Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тактическое и текущее планирование. Основные этапы. Реализация текущих планов




Тактическое планирование неразрывно связано со стратеги­ческим планированием, так как там, где используется стратеги­ческое планирование, возникает потребность в тактическом пла­нировании.

Таблица 4.2. Сравнение стратегического и тактического планирования
Характеристика   Планирование
стратегическое тактическое
Подробность Планирование общих линий деятельности предприятия Детальное планирование
Временной уровень Долгосрочное планиро­вание Краткосрочное плани­рование
Лица, принима­ющие решения Решения принимают немногочисленные специалисты из выс­шего руководства Решения принимают многочисленные спе­циалисты из среднего звена руководства
Характер проблем Рассматривают редко повторяющиеся проблемы и задачи Решают однотипные проблемы
Степень регуляр­ности действий Действия носят как регулярный, так и не­регулярный характер Действия выполняют по фиксированному графику
Число альтернатив Число альтернатив может быть велико Число альтернатив мало

Тактическое планирование означает уточнение, коррекцию, до­полнение, одним словом, конкретизацию стратегии. Под тактиче­ским планированием понимают планирование действий, которые должны представлять наиболее эффективные способы достиже­ния стратегических целей. Иными словами, тактика является од­ной из форм выражения стратегии. Стратегия и тактика в общем плане имеют родственные цели и их сущность заключается в оп­ределении средств, с помощью которых предприятие стремится к достижению поставленных целей и заданий. Тактическое планиро­вание — это детальное планирование, определение и разработка вопросов в рамках технических линий. Тактику можно рассматри­вать как определенные шаги, ступени по направлению к вершине — общей цели, предусмотренной стратегией.

Чтобы лучше понять, что такое тактическое планирование, рас­смотрим различия между стратегическим и тактическим планиро­ванием по некоторым характеристикам (табл. 4.2).

Процесс тактического планирования состоит из двух взаимо­связанных стадий: подготовка плана и его принятие. Подготовка плана включает в себя сбор, систематизацию и уточнение различ­ной информации о деятельности предприятия, анализ полученной информации, уточнение целей и задач планирования, постановку менеджером задач отдельным структурным подразделениям и ра­ботникам на разработку плана, определение подлежащих вклю­чению в план мероприятий. Принятый план обязательно должен быть документально оформлен и утвержден руководителем пред­приятия.

Кроме тактического планирования следует различать текущее, или оперативное, планирование.

Текущее, или оперативное, планирование — это то, чем ежеднев­но занимается менеджер на предприятии. К нему относится плани­рование работы предприятия на небольшой промежуток времени. Это может быть как день, так и месяц, квартал, полугодие и даже год. Это зависит от стратегических и тактических целей предприятия.

Текущее планирование, как правило, вызывается необходимо­стью реагировать на многие факторы. Например, должна быть мгновенной реакция менеджера на факт наступления форс-ма­жорных обстоятельств, которые могут вызвать гибель людей. К ним относятся стихийные бедствия (наводнение, пожар, землетря­сение и т.д.). К форс-мажорным обстоятельствам относят и за­бастовки. Менеджер должен быстро реагировать на возникшие нештатные ситуации, на изменения во внешней или внутренней среде предприятия с целью предотвращения нежелательных по­следствий или извлечения максимальной пользы для предприя­тия. Сюда можно отнести и разрешение текущих проблем и за­дач, например таких, как конфликты.

При текущем (оперативном) планировании, в отличие от стра­тегического и тактического, отсутствует существенный временной разрыв между фиксацией на уровне сознания действия, подлежа­щего исполнению, и осуществлением такого действия в реальном режиме. Менеджер должен знать, что реакции оперативного пла­нирования и оперативного действия могут иметь весьма важные стратегические последствия. Он должен уметь пролонгировать (продлевать) последствия оперативного решения, текущего пла­нирования, оперативного действия на будущий временной период. В противном случае могут возникнуть весьма опасные для пред­приятия явления или ситуации.

Процесс текущего, или оперативного, планирования состоит из нескольких стадий:

■ выявление проблемы;

■ определение возможных действий;

■ предварительный выбор одного из определенных воз­можных действий;

■ анализ возможных последствий;

■ окончательный выбор действия.

Причем менеджер должен уметь видеть не только текущий мо­мент, но и предвидеть влияние решения на будущий временной период.

Он должен уметь составлять стратегические планы, органи­зовывать тактическое планирование и заниматься текущим пла­нированием.

Краткое содержание главы

Для менеджера очень важно уметь планировать деятельность своего предприятия. При этом нужно владеть инструментами стратегического, тактического и текущего планирования. Особен­но важным является вопрос использования в своей деятельности методики SWOT-анализа, которая представляет собой анализ силь­ных и слабых сторон деятельности предприятия, а также выявле­ния угроз и возможностей.

Не менее важным представляется умение ориентироваться в методах анализа внешней и внутренней среды и определять уг­розы, стоящие перед предприятием или возникающие в ходе хо­зяйственной деятельности. После анализа текущей ситуации пе­ред менеджером встает необходимость разработки стратегии развития.

Для выработки стратегических планов руководитель предпри­ятия анализирует возможные альтернативы и выбирает нужную стратегию. В распоряжении предприятия имеются четыре стра­тегических альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих вариантов. На стратегический выбор, осуществ­ляемый менеджментом предприятия, влияют разнообразные фак­торы (риск, знание прошлых стратегий, реакция на владельцев, фактор времени). Очень важным этапом при разработке стратегических планов является этап реализации выбранной стра­тегии. Для этого менеджер должен правильно распределить ресур­сы и утвердить план работы.

Успешное стратегическое планирование неразрывно связано с тактическим планированием, представляющим собой детальную работу по конкретизации стратегии. Ежедневная работа менедже­ра заключается в постоянном принятии множества решений, каж­дое из которых сопровождается процедурой текущего планирова­ния хода их реализации.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Из каких этапов состоит процесс планирования деятельности на предприятии?

2. Каковы общие правила эффективного планирования?

3. В чем заключается сущность стратегического планирования?

4. Охарактеризуйте кратко этапы стратегического планирования.

5. Что такое миссия предприятия?

6. Какие виды целей существуют на предприятии?

7. Какие методы анализа среды деятельности предприятия наи­более распространены? Кратко охарактеризуйте их.

8. В чем заключается SWOT-анализ? Какова методика его про­ведения?

9. Какие стратегические альтернативы имеются в распоряжении предприятия?

10. Какие факторы, осуществляемые менеджментом предприятия, влияют на стратегический выбор?

11. Каковы основные этапы тактического планирования?

12. Что такое текущее планирование? Назовите стадии этого про­цесса.

13. Каковы различия между стратегическим и тактическим планированием?


Глава 5. МОТИВАЦИЯ, ПОТРЕБНОСТИ И ДЕЛЕГИРОВАНИЕ

В настоящей главе раскрываются сущность и критерии мотива­ции, направленной на создание условий для высокопроизводитель­ного труда работников предприятия. Рассматриваются варианты индивидуальной и групповой мотивации, ее ступени. Излагаются правила работы с группой (коллективом) сотрудников.

Анализируются первичные и вторичные потребности человека, рекомендуется взаимно увязывать иерархию потребностей и мо­тивацию труда. Кроме того, в главе рассматриваются различные процессуальные теории мотивации.

Обсуждаются вопросы полномочий и ответственности в работе менеджера. Подчеркивается важность своевременного и эффектив­ного делегирования полномочий менеджера своим подчиненным. Определяются основные правила и принципы делегирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 9200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.