Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Институциональная характеристика российской экономики




Институты и их эффективность в России. Противоречия интересов в российской экономике.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

При рассмотрении институтов в рыночной экономике огромную роль играет анализ прав собственности и институциональная среда в различных отраслях экономики России.

В России в период плановой экономики не было необходимости анализировать права собственности на ресурсы и доходы предприятий, поскольку ими полностью распоряжалось государство. Природные ресурсы фактически не получали стоимостной оценки, цены продукции, производимой на их основе, были занижены, и общество получало выгоду непосредственно, а прибыль расходовалась в основном на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В связи с переходом к рыночной экономике возникли новые отношения собственности по поводу распределения и присвоения природных ресурсов. Однако из-за длительного кризисного состояния экономики наибольшее внимание органов государственной власти и российских ученых-экономистов уделялось проблемам финансовой стабилизации, и проблематика рентных отношений отходила на второй план. В условиях размытости институциональной среды механизм формирования природной ренты стал непрозрачным, права собственности на природные ресурсы - неопределенными, что создало возможность присвоения рентных доходов владельцам капитала. Место институционального вакуума заняла система неэффективных институтов.

Сформировавшаяся исторически ситуация в сфере недропользования в России служит иллюстрацией неполноты системы как «базовых, так и дополняющих институтов», определяющих нормы, правила и процедуры вовлечения ресурсов недр в хозяйственный оборот. В результате в стране в процессе освоения и использования минерально-сырьевых ресурсов до последнего времени учитывались интересы не столько общества, сколько владельцев контрольных пакетов компаний-недропользователей.

Роль институтов в жизни общества заключается в том, что государство на основе прямого или косвенного регулирования должно добиваться сдвига рыночного оптимального уровня производства к социально оптимальному уровню выпуска продукции, реализуя интересы общества. Существенная роль государства состоит в установлении различного рода нормативов, стандартов в охране окружающей среды, особенно опасных для природы и здоровья человека веществ.

 

 

Государству должна принадлежать ведущая роль в осуществлении альтернативных вариантов решения проблем структурной перестройки экономики в условиях рынка, о чем свидетельствует опыт развитых стран последних двух десятилетий.

Недооценка значения государственного макрорегулирования может привести к негативным экологическим последствиям.

Первичным при установлении системы отношений и правил являются интересы хозяйствующих субъектов.

В российской экономике взаимодействуют следующие группы интересов:

- общества и государства,

- регионов и центра,

- настоящего и будущего поколений,

- чиновников и бизнес-структур.

Поскольку вышеперечисленные интересы имеют, как правило, разнонаправленный характер, поэтому возникает масса противоречий.

Например, в распределении доходов от добычи энергоресурсов между регионами и центра.

 

Таблица 3.1

Денежные доходы в расчете на душу населения по регионам
Наименование региона Денежные доходы в расчете на душу населения в 2010 году, руб.
Ханты-Мансийский авт. округ - Югра 31 433,1
Ямало-Ненецкий авт.округ 39 441,9
Москва 42 591,8
Нижегородская область 16 109,3
В среднем по стране 18 552,6

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 1150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.