КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Т Гоббс и Д. Локк о государстве и естественных правах человека
Томас Гоббс (1588-1679) – английский государственный деятель и философ, основатель механического материализма. Основные произведения: «О гражданине», «Левиафан». Для обоснования своих представлений о государстве Гоббс прибегает к описанию «естественного состояния», в котором все люди равны, руководствуются своими потребностями, интересами, страстями, жаждой власти, эгоизмом. Свобода человека в «естественном состоянии» ничем не ограничена, поэтому каждый имеет право на все, даже на жизнь другого человека. Такое поведение ведет к постоянным конфликтам, происходит «война всех против всех». Согласно Гоббсу, «нужда – мать всех изобретений». В силу этого, чтобы избавится от страха и обеспечить безопасность, люди путем договора объединяются в общество и учреждают по собственному усмотрению верховную власть, которая может быть доверена одному лицу или собранию. Гоббс разрабатывает систему естественных законов. По его мнению, основной естественный закон гласит, что «должно искать мира и следовать ему». Остальные 19 естественных законов можно выразить правилом: «не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе». Одним из естественных законов является справедливость, заключающаяся в том, чтобы соблюдать соглашения и «давать каждому человеку его собственное», т.е. уважать его собственность. Там, где нет собственности, не может быть и несправедливости, а там, где нет организованной принудительной власти, т.е. государства, нет ни собственности, ни надежного соблюдения соглашений. Учреждение государства является установлением естественного закона. Одновременно с этим с общего согласия вводится неравенство. Государство, - пишет Гоббс, - есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и защиты».[2] Гоббс сравнивает государство с телом человека и называет великим Левиафаном, или смертным богом, которому под владычеством бессмертного Бога мы обязаны своим миром и защитой. Цель гоббсовского Левиафана-государства – покончить с войной всех против всех, обеспечить мир и безопасность, что достигается сосредоточением в руках государя полноты власти. Гоббс выделяет три формы государства: демократию (власть принадлежит собранию, но каждый гражданин имеет право голосовать), аристократию (власть в руках собрания, а право голоса имеет некоторая часть общества) и монархию (верховная власть принадлежит одному лицу), являющуюся лучшей формой. Он решительно отвергает теорию разделения властей. Только суверенная власть, в распоряжении которой законы, правосудие, армия, верховное право собственности, способна гарантировать общественное спокойствие. Свобода подданных и права личности приносятся в жертву государству. Инакомыслящие должны жестоко наказываться. «Человек или собрание, которому поручена верховная власть в государстве, обладает также и правом судить о том, какие мнения и учения враждебны миру, и правом запрещать их распространение», - утверждает Гоббс. Церковь превращается в департамент государства. Творчество Гоббса – это отклик на бурные события эпохи революций. Всю свою жизнь он пытался решить одну проблему – уберечь людей от анархии, потрясений, мятежей и обеспечить им спокойствие, достаток. Он был предшественником позитивистского, нормативного толкования права как веления власти, совокупности норм, установленных и санкционированных государством. Его социально-философское учение противоречиво. С одной стороны оно научно для своего времени, с другой стороны сопровождается реакционными выводами, солидарностью с деспотией, насилием. Джон Локк (1632-1704) – английский философ, психолог, педагог. Основные произведения: «Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о государственном правлении». Высший принцип Локка: «нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в ощущениях», при этом он признавал наличие известной «разборчивости разума». В своем учении о государстве Локк пользуется теологической аргументацией, вплетенной в канву рационалистических умозаключений. Философские взгляды Локка подготовили почву для деизма, согласно которому Бог создал мир, но с той поры больше не вмешивается в его дела. Единственный законный источник власти Локк видит в согласии народа, т.е. в общественном договоре: «Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа». Из общественного договора вытекает политическая власть, которая состоит в праве издавать законы и применять для их исполнения силу сообщества. Государство, основанное на договоре, не вечно. Ему предшествовало естественное состояние, которое в отличие от Гоббса, Локк представлял упорядоченным и благополучным. Жизнь людей того времени регулировалась диктуемыми разумом законами природы, который предписывает необходимость примирять свои интересы с интересами других – отсюда стремление к миру, доброжелательству. Если раньше каждый человек сам должен был отстаивать свои права, наказывать тех, кто на них посягает, то, заключив общественный договор и создав государство, люди упорядочили свою жизнь, передав государству функции своей защиты, правосудия, закона. Этот акт был торжеством разума. «Великой и главной целью объединения людей в государство и передачи ими себя под власть правительства» объявляется защита частной собственности. У Локка государство, гражданское и политическое общество выступают синонимами. Политическое общество создается, чтобы гарантировать гражданам свободу и пользование другими естественными правами. Свобода предполагает соблюдение законов природы, ставших законами государства: «Там, где нет законов, нет и свободы». Смысл социально философской теории Локка состоит в определении пределов деятельности государства. Государство не может покушаться на неотчуждаемые права граждан – собственность, свободу мнений (но не веры). Локк предлагает конституционный механизм, не дающий государству стать тираническим - разделение властей. Он различает три сферы государственной деятельности и три ветви власти: законодательную, исполнительную и федеративную. Под последней подразумевается внешняя политика и международные отношения. Законность должна защитить граждан от произвола: «Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества». Силой закона обладает лишь акт законодательного органа, сформированного народом. Но сами законодатели не должны нарушать естественных прав. Чрезвычайной мерой воздействия на власть является разрыв народом соглашения с правительством. Поэтому народ имеет право на восстание для восстановления попранной свободы. Локк признавал такие законные формы государства как демократию, олигархию, монархию, созданные на основе общественного договора, но выступал против абсолютной монархии. Он допускал смену форм государства на основе народной воли. Заслуга Локка в том, что он сформулировал принципы, ставшие основой буржуазной государственности во всем мире. Он стоит у истоков либерализма, высказал идею разделения власти на законодательную, исполнительную и федеративную, связал идеи естественного права и общественного договора с неотчуждаемыми правами личности, свободой и ответственностью правительства, гарантиями суверенитета народа. Локк доказывал противоестественность, недопустимость абсолютизма и отразил настроения революционной поры, провозглашая право народа на восстание. Ф. Энгельс считал, что «Локк был в религии, как и политике, сыном классового компромисса 1688 года».
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 3525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |