Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение В.И. Вернадского о биосфере




Тема 2

Темы контрольных работ и докладов на семинарах

Тесты

 

1. Центральным понятием социальной экологии является:

а) экосистема;

б) социосистема;

в) социоэкосистема.

2. Компонентами социоэкосистемы являются:

а) социо‑и геосистемы;

б) био‑и социосистемы;

в) гео‑, био– и социосистемы.

3. Социоэкосистемы состоят из компонентов:

а) биогенных, абиогенных, технических;

б) биогенных, абиогенных, социальных;

в) биогенных, абиогенных, социальных, технических.

4. Могут ли социосистемы и экосистемы существовать отдельно друг от друга:

а) да;

б) нет;

в) экосистемы могут, а социосистемы нет;

г) социосистемы могут, а экосистемы нет.

5. Социосистема охватывает:

а) биосферу;

б) биосферу и ближний космос;

в) всю Вселенную.

6. Какая основная задача социальной экологии:

а) открывать законы природы;

б) устанавливать законы, по которым должны жить люди;

в) формулировать законы взаимодействия человека и природы.

7. Что изучает глобальная экология:

а) систему взаимоотношений человека как индивида с природной средой;

б) взаимоотношения различных групп населения с природной средой;

в) взаимоотношения общества с природной средой в масштабах планеты.

8. Л.И. Мечников считал главным фактором становления и развития цивилизаций:

а) климат;

б) водные ресурсы;

в) ландшафт.

9. Ш. Монтескье считал главным фактором становления развития цивилизаций:

а) климат;

б) водные ресурсы;

в) ландшафт.

10. Представители географической школы в экологии считали, что:

а) социологические концепции должны основываться на данных географии;

б) в развитии цивилизации главную роль играют природные факторы;

в) социология должна быть частью географии.

1 1. С какими из законов Коммонера и Эрлиха соотносятся следующие законы и принципы:

а) единство и борьба противоположностей;

б) закон необратимости эволюции;

в) принцип «тоннельного взгляда».

 

 

1. Соотношение глобальной экологии, социальной экологии и экологии человека.

2. Методология экологических исследований.

3. Мониторинг природы.

4. Соотношение социосистем и экосистем.

5. Место социальной экологии в системе культуры.

6. Взгляды Мальтуса и современная демографическая ситуация.

7. Географическая школа в социологии.

 

Список литературы

 

1. Будыко ММ. Глобальная экология. М., 1977.

2. Вопросы социоэкологии. Львов, 1987.

3. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М, 1983.

4. Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения или изложение прошедшего и настоящего действия этого закона на благоденствие человеческого рода. Т. 1–2. СПб., 1868.

5. Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки. М., 1991.

 

Экология и учение Вернадского о биосфере: естественно‑научные основы социальной экологии

 

В развитие биологии в XX в. большой вклад внесли русские ученые. Русская биологическая школа имеет славные традиции. Первые модели происхождения жизни созданы А.И. Опариным. В.И. Вернадский был учеником выдающегося почвоведа В. В. Докучаева, который создал учение о почве как своеобразной оболочке Земли, являющейся единым целым, включающим в себя живые и неживые компоненты. По существу, учение о биосфере было продолжением и распространением идей Докучаева на более широкую сферу реальности. Развитие биологии в этом направлении привело к созданию экологии.

Значение учения о биосфере Вернадского для экологии определяется тем, что биосфера представляет собой высший уровень взаимодействия живого и неживого и глобальную экосистему. Результаты Вернадского поэтому справедливы для всех экосистем и являются обобщением знаний о развитии нашей планеты.

 

 

Существуют два основных определения понятия «биосфера», одно из которых известно со времени появления данного термина. Это понимание биосферы как совокупности всех живых организмов на Земле. В.И. Вернадский, изучавший взаимодействие живых и неживых систем, переосмыслил понятие биосферы. Он понимал биосферу как сферу единства живого и неживого.

Такое толкование определило взгляд Вернадского на проблему происхождения жизни. Из нескольких вариантов: 1) жизнь возникла до образования Земли и была занесена на нее; 2) жизнь зародилась после образования Земли; 3) жизнь возникла вместе с формированием Земли, – Вернадский придерживался последнего и считал, что нет убедительных научных данных, что живое когда‑либо не существовало на нашей планете. Жизнь оставалась в течение геологического времени постоянной, менялась только ее форма. Иными словами, биосфера была на Земле всегда.

Под биосферой Вернадский понимал тонкую оболочку Земли, в которой все процессы протекают под прямым воздействием живых организмов. Биосфера располагается на стыке литосферы, гидросферы и атмосферы. В атмосфере верхние границы жизни определяются озоновым экраном – тонким в несколько миллиметров слоем озона на высоте примерно 20 км. Океан населен жизнью целиком до дна самых глубоких впадин в 10–11 км. В твердую часть Земли жизнь проникает до 3 км (бактерии в нефтяных месторождениях).

Занимаясь созданной им биогеохимией, изучающей распределение химических элементов по поверхности планеты, Вернадский пришел к выводу, что нет практически ни одного элемента из таблицы Менделеева, который не включался бы в живое вещество. Он сформулировал три биогеохимических принципа.

1. Биогенная миграция химических элементов в биосфере всегда стремится к максимальному своему проявлению. Этот принцип в наши дни нарушен человеком.

2. Эволюция видов в ходе геологического времени, приводящая к созданию устойчивых в биосфере форм жизни, идет в направлении, усиливающем биогенную миграцию атомов. Этот принцип при антропогенном измельчании средних размеров особей биоты Земли (лес сменяется лугом, крупные животные мелкими) начинает действовать аномально интенсивно.

3. Живое вещество находится в непрерывном химическом обмене с окружающей его средой, создающейся и поддерживающейся на Земле космической энергией

Солнца. Вследствие нарушения двух первых принципов космические воздействия из поддерживающих биосферу могут превратиться в разрушающие ее факторы. Данные геохимические принципы соотносятся со следующими важными выводами Вернадского.

1. Каждый организм может существовать только при условии постоянной тесной связи с другими организмами и неживой природой. 2. Жизнь со всеми ее проявлениями произвела глубокие изменения на нашей планете. Совершенствуясь в процессе эволюции, живые организмы все шире распространялись по планете, стимулируя перераспределение энергии и вещества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.