КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Техника спортивного плавания. Срыв «вихрей» с задней кромки движущегося крыла
ЧАСТЬ 1
Рис. 2.8 Срыв «вихрей» с задней кромки движущегося крыла Рис. 2.9 Начальный «вихрь», образование «антивихря» и присоединенного «вихря» Рис. 2.10 Перемещение потока из-под крыла на его верхнюю поверхность Рис. 2.11 Характер "стекания" потока с краев крыла камнем. Циркуляция в виде сопровождающего тело и присоединенного к нему вихря способствует созданию обеспечивающей продвижение подъемной силы. При плавании присоединенный вихрь проявляется в виде вихревого течения вокруг кистей и ступней (Colwin, 1984 а). Необходимая циркуляция потока в основном создается изменением направления движения кисти, имеющей форму крыла, в сочетании со значительным вращением ее и предплечья. Чтобы понять, что происходит в начале движения «крыла» в неподвижной жидкой среде, возьмите кусок наклоненного и находящегося в дыму картона, переместите его и увидите завихрения у его задней кромки (рис. 2.8). Это начальное завихрение, которое всегда возникает в начале движения крыла, а также тогда, когда кисть или ступня пловца начинает движение в определенном направлении. Один из законов гидроаэродинамики гласит, что завихрение вызывает равной силы антизавихрение, циркулирующее в противоположном направлении (закон сохранения количества движений). В случае «с крылом» антизавихрением является отвечающий за циркуляцию и образование подъемной силы присоединенный вихрь, который продолжением своего существования «обязан» сдвигающим силам над поверхностями «крыла» (рис. 2.9). Эксперименты с вращающимся в потоке воды цилиндром показали, что завихрение, подобное начальному, возникает повторно когда течение и циркуляция прекращаются. В технике такое завихрение называется конечным. Математически доказано, что если поток не имеет циркуляции в момент начала движения, то он не может ее иметь и по окончании. Конечное завихрение в конце каждого движущего импульса во время гребка указывает на прекращение движущего усилия в данном конкретном направлении. Таким образом, любой из производящих подъемную силу механизмов сопряжен с тремя видами завихрений: начальным, присоединенным вихрем и конечным. Помимо подъемной силы, разница давления у нижней и верхней поверхности «крыла» образует также сбегающий вихрь. Иными словами, сбегающий вихрь возникает в силу свойства жидкости перемещаться из участков высокого давления в участки низкого. Ввиду отсутствия каких-либо «преград» на конце крыла, разделяющего участки высокого и низкого давления, жидкость перемещается из-под крыла на его верхнюю часть (рис. 2.10), что смещает движение жидкости на верхней поверхности крыла слегка вовнутрь, а на нижней — наружу, тем самым знакомя нас с третьим измерением потока вокруг «крыла» (рис. 2.11). Встречающиеся на задних кромках крыльев потоки, пересекаясь, образуют ряд небольших сбегающих вихрей, которые объединяются в один большой. Энергия, используемая для образования такой вихревой дорожки, представляет собой индуктивное сопротивление. Вполне очевидно, что для увеличения скорости необходимо приложить дополнительные усилия для преодоления индуктивного сопротивления (рис. 2.12), и продвигающийся преимущественно за счет Рис. 2.12 Образование вихревой дорожки вследствие встречи потоков низкого (1) и высокого (2) давления ГЛАВА 2 Гидродинамика движущей силы при плавании Рис 2.13 "Отрыв" сбегающих вихрей от кистей пловца в начале гребка при плавании кролем на груди (а), баттерфляем (б) и на спине (в)
Рис. 2.14 Различие скорости течения над рукой и под ней образует дифференциал давления Рис. 2.15 Выполнение гребка при плавании баттерфляем, при котором правая кисть образует неустойчивое, а левая стабильное течение подъемной силы пловец всегда его создает. Случайная аэрация течения (захват воздуха водой) является очевидным доказательством образования сбегающих вихрей на кистях плывущего кролем на груди, на спине или баттерфляем (рис. 2.13). Понятие «организованная система вихрей» относится к продвижению вследствие крылообразной подъемной силы при наличии присоединенного вихря и сбегающих с конца «крыла» вихрей. Пропеллер представляет собой вращающееся «крыло» и, когда подъемная сила равномерно распределяется вдоль его лопастей, возникает организованная система вихрей, которая имеет место и при движении кисти пловца. Использование крылоподобной движущей силы ограничено условиями, при которых структура постоянного течения не изменяется. Это характерно Для традиционного создания подъемной силы, при котором «крыло» располагается под углом атаки, обеспечивающим устойчивую циркуляцию потока над поверхностью крыла. При слишком большом угле атаки поток разделяется и теряет устойчивость, что, в свою очередь, приводит к нарушению необходимой для создания подъемной силы вихревой циркуляции. Это явление называется «срывом потока». Рука пловца при соответствующем ее положении (рис. 2.14) служит подобием «крыла»; например, при входе руки в воду при плавании кролем на груди с высоким положением локтя относительно запястья поток воды быстрее движется у верхней поверхности и медленнее вдоль нижней. В этом слу- чае подъемная сила действует вверх, обусловливая высокое положение верхней части тела в воде, но не способствует продвижению вперед. Последующее движение кисти образует более благоприятный угол для создания направленной вперед под наклоном подъемной силы. Соответствующее положение сохраняется недолго. Квалифицированные пловцы обычно в начале гребка задают стабильное (с организованной системой вихрей) движение потока, однако последующие изменения направления движения кисти и конечности увеличивают угол атаки. Хотя кисть и предплечье и сравнивают с лопастью пропеллера, но в силу анатомических причин они не могут подобно механическому винту вращаться вокруг своей оси на 360°. На рис. 2.15 показано, что если кисть образует слишком большой угол атаки (в данном случае правая), то это ведет к увеличению сбегающего вихря и началу его «разрывания». При этом сбегающий вихрь готов «оторваться» от кисти, что указывает на завершение действия подъемной силы, обеспеченной крылоподобным положением кисти. Кисть левой руки, напротив, находится под идеальным утлом атаки и тонкие сбегающие вихри отражают стабильность потока. Следует отметить, что реакции потока, вызываемые движениями даже сильнейших пловцов, свидетельствуют о том, что их продвижение происходит при нестабильном течении. Двигающаяся с широкой амплитудой кисть очень быстро образует такой угол атаки, при кото-
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |