Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная трактовка предмета экономическая теория 2 страница




II) Рынок чистой монополии. Рынок чистой монополии характеризуется следующими чертами:1)наличие только одного продавца некоторого товара (отрасль состоит из одной фирмы);2)товар не имеет близких заменителей и покупатель должен покупать товар у монополиста или отказаться от него;3)отсутствие как потенциальной, так и скрытой конкуренции;4)наличие барьеров для входа в отрасль, среди которых можно назвать: наличие исключительного юридического права заниматься данным видом деятельности, контроль единственной фирмы над специфическим ресурсом, используемым при производстве товара, экономические преимущества крупного производства, защита производства товара патентом;5)покупателей товара может быть либо один, либо несколько, либо множество;6)фирма полностью контролирует объем предложения товара и очень сильно влияет на цену, но, изменяя объемы производства и цены, монополист должен учитывать реакцию потребителей.

III) Монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция характеризуется следующими чертами, сочетающими элементы монополии и конкуренции:1)наличие множества фирм, как правило, мелких, при этом крупные фирмы, если они есть на рынке, не имеют преимуществ перед мелкими фирмами;2)выпускаемые фирмами однородные товары широко дифференцированы по качеству, сервису, рекламе, что делает каждую отдельную фирму мини-монополистом, контролирующим небольшую долю всего рынка соответствующего товара (отметим, что под разными товарами подразумеваются продукты: с разными потребительскими свойствами; кажущиеся почему-либо разными потребителю; продаваемые в различных условиях, а также по-разному рекламируемые);3)вход на рынок и уход с него свободны, за исключением препятствий, связанных с дифференциацией продукта, которая создает для фирмы преимущества, защищает ее от конкурентов, приносит ей дополнительную прибыль, а для рынка страны — многообразие товаров, однако изоляция сегмента рынка одного и того же товара не абсолютна (фирме приходится считаться с конкуренцией товаров, похожих на собственные, спрос на дифференцируемые товары высокоэластичен — повышение цены на один из них сразу приведет к переключению покупателей на другой);4)фирмы сосредоточивают свои усилия в основном на производстве товара, пользующегося ограниченным спросом, и свойства которого соответствуют специальным запросам потребителей.

IV)Олигополистический рынок, который является самым распространенным рынком в современной экономике, характеризуется следующими чертами:1)на рынке действует небольшое число крупных фирм (формально считается: четыре крупные фирмы, производящие более половины всей выпускаемой продукции), но могут присутствовать и мелкие фирмы;2)продукты могут быть стандартизированными (цемент, газ и т, п.) и дифференцированными (автомобилестроение);3)фирмы-олигополисты обладают высокой степенью контроля над рынком (над объемами производства, ценами).

№29 Оценка роли рыночной системы?

РЫ́НОЧНАЯ СИСТЕ́МА, в экономике — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а распределение ресурсов, производство, обмен и потребление товаров и услуг осуществляются на основе спроса и предложения. Рыночная экономика опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора. Основу этой системы составляют: право частной собственности, частная хозяйственная инициатива, рыночная организация распределения ресурсов. Достоинство рыночного механизма состоит в том, что он заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, тем самым продавец добивается собственной выгоды. Но и покупатель вынужден считаться с интересами продавца — он может получить желаемый товар, лишь уплатив за него сложившуюся на рынке цену. Рынки, основанные на конкуренции, являются самым эффективным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ. Достоинство конкуренции состоит в том, что только с помощью производства лучших по своим качествам товаров или менее затратных товаров, можно победить конкурентов. В конкуренции покупателей за дефицитный товар с наименьшими затратами одерживают верх те, чья собственная деятельность ценится рынком особенно высоко и лучше оплачивается, что позволяет предложить за товар наивысшую цену.

№30Спрос?Закон спроса?

Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона. Вместе с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых прежде всего следует выделить объём или величину спроса. С позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам. Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений. Неценовые характеристики товара. Но кроме цены на величину спроса влияет и ряд других факторов, которые иногда называют неценовыми. Это прежде всего потребительские вкусы, мода, величина доходов (покупательная способность), величина цен на другие товары, возможность замещения данного товара другими. Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса. Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар-субститут. Неценовые факторы, влияющие на спрос:1)Уровень доходов в обществе;2)Размеры рынка;3)Мода, сезонность;4)Наличие товаров-субститутов (заменителей);5)Инфляционные ожидания.

 

№31Изменение спроса? Неценовые детерминанты спроса?

Факторы влияющие на спрос. На величину спроса влияет огромное количество факторов (детерминантов). Спрос зависит от:1)использования рекламы;2)моды и вкусов;3)ожидания потребителей;4)изменений предпочтений окружающей среды;5)доступности товаров;6)величины доходов;7)полезности вещи;8)цены установленной на взаимозаменяемые товары;9)а также зависит от количества населения. Изменения спроса и величины спроса.При анализе рыночной конъюнктуры необходимо проводить четкое различие между спросом и величиной спроса, а также между изменениями величины спроса и изменениями в самом спросе на данный товар. Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочит параметров (вкусов, доходов, цен на другие товары). На графике подобное изменение отражается движением вдоль кривой спроса из точки (стрелка №1).Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением кривой спроса вправо или влево стрелка2

1-изменение объема спроса;2-изменение спроса. P— Цена;Q— Объем спроса;D— Кривая спроса.

Неценовые детерминанты спроса. Факторы, оказывающие воздействие на спрос при неизменных ценах на рассматриваемый товар, называются неценовыми детерминантами спроса. Среди наиболее значимых неценовых детерминант экономисты выделяют:1. Вкусы и предпочтения потребителей. Так, например, активная рекламная компания здорового образа жизни, может привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные продукты, увеличив величину спроса при тех же ценах (сдвиг кривой спроса вправо).2. Доходы потребителей. Для подавляющей группы нормальных качественных товаров рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо. Однако для относительно худших товаров, имеющих сравнительно более низкое качество, рост дохода побуждает потребителя заменить относительно худший товар более качественным и тем самым сокращает спрос. В результате кривая спроса смещается влево.

3. Число потребителей. При прочих равных условиях, чем больше число потенциальных покупателей, тем выше рыночный спрос на товар.4. Цены на другие товары. Данный фактор является неценовым, т.к. предполагает неизменность цены рассматриваемого товара. Цена же любого другого товара кроме того, который мы анализируем, выступает в качестве неценового, или экзогенного фактора.

№32Предложение?Закон предложения?

Предложение. Предложение характеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которую продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене. Как и объём спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности, состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания. Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место. Факторы, влияющие на предложение:1. Наличие товаров заменителей.2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).3. Уровень технологий.4. Объём и доступность ресурсов.5. Налоги и дотации.6. Природные условия.7. Ожидания (инфляционные, социально-политические).8. Размеры рынка.

 

№33Изменение предложения? Неценовые детерминанты?

Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке, и которые продавцы готовы продать покупателю по данной цене.

1)Изменение объема предложения наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменных прочих факторов рыночной конъюнктуры и предполагает движение вдоль кривой предложения (стрелка №1)2)Изменение предложения, напротив, означает изменение всей функции предложения за счет изменения каких-либо неценовых фактор при неизменной цене на анализируемый товар (стрелка №2).1-Изменение объема предложения;2-Изменение предложения.

Q— кол-во продукции, которое готов предложить производитель;S— предложение; P— Цена.

К неценовым факторам предложения относят:1)изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, изменения связанные с налоговой политикой, а также характеристики, которые влияют на формирование стоимости факторов производства. 2)Выход на рынок новых фирм. 3)Изменения цен на другие товары приводящих к уходу фирмы из отрасли.4)Природные катастрофы.5)Политические действия и войны.6)Перспективные экономические ожидания.7)Фирмы занятые в отрасли при увеличении цены задействуют резервные или быстровводимые новые мощности, что автоматически приводит к увеличению предложения.8)В случае продолжительного увеличения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и как факт возможно увеличение предложения. На кривую предложения огромную роль оказывает технический прогресс. Он позволяет снижать издержки производства и варьировать количество товаров на рынке. Анализ графика предложения во много обусловлен той технологией производства, которой пользуется производитель, наличием и доступностью сырья используемых при изготовлении товара. Если мобильность производства используемые в нем ресурсы высока, то кривая предложения будет иметь более пологий вид т.е. приплющена вниз.

 

№34. Рыночное равновесие и последствия его нарушения.

Рыночное равновесие-это ситуация, при кот. кол-во товара, кот. способны и готовы предложить к реализации по опред. цене продавцы равно кол-ву товаров, кот. могут и хотят купить покупатели по той же цене, т. е. когда объем предложения на рынке индивидуального товара равен объему спроса.

Графически ситуация рыночного равновесия описывается диаграммой «Крест Маршала».

Точка Е, т. е. точка пересечения кривых Д и Sназ. точка рыночного равновесия. Рыночное равновесие характеризуется 2-мя параметрами: равновесным объемом Qе и равновесной ценой Ре. Qе=Qд=Qs.

Внешними, наиболее очевидными последствиями нарушения рыночного равновесия станут очереди потребителей за товарами, социальная напряженность и всеобщее недовольство политикой правительства.

1)P1>Pε – Qs1>QD1→(QS1 – QD1) – инфляция

2)P2<Pε – Qs2<QD2→(QD2 – QS2) - дефляция

№35 Изменение рыночных условий?

Под изменением рыночных условий понимают изменение спроса и предложения под влиянием изменения детерминантов:

1)D↑→P↑Q↑; 2)D↓→P↓Q↓; 3)S↑→P↓Q↑; 4)S↓→P↑Q↓.

где: D-спрос, P-цена, Q-объем

 

 

36.Эластичность спроса по цене? Факторы эластичности?

Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:1)Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);2)Незаметное для покупателя изменение уровня цен;3)Консерватизм покупателей во вкусах;4)Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);5)Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).На эластичность спроса влияют сроки хранения и особенности производства. Совершенная эластичность спроса характерна для товаров в условиях совершенного рынка, где никто не может повлиять на его цену, следовательно, она остается неизменной. Для подавляющего большинства товаров зависимость между ценой и спросом обратная, то есть коэффициент получается отрицательным. Минус обычно принято опускать и оценка производится по модулю. Тем не менее, встречаются случаи, когда коэффициент эластичности спроса оказывается положительным — например, это характерно для товаров Гиффена.Товары с эластичным спросом по цене:1)Предметы роскоши (драгоценности, деликатесы);2)Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника);3)Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты).Товары с неэластичным спросом по цене: 1)Предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество);2)Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки);3)Труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин).Точечная эластичность спроса по цене рассчитывается по следующей формуле: где верхний индекс D означает что это эластичность спроса, а нижний индекс P говорит о том, что это эластичность спроса по цене. То есть эластичность спроса по цене показывает степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товар. В зависимости от этих показателей различают:1) Совершенно неэластичный спрос, Ep=0-объем спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости).2) Неэластичный спрос,Ep<1-когда объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены).3) Единичная эластичность спроса,Ep=1-изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение объема спроса.4) Эластичный спрос,Ep>1-объем спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену).5) Совершенно эластичный спрос,Ep=∞-объем спроса не ограничен при падении цены ниже определенного уровня.

 

37.Эластичность спроса по доходу?

Показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов:1)Значимость товара для бюджета семьи.2)Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.3)Консерватизм во вкусах. Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия (дешевая колбаса, приправа). Математически эластичность спроса по доходу может быть выражена следующим образом:Ei=(∆Q/Q)/(∆I/I)- где верхний индекс D означает что это эластичность спроса, а нижний индекс I говорит о том, что это эластичность спроса по доходу. То есть эластичность спроса по доходу показывает степень изменения спроса в ответ на изменение доходов потребителей. В зависимости свойств благ эластичность спроса на эти блага по доходу может быть различной. Классификация благ по значениям E приведена:1) Нормальное (полноценное) благо,Ei>0-Объем спроса увеличивается при увеличении дохода потребителя.2) Предмет роскоши,Ei>1-Объем спроса изменяется на больший процент, чем доход.3) Товар первой необходимости,0<Ei<1-Объем спроса изменяется на меньший процент, чем доход. То есть при увеличении дохода в определенное число раз, спрос на заданный товар увеличится на меньшее число раз.4) Неполноценное (низшее) благо,Ei<0-Объем спроса падает, при увеличении дохода потребителя. Примером может служить рынок потребления перловки.5) Нейтральное благо,Ei=0-Нет прямой зависимости между потребление этого блага и изменением дохода.

Отдельно нужно отметить, что и предметы роскоши и товары первой необходимости являются нормальными (полноценными) благами, так как условие Ei>0 содержит оба условия, и Ei>1 и 0<Ei<1.

 

38.Перекрестная эластичность спроса?

Перекрёстная эластичность спроса-это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы).

где верхний индекс D означает что это эластичность спроса, а нижний индекс AB говорит о том, что это перекрёстная эластичность спроса, где под A и B подразумеваются какие-то два товара. То есть перекрёстная эластичность спроса показывает степень изменения спроса на один товар A в ответ на изменение цены другого товара B. В зависимости от значений принимающих переменной E различаю следующие связи между товарами A и B:1) Товары субституты,Eab>0- Потребители теоретически могут заменить потребление товара A на потребление товара B. Например, две марки стирального порошка.2) Комплементарные блага,Eab<0- Потребители теоретически не могут изменить потребления товара A без изменения в ту же сторону потребления товара B. Хороший пример это ноутбуки и комплектующие к ним.3) Независимые друг от друга товары,Eab=0- Изменение цены товара B никак не воздействует на потребление товара A.

 

39.Эластичность предлажения? Фактор времени?

ЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ— прирост объема предложения товара в результате роста цены на 1% при условии, что все остальные факторы, влияющие на уровень предложения, остаются неизменными. Э. п. от цены для большинства изделий в долгосрочном периоде значительно больше, чем в краткосрочном, потому что для изменения выпуска вслед за изменением цены обычно требуется перестройка и расширение производственных мощностей (быстрое увеличение возможно только в пределах существующих резервов этих мощностей), набор и подготовка рабочей силы и т. п. Но есть и такие товары и услуги, по которым Э. п. очень низка (напр., аренда домов в крупных городах). Предложение некоторых товаров вторичного использования (напр., металлолом) обычно более эластично, в противоположность сказанному выше, в короткие, а не длительные промежутки времени.

Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия. Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Эластичность предложения зависит от:1)особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен);2)временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке);3)зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению.

 

№40. Два подхода к анализу потребит. поведения.

В эк. теории сущ. 2 подхода к анализу потребит. поведения: 1)кардиналистский («cardinal»)- количественный; 2) ординалистский («ordinal»)- порядковый.В основе кардиналистского подхода к трактовке потребит. поведения лежит понятие предельной полезности, что предполагает необходимость количественной оценки степени удовлетворения, получаемой при потреблении доп.ед. блага. Вместе с тем полезность явл-ся субъективным понятием и не имеет объективных измерителей. Маржиналист 2-ой волны Парето доказал, что более корректно оценивать не полезность от потребления блага, а порядок предпочтения наборов благ, поскольку многие товары взаимосвязаны в процессе потребления. Данный подход позволяет уйти от необходимости количественной оценки полезности и означает переход от колич. версии теории потребит. поведения к ее ординалистскому варианту. В основе ординалистской версии теории потребит. поведения лежит использование аппарата так называемых кривых безразличия.

41.Полезность как основа выбора потребителя? Закон убывающей предельной полезности?

Предельная полезность— это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага. Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага (производная):

Где U — функция полезности, а Q— количество потребляемого блага. В условиях чистой конкуренции определяет рыночную цену товара. Принцип предельной полезности сводится к следующему: ценность блага данного рода определяется полезностью предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность. Кривая предельной полезности (рисунок 21.2) показывает, что полезность потребляемых одна за другой частей блага постепенно убывает, поскольку растет степень удовлетворения потребителей. Если предельная полезность равна нулю, следовательно, данное благо существует в количестве, которое может полностью удовлетворить даннуюпотребность.

Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного товара как известно как название закона убывающей предельной полезности. Чем больше потребление блага, тем меньше прирост полезности, получаемый от единичного приращения потребления этого блага (Если последовательное потребление какого-либо блага постепенно приводит человека к состоянию насыщения, то дополнительная полезность от использования одной дополнительной единицы данного блага начинает сокращаться). Это первый закон Госсена. Суть первого закона Госсена в том, что предельная полезность каждой следующей единицы блага, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы. Кардиналисты, пытаясь вычислить предельную полезность, вводят условную единицу — ютиль, с помощью которой определяют степень удовлетворения потребности. Совокупную полезность любого количества блага любого блага можно определить путем суммирования показателей предельной полезности. Если каждая последующая единица блага обладает все меньшей и меньшей предельной полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы блага лишь при условии снижения их цены.Приобретая одни товары, потребители жертвуют потреблением других. Поэтому выбор потребителя в условиях рыночной экономики всегда связна не только с оценкой полезности потребляемых благ, но и с сопоставлением цен альтернативных товаров. Математически закон убывания предельной полезности означает, что вторая производная общей полезности по количеству данного блага является отрицательной величиной:(TU)’<0.

 

42.Кривые безразличия? Карта потребительских предпочтений?

Кривые безразличия — представляют собой совокупность точек на координатной плоскости, каждая из которых является потребительским набором, обеспечивающим потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей (или если пользоваться терминологией кардиналистского направления, одинаковую полезность).Форма кривой безразличия отдельного потребителя определяется исключительно его вкусами и предпочтениями и не зависит от доходов или цен на потребляемые товары. Совокупность кривых безразличия, описывающих поведение одного потребителя, составляет его карту безразличия. Построение и анализ этих кривых основывается на следующих допущениях, или аксиомах:1)Аксиома рациональности потребителя как экономического субъекта;2)Аксиома непрерывности-Все товары можно непрерывно разбить на всё более мелкие единицы, так что размеры единиц, в которых продается товар, не сдерживают потребителей;3)Аксиома возможности выбора. Предполагает способность человека однозначно ответить на вопрос, какой из предложенных потребительских наборов, А или В, является для него более предпочтительным. При этом обязательным будет выбор одного из трех вариантов ответа: либо набор А предпочтительней набора В (А > B), либо набор B предпочтительней набора A (A < B), либо наборы A и B имеют одинаковую полезность для потребителя (A=B);4)Аксиома транзитивности-Согласно этой аксиоме для любых трех потребительских корзин (наборов) А, В и С, если потребитель предпочитает набор A в большей степени, чем набор B, и набор B в большей степени чем набор C, то он однозначно предпочитает потребительских набор A в большей степени, чем набор C. То есть если A > B и B > C значит A >C.То же самое справедливо и для правила: если A = B и B = C, то A = C;5)Аксиома ненасыщенности-Для любого набора A всегда существует набор B, более предпочтительный для потребителя. Это означает, что у потребителя нет порога насыщения и он всегда предпочитает иметь большее количество товаров меньшему. При этом, если количество хотя бы одного из товаров, входящих в потребительскую корзину возрастет, уровень его удовлетворения увеличится.

 

№43. Предельная норма субституции и разновидности кривых безразличия.

Пред.норма субституции – это соотношение, в котором один товар может быть заменен другим при сохранении неизменной степени удовлетворения, получаемой при потреблении наборов этих товаров. Обычно кривые безразличия иллюстрируют снижение предельной нормы субституции.

Кривая безразличия – это кривая, все точки которой показывают комбинации или сочетания кол-ва 2-х товаров, приносящих потребителю одинаковую степень удовлетворения (полезность). Наклон кривой безразличия иллюстрирует предельная норма замены (предельная норма субституции).Снижение предельной нормы субституции имеет место в том случае, если кривая безразличия имеет классич. форму, т.е. форму монотонно убывающей кривой. Вместе с тем могут иметь место так наз. частные случаи кривой безразличия: 1)для 2-х абсолютных субститутов; 2)для 2-х жестких комплиментов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.