Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Халл Кларк




Пройдут годы и управление общественной жизнью перейдет в руки поколения бывших бунтарей, для которых система обучения Скиннера, также как и взгляд на природу человеческой личности Сартра и Маслоу уже сами станут традицией. Возможно, в этом состоит одна из причин продолжающейся популярности их идей в наши дни.

Для изучения оперантного поведения у животных Скиннер предложил устройство, названное скиннеровским ящиком. Оно представляло ящик, в котором имелся рычаг, нажатие на который приводило к подаче выдвижению полочки с пищей. Помещенная в ящик голодная крыса, рано или поздно случайно нажимала на рычаг и получала пищу. Вскоре она научалась, воздействуя на рычаг, добывать себе пищу, а исследователь имел возможность установить какие переменные влияют на скорость формирования у крысы условного рефлекса.

Проведя большое число экспериментальных исследований, Скиннеру удалось установить ряд закономерностей повышения эффективности оперантного обучения. К ним относились: уменьшение времени между двумя подкреплениями, а также использование фиксированной частоты подкреплений, когда подкрепление выдавалось за определенное число реакций. Исследования на людях показали, что эти закономерности действуют и применительно к человеку – еженедельная зарплата эффективнее ежемесячной, а сдельная оплата эффективнее фиксированной.

На основе своих исследований Скиннер предложил модифицировать систему образования, используя гибкую тактику поощрений и отказавшись от наказаний, которые, как он был убежден, приводят не столько к улучшению поведения, сколько к страхам и ответной агрессии. Именно эта часть работ Скиннера оказалась с энтузиазмом воспринятой в 1960 - 1970-е годы не только школьной педагогикой, но и психиатрией, и различными воспитательными учреждениями.

Теперь, спустя десятилетия, видно, что причина необыкновенной популярности идей Скиннера в эти годы, как и гуманистической психологии, лежала за пределами собственно научных достоинств этих теории. Это было время «прозрения», когда общественное мнение развитых стран впервые обнаружило глубину и глобальные размеры кризиса, поразившего его духовную культуру. Более того, оно обнаружило, что ответственность за кризис культуры и связанные с ним чудовищные преступления предшествующей эпохи лежат не только на поверженном нацизме но и его победителях.

Реакцию на это прозрение мы находим в различных пластах общественной жизни шестидесятых годов. На макроуровне социально-политических процессов для Запада – это было добровольное предоставление независимости бывшим колониям, для Востока – это хрущевская «оттепель». На нижележащем, социально-психологическом уровне – это было стихийное протестное движение молодых поколений, не причастных к преступлениям предшествующих десятилетий. Формы отрицания молодежью дискредитировавшего себя общества и его традиционных ценностей были многообразны: от увлечения поп музыкой до разрушительного мировоззрения хиппи или разного рода анархистских движений.

В отличие от этого держащее в своих руках власть поколение 40 – 50-и летних оказалось в противоречивой ситуации. С одной стороны оно оставалось приверженным культурной традиции и гордилось своим участием в закончившейся полтора десятилетия назад великой войне. Но, с другой стороны, оно, как и молодежь, испытывало искреннее отвращение к обнажившимся жестокостям и насилию прежней эпохи. Выходом из этого противоречия стала идеология осуждения насилия в любой форме, кроме исключительных случаев, установленных законом.

Прежде всего, это коснулось проблем воспитания и образования. Еще в первой половине 20 века жестокое наказание детей было повсеместной практикой, освященной многовековой традицией. Теперь оно не только изгонялось из употребления по моральным соображениям, но и попадало в разряд уголовно наказуемых деяний. Под вопросом оказалась также целесообразность санкций (неудовлетворительных оценок и т.п.) традиционно принятых в системе образования. Однако каким же тогда путем осуществлять воспитание образования ребенка? Ответ на этот злободневный вопрос как раз и давала система оперантного обучения Скиннера.

 
 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.