Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы




Методические рекомендации по изучению дисциплины

Изучение материала дисциплины необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов. В качестве основных форм освоения учебного материала учебная программа предусматривает лекции, семинарские занятия. На лекциях в обязательном порядке рассматриваются сложные, проблемные вопросы «Истории государства и права России», вызывающие, как показывает практика, наибольшую трудность при сдаче студентами экзамена. Семинарские занятия обычно проводятся по сложным для усвоения темам лекционного курса, которым предшествует самостоятельная работа студентов по изучению материалов лекций, учебников, иной специальной литературы. Семинарские занятия предполагают осмысление разделов и тем учебной дисциплины, закрепление и углубление теоретических знаний. Самостоятельная работа учащихся предполагает освоение теоретического материала (учебников, научных монографий, статей по юридической тематике, опубликованных в газетах и журналах).

Рекомендации студентам по успешному изучению дисциплины сводятся к необходимости:

-аккуратно и регулярно вести записи на занятиях;

-точно и в срок выполнять задания преподавателя;

-систематически осуществлять самоконтроль своих знаний;

-повышать уровень знаний и умений по предмету в рамках самостоятельной работы;

-активно использовать при подготовке к занятиям, контрольной работе и экзамену литературу, указанную преподавателем;

-осуществлять поиск, оформление и представление дополнительной информации, сведений по предмету.

В рамках курса изучаемой дисциплины студенты должны овладеть хронологическими и фактическими знаниями, научиться работать с источниками, проводить анализ и описание исторических событий, процессов, оценивать исторических личностей и их деятельность. Особое внимание в рамках курса уделяется анализу источников по дисциплине «История государства и права России».

студентов

Под самостоятельной работой понимается деятельность студентов во внеурочное время. Учебно-методический комплекс нацелен на формирование и развитие приемов и навыков самостоятельной работы студентов с правовыми актами, документами юридического характера, специальной литературой по данному курсу. Целью самостоятельной подготовки является: углубление и закрепление знаний полученных на лекционных, семинарских занятиях, выработка навыков самостоятельного поиска знаний, подготовка к предстоящим учебным занятиям, зачетам и экзаменам, формирование индивидуальных способностей и склонностей для дальнейшей профессиональной деятельности, самостоятельное изучение программного материала дисциплин, вынесенного в фонд часов самостоятельной работы.

Студент должен:

- формировать и развивать приемы и навыки работы с источниками, учебной и специальной литературой;

-выявлять и развивать собственные способности логически мыслить, описывать, анализировать;

-формировать цельные представления относительно единства исторического процесса развития отечественного государства и права, выработать гражданскую позицию на примере поступков и деятельности исторических деятелей.

В рамках самостоятельной работы студенты занимаются изучением учебников, учебных пособий, научных статей, источников и памятников права. Дополнительная литература рекомендуется для более углубленного изучения предмета, для написания контрольных и курсовых работ. Студенты должны формировать у себя навыки работы с первоисточниками, работы с историографической литературой.

Составной частью самостоятельной работы студентов является составление конспекта прочитанного. Конспект способствует запоминанию и осмыслению студентами изученного материала, формированию навыка кратко, емко и четко излагать прочитанный материал. Конспект может быть составлен студентом в форме сравнительной таблицы, анализа статистических фактов.

Написание конспекта (конкретного источника)

Научно-исследовательский и педагогический опыт свидетельствует, что эффективность работы с источниками обусловлена соблюдением определенных методических приемов. Последовательность которых можно представить следующим образом:

1. прочтение предлагаемого источника;

2. осмысление прочитанного;

3. выписки из прочитанного;

4. констатация того нового, что дало изучение источника в понимании конкретной проблемы.

Ведение записей является важнейшим условием продуктивной работы с научно-правовыми источниками. Письменная фиксация прочитанного способствует не только лучшему запоминанию, но и более глубокому осмыслению материала, возникновению собственных мыслей в связи с изученной проблемой. Возникшие и оставшиеся не разрешенными вопросы могут быть рассмотрены в ходе семинарского или практического занятия под руководством преподавателя.

В зависимости от целей записей конспект может носить форму плана, цитатных выписок, свободной записи, тезисов, сжатого обзорного изложения или обзора. Каждая из этих форм конспектирования имеет различное назначение.

План — это перечень основных вопросов содержания книги, статьи и т. п. Различают простой и развернутый планы. Простой план состоит из общих вопросов, а развернутый дифференцирует каждый пункт простого плана на подвопросы. Вопросами плана могут быть заголовки отдельных разделов и глав конспектируемой работы. Более сложным является самостоятельная формулировка вопросов. В этом случае необходимо прежде всего определить главную мысль источника, а затем разбить весь текст на части, озаглавив каждый из них. Кроме того, можно согласовать планы конспектов в соответствии с вопросами, взятыми из плана семинара или индивидуального контрольного собеседования по данной теме, что одновременно будет способствовать лучшей подготовке к занятиям. Конспект в форме плана предназначен для повторения материала в ближайшее время после проработки источника, может служить памяткой для устного выступления.

Цитатные выписки — представляют собой дословные записи текста источника. Они обязательно сопровождаются ссылкой на этот источник. Цитатные выписки хороши для написания докладов и рефератов, т.к. позволяют аргументировать отдельные аспекты работы.

Свободная запись - включает в себя и цитаты, и сжатое изложение мыслей автора, и планы различных видов (простые и сложные). Эта форма конспекта, при должном исполнении, окажет существенную помощь при подготовке к устному ответу, написании доклада, реферата, курсовой или дипломной работы.

Тезисы — краткая формулировка основных положений источника без подробного раскрытия содержания. Обычно тезис отвечает на вопрос плана. Тезисы можно формулировать самостоятельно, включая в них основные положения автора. Тезисы необходимы для устных выступлений и ответов на занятиях. Их недостатком является краткость, сжатая информативность

Обзор — сжатое, связное изложение основных положений изучаемого источника. Чем короче запись, тем серьезнее надо относиться к формулировкам, к подбору понятий. Обзор служит средством запоминания прочитанного, необходим при повторении материала, для дополнительной работы на будущее. Неудобство обзорного конспекта заключается в его большом объеме.

Самостоятельная подготовка студентов является одним из важнейших элементов обучения в РАП. При правильной организации самоподготовка имеет решающее значение для развития самостоятельности как одной из ведущих черт личности будущего юриста, является средством, обеспечивающим: сознательное и прочное усвоение знаний по предмету.

Самоподготовка дисциплинирует, способствует формированию высокой культуры умст­венного труда, приобретению приемов и навыков самостоятельной работы, умений разумно расходовать и распределять время, накапливать и усваи­вать необходимую для успешного обучения и профессионального становления информацию. Позволяет освоить методы познания (анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция), учит само­стоятельному мышлению, позволяет сформировать собственный стиль ра­боты, наиболее полно соответствующий личным склонностям и познаватель­ным навыкам студента.

В связи с большим объемом и сложностью учебного материала по дисциплинам самостоятельная работа студентов приобретает в рамках учебного процесса очень большое значение. Правильная организация самостоятельной работы студентов дает преподавателю возможность обеспечить углубленное изучение тех вопросов программы по конкретному предмету, на которые не хватает вре­мени в рамках аудиторных занятий.

К основным видам самостоятельной работы при изучении дис­циплины можно отнести следующие:

- изучение рекомендованных нормативных историко-правовых актов;

- изучение учебной и научной тематической литературы, рекомендованных периодических изданий;­

- подготовка к семинарским занятиям;

- подготовка к тестированию, выполнению контрольных работ;

- подготовка к сдаче зачета, экзамена;

- подготовка тематического сообщения;

- написание доклада;

- написание реферата;

- подготовка научной работы;

 

Методические рекомендации для самостоятельной работы по «Истории государства и права России»

по кафедре общетеоретических правовых дисциплин

для студентов 1 курса заочной формы обучения

Тема 1: Предмет истории отечественного государства и права.

Тема 2. Древнерусское государство и право (IX – XII вв.)

Тема 3. Феодальные государства на территории Руси (XII – XIV вв.)

Тема 4. Русское (Московское) государство и развитие права (XV – XVII вв.)

Тема 5. Российская империя в период становления абсолютизма (XVIII в.).

Тема 6: Российское государство и право в период кризиса абсолютизма (конец XVIII – середина XIX вв.).

Тема 7: Российское государство в период осуществления либеральных реформ (середина XIX – начало XX вв.).

Тема 8: Государство и право России в начале ХХ века: провал попыток модернизации (1900-1917 гг.).

Тема 9: Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль – октябрь 1917 г.).

Тема 10: Создание Советского государства и права (октябрь 1917-1918 гг.).

Тема 11: Государство и право в период гражданской войны и военной интервенции (1918-1920 гг.).

Тема 12: Советское государство и право в период новой экономической политики (1921-1929 гг.).

Тема 13: Советское государство и право в период форсированной модернизации страны (конец 20-х годов - 1941 гг.).

Тема 14: Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.).

Тема 15: Советское государство и право на этапе укрепления «государственного социализма» (1945 – середина 80-х годов).

Тема 16: Советское государство и право в условиях кризиса «государственного социализма» (середина 80-х – 1991 гг.).

Тема 17: Государство и право Российской Федерации (1992 г. – н.в.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.136 сек.