Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вместе с тем, произошедшие незначительные изменения организма при скрещивании дают новые сочетания, которые служат основой формирования новых приспособительных свойств




Одним из наиболее примечательных явлений науки Нового времени стало развитие эволюционного учения, не только опрокинувшее устоявшееся в веках мнение о неизменности биологических видов, но и впервые указавшее на механизмы развития живой природы. Для психологии это учение сыграло не меньшую, а возможно, и значительно большую роль, чем современные тому веку физические теории.

Возникновение эволюционного учения

Георг Вильгельм Фридрих

(1770 — 1831)

Великий немецкий философ. Родился в семье чиновника. В 1788 — 93 гг. учился в Тюбингенском теологическом институте. В 1793 —1801 гг. был преподавателем. С 1801 жил в Иене, занимаясь научным и литературным трудом, в 1807 был редактором газеты. С 1808 по 1816 г. Гегель был директор гимназии в Нюрнберге. С 1816 г. до конца жизни был профессором философии в университетах Гейдельберга (1816—18 гг.) и Берлина (с 1818 г.).

Творчество Гегеля завершает собой развитие немецкой классической философии и развитие психологии в русле философской традиции. Гегель выделяется среди всех предшествующих философов своим интересом к истории человеческой духовной культуры. Еще в ранних работах он рассматривает иудаизм, античность, христианство как ряд закономерно сменяющих друг друга ступеней развития духа и эпох развития человечества и пытается восстановить их исторический облик. Свою эпоху он считал временем перехода к новой, исподволь вызревшей в лоне христианской культуры, формации.

 

Рис. 2 Оси структурной организации системы Гегеля

Исторически первой концепцией, содержавшей принципы эволюционного учения, явилась теория Ж.Б. Ламарка. Ламарк впервые ввел в обращение термин «биология» и представление о градации — внутреннем «стремлении к совершенствованию», присущем всему живому. Он считал, что действием этого фактора эволюции определяется развитие живой природы, постепенное, но неуклонное повышение организации живых существ — от простейших до самых совершенных. Результат градации — одновременное существование в природе организмов разной степени сложности, как бы образующих иерархическую лестницу существ.

Другим фактором эволюции, по Ламарку, является постоянное влияние внешней среды, приводящее к нарушению правильной градации и обусловливающее формирование всего многообразия приспособлений организмов к окружающим условиям. Изменение среды — это основная причина видообразования; пока среда неизменна, виды сохраняют постоянство; если в ней произошёл сдвиг, виды изменяются. Ламарк разграничивал эти факторы эволюции, отмечая, что первому из них в организме соответствуют «способности постоянные», второму — «способности, подверженные изменению под влиянием обстоятельств».

Внешняя среда на растения и низших животных действует непосредственно, вызывая у них приспособительные изменения. Животные, обладающие нервной системой, испытывают косвенное влияние среды, их эволюционные преобразования осуществляются более сложным путём. Сколько-нибудь значительная перемена во внешних условиях приводит к изменению потребностей животных, обитающих в данной местности; изменение потребностей влечёт за собой изменение привычек, направленных на удовлетворение этих потребностей; изменение привычек ведёт к усиленному употреблению одних органов и неупотреблению других. Чаще функционирующие органы усиливаются и развиваются, а неупражняемые органы ослабевают и исчезают. Возникшие изменения передаются по наследству потомству, усиливаясь из поколения в поколение.

Ламарк был убежден, что человек произошёл от обезьян, а главными факторами его возвышения над остальным животным миром стало прямохождение, возникновение речи и развитие психики, обусловленное эволюцией нервной системы и головного мозга.

Однако работы Ламарка прошли незамеченными для его современников. Иная судьба была суждена новой теории эволюции, предложенной в 1859 г. в Лондоне Чарльзом Дарвиным. На большом экспериментальном материале Дарвин показал, что возникающие у различных биологических организмов наследственные изменения подвергаются действию естественного отбора. Благодаря постоянно идущей борьбе за существование выживают особи, наиболее приспособленные к жизни в данных условиях. При этом Дарвин выделил два основных типа изменчивости - определённую, представляющую приспособительные реакции организмов на воздействие факторов внешней среды, и неопределённую, также возникающую под влиянием внешних факторов, но не имеющую приспособительного характера. Определённые изменения при отсутствии вызвавшего их фактора исчезают, как правило, уже в следующем поколении. Неопределённые изменения, наоборот, передаются от поколения к поколению независимо от условий среды. Поэтому главный материал для эволюции поставляет именно неопределённая изменчивость.

Борьба за существование обусловлена дефицитом жизненных средств (пищи, света, территории и т. д.) для всех особей данного вида. В процессе борьбы за существование у особей, оказавшихся не приспособленными к данным условиям среды, снижается плодовитость или они погибают. Чем ближе по своим биологическим свойствам организмы, живущие на одной территории, тем острее идущая между ними конкуренция и тем большее число их гибнет; гораздо чаще выживают особи, приобретающие разные свойства. В результате в ряду поколений происходит расхождение признаков, что в итоге приводит к расщеплению исходного вида на разновидности, которые могут стать новыми видами. Появление новых признаков, не соответствующих условиям среды, не сохраняется, поскольку особи, которым присущи такие признаки, гибнут.

Важным моментом учения Дарвина является представление о том, что поскольку гибнут в борьбе за существование и выживают не частные признаки, а несущие эти признаки особи, эволюционировать может только популяция группа принадлежащих к одному виду и постоянно скрещивающихся между собой особей, обитающих на одной территории.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.