КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История ораторского искусства
1. Античная риторика возникла в Греции в V – IV вв. до н.э., сложилась в систему в III – II вв. до н.э., распространилась в Риме в I в. до н.э. Родоначальники – классические софисты, высоко ценившие слово и силу его убеждения: Протагор из Абдер во Фракии, Горгий из Леонтии в Сицилии. (Софист («мудрец») первоначально – талантливый человек, способный проявить себя в какой-либо деятельности, опытный в каком-либо искусстве; в конце V в. до н.э. – платный учитель красноречия и философа; затем – беспринципный человек, виртуозно защищающий прямо противоположные точки зрения, неустойчивый в политических взглядах и позициях. Для софистов главное – одержать победу во что бы то ни стало.) Теоретики античной риторики – Сократ (ок. 470 – 399 гг. до н.э.), Платон – ученик Сократа (427 – 347 гг. до н.э., труды «Софист», «Федр»), Аристотель (384 – 322 гг. до н.э., труды «Аналитики», «Категории», «Поэтика», «Риторика»), Дионисий Галикарнасский («О соединении слов»), Деметрий («О стиле») – в Греции; Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э., труды «Оратор», «Об ораторе», «О знаменитых ораторах»), Квинтилиан (ок. 95 – 35 гг. до н.э., «Двенадцать книг риторических наставлений») – в Древнем Риме. 2. Русская риторика зародилась в Древней Руси. Образцы устной и письменной публичной речи содержатся в произведениях древнерусского искусства: «Слове о полку Игореве», «Поучении» Владимира Мономаха, переписке Ивана Грозного с князем Курбским, монологах Феофана Грека. Первое сочинение (начало XVII в.) о риторике – «Сказание о семи свободных мудростях» («науках»: грамматике, риторике, диалектике, мусике, арифметике, геометрии, астрономии). Первым автором русской поэтики считается митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий (умер в 1626г.). 1620 г. – первая русская «Риторика», состоящая из 2 книг: «Об изо-бретении дел», «Об украшении» слова». Кроме списков «Риторики» 1620 г., существует древняя старообрядческая «Риторика в 5-ти беседах», «Риторика» М. Усачева, «Риторика» Софрония Лихуда (1698 г.), «Риторика» Козьмы Афоноиверского (1710 г.) и др. Самые популярные из них – «Риторика» и «Поэтика» Феофана Прокоповича. Петровская эпоха: издан «Духовный регламент» – правила красноречия для церковных проповедников; 1720 г. – указ Петра I, гласивший: «Господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писанному, а токмо своими словами, дабы дурь каждого всем явна была». М. В. Ломоносов – «отец российского красноречия» (Н.М. Карамзин): в 1743 – 1744 гг. написал «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» на русском языке, отвергнутое академиками-немцами; в 1748 г. издана его «пространная» риторика на русском языке «Краткое руководство к красноречию» – фундаментальный научный труд, определивший развитие этой науки в последующие периоды. «Средства к приобретению красноречия: первое – природные дарования, второе – наука, третье – подражание авторам, четвертое – упражнение в сочинении, пятое – знание других наук» (Ломоносов), т.е. общая культура, эрудиция. 1792 г. – написан курс словесности М.М. Сперанским (1772 – 1839), опубликованный в 1844 г. под названием «Правила высшего красноречия» (разделы: «О частях слова», «О сочинении», «О расположении слов», «О слоге», «О произношении»). 1796 г. – написана «Риторика» И.С. Рижским. Более популярным стало 3-е издание (1809 г.) этого учебника под названием «Опыт риторики, сочиненный и ныне вновь исправленный и пополненный Иваном Рижским». XIX в., первая половина – расцвет русской риторики: курсы риторики А.Ф. Мерзлякова («Краткая риторика»), А.И. Галича («Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений»), Н.Ф. Кошанского, К.П. Зеле-нецкого и др. Вторая половина XIX в. – постепенный упадок риторики как науки о прозе (деловой, научной, ораторской). В центре – изучение художественной прозы и поэтики. Риторика как самостоятельная учебная дисциплина утрачена, ее заменила «Теория словесности» – новый учебный предмет, ориентированный на исключительное изучение фольклора и художественной литературы. Исчез и термин «риторика». Первая четверть XX в. – «Теория словесности» как курс, обучающий искусству речи, исключена из состава учебных дисциплин, ее заменила стилистика. Наиболее крупные представители этого направления филологической науки – С.П. Обнорский, Л.П. Якубинский, В.В. Виноградов, П.А. Ларин, Л.В. Щерба, Д.Э. Розенталь, Б.Н. Головин, и др. После 1917 г. – попытки возродить риторику как науку об ораторском искусстве: в 1918 г. создан «Институт живого слова»; в 1919 г. начали преподавать ораторское искусство в Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова, затем в Институте им. Володарского, в МГУ и других вузах. Укрепление тоталитарного режима, массовые репрессии привели к свертыванию различных форм публичной речи. В 50 – 60-е годы XX в. ученые занимаются в основном проблемами культуры речи. Результат – существенное отставание развития риторики в стране по сравнению с США, Японией, Францией, в которых велась большая исследовательская работа в области речевого воздействия, пропагандистского убеждения и т.п. В 70-х годах XX в. вновь возродился интерес к ораторскому искусству в связи с необходимостью устной агитации на борьбу «за светлое будущее» и пропаганды коммунистических идей. Ораторское искусство изучают в некоторых вузах, создается Всесоюзная организация – общество «Знание», открыты многочисленные школы молодого лектора, университеты лекторского мастерства, семинары для лекторов, агитаторов, пропагандистов. Появились научные исследования в области ораторского искусства (Г. З. Апресян «Ораторское искусство», 1978; А.Е. Михневич «Ораторское искусство лектора», 1984). 80-е годы XX в. – возникновение неориторики, связанное с изменением социально-политического строя и демократизацией общества: риторика изучается во всех вузах в курсе «Русский язык и культура речи», углубленно – на филологических факультетах; появляется множество учебников по риторике и культуре речи. Развитие риторической теории происходит на стыке целого ряда наук: философии, логики, психологии, языкознания, теории речевой деятельности, теории массовой коммуникации, социологии, педагогики, этики, эстетики и др. Современная риторика учит не только красиво и убедительно говорить, но и защищаться от недоброкачественного словесного воздействия, узнавать обман и манипулирование сознанием человека. Неориторика учитывает возможности национальных языков и базируется на языковой и понятийной картинах мира. Риторика сегодня – это способ гармонизации отношений и интересов говорящего (адресанта) и слушающего (адресата). Основа риторики – владение языком, высокая культура речи: не владея языком / речью, трудно добиться успеха на любом поприще. Особенность русской риторики – традиционное (со времен Ломоносова) деление на общую и частную. Общая риторика изучает общие законы ораторской речи, частная описывает прозу, ее роды́ и виды. Род красноречия – это раздел ораторского искусства, характеризующийся общностью предмета, социальной сферой коммуникации, специфической системой его разбора, оценки и целями. Вид красноречия – жанр речи, в котором реализуется тот или иной конкретный род. Роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское). Социально-политическое красноречие – это род речи на политические, этико-нравственные темы, оказывающий воздействие, соответственно, на политические и моральные взгляды людей; это парламентское, дипломатическое, военное красноречие. Виды: доклад на съезде, совещании, собрании, конференции, речь политическая, дипломатическая, митинговая, агитаторская, военно-патриотическая. Особенности:актуальность, убедительность, полемичность, страстность. Выдающиеся ораторы: А.В. Суворов, М.А. Бакунин, П.А.Столыпин, В.И. Ленин, Л.В. Троцкий, М.В. Луначарский и др. Академическое красноречие – род речи, способствующий формированию научного мировоззрения, отличающийся строгой научностью, аргументированностью, логической культурой. Виды: доклад на научной конференции, научный обзор, вузовская лекция, научно-популярная лекция, научное сообщение и др. Особенности: высокий уровень научности, логика, факты, наглядность, доступность, яркость и эмоциональность изложения. Задачи: говорить просто о сложном и научить творчески мыслить, заставить слушателей самостоятельно искать ответы на вопросы. Выдающиеся ораторы-ученые: химик Д.И. Менделеев, физик Л.Д. Ландау, историки Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, физиологи И.М. Сеченов, И.П. Павлов, К.А. Тимирязев и др. Судебное красноречие – род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Виды – обвинительная (прокурорская) речь, защитительная (адвокатская) речь, общественно-обвинительная речь, общественно-защитительная речь, самозащитительная речь. Особенности – выявление, доказательство, убеждение, знание психологии, социальных проблем, полемичность, обусловленность содержания, официальность и итоговый характер, логичность. Выдающиеся ораторы - юристы: В.Д. Спасович, К.И. Арсеньев, А.И. Урусов, Ф.Н. Плевако, А.Ф. Кони́. Социально-бытовое красноречие – род речи, направленный на создание и поддерживание эмоционально-позитивных контактов людей в полуофициальной и неофициальной обстановке. Виды: юбилейная речь, застольная речь (тост), поминальная речь (надгробное слово), приветственная речь, речь на приеме, на презентации, реклама (торговое красноречие). Особенности: речевые клише, образность, экспрессивность, персонификация. Духовное (церковно-богословское) красноречие – род речи на философские, политические, нравственные темы, призванные воздействовать на духовное и душевное состояние людей; имеет давние традиции. В Киевской Руси выделяли дидактическое, имеющее целью наставление, поучение, и панегирическое, торжественное красноречие, посвященное важным событиям и датам. Виды: проповедь, речь на соборе. Особенности:осмысление истории, элементы воспитания, обращение к внутреннему миру человека. Выдающиеся ораторы - священники: Кирилл Туровский (XII в.), Тихон Задонский (XVIII в.), патриарх Московский и всея Руси Пимен (XX в.). Требования к ораторской речи – содержательность; точность, ясность и простота; богатство выразительных средств, образность; стилистическое многообразие, уместность, соответствие жанрам и условиям общения; правильность; логичность; эмоциональность; благозвучие. Индивидуальные качества оратора – эрудиция, высокая культура речи, артистизм, обаяние, уверенность в себе, дружелюбие и добро-желательность, искренность, объективность, умение отвечать на вопросы, готовность к любым неожиданностям, заинтересованность в результатах выступления, а также опрятный внешний вид, виртуозное владение речевым аппаратом, мимикой и жестами, единство слова и дела. Неписаное правило риторики – люди слушают не речь, а человека, который говорит.
Повседневная подготовка к выступлениям: · самообразование (приобретение новых знаний, накопление сведений из разных областей науки, техники, искусства, получение информации из СМИ, чтение художественной литературы и т.п.); · создание собственного архива (вырезки из газет и журналов, выписки из прочитанной литературы, сбор пословиц, поговорок, крылатых слов, афоризмов, запись вопросов слушателей и т.п.); · овладение техникой речи (правильное дыхание, хорошо поставленный голос, четкая дикция, безупречное произношение); · повышение культуры устной и письменной речи (всегда и везде, в том числе и в быту, говорить правильно, точно, ясно и понятно, четко формулировать мысли, образно и эмоционально выражать свое отношение к предмету речи; писать, всегда соблюдая правила, ибо «перо – лучший и превосходный творец и наставник красноречия». – Цицерон); · критический анализ выступлений (обращать внимание не только на содержание речи, но и на форму, языковое мастерство, ораторские приемы выступающего, достоинства и недостатки речи); · овладение методикой публичного выступления (как подготовиться к встрече со слушателями, построить речь, какие приемы управления аудиторией можно использовать, совершенствование своего мастерства). Подготовка к конкретному выступлению: · выбор темы, формулировка темы (избегать слишком общих названий, длинных формулировок, незнакомых слов); · формулировка цели (зачем и чего хочет добиться оратор); · подбор материалов (работа с источниками, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации); · изучение литературы (выбрать то, что можно будет использовать в речи, сделать выписки, систематизировать материал); · чтение и осмысление прочитанного (пересказ своими словами – обогащение речи, совершенствование мастерства); · запись прочитанного (выписки делать только на одной стороне листа или на карточках с указанием темы и «выходных данных» источника, т.е. фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года издания, страницы); · выработка собственной позиции (думать над прочитанным, спорить с авторами, компоновать материал, сформулировать свое отношение к проблеме); · подготовка тезисов или плана (предварительного, рабочего и основного), чтобы речь была последовательной и стройной; · языковое и стилистическое оформление речи; · написание текста выступления (полного или тезисного); · мысленное освоение текста (внутреннее «проговаривание»); · проба речи (вслух с учетом времени, перед зеркалом, в присутствии близких людей). Предварительный план содержит все возможные проблемы выступления, затрагивает тему широко, позволяя выбрать (найти) конкретный вариант, предполагает наброски, схемы изложения. Рабочий план составляется после подбора материалов и окончательной формулировки темы, определения цели выступления; формулируются тезисы, идеи, примеры. Основной план пишется для слушателей, поэтому очень лаконичен; объявляется в начале выступления. Классическая риторика включает: · инвенцию (от латинского inventio – изобретение) – создание речи; · диспозицию (от латинского dispositio – расположение) – построение речи; · элокуцию (от латинского еlocutio – выражение, украшение) – языковое оформление речи; · мемориа (от латинского memorio – память) – запоминание речи; · акцио (от латинского actus – поступок, действие) – произнесение речи. Цели и виды речи: 1) развлечь слушателей – развлекательная речь, 2) информировать слушателей – информационная речь, 3) воодушевить слушателей – воодушевляющая речь, 4) убедить слушателей – убеждающая речь, 5) призвать слушателей к действию – призывающая речь (возможно сочетание этих целей). Развлекательная речь должна развлечь и потешить, заинтересовать слушателей, собравшихся для приятного общения (на банкете, на приеме). Информационная речь должна пробудить любознательность, дать новое представление о предмете, поэтому в ней не должно быть ничего спорного, неактуального: сообщение, доклад, защита реферата, курсовой, дипломной работы, диссертации и др. Воодушевляющая речь (агитационная) должна внести ясность в вопрос, подчеркнуть его значение и воодушевить слушателей (речи на политических, спортивных, производственных собраниях с приветствием, с оценкой заслуг и в ознаменование событий и явлений, а также беседы о значении моральных ценностей, проповеди). Убеждающая речь должна логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это чисто логическая задача, при решении которой любыми методами оратор убеждает соглашаться с ним в спорном вопросе, т.е. стремится определить образ мышления и поведения слушателей, но не призывает их к действию. Речь, призывающая к действию (агитационная), должна содержать необходимые фактические данные, пробуждать психическую восприимчивость и отклик, приводить к согласию, заставить слушателя почувствовать потребность сделать то, о чем его просит оратор. Призыв к действию может быть прямым и косвенным; действие может наступить немедленно или когда-нибудь. Композиция (от латинского comрositio – составление, сочинение) речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. (Синонимы – построение, структура.) Составные элементы композиции – зачин, вступление, главная часть, заключение, концовка. (Зачин и концовка – факультативные элементы.) Зачин – начало речи, первые фразы (интересный пример, пословица, поговорка, крылатое выражение, юмористическое замечание и т.п.). Первые слова должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны; они должны «зацепить» внимание слушателей. Задача – установить контакт. Вступление – объявление темы, цели, плана выступления. Задачи: · пробудить интерес к теме; · укрепить контакт; · подготовить слушателей к восприятию выступления; · обосновать актуальность или постановку вопроса / темы. Основное требование – максимальная лаконичность. Главная часть – изложение сути вопроса, раскрытие темы, выполнение задач: · последовательно разъяснить выдвинутые положения; · доказать их правильность; · подвести слушателей к необходимым выводам; · вызвать ответную реакцию. Основные требования:логика, последовательность, аргументированность (факты, примеры), стройность, точность, доступность изложения. Методы изложения материала: · индукция (индуктивный) – от частного к общему. Оратор начинает с конкретного примера, затем подводит к обобщениям; · дедукция (дедуктивный) – от общего к частному. Оратор выдвигает положение, а затем доказывает его; · метод аналогии – сопоставление различных фактов, явлений, событий (обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям); · концентрический метод – расположение материала вокруг обсуждаемой проблемы; · ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим; · исторический метод – изложение материала в хронологическом порядке, описание и анализ изменений, которые произошли в предмете обсуждения с течением времени. Заключение – обобщение изложенного, подведение итогов, выводы (резюме). Задачи: · суммировать сказанное, · повысить интерес к предмету речи, · подчеркнуть значение сказанного, · поставить задачи, · призвать к действиям (в агитационной речи). Основные требования:лаконичность, связь с вступлением, «закон края» (лучше запоминается то, что сказано в начале и в конце сообщения). Концовка – слова, которые должны усилить эффект выступления. «Конец – разрешение всей речи (как в музыке последний аккорд…); конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (и не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить нечего» (А.Ф. Кони). Принципы построения выступления: · принцип последовательности – каждая последующая мысль логически вытекает из предыдущей; · принцип усиления – убедительность и доказательность нарастают постепенно (самый сильный довод приводится в конце); · принцип органического единства – организация материала соответствует намерению оратора и самому материалу; · принцип экономии – достижение поставленной цели наиболее простым, рациональным способом. Приемы привлечения и поддержания внимания слушателей: · обращение; · тайна занимательности (предмет речи сразу не называется); · вопросно-ответный прием; · элементы юмора (анекдот, притча, шутка); · пауза; · понижение или повышение голоса; · неожиданное замечание; · интрига; · прием сопереживания; · изложение парадоксальной ситуации; · апелляция к интересам слушателей; · прием соучастия; · апелляция к событиям; · апелляция к географическим или погодным условиям; · апелляция к речи предыдущего автора; · апелляция к мнению авторитетных людей, слушателей; · апелляция к личности самого оратора (примеры из собственного опыта); · апелляция к известным источникам; · сюрприз; · занимательность.
Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 1580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |