Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧАСТЬ 5 Развитие двигательных качеств у пловцов. Упражнения для совмещен­ного развития силовых качеств и подвижности в суставах





Рис. 23.5

Упражнения для совмещен­ного развития силовых качеств и подвижности в суставах


более чем в 90 % случаев преду­
сматривает выполнение упражне­
ний, не требующих предельного
или околопредельного проявления
гибкости. Более того, практика по­
казывает, что тренеры в большин­
стве случаев даже не стремятся
при выполнении специальных си­
ловых упражнений обеспечить ус­
ловия для параллельного развития
гибкости. В конечном счете это
приводит к тому, что при проявле­
нии силовых качеств в специаль­
но-подготовительных и особенно в
соревновательных упражнениях не
обеспечивается необходимый

уровень амплитуды движений. По­этому при реализации методики развития гибкости речь должна ид­ти не только о соразмерности этого качества с силовыми способ­ностями пловца, но и об обеспе­чении в процессе тренировки ус­ловий для совмещенного развития указанных качеств.

На практике нужно обеспечить подбор таких упражнений силовой направленности, которые наряду с соблюдением основных методичес­ких положений, лежащих в основе развития силовых качеств, обеспе­чивали бы условия для развития или поддержания достигнутого уровня гибкости. Реализация этого подхода может быть осуществлена путем незначительной коррекции широко применяющихся упражне­ний или за счет некоторого из­менения конструкции и распо­ложения тренажерных устройств (рис. 23.5).


Следует отметить серьезный не­достаток силовых упражнений, вы­полняемых в изокинетическом ре­жиме. Если рациональным примене­нием силовых упражнений со штан­гой, гантелями, на разных блочных устройствах, с резиновыми гантеля­ми и особенно тренажерами типа «Наутилус» можно добиться доста­точного растягивания мышц, то при использовании изокинетических тренажеров этого сделать нельзя.

Проявление силовых качеств в упражнениях, не предъявляющих высоких требований к подвижнос­ти в суставах, прежде всего отрица­тельно сказывается на межмышеч­ной координации деятельности мышц, обеспечивающих движения, и их антагонистов. Поэтому требо­вание выполнять силовые упражне­ния одновременно с упражнениями на гибкость связано не столько с необходимостью получения морфо­логических изменений, обеспечива­ющих проявление гибкости (этих изменений можно быстрее добить­ся применением узконаправленных упражнений, способствующих раз­витию активной и пассивной гиб­кости), сколько с необходимостью обеспечить оптимальное взаимо­действие между работой антагонис­тов и синергистов при выполнении любого движения.

Кратко остановимся на требова­ниях к основным компонентам наг­рузки, которые должны быть учте­ны при выполнении работы, нап­равленной на развитие подвижнос­ти в суставах.



ГЛАВА 23 Развитие гибкости


25*


Наиболее эффективны для раз­вития пассивной гибкости плавные движения с постепенно возрастаю­щей амплитудой и уступающей ра­ботой мышц. Величина внешнего воздействия должна подбираться индивидуально для каждого пловца с учетом особенностей суставов и растягивания мышечных групп. Уп­ражнения со свободными маховы­ми движениями оказываются менее эффективными, потому что растя­гивание в них зависит от инерции конечностей, выполняющих махо­вые движения, что связано с необ­ходимостью выполнения этих дви­жений в быстром темпе. Быстрые движения стимулируют проявление рефлекса, ограничивающего растя­гивание и связанного с закрепле­нием растягиваемых мышечных групп.

Для развития активной гибкости наряду с упражнениями на растяги­вание, выполняемыми за счет мы­шечных усилий, и соответствующим образом подобранными силовыми упражнениями динамического и статического характера можно так­же применять медленные динами­ческие упражнения с удержанием статических поз в конечной точке амплитуды. Такие упражнения так­же оказываются эффективнее махо­вых и рывковых движений.

В практике подготовки сильней­ших пловцов в последние годы рас­ширилось применение большого количества оригинальных, соответ­ствующих требованиям спортивно­го плавания, упражнений. Некото­рые наиболее эффективные из них приведены на рис. 23.6 — 23.14.

Продолжительность отдельных упражнений должна обеспечивать максимальную подвижность в сус­тавах. Исследования изменения подвижности в суставах при выпол­нении различных упражнений по­казывают, что вначале она посте­пенно возрастает и, достигнув мак­симума, определенное время удер­живается на одном уровне, а затем постепенно снижается (Шабир, 1983; Платонов, Булатова, 1995).


Продолжительность упражне­ний зависит не только от особен­ностей строения суставов, но и от возраста и пола спортсмена: у квалифицированных юных плов­цов 12—14лет она может быть в 1,5 —2 раза меньше, чем у взрос­лых спортсменов; при одном и том же тренировочном эффекте про­должительность работы у женщин на 10—15% меньше, чем у муж­чин.

В зависимости от характера уп­ражнений, особенностей конкрет­ного сустава, возраста и пола про­должительность упражнений может колебаться от 20 с до 2 — 3 мин и бо­лее. Активные статические упраж­нения обычно непродолжительны. Пассивные сгибательные и разги-бательные движения могут выпол­няться длительное время. При раз­витии гибкости желателен невысо­кий темп движений. В этом случае мышцы подвергаются большему растяжению, увеличивается дли­тельность воздействия на соответ­ствующие суставы. Медленный темп является также надежной га­рантией исключения травм мышц и связок.

При использовании дополни­тельных отягощений, способствую­щих максимальному проявлению подвижности в суставах, нужно, чтобы величина отягощений не превышала 50 % силовых возмож­ностей растягиваемых мышц, хотя хорошо тренированные пловцы вы­сокой квалификации могут приме­нять и большие отягощения.

Интервалы отдыха между от­дельными упражнениями должны обеспечивать выполнение очеред­ного упражнения в условиях вос­становившейся работоспособности пловца. 'Естественно, продолжи­тельность пауз колеблется в широ­ком диапазоне (обычно от 10—15с до 2 — 3 мин) и зависит от характе­ра упражнений, их продолжитель­ности, объема мышц, вовлеченных в работу. Например, многократное выполнение наклонов туловища, направленное на повышение под-


m^mi





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.