Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационный подход в психологии в 1960 - 1970 годы




Учитывая изменение практических потребностей общества и то, что в теоретическом отношении информационный подход себя уже исчерпал, в 1974 г. Бродбент переезжает в Оксфорд, где занимается экспериментальным изучением влияния специфических характеристик трудового процесса на психологическое состояние человека.

Дональд

(1926 – 1993)

Английский психолог. Закончил Кембриджский университет в 1949 г. Доктор естественных наук (1965). С 1949 г. работал на отделении прикладной психологии при Медицинском исследовательском совете в Кембриджском университете; в период 1958 – 1974 гг. возглавлял это отделение. С 1974 по 1991 был сотрудником Отделения экспериментальной психологии Оксфордского университета.

Известность Бродбенту принесла книга «Восприятие и коммуникация», (1958), в которой он рассматривал организм как информационную систему. Главной темой этой работы стала ситуация одновременного решения нескольких задач, вызывающих взаимные помехи из-за интерференции различных процессов. При этом Бродбентом было показано, что включение механизмов фильтрации позволяет решать часть задач быстрее, чем другие.

Несмотря на это, попытки количественно оценить “информационную составляющую” сложных психологических явлений продолжалось достаточно долго. В некоторых случаях, когда, например, речь шла об “информационной ценности” произведений искусства, результатом была дискредитация самой информационной идеи. До конца 1970-х годов продолжались попытки вычислить передаточную функцию оператора, благодаря чему открывалась бы возможность моделировать его поведение в сложных человеко-машинных устройствах.

Однако наибольшее внимание на рубеже 1960-1970–х годов привлекли не многочисленные полуприкладные исследования, характеризовавшиеся все более громоздким математическим аппаратом и все меньшей практической эффективностью, а ряд новых теоретических направлений, в которых информация, по-прежнему оставаясь ключевым понятием, приобретала более универсальный смысл, чем это позволяла сделать формула Шеннона. На Западе (прежде всего в Америке) таким направлением становится когнитивная психология, противостоящая как господствующему необихевиоризму, так и крайностям инфомационного подхода начального перода. В России (Советском Союзе) в это время также создается несколько информационно-кибернетических теорий, оказавших влияние на развитие психологии в последующие годы. К их числу, прежде всего, следует отнести теорию функциональных систем, выдвинутую известным физиологом, академиком П.К. Анохиным, и информационную теорию эмоций, также предложенную известным нейрофизиологом, академиком П.В. Симоновым.

Согласно взглядам П.К. Анохина, функциональная система – это комплекс физиологических и психологических процессов, имеющий общей целью достижение полезного для организма результата.

При этом структура поведенческого акта состоит из нескольких последовательно сменяющих друг друга стадий: афферентного синтеза, принятия решения, акцептора результатов действия, формирования самого действия и оценки достигнутого результата.

Первым этапом поведенческого акта любой сложности является афферентный синтез, смысл которого состоит в том, чтобы путем обработки и сопоставления всей имеющейся информации подготовить условия, необходимые организму для адекватного приспособительного действия. Афферентный синтез, в свою очередь, включает несколько составляющих. В их числе: наличная доминирующая мотивация; обстановочная афферентация, т.е. совокупность всей внешней информации, которая позволяет выбрать действие, соответствующее актуальной в данный момент мотивации; пусковая афферентация, смысл которой состоит в том, чтобы выбрать нужный момент для запуска подготовленного с учетом доминирующей мотивации и обстановочной афферентации приспособительного действия и, наконец, память, содержащая следы прошлого опыта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.