и его речь. Благозвучие, мелодичность речи разрушается дефектами произношения (шепелявость, картавость, свистящие С, 3 и дру­гие недостатки), небрежностью в выговаривании, особенно со­гласных звуков нашей речи. А ведь психологическая значимость согласных выше гласных звуков потому, что они несут больше информации, выполняя главную смыслоразличительную функ­цию. По произнесению одних согласных звуков (Пшкн, Нкрсв, Ггль, Чхв, Лрмнтв) мы скорее поймем, о каких поэтах и писа­телях идет речь, чем по ничего не говорящим гласным, входящим в состав этих слов: уи, еао, оо, ео, еоо.

Недопустимо переносить в публичную речь искаженные в быту словесные комплексы, такие, например, как «чек» вместо «человек», «мобыть» вместо «может быть», «тащи» вместо «то­варищи» и т. д. Это делает речь неразборчивой, неэстетичной, невыразительной.

Необходимо учитывать акустические условия публичного выступления, знать, что расстояние, существующее между ора­тором и аудиторией, «затушевывает» согласные, а «звуковой поток» поглощает их, «размывает», и они доходят до слушателей в значительно ослабленном виде.

Следует знать, что разборчивость речи падает при высоких тонах голоса, усилении звука, быстром темпе (наступает скован­ность артикуляционного аппарата), а также при тихом звучании

и низких тонах голоса (снижается интенсивность звучания со­гласных). В результате до аудитории подчас долетают слова и фразы, изменяющие смысл сказанного: не обратил внимания на активность произнесения согласных В — Ф и слышится: «Надо кусить плоды своих трудов» (вместо «вкусить»), «Дорогие товарищи тираны» (вместо «ветераны»).

Нечеткое выговаривание согласных соединяется еще иногда и с «проглатыванием» гласных звуков. И тогда фразы звучат вообще странно: «Она очень баятельна на кране» (она очень обаятельная на экране), «Петсрбурски странны ртисты» (эстрад­ные артисты), «Ки лики дела дела мы!» (какие великие дела делаем мы!), «Целый вечер па крылечке просидела я с душком» (вместо «с дружком»).

Отсюда вывод: разрабатывать свой речевой аппарат, занима­ясь дикционным тренингом, постигать эмоциональную содержа­тельность звуков речи — обязательное требование ко всем, кто овладевает речевым мастерством.

В русской речи трудными для произнесения являются: взрывные согласные П—Б, Т—Д, К—Г; согласные Ч—Ц, часто заменяемые звуками Щ—С (щеловещество); согласные В—Ф, которые как бы «запирают» звук (при их произнесении нижняя губа соприкасается с верхними зубами). Для образования этих звуков требуется скоординированность ротовой артикуляции с действиями дыхательной системы, особенно диафрагмы. Звуки образуются при активном прорыве воздушной струей препятст­вий: крепко прижатого копчика языка к верхним резцам (Т—Д), задней части спинки языка, крепко прижатого к твердому нёбу (К—Г), затвора обеих губ (П—Б). В силу своей активной приро­ды рождения взрывные согласные тонизируют работу дыхатель­ного аппарата, особенно развивают подвижность диафрагмы (проверьте, произнося глухие согласные: п-пь! п-пь! п-пь!.. т-ть! т-ть! т-ть! к-кь! к-кь! к-кь!..), а также помогают приближать звук. Тренируйте такие сочетания: птка! птко! птку! птке! птки! пткы! бдга! бдго! бдгу! бдгэ! бдги! бдгы!.. Тренировка сочетаний взрывных согласных развивает артикуляционный аппарат: П—Б — губы, Т—Д — кончик языка, К—Г — корень языка.

Тренируя всевозможные сочетания согласных, отчитывайте, поддразнивайте, кокетничайте, форсите... Но только делайте это не формально, не мертво, не механически, «без душевного участия», как говорил К. С. Станиславский.

Упражнение «Поезд». Передайте стук колес поезда в разном темпе: поезд отходит ТуктУктуктукТуктУктуктукТук-тУктуктукТук... Прибавляет ход... И вот:

Вагоны вперед покатили, как мячики:

ТАк-чики,

ТАк-чики,

ТАк-чики,

ТАк-чики...

(Ю. Тувим)

 

Упражнение «Цокот подков». Передайте цокот подков изящным звуком:

ЦОк-цок!

ЦОк-цок!

ЦОк-копЫтце! ПОд копЫтцем пЫль клубИтся!

Упражнение «Трубочист». Вы «моете» трубочиста. Де­лаете свободные движения рукой от плеча влево, вправо, влево, вправо... Приговариваете:

МОем, мОем, ТрУбочИста

ЧИсто, чИсто, чИсто, чИсто!

БУдет, бУдет, ТрУбочИст

ЧИст, ЧИст, ЧИст, Чист!

(К.Чуковский)

Скандируйте стихи, а рука, двигаясь, будет подчеркивать ударные слоги, которые легко «вылетают». Четко заканчивайте слова с глухим согласным звуком Т: чисТ, будеТ, трубочисТ.

Тренируя дикционную четкость, надо помнить о том, что все звуки нашей речи разномощиы. Один звук требует меньше энергии для его звучания (а), другой — больше (и). Легче сказать «Мама», труднее «Папа», чтобы были слышны взрывные звуки «П». Наша диафрагма не только обеспечивает опору звука, но и способствует четкости артикуляции. Она «по-своему дублирует ротовую артикуляцию». Проще говоря: диафрагма «артикули­рует», выравнивая по звучанию все гласные и согласные в их сложных сочетаниях в словах.

Упражнение «Начальный звук». Начальный звук в слове очень важен в речи. Он, как установили ученые, в четыре раза значительнее остальных звуков слова. Начальный звук меняет смысл слова, является выразителем эстетически-чувственного восприятия мира человеком. Вслушайтесь, как мягко звучит слово мамы в отличие от хамы, как красиво звучит слово милый и как неприятно — хилый.

Что ни звук, то и подарок!

Мы заботимся недаром,

Чтобы наша Дикция

Не была бы Фикцией.

Первый звук!

Он много значит:

Смысл слов переиначит.

Бочка — Кочка — Дочка — Мочка — Ночка — Почка — Точка.

Печь — Жечь — Сечь — Течь — Лечь — Меч — Речь...

Бот — Год — Мот — Пот — Лот — Рот — Кот — Ход...

Можно сочинить мнемонические стишки, вроде:

Дамы — Хамы.

Дочка — Бочка.

Порох — Шорох.

Пик и Тик.

Ламы — Рамы.

Кочка — Ночка.

Тачка — Дачка.

Сиг и Миг...

Звук начальный заменяю —

Этим смысл в словах меняю.

Приучайтесь к четкому произнесению концов слов, особенно глухих согласных. Это не только позволяет точнее домести смысл, «дорисовать картину», передаваемую зрителю, слушателю, но и воспитывает навык рефлекторного дыхания. Напоминаем: хорошо кончая слова, невольно выбрасываешь вместе со звуком неиспользованный при фонации воздух, и сквозь раскрытую голосовую щель, которая вызывает рефлекторное расширение стенок бронхов, мгновенно втягивается наружный воздух, то есть происходит незаметный, быстрый «добор» воздуха. (Плотность внешнего воздуха оказывается больше той, что оста­лась в легких.)

Упражнение «Конечные согласные».

Для смысла слов они важны — Конечные согласные. Но в речи часто не слышны. Тренировать их мы согласны. Как будем их тренировать? Строку с строкою рифмовать.

Повторяйте какое-либо окончание с согласным звуком па конце, и в рифму этому окончанию сами будут рождаться неза­мысловатые строки, типа:

Ать-ать-ать-ать. Очень хочется гулять.

Ёт-ёт-ёт-ёт. Но с утра дождище льёт.

Уть-уть-уть-уть. Не пойти ли мне соснуть. Ать-ать-ать-ать. Завтра рано мне вставать.

Упражнение «Хоровод».

Ют-ют-ют-ют — красны девицы поют.

От-от-от-от — водят русский хоровод.

Ят-ят-ят-ят — ясных соколов манят.

Ут-ут-ут-ут — хоровод водить зовут.

Еть-еть-еть-еть — вместе звонки песни петь.

 

Упражнение «Все в мире живет».

Пыхтит паровоз

Ползет водовоз,

Плывет пароход,

Летит самолет,

Поет ветерок

Цветет ноготок,

Растет грибок,

Гудит городок,

Грустит бегемот,

Волнуется крот...

Все то, что пыхтит, и ползет, и плывет,

Летит, и поет, и цветет, и растет —

Все это по-своему в мире живет.

Вот!

Целевая установка упражнения: следить за четким произне­сением конечных согласных — т, к, с, которые в звучащей речи часто не слышны. «Подлаивать» их!

Обеспечив синхронность работы артикуляторного, дыхатель­ного и голосового аппаратов, можно добиться лучшего звучания трудных в произнесении «пучков» согласных с минимальным артикуляционным усилием. Гласные в произнесении этих соче­таний должны звучать свободно и звучно. Когда же они туск­неют, то это служит сигналом того, что связки несколько пере­напряжены. Тогда надо вспомнить о мышечном чувстве свободы в области гортани и активизировать работу диафрагмы — «подлаять», опереть звук.

Упражнение «Пучки согласных».

Их много в нашей речи мы встречаем,

Хотя не думаем о них, не замечаем

И искажаем смысл произнесенных фраз.

Должны «пучки согласных» беспокоить нас.

Урона смыслу слов не наносить.

Отыскивайте в речи и тренируйте сложные «букеты», «пуч­ки» согласных в словах и на стыках слов во фразах: боДРСТВовать, муДРСТВовать, поСТСКРиптум, паРТВЗНос, В3Будора­жить, ВЗБадривать, дилетаНТСТВо, агеНТСТВо, адъюНКТСТ-Во, сверхВСТРевоженный, ваСВСТРевожили, как-нибуДЬ-ВДРугой раз; пуНКТВСТРечи; конспеКТСХВатил; ореЛ-ВЗМахнуЛКРылами; не моГВЗДРемнуть; передаСТВСТол находок; коНТРВСТРеча, куНСТКамсра, ведоМСТВо, коНСТРукция, деТСТВо, беГСТВо, браНДСПойт, цеНТР-Форвард, маРШБРосок, траНСПЛантания, рекоРДСМен, коНТРНаступление, СвеРХЗВуковой, ВЗДВаивать, филосоФСТВовать, гораЗДВСХРапнуть, моНСТРВСКЛокочен...

Усиленного мускульного напряжения требуют фразы, со­стоящие из односложных слов.

У п р а ж н ение «Односложные слова».

Из односложных слов составьте фразы.

Попробуйте их четко произнесть.

И вы бесспорно убедитесь сразу:

В активность надо «аппарат» привесть.

Иначе много звуков пропадет,

И смысла речи зритель не поймет.

В тот час тут пел дрозд. В тот год был тут град. В тот год был там ТРАМ. Под дуб вполз еж. Всем люб был Петр. Бубн бьет в такт. Темп быстр — тембр чист. В миг клуб поли. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Брит брат Клим, брит брат Глеб. Фрол — прям, Пров — крив. Ваш гость взял трость. Волн всплеск - брызг блеск. Сто верст вскачь. Волк влез в хлев. Есть серп рожь жать? Пров впал в транс. Рысь сыр ест? Сыр рысь ест.

Упражнение «Пес».

Был день...

Вдруг дождь.

Гром: «Бом!» —

Все — в дом.

Вслед пес —

Мокр нос,

Шерсть вниз,

Хвост свис,

Взгляд туп,

Дик, глуп! —

— Вверх нос!

Ты ж Пес!

Научитесь слышать звуки речи, полюбите их, почувствуйте их значение для выразительности звучащего слова, овладевайте «звукописью», четким произнесением каждого звука русской речи.

Упражнение «Звуки».

Шипящий звук «Ша»

заШурШал, заШептал,

А «Жэ» — словно Жук, закруЖась,

заЖуЖЖал.

ЗаВеяли Ветры Весенние в «Вэ».

ЗаФыркал вдруг «эф», расфуфырился: «Фэ!»

СвиСтящий Согласный звук «эС» —

заСвиСтел, '

За ним Звонко, Звонко, Звук «Зэ» —

ЗаЗвенел.

Раскатистый «эР» — не напРасно «соноРный»:

Рычит и Рокочет в Работе упоРной!..

Бьет Бурю и Бой в БараБан Бравый «Бэ».

Пришел ПоПросить быть Потише звук «Пэ»...

 

Упражнение «Парикмахер-неудачник».

Чик! Чик! Чик! Чик!

Челку я себе подстриг! (С радостью)

Чик! Чик! Чик! Ча!

Чудо челка у меня! (С гордостью)

ЧИк-чик! чИк-чик! чИк-чик! чОк!

Отхватил волос клочок! (С испугом)

Чик! Чик! Чик! Ха! Что за челка?

Чепуха! (С досадой)

Короткими движениями пальцев рук (ножницы) «подстри­гаем челку», имитируя звук ножниц энергичными звуками Ч.

Упражнение помогает тренировать чистое произнесение звука Ч, не давая ему возможности превратиться в звук Щ. Соединить четкое, отрывистое произнесение Ч с активным движением диафрагмы. «Подлаивать» тренируемый звук.

Упражнение «Воробьи». Представьте, что вы «воробьи». Прыгаете около удочки с насаженным на крючок червяком и «чирикаете».

Первый. Чик-чирик, чей червячок?

Второй. Чей червяк? Чирик, молчок!

На крючочке червячок.

Попадешься на крючок.

Первый. На крючок? Чего? Чего?

Не боюсь я ничего!

Червячка с крючка схвачу!

Чик-чирик! И — проглочу!

Хотя упражнение делается сидя, но при вере в то, что вы «воробьи», невольно рождаются быстрые, легкие характерные движения головы, тела, которыми сопровождается текст. Острый, быстрый поворот головы «шустрого воробья» и такие же острые, быстрые движения языка (в верхние зубы и — отскок на глас­ную), энергичный, короткий выдох при произнесении согласного Ч, легкое движение диафрагмы.

Трудными звуками русской речи являются губно-зубные В, Ф. Они западают, их не слышно чаще всего в начале слова, что искажает смысл. «В — вообще очень нелюбимая буква. Она запирает звук, требует особой постановки говорильного аппарата, свойственной только ей да еще букве "Ф" (верхние зубы на нижней губе)»1. Именно потому, что эти согласные действи­тельно запирают звук, и надо тренировать особую активность их произнесения.

Вспомните знакомое по дыхательной гимнастике упражнение «Пульверизатор» (ф! ф! ф!..) и закрепите активное произнесение согласного «ф» в текстах. Например, покрыв волосы лаком, рас­сматриваете себя в зеркале и оцениваете новую прическу:

И в фас, и в профиль «Фантази» К физиономии Зизи. Факт.

Упражнение «Воля». Вы идете в метель и вьюгу. Ветер бьет в лицо, валит с ног... Погрузите себя в атмосферу обстоя­тельств: вызовите дрожь в теле, в губах, которые, не переставая дрожать, издают тянущийся, дрожащий звук ВВВВВВВВ-ВВВВВВВВВВ...

Начинайте действовать, призывая всю свою волю к преодолению препятствий.

— Эй, ветрило-ветродуй,

Ветродуй,

в лицо не дуй!

Валишь с ног и в дрожь

вгоняешь,

Воешь, свищешь

и пугаешь?..

Не возьмешь!

Я волевой.

В страх не ввергнешь,

Вой не вой!..

Вьюга вдруг взвилась и взвыла,

Вьюга вспять поворотила!

Верх взять воля помогла.

Воля все превозмогла.

Воспитывайте волю!

1 С. Волконский. Выразительное слово. — СПб. Изд. «Аполлон». 1913.С. 65.

 

Сохраняйте дрожащее «ВВВ» в стихах: удваивайте и утраи­вайте согласный «в», когда дрожа от холода, разговариваете с ветром.

Русская речь требует хорошо натренированного языка, потому что двенадцать согласных в нашей речи образуются при движении кончика или передней части языка по направлению к верхним зубам или передней части твердого нёба: Д, Т, Н, Ц, Ч, 3, С, Ж, Ш, Щ, Л, Р.

Надо добиться хорошей вибрации кончика языка, чтобы со­норный согласный Р не «проваливался» в слове среди звучания других согласных и гласных. И хотя в русской речи Р менее раскатистый, чем, допустим, в испанском языке, но он должен звучать определенно, не искажать смысла слова.

Упражнение «Переполох».

Передайте услышанный вами грачиный крик:

Слушай...

- КРАжа!

- КРАжа!

- КРАжа!

- ГРАбят,

БРАтцы!

Где же стРАжа?

–Что уКРАли?

- Два пеРА,

- БезобРазие! С утРА...

- Вы уКРАли?

— Мы не бРАли. БРАли!

 

- БРАли!

- КРАли!

- КРАли!

Это я

Грачиный крик

Перевел

На наш язык.

(А. Шибаев)

 

Небрежность речи сказывается и в неправильном звучании мягких согласных Т—Д. Вместо Т слышится ТС; вместо Д—ДЗ:

ГдЗе растСяпа, да тСетСеря — Там не прибыль, а потСеря.

Не смотри, как рот дЗерет, А смотри, как дЗело идЗет.

Отчего происходит этот недостаток в звучании мягких со­гласных Т—Д?

Известно, что при произнесении согласных Д—Т язык, пе­редней своей частью плотно прижатый к альвеолам верхних зубов, под сильным давлением воздушной струи отскакивает от них и опускается вниз, за нижние резцы. При мягком звучании ТЬ—ДЬ происходит больший подъем средней части спинки языка. При изменении позиции языка важно сохранить плотную смычку кончика языка с альвеолами. При малейшей щели между языком и альвеолами ТЬ—ДЬ становятся «тсякающими» и «дзякающими».

Произнося «Дь-дь-дь-дь», попробуйте слегка двигать кончи­ком языка вверх и вниз по резцам (как бы протирая их). К согласному «Д» сразу же прибавляется призвук «3». Значит, для избавления от этого недостатка надо добиться того, чтобы кончик языка не скользил (образуя щель, в которую выходит воздух, порождая свистящие звуки 3—С), а плотно прилегая к верхним альвеолам, мгновенно отскакивал от верхних зубов, «взрывая» мягкие согласные Д—Т. Какие приспособления, ассоциации помогают излечивать этот недостаток? Их много.

Упражнение «Ток». Представьте, что ваши верхние зубы наэлектризованы. (Каким образом это случилось — фантазируй­те.) Когда вы хотите прижать к ним кончик языка, вас бьет током. Любопытно еще и еще раз проверить это ощущение, чтобы убедиться: существует ли оно?

Дя! — язык отскочил вместе с быстро опущенной нижней челюстью. Пробуйте еще раз. Осторожнее — ток!

А теперь чередуйте слоги: чистого звучаний «Tю с прИЗву-ком С — <<Тсю>>.

Тсё-Тё! Тся-Тя! Тси-Ти! Дзю-Дю! Дзё-Дё! Дзя-Дя! Дзи-Ди!

Не торопитесь произносить слоги. Заинтересуйтесь тем, что делает ваш язык. Любопытно ведь прислушаться к звукам, ко­торые изменяются при малейшем движении языка.

Слуховой анализатор и мышечная память — вот главные врачеватели недостатков речи. Надо поэтому чередовать верное и неверное произнесение. Понять и услышать разницу звучания. «Ученики должны не только знать, понимать неправильное, но и воспроизводить его. Это наиболее исчерпывающий прием изу­чения ошибок, — пишет К. С. Станиславский. — Им надо уметь владеть. Правильное лучше оценивается, когда до конца охватываешь не только его, но и неправильное»1.

Упражнение «Звоночки». В одной руке звонок побольше, звонит он так: «дзинь-дзинь», а в другой — поменьше, звонит оп выше и звонче, издавая такой звук: «динь-динь». Позванивая то в один, то в другой звоночек, сыграйте «Чижика».

ДзИнь-дзинь! ДзИнь-дзинь! ДИнь-дИнь-дИнь! ДзИнь-Дзинь-дзинь! Динь-динь-дИнь! ДИнь! ДИнь!

Затем, непрерывно звоня во второй звоночек, созывайте дру­зей: Динь-динь-динь-динь-динь-дииь-динь-динь...

Упражнение «Утки». Окликаете, зовете торопливо ковы­ляющих по двору уток:

Ути, ути! Уть-уть-уть!

Что спешите?

Есть хотите?

К речке держите свой путь?

Уть-уть-уть-уть-уть-уть-уть!

Здесь 19 раз повторяются мягкие «ТЬ и ДЬ». Тренируйте четкое их произнесение. Особенно хорошо тренируется верное — без «тсякаиья» — произнесение ТЬ в междометиях — коротких, сокращенных названиях уток, которыми мы скликаем их. Звук направлен как бы «к себе» — воздух идет вверх. Отсутствие

1 К. С. Станиславский. Соч., т. 3. С. 439.

пауз между словами не позволяет воздуху просачиваться вне звука.

Скороговорки — это народно-поэтические шутки, в которых намеренно сочетаются звуки, трудно произносимые вместе. На­род придумал их специально для разработки «говорильного ап­парата». Он заботился о красоте, четкости, выразительной звуч­ности русского слова. Тренируясь в произнесении скороговорок, надо добиваться не только четкости произношения всех звуков речи, входящих в структуру слова, но обязательно сохранять яркость интонирования. При быстрой речи все равно надо ста­раться «вкладывать» в сознание слушателей свои мысли, виде­ния, подтекст. Значит, чем быстрее, тем — четче дикционно, ярче интонационно.

Тренируя скороговорки, надо сохранять рефлекторную связь трех систем речеобразующего органа (дыхательной, голосообра-зующей и дикционной). Не забывать о «подлаивании». Оно по­может сохранить ровность звучания, гибкость, подвижность го­лоса, способного «рисовать» мысли при быстром произнесении слов, фраз. Полезно сразу же научиться говорить медленно (четко и выразительно) и быстро, сохраняя эту четкость и выра­зительность. Надо внутренне оправдывать переход от медленной к быстрой речи:

— Бобр добр ДЛЯ БОБРЯТ (медленно — разъясняя).

— Для БОБРЯТ добр Бобр (быстро — уточняя).

— Водовоз вез воду ИЗ-ПОД ВОДОПРОВОДА (медленно —разъясняя).

— ИЗ-ПОД ВОДОПРОВОДА водовоз вез воду (быстро - уточняя).

— Ткет ткач ткани на платки ТАНЕ (медленно — разъясняя).

— На платки ТАНЕ ткет ткач ткани (быстро — уточняя).

— Купи кипу ПИК (медленно — прошу).

- Купи КИПУ пик (быстро — уточняю).

- Около кола - КОЛОКОЛА (медленно).

— Около КОЛА — колокола (быстро).

- Ложечка ЖЕЛОБОКО - ВЫГИБИСТАЯ (медленно — разъясняя),

- ЖЕЛОБОКО - ВЫГИБИСТАЯ ложечка (быстро — уточняя).

 

Затем можно брать более сложные скороговорки. В чем их сложность? Народ заметил, что наш язык торопится восстановить заданный в начале порядок звуков: «Шел Саша по шоссе и сосал сушку». Так и хочется повторять «ШС, ШС, ШС» вместо необходимого сочетания «ШСШШССССШ». Язык не должен бежать впереди мысли. Вот и подчиняйте воле свою речь. И вторая особенность, подмеченная народом: ударный слог в русской речи выделяется четко и забирает много энергии, после него резко падает активность «говорильного аппарата» (снижает-

ся уровень громкости). Вот почему мы часто слышим полслова, не слышим концов фраз и т. д. Надо натренировать навык удер­живать уровень громкости произнесения всей фразы до конца. Для тренировки этого навыка народ сочинил скороговорки с большим количеством предударных и заударных слогов в слове: «РасчУвствовавшаяся Варвара расчУвствовала нерасчУвствовав-шегося Вавилу».

Тренируйте этот второй тип скороговорок тоже по принципу медленно-быстро. Предлагаем для тренировки следующие скоро­говорки:

— Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

— Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

— Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

— Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.

— Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури турка трубку, не

клюй курка крупку!

— На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора!

— Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

— Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.

— Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовывал, да зарапортовался.

— Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

— Осип охрип. Архип осип.

— Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

— Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

— Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича твоего.

— Говорили про Проколукорпенко. Про какого про Проколукорпенко?

Про Проколукорпенко, про Проколукорпенко, про Проколукорпенко твоего.

— Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

— От топота копыт пыль по полю летит.

— Дробью по перепелам да по тетеревам.

— Фрол — прям. Пров — крив (повторять несколько раз).

— Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.

Тренируя скороговорки, меняя глаголы действия, отношения, чувства, находя различные приспособления, надо не забывать о звучании голоса.

 

Упражнение «Распространитель».

Громко, увлеченно распространяйте либретто, стараясь боль-шее количество раз произнести не сбившись:

Либретто — Риголетто! Либретто — Риголетто... Король — Орел! Король — Орел! Король — Орел... Робертино Лоретта! Робертино Лоретта! Робертино Лоретти...

Голос «на подлаивании» летит во все концы зала.

Заканчивая этот важный раздел пособия, приведем еще одну яркую, образную выдержку из трудов гениального Станислав­ского: «Мы не чувствуем своего языка, фраз, слогов, букв и потому легко коверкаем их: вместо буквы Ш произносим ПФА, вместо Л говорим УА. Согласный С звучит у нас, как ЦС, а Г превращается у некоторых в ГХА. Прибавьте к этому окание, акание, шепелявость, картавость, гнусавость, взвизгивание, писки, скрипы и всякое косноязычие. Слова с подмененными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа.

Слово со скомканным началом подобно человеку с расплю­щенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами.

Выпадение отдельных букв и слогов — то же, что провалив­шийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо и другие подобного рода уродства.

Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, по­павших в мед; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане.

Аритмия в речи, при которой слово или фраза начинается медленно, а в середине вдруг ускоряется, для того чтоб в конце неожиданно точно шмыгнуть в подворотню, напоминает мне пьяного, а скороговорка — пляску святого Витта»1.

Итак, основные качества, которые тренируются в первых упражнениях голосо-речевого тренинга: фонационное дыхание (различные виды выдыхания, диктуемые характером речи); на­вык «переключения» дыхания, обеспечивающий качественное звучание речи при медленной-быстрой, громкой-тихой, спокой­ной-экспрессивной речи; опора звука; мягкая атака звука; соб­ранность и звонкость голоса; нахождение своего «центра» го­лоса; укрепление силы голоса; совершенствование природного тембра; дикционная четкость; голосовая гибкость.

1 К. С. Станиславский. Соч. Т. 3. С. 69-70.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Изучив методические приемы тренинга, построенные на опосредство­ванном воздействии на работу голосо-речевого аппарата, ежедневно трени­роваться, хорошо понимая целевые установки каждого упражнения, зная результат, к которому надо стремиться.

Составить индивидуальный «блок голосо-речевой разминки», направ­ленной на исправление недостатков дыхания, голосоведения, дикции. «Блок голосо-речевой разминки» составляется в следующей последовательности:

Дыхательная гимнастика: упражнения, тренирующие три вида выды­хания.

Формирование голоса на мягкой атаке: упражнения, построенные по, типу «стона».

Опора звука: упражнения, построенные по типу «подлаивания».

Дикционный тренинг: серия упражнений, тренирующих четкое произне­сение отдельных звуков речи, во всевозможных сочетаниях, в словах, фразах, стихотворных текстах.

Исправление голосо-речевых недостатков: свистящих з и с, дзяканья и тсяканья, смягчения шипящих согласных; снятие напряжения, обогащение индивидуального тембра грудным резонированием, прикрытие «белого» звука и т. д.

Упражнения каждый отбирает себе сам, меняя их на другие в процессе тренировки.

В целях развития речевого слуха, воспитания чувства фонетического состава слова систематически вести «полевые записи», фиксируя услы­шанные слова, фразы, звуковой состав которых искажен говорящим (выпа­дение или замена согласных звуков и их групп, выпадение гласных, целых слогов и даже частей слова из словесного комплекса). Ежемесячно записы­вать это в «Антисловарь».

Речевой слух — это способность слышать и воспроизводить звучащую речь во всех ее фонетических проявлениях. Хорошо натренированный слух сказывается в способности имитировать услышанную речь. Такая способ­ность легко тренируется. У некоторых она становится профессией, например, у актеров эстрады (пародистов-имитаторов).

Какие же компоненты речевого слуха следует развивать? Прежде всего фонематический слух — способность различать и воспроизводить все звуки речи, входящие в состав слова, соотнося их с фонетикой родной речи и орфоэпическими правилами. Задания по составлению «Антислова­рей», «Речевых паспортов» и др. и направлены на развитие этого компонента речевого слуха.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.