Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. История и предмет экономической теории




Часть I. Введение

МИНСК

Л.Л. БОРДАКОВА

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

для студентов ИПП

Автор-составитель


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

(конспект лекций)

Термин «экономика» происходит от древнегреческого слова «ойкономиа» («ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - правило, закон), что в буквальном переводе означает «правила ведения домашнего хозяйства». Поэтому в античный период понятие «экономика» не распространялось на всю совокупность хозяйств, имеющихся в государстве (городе, общине), а использовалось лишь для обозначения отдельно взятого домашнего хозяйства (со всем его имуществом и хозяйственной деятельностью) и искусства ведения домашнего хозяйства (домостроя, домоводства). Как считают исследователи, термин «экономика» ввел в употребление древнегреческий ученый и политический деятель Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.).

В современных условиях термин «экономика» рассматривается гораздо шире и имеет два смысловых значения:

· во-первых, экономика - это хозяйственная деятельность, хозяйство, производство в масштабах всего человечества, то есть совокупность всех субъектов хозяйствования, средств, ресурсов, используемых людьми в целях обеспечения своей жизнедеятельности, удовлетворения своих потребностей. Синонимами этого понятия являются термины «народное хозяйство», «реальная экономика», «общественное воспроизводство», а за рубежом, особенно в англоязычных странах – «economy» («экономи»). Экономику как хозяйственную деятельность по своим масштабам принято подразделять на несколько уровней: мировую экономику (мировое хозяйство), национальную экономику (народное хозяйство, государственная экономика), экономику отдельных отраслей, экономику предприятий, домашних хозяйств и т.д.

· во-вторых, экономика - это наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей (хозяйственной деятельности), об использовании разнообразных, как правило, ограниченных ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества в целом, об отношениях, возникающими между людьми и группами людей в процессе хозяйствования. Синонимами этого понятия являются термины «экономическая теория», «экономическая наука», «политическая экономия». За рубежом этому понятию соответствует термин «economics» («экономикс»).

В экономической теории выделяются отдельные уровни или части, различающиеся охватом, масштабом изучаемых объектов и отношений, вследствие чего различаются цели и задачи исследований, методы исследований, применяемые показатели и т.д. Принято выделять:

· мегаэкономику, которая изучает экономические процессы в масштабах всей нашей планеты;

· макроэкономику, которая изучает экономические процессы в рамках государства;

· микроэкономику, которая изучает экономические процессы на уровне отдельных хозяйственных субъектов: домашних хозяйств, предприятий, организаций и учреждений.

Мегаэкономика, макро- и микроэкономика тесно связаны между собой, взаимодействуют друг с другом, взаимодополняют друг друга и призваны отражать явления, происходящие в окружающем нас мире с различных точек зрения.

В зависимости от области приложения, использования результатов исследований принято различать:

· позитивную экономическую теорию, которая изучает и пытается научно объяснить суть происходящих экономических явлений, не давая при этом готовых рецептов хозяйственной деятельности;

· нормативную экономическую теорию, которая не только объясняет происходящие экономические процессы, но и дает обоснование того, как следует действовать, что необходимо предпринять для достижения желаемых результатов.

Экономика как наука начала формироваться в глубокой древности. У истоков экономической науки стояли древнегреческие ученые Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.), древнекитайские ученые Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Сюнь-Цзы (313-238 гг. до н.э.), древнеримские ученые Катон (234-149 гг. до н.э.), Варрон (116-27 гг. до н.э.), а также многие другие ученые древней Индии, Месопотамии, Ближнего Востока, Египта и Европы. Однако становление экономики как науки произошло гораздо позднее, в XVI - XVII вв. н.э., когда сформировалась первая научная школа (научное направление) – «меркантелизм» (от итальянского merkante - торговля). Яркими представителями меркантелизма, как экономического учения, были английские ученые В. Стаффорд (1554-1612), Т. Мен (1571-1641), французский ученый А.де Монкретьен (1575-1622), итальянские ученые Г. Скаруффи (1519-1584), А.Джевонези (1712-1769), шотландский ученый и государственный деятель Д.Лоу (1677-1729). Приверженцами меркантелизма как государственной политики были такие известные государственные деятели, как кардинал Ришелье (премьер-министр Франции) и российский император Петр I. Свои научные исследования меркантелисты ограничивали сферой обращения: торговлей и денежным обращением. В середине XVIII в. сформировалось другое экономическое направление - школа «физиократов» (от древнегреческих слов «физиос» - земля, природа и «кратос» - сила, власть, что в совокупности означает «власть природы» или «сила земли»). Основателем учения физиократов считается французский ученый Ф. Кенэ (1694-1774), а наиболее видными представителями являются В. де Мирабо (1715-1789), Д. де Неймур (1731-1817), Ж. Тюрго (1727-1781). Физиократы, в отличие от меркантелистов, сосредоточили свое внимание на исследовании сферы сельскохозяйственного производства и взаимоотношений при этом различных хозяйственных субъектов.

Во второй половине XVIII в. в Англии, вступившей в эпоху бурного экономического развития, сложилась классическая экономическая школа, легшая в основу всей современной экономической науки. Первым представителем классической школы считается У. Петти (1623-1687), но подлинного расцвета классическая экономическая школа достигла к концу XVIII - началу XIX в., что связано с деятельностью таких выдающихся ученых, как А. Смит (1723-1790), Д. Рикардо (1772-1823), Т. Мальтус (1766-1834), Д.С. Милль (1806-1873), Ж.Б.Сэй (1767-1832). В работах экономистов классической школы органически соединились основные аспекты хозяйственной деятельности: промышленное производство, сельскохозяйственное производство и обращение товаров и денег. Именно представителями классической школы было сформулировано большинство экономических законов.

В то же время классическая школа не могла дать ответ на многие актуальные вопросы жизнедеятельности общества, особенно касающиеся справедливого перераспределения национального дохода, социального обеспечения и улучшения условий труда. Не видя, каким образом можно усовершенствовать сложившиеся экономические отношения, которые представлялись несправедливыми, многие ученые подвергли резкой критике существующий строй и предложили пути построения нового, на их взгляд более справедливого общества. Наиболее известными из подобных левых течений стали утопический социализм и марксизм. Особенностью подобных течение стало тесное переплетение экономики и политики, когда на основе экономических положений делались далеко идущие политические выводы. Расцвет идей леворадикального крыла экономической мысли пришелся на конец XIX – начало XX вв., хотя зародились они в эпоху позднего Возрождения (XV–XVII вв.). Наиболее яркими представителями этих течений были К.А. де Сен-Симон (1760-1825), Ш. Фурье (1772-1837), Р. Оуэн (1771-1858), К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), В. Ленин (1870-1924).

Другой реакцией на недостатки классической школы стало возникновение нового течения в экономической науке – «маржинализма» (от французского maginal – предельный). Представители маржинальной школы исходили из того, что стоимость товаров устанавливается не на стадии их производства, а лишь в процессе обмена. Т.о. ценность товара определяется не количеством труда и не общими издержками производства, а в зависимости от особенностей субъективного психологического восприятия полезности товара покупателем. Виднейшими представителями маржинализма были: К. Менгер (1840-1921), О.Бем-Баверк (1851-1914), Ф. фон Визер (1851-1926), У. Джевонс (1835-1882), Л.Вальрас (1834-1910), Д. Кларк (1847-1938), В. Парето (1848-1923).

В конце XIX в., критически и рационально используя все предшествующие идеи, сформировалось направление в экономической науке, получившее название «неоклассической» (новой классической), которое воплотило в себе все лучшее, чем обладала к тому времени экономическая мысль. Основателем этого течения считается А. Маршалл (1842-1924), а наиболее видными представителями – Д. Робинсон (1903-1983), Э. Чемберлин (1899-1967), Ф. фон Хайек (1899-1992), Й. Шумпетер (1883-1950).

Социально-экономические потрясения начала ХХ в. потребовали серьезного переосмысления теории и практики экономики. Это нашло свое отражение в экономической теории, оказавшей огромное влияние на развитие экономики ХХ в. – «кейнсианстве», получившей свое название по фамилии основателя данного направления, выдающегося английского экономиста Д.М. Кейнса (1883-1946). Согласно теории Кейнса, главная задача государства состоит в сохранении так называемого макроэкономического равновесия через воздействие на совокупный спрос. Если в стране начинается инфляция, это означает, что совокупный спрос становится излишним и он должен быть сокращен усилиями государства. Ужесточая налоговый режим, проводя политику «дорогих денег», правительство должно снизить платежеспособный спрос, вследствие чего инфляция прекратится. Наоборот, если главная проблема в стране – это проблема безработицы, правительство должно ослабить налоговый режим, сделать кредиты легкодоступными для предпринимателей (политика «дешевых денег»). Это приводит к росту совокупного спроса, созданию новых рабочих мест и снижению безработицы. Кейнсианство стало теоретической основой ставшей традиционной на Западе системы государственного антициклического регулирования.

После второй мировой войны кейнсианство заняло господствующие позиции в области экономической теории и практики. Однако последовательное применение кейнсианской доктрины сопровождалось рядом негативных явлений в экономике. Государственное регулирование требовало повышенных расходов средств бюджета, что вело к постоянному дефициту государственного бюджета (превышению расходов над доходами), росту государственного долга, хронической инфляции. Хозяйственная деятельность постепенно бюрократизировалась, что вело к снижению экономических стимулов развития и замедляло темпы экономического роста. К концу 60-х гг. базовые постулаты кейнсианской школы стали подвергаться все большей критике. Среди альтернативных экономических течений, которые появились в качестве оппонентов кейнсианства, наибольшую известность приобрел «монетаризм» (чикагская экономическая школа). Монетаризм – это экономическая теория, исходящая из представлений о решающем влиянии денежной массы на цены, инфляцию и на весь ход экономических процессов. Поэтому монетаристы, не отрицая необходимости государственного регулирования, сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег.

Элементы монетаризма просматриваются еще в экономических учениях древности и в явном виде присутствуют у меркантелистов. В определенной степени монетаризм присущ и классической школе, в частности, Д. Рикардо. Элементы монетаризма встречаются в кейнсианской теории. Но в современном, достаточно законченном виде концепция монетаризма была сформирована в работах лауреата Нобелевской премии по экономике за 1976 г. американского ученого-экономиста Милтона Фридмена. Расцвет идей монетаризма пришелся на 80-90-е гг. ХХ в., когда принципы монетаризма успешно применялись и продолжают применяться в большинстве стран мира, не исключая и бывшие социалистические страны.

Все крупнейшие экономические кризисы, включая «великую депрессию» 20-30-х гг. ХХ в., объясняются монетаристами последствиями непродуманной денежной политики, а не нестабильностью рыночной экономики. По мнению Фридмена, влияние денег на экономическую активность – это не внешний (экзогенный) фактор хозяйствования, а, скорее, наоборот – внутренний (эндогенный) фактор. Монетаристы считают, что спрос на деньги является важнейшим побудительным мотивом в экономике. Как полагает М. Фридмен, государственное вмешательство в рыночную систему может дать лишь кратковременный положительный результат. Любая экономическая система настолько сложна и непредсказуема, что в долгосрочной перспективе еще неизвестно, будут ли общие последствия государственных мер положительными или отрицательными. Приверженцы монетаризма считают, что государство должно как можно меньше и осторожнее вмешиваться в рыночные отношения. Довольно своеобразно монетаристы относятся и к социальной политике государства. Они часто высказываются против социальных мер правительства, направленных на поддержку низкооплачиваемых слоев населения, полагая их неэффективными социальными действиями, пустой тратой денег. По мнению Фридмена, большие расходы на социальные нужды не улучшают, а ухудшают положение не только малообеспеченных категорий граждан, но и всей экономики в целом. В противовес бюрократизированной социальной политике Фридмен и его последователи всегда подчеркивают необходимость обеспечения свободы в рыночной экономике. Именно свобода хозяйствования создает условия для устойчивого экономического роста, увеличения занятости и повышения доходов населения.

Экономическая политика - это совокупность мер или решений, принимаемых правительством с целью эффективности реализации социально-экономических проблем.

Экономические цели общества: экономическая свобода, экономический рост, полная занятость, стабильный уровень цен, экономическая эффективность, справедливое распределение доходов, рациональный платежный баланс.

Два положения образуют основу любой экономики: потребности и ресурсы. См. Терминологический словарь.

Эффективность означает максимальное удовлетворение безграничных потребностей (цель производства) при минимуме ресурсов.

Редкость ресурсов означает ограниченность выпуска или производственных возможностей. В любой момент времени экономика полной занятости и полного объема производства должна жертвовать частью одного продукта, чтобы получить больше другого продукта. В этом суть закона возрастающих вмененных издержек. Издержки - это затраты на производство продукта или услуги. Вмененные издержки - издержки, от которых следует отказаться, чтобы получить другой продукт.

ЧАСТЬ II. ЭКОНОМИКА РЫНКА (МИКРОЭКОНОМИКА)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.