Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цивилизация как социокультурное образование. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия




Общество и глобальные проблемы 20 века.

Современная техногенная эпоха добавила принципиально новую, никогда не существующую ранее тему - сохранение жизни на Земле и возникновение человечества.

Эти проблемы вызваны Глобальными проблемами современности, которая появилась в результате объективных причин развития общества,

Функция философии - сформировать мировоззрение и тем самым оказывать опосредованное влияние на процесс выработки практических решений. Только с Философских позиций представляется возможным увидеть общую тенденцию развития глобальных проблем, динамику их взаимодействия и взаимообусловленности, в которой находятся.

Глобальными проблемами называются те проблемы, которые затрагивают интересы и человечества в целом, и каждого отдельного человека в различных точках планеты, то есть те, которые носят общечеловеческий характер- Глобальные проблемы охватывают весь земной шар.

Особенности глобальных проблем:

  1. По своей сути затрагивают интересы не только отдельных людей но и судьбы всего человечества в целом; Для их преодоления требуются целенаправленные, согласованные действия и объединения усилий по крайней мере большинства населения планеты; Эти проблемы являются объективным фактором мирового развития, Нерешённость глобальных проблем может привести в будущем к серьёзным возможно непоправимым последствиям для всего человечества и среды его обитания,
  2. Первая - интернациональные: устранение войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира, установление нового экономического порядка,
  3. Вторая - возникают в результате взаимодействия общества и природы. Обеспечение людей энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами, освоение Мирового Океана и космического пространства,
  4. Третья - связана с системой человек - общество. Это демографическая проблема, вопросы здравоохранения, образования и др.

Преодоление глобальных проблем дело очень серьёзное и нерешенное.

Однако многие исследователи связывают преодоление Глобальных кризисов (не проблем, а их резкого обострения) с формированием и укреплением в массовом сознании новой этики, с развитием культуры и её гуманизации.

Новый гуманизм должен включать в себя как минимум три начала:

  1. Чувство глобальности;
  2. Нетерпимости к насилию;
  3. Любовь к справедливости.

Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу (в девственной природе существование цивилизации невозможно) и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Формационное членение общества придает цивилизации социальную определенность, историческую конкретность. Но цивилизация - понятие более глобальное, чем общественная формация. Формационные различия в обществе, вышедшем из первобытного состояния, - это различия внутри цивилизации. Поэтому, например, понятие «буржуазная цивилизация» означает цивилизацию, развивающуюся в буржуазных формах социальной организации, заключающую в себе и противоречия буржуазного общества и его достижения, его вклад в развитие цивилизации, то есть черты, обретающие общецивилизационное измерение и общечеловеческое значение. Противоречия общества с его кризисами, конфликтами, борьбой классов, а также противоречия двух социальных систем имеют свой предел - они не должны разрушать цивилизацию, механизмы ее жизнедеятельности.

Такой подход позволяет более определенно уяснить и природу многих глобальных проблем как противоречий современной цивилизации в целом. Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления, хищническое отношение к природным ресурсам, нерациональное природопользование породили глубоко противоречивую экологическую ситуацию, ставшей одной из острейших глобальных проблем цивилизации, для решения (или хотя бы смягчения) которой требуется объединение усилий всех членов мирового сообщества. Далеко выходят за рамки отдельных социальных систем и приобретают глобальный общецивилизационный характер демографические и энергетические проблемы, задачи обеспечения продовольствием растущего населения Земли. Перед всем человечеством стоит общая цель - сохранить цивилизацию, обеспечить собственное выживание. Отсюда также следует, что принципиальные различия двух мировых социальных систем не отменяют понятий человеческой цивилизации, современной цивилизации, которую необходимо общими усилиями всех народов уберечь от ядерного уничтожения.

Таким образом, цивилизация представляет собой социокулътурное образование. Если понятие «культура» характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности, творчестве, то понятие «цивилизация» характеризует социальное бытие самой культуры. Антагонистические общественные отношения накладывают отпечаток на характер цивилизации, порождают глубокие противоречия в развитии культуры.

Арнольд Тойнби (1889 - 1975 гг.) определяет цивилизацию как устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходными образом жизни, географическими и историческими рамками.

Цивилизации делятся на Европейскую и не Европейскую, Техногенную. Яркий след оставили следующие цивилизации:

· Шумерская (Африка),

· Вавилонская;

· Эллинская (Греческая);

· Китайская;

· Индусская;

· Христианская.

Каждая цивилизация проходит стадии:

· Зарождение;

· Рост;

· Надлом;

· Дезинтеграция, завершающая смертью и полным исчезновением.

Причина гибели цивилизаций:

Неразрешенные внутренние противоречия сущность любой цивилизации составляет нормативная база (нормы противоречивы). Объединяющими началом выступает Верховная Власть (утрата доверия к власти, противоречия в нормах, разрешениях и запретах - вот внутренние противоречия, которые приводят к гибели.

Цивилизация (таким образом) есть способ воспроизводства общественной жизни, закреплённой в системе норм, регулирующих деятельность и отношения отдельных индивидов и социальных групп во всех подсистемах общества: экономической, политической, социальной, духовной.

Цивилизации различаются:

· Степенью их технико-экономической развитости.

· Скоростью экономических и социальных процессов.

· Особенностями господствующих религиозных и мировоззренческих установок.

· способами кодирования, хранения и передачи информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 2412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.