В Постановлении Правительства РФ о создании ЕГСЭМ предпо- лагалось, что уже в 1994 г. будут разработаны и утверждены норма- тивные документы, определяющие порядок функционирования и развития системы экологического мониторинга в стране в целом, а
в 1994—1996 гг. обеспечено внедрение в регионах и на предприятиях систем наблюдения и контроля за выбросами и сбросами. В качестве базовых принципов при организации ЕГСЭМ высту-
пают:
1) организация опорных пунктов сбора и обработки экологи- ческой информации на локальном, региональном и федеральном уровнях, имеющих прямые связи с научно-исследовательскими ин- ститутами и органами МЧС России;
2) интеграция ЕГСЭМ в международные системы мониторин- га и глобальные базы данных;
З) максимальное использование имеющихся в ведомственных системах сбора экологической информации вычислительных мощ- ностей и научно-методических разработок.
Методическую помощь должно было осуществлять Министерство охраны окружающей среды Российской Федерации (нынешний правопреемник — Министерство природных ресурсов Российской Федерации), которому также предписывалось организовать взаимодействие ЕГСЭМ, наблюдательных систем ПВО Мин- обороны России и Российской системы предупреждения и ликви- дации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Однако и по сей день ЕГСЭМ как информационная система о состоянии окружающей среды, о тенденциях и степени ее измене- ния, обеспечивающая все уровни управления необходимой эколо- гической информацией (ретроспективной, текущей и прогнозной) для принятия своевременных управленческих решений, не функ- ционирует, причем не только из-за недостаточного финансирования Роскомгидромета. Так называемый «фоновый» экологический мо- ниторинг был организован на сети станций гидрометеорологичес- ких наблюдений, которая даже в лучшие свои времена не могла обеспечить региональных оценок состояния окружающей среды. Сружба погоды и экологический мониторинг исследуют факторы, обладающие существенно различной изменчивостью, и должны опираться на данные, соответствующие ее уровню. Кроме того, на- бор исследуемых переменных в экологическом мониторинге значи- телъно шире, чем при гидрометеорологических наблюдениях. Эти обстоятельства представляются принципиально важными, поскольку на ЕГСЭМ возложены не только функции контроля состояния объек- тов природы, но и предупреждения аварий и катастроф, что предъяв- ляет к экологическому мониторингу повышенные требования по плотности сетей, единству методической и приборной базы, а так- же по связности данных во времени и пространстве. Анализ состояния действующих в стране систем ведомственных средств наблюдения и контроля природной среды показывает, что все они имеют ряд следующих существенных недостатков: недостаточная представительность концептуальной базы про-
водимого комплекса эколого-информационных работ;
разобщенность и методическая несовместимость ведомственных служб экологического контроля, дублирование работ различными ведомствами, слабая степень автоматизации процессов получения, передачи, обработки, хранения и доведения информации до по- требителя;
отсутствие вневедомственной сети центров обработки экологи- ческой информации, единых унифицированных методик и про- грамм измерения экологических параметров окружающей среды, алгоритмов комплексной обработки экологических данных и про- гностических моделей оценки экологической обстановки приме- нительно к полному комплексу природоохранных мероприятий и рациональному использованию природных ресурсов;
значительное отставание в оснащении станций, постов и об- серваторий современным парком приборов и метрологическим обеспечением;
ориентировка работ по экологическому мониторингу на второ- степенные процессы и явления в виде аномальных изменений от- дельных компонентов среды без учета интегральных воздействий техносферы на природу.
Осенью 1994 г. на Пятой сессии Межгосударственного эко- логического совета (МЭС) стран СНГ были приняты «Концеп- ция Межгосударственной системы экологического мониторин- га», «Основные принципы создания Информационного центра экологического мониторинга и научно-технических разработок» и «Предложения об использовании космических средств для це- лей экологического мониторинга в странах — членах МЭС». Со- здание такой системы является дальнейшим развитием идей ЕГ- СЭМ на основе международно признанных критериев и параме- тров.
В самостоятелыгую задачу, стоящую перед МЭС, выделена оцен- ка трансграничных переносов, в первую очередь — в части выпол- нения странами СНГ обязательств по участию в европейской си- стеме мониторинга лесов на территориях, входивших в 500-кило- метровую зону вдоль границ бывшего СССР.
Компоненты ЕГСЭМ — уже существующие ведомственные си- стемы наблюдения и контроля состояния окружающей среды и природных объектов: Роскомгидромет; Государственная автомати- зированная система контроля радиационных объектов, Госатом- надзор России, мониторинг лесного фонда Роскомлеса; агрохим- служба и мониторинг загрязнения сельскохозяйственных земель Минссльхоза России; мониторинг геологической среды МПР Рос- сии; санитарный контроль качества среды обитания и здоровья населения Госсанэпиднадзора России и других систем наблюде- ния и контроля, создаваемых ведомствами для информационного обеспечения решения задач.
На национальном уровне реально выполняется радиационный мониторинг с помощью Государственной автоматизированной системы контроля радиационных объектов (ГАСКРО). Охаракте- ризуем ее возможности на примере Ленинградской области и Ле- нинградской АЭС. Собственная объектовая система АСКРО Ле- нинградской АЭС имеет 26 стационарных и один мобильный дат- чик контроля радиационного фона, по заданному режиму переда- ющие информацию посредством спутниковой связи в Центр ядернойбезопасности STUK (Финляндия) и Информационно-вычислительный центр ЛАЭС, далее в Минатом России и мэрию г. Сосновый Бор. Система АСКРО Ленинградской области обслуживается Аварийно-техническим центром Минатома России и НПО«Радиевый институт имени В.Г.Хлопина».
В Сосновом Бору сбор информации осуществляется в плановом режиме и по запросу с семи датчиков, имеющих также выход в отдел природопользования и экологической безопасности мэрии г.Сосновый Бор, табло непрерывного круглосуточного наблюде- ния в приемной мэра города и у дежурного пожарной охраны. Свои маршруты имеются в центре Государственного санитарно-эпиде- миологического надзора ЦМСЧ-38, поддерживаемого в научно- практическом отношении НИИ промышленной и морской меди- цины (г. Санкт-Петербург). Плановую работу осуществляет Инс- пекция Госатомнадзора России. Вспомогательными являются объектовые системы Ленспецкомбината «Радон» и Научно-исследовательского технологического института (НИТИ), также имеющие свои средства оперативного и лабораторного контроля. Следует заметить, что СЗЗ всех радиационно-опасных предприятий совмещены, как и ответственность за нарушения экологического законадательства. Радиоактивность объектов природной среды обследуется лабораторией экологических исследований НПО «Радиевый институт имени В.Г.Хлопина» и отделом радиационной безопасности НИТИ различными методами, в числе которых: аэрогамма-съемка, автомобильная гамма-съемка, постоянный отбор пробаэрозолей приземного воздуха, растительности, почв, снега, воды. Ежечасные измерения мощности экспозиционной дозы (МЭД), радиоактивности выпадений и атмосферных аэрозолей свидетель- ствуют об отсутствии существенных изменений радиационной об- становки за последние десять лет.
В системе северо-западного управления Росгидромета превы- шение фоновой мощности экспозиционной дозы ежедневно из- меряется на пяти стационарных постах, в том числе в г. Ломоносов. Содержание радиоактивных аэрозолей определяется ежедневно на одном стационарном посту.
АСКРО базируется на двух системах. Первая включает в себя 32 автоматизированных поста (14 постов расположено в Санкт-Пе- тербурге и 18 — в Ленинградской области, в том числе 4 — в рай-
оне АЭС). Вторая система, г. Сосновый Бор, основана на получе-. нии данных о мощности экспозиционной дозы у-излучения с пяти
постов.
Мониторинг водных объектов — система достаточных, регу- лярных, непрерывных наблюдений, измерений и оценки состоя- ния водных объектов в соответствии с заранее подготовленной научно обоснованной и экономически эффективной программой. Мониторинг является составной частью контроля за состоянием водных объектов, который включает в себя не только наблюдение и получение информации, но и элементы управления и принятия решений по обеспечению экологической безопасности населения и охраны природных ресурсов.
Традиционные программы мониторинга и оценка состояния качества вод поверхностных водных объектов, принятые в Рос- сии, основанные на оценке качества вод только по гидрохими- ческим показателям, не позволяют в полной мере оценить состо- яние объекта, в первую очередь, его биоты. Кроме того, осуще- ствление такой программы требует значительных финансовых за- трат.
Что касается частоты отбора проб воды для анализа, то ежеме- сячный отбор считается достаточным для определения статисти- чески достоверных среднегодовых данных, но не позволяет обес- печивать оперативное управление водными ресурсами и принятие решения для обеспечения экологической безопасности населения. Для получения репрезентативных и достаточных данных наблюде- ний необходимо создание на нескольких створах станций непре- рывного контроля с определением интегральных характеристик состояния вод.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление