Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:
инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;
оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
координация и интеграция – учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;
документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.
При создании бизнес-планов необходимо придерживаться основополагающих принципов планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде (см. табл.1).
Таблица 1 – Основные принципы бизнес-планирования
№
п/п
Принципы планирования
Содержание
1.
Необходимость
1) обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей;
2) прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может.
2.
Непрерывность
Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно путем:
1) последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов;
2) скользящего планирования – по истечении части планового периода составляется обновленный план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы.
3.
Эластичность и гибкость
Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем:
1) введения плановых резервов по основным показателям;
2) применения эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных;
3) использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды;
4) использования альтернативных планов.
4.
Единство и полнота (системность)
Системность достигается тремя способами:
1) наличием общей (единой) экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровням планирования;
2) все сопряженные частичные планы структурных единиц фирмы и сфер деятельности (производства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план ее социально-экономического развития;
3) включения в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений.
5.
Точность и детализация
1) любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели;
2) по мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно может уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы.
6.
Экономичность
1) расходы на планирование должны соизмеряться с получаемым от него выгодами;
2) вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений.
7.
Оптимальность
1) на всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений;
2) выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях.
1) активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения;
2) планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других.
10.
Холизм (сочетание координации и интеграции)
Чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее (эффективнее) планировать в них одновременно и во взаимозависимости. Планирование на каждом структурном уровне предприятия независимо не может быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях.
11.
Ранжирование объектов планирования
1) инвестирование в наиболее доходные товары (отрасли);
2) при одинаковой конкурентности товаров – в первую очередь развитие производства товаров с наибольшим объемом продаж.
12.
Вариантность
Разработка нескольких альтернативных вариантов плана: оптимистического, пессимистического, консервативного и др.
13.
Социальная ориентация
Предусматривает:
1) социальное развитие коллектива;
2) обеспечение экологичности, безопасности и эргономичности выпускаемых товаров.
14.
Стабильность
Неизменность планов капитальных вложений, иначе возможны большие потери ресурсов и дополнительные затраты.
15.
Адекватность
Соответствие плановых показателей реальной ситуации достигается:
1) увеличением числа учитываемых факторов;
2) повышением точности (обоснованности) прогнозов.
Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой, в конечном счете, ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально-экономических результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации.
Кроме перечисленных базовых принципов в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др.
Таким образом, бизнес-план – это документ, раскрывающий все необходимые аспекты предпринимательской деятельности, анализирующий основные проблемы, а также определяющий главные способы решения этих проблем.
Многие предприниматели не имеют опыта руководства предприятием и поэтому весьма смутно представляют себе все ожидающие их проблемы.
Изменяющаяся хозяйственная среда ставит даже опытных руководителей перед необходимостью по-иному просчитывать свои действия на рынке и готовиться к такому занятию, как борьба с конкурентами.
Рассчитывая получить иностранные инвестиции для подъёма отечественной экономики, российские предприниматели должны уметь обосновать свои заявки и доказывать, что они способны оценить все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.
Решению вышеперечисленных проблем и призван помочь бизнес-план, который является основным документом, определяющим стратегию развития фирмы.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление