Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место и роль налогов в воспроизводственном процессе




 

Налоги как экономическая категория выражают реально существующие отношения, связанные с процессом изъятия стоимости ВВП и НД в пользу изменяющихся социальных групп, стоящих в данный момент у власти.

Налоги как экономическая категория объективны и воспринимаются как отчужденная доля собственности индивидуума в денежном выражении в пользу государства. В то же время субъективное начало налогов проявляется в том, что властные органы могут изменять тяжесть налогов, приспосабливая их к своей финансовой политике. Это свидетельствует о том, что налоги являются и финансовой категорией.

Процесс перераспределения стоимости ВВП и НД в денежной форме, т.е. мобилизация этой стоимости с помощью налоговых методов и использование через систему государственных расходов, представляет собой всю совокупность финансовых отношений.

Финансовые отношения охватывают весь процесс распределения стоимости ВВП и НД на макро – и микроуровнях. Налоги, а точнее, налоговые отношения, выступают как часть этих финансовых отношений лишь на макроуровне.

Налоговая финансовая категория находится во взаимосвязи, взаимозависимости с другими финансовыми категориями. Налоги как финансовая категория, с одной стороны, выражают общие свойства всех финансов (участвуют в распределении, контролируют) и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом. С другой стороны, налоги имеют отличительные признаки, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений (регулируют производство, служат средством мобилизации НД).

Налоги, участвуя в перераспределительном процессе, обеспечивают государство финансовыми ресурсами. Материальным источником налогов выступает новая стоимость, созданная в производстве трудом, капиталом и природными ресурсами, т.е. национальный доход (НД). В случае, если размера НД не хватает на покрытие расходов (в условиях войны, кризиса) материальным источником налогов становится национальное богатство, т.е. совокупный НД, созданный предшествующими поколениями.

Национальный доход, произведенный в процессе производства, распадается на две части: одна часть поступает собственникам – владельцам капитала и природных богатств в форме прибыли и доходов, вторая – наемным работникам в форме оплаты труда, т.е. обе части становятся конкретным доходом основных социальных групп общества. Такое деление НД в производстве является первичным распределением и находится вне налоговых отношений.

Государство, обладая, как правило, незначительной собственностью на средства производства, в первичном распределении НД, по существу, не участвует. Первичное распределение новой стоимости в условиях рыночных отношений дополняется вторичным распределением или перераспределением. При ограниченной собственности на средства производства господствующая власть может получить свою долю НД лишь при принудительном перераспределении НД. Налоги в этих условиях становятся главным методом мобилизации части НД для государства. Они участвуют только на начальной стадии перераспределительного процесса – формировании государственных денежных фондов. Последующая стадия перераспределения – использование государством средств на общенациональные нужды – выходит за пределы налогообложения и является выражением расходов государства.

Налоги в системе распределения стоимости в денежной форме возникают с момента реального движения денежных ресурсов. Под реальным движением денежных ресурсов понимаются не расчетно–денежные операции, а движение денежных ресурсов, определенных законами расширенного воспроизводства. После получения выручки наступает ее распределение. Следовательно, расширенное производство создает материальную базу для распределения стоимости вначале первичного ВВП и НД (где налоги не участвуют), а затем вторичного. Изменения, происходящие в воспроизводстве (рост или сокращение), влияют на налоги. Это взаимодействие прямое: увеличение стоимости ВВП и НД приводит к росту налоговых доходов (при неизменных условиях), а сокращение стоимости ВВП и НД – к сокращению налоговых доходов.

Следовательно, налоги как участник перераспределительного процесса зависят от объема стоимости ВВП и НД. Это находит отражение на второй стороне перераспределительного процесса – использовании стоимости ВВП и НД государством.

Государство, устанавливая долю стоимости налогового изъятия, должно не нарушить правильного соотношения между объемами созданной и распределяемой стоимости. Если распределяемая часть стоимости окажется больше созданной, это вызовет расширение границ инфляционного налога. В связи с этим необходимо устанавливать связь налогообложения с воспроизводственными пропорциями.

Промышленно развитые страны широко используют налогообложение в системе государственного регулирования экономики, превратив налог в действенный экономический стимул, элемент управления экономическими процессами.

В настоящее время в состав налогов, входящих в налоговую систему РФ включаются следующие налоги и сборы:

- Федеральные налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

- Региональные налоги

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

- Местные налоги

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Для более глубокого понимания роли налогов в воспроизводственном процессе необходимо рассмотреть анализ поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ.

Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации без учета бюджетов государственных внебюджетных фондов и межбюджетных трансфертов. Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации представляет собой свод регионального бюджета, местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Федерации, без бюджета государственного территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Бюджеты, входящие в консолидированный бюджет Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга: бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

Основным источником доходов в бюджеты всех уровней Российской Федерации являются налоговые поступления. Необходимо отметить, что налоговая система в первую очередь является инструментом мобилизации доходов в бюджеты всех уровней. Одним из существенных последствий кризисных явлений в российской экономике является уменьшение налогооблагаемой базы по основным налогам, что привело к сокращению налоговых поступлений государству.

Так, в 2008 году налоговые доходы консолидированного бюджета составили 8 451,00 млрд. руб., в 2009 году произошло значительное уменьшение и доходы от налогов составили – 6 795,52 млрд. руб., а за последующий год выросли и в 2010 составили 8 318,46 млрд. руб. Тенденция роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет продолжилась и в 2011 г. – до 10 185.39 млрд. руб., в 2012 г. налоговые поступления составили 10 937.35 млрд. руб.

Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008 – 2012 гг. представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Налоговые поступления в консолидированный бюджет
Российской Федерации в 2008 – 2013 гг.

 

Для того чтобы проанализировать современное состояние налоговой системы РФ необходимо провести анализ поступлений платежей в консолидированный бюджет РФ в разрезе конкретных налогов. Так за период с 2005 по 2011 годы основную долю поступлений в федеральный бюджет составили следующие налоги: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых и налог на доходы физических лиц (таблица 1).

Из приведенной ниже таблицы 1 видно, что налоговые поступления от специальных налоговых режимов по своей величине незначительны и составляют в среднем 1,5-3% в структуре всех платежей.

Для более детального анализа поступлений от специальных режимов следует обратиться к таблице 2, где видно, что больше половины платежей приходится в основном на упрощенную систему налогообложения, так в 2011 году поступления от УСН составили 67,9 % дохода от специальных налоговых режимов.

 


Таблица 1 – Удельный вес и структура налоговых платежей в консолидированном бюджете РФ в целом
по экономике в 2007-2013 гг., млрд. руб.

Наименование показателя Годы
             
млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. %
Налог на прибыль организаций 2172,2 29,53 2513,0 29,74 1264,6 18,61 1878,5 22,59 2270,3 22,47 2355,4 21,5 1 774,4 14,4
Налог на доходы физических лиц 1266,1 17,21 1665,8 19,71 1665,0 24,51 1789,6 21,52 1994,9 19,74 2260,3 20,6 1 789,6 14,5
Единый социальный налог (в ФБ) 405,0 5,51 506,8   509,8 7,5 488,6 5,88 486,5 4,82 - - - -
Налог на добавленную стоимость 1424,7 19,37 1038,7 12,29 1207,2 17,77 1421,5 17,09 1844,9 18,26 1886,1 17,2 1383,9 11,2
Акцизы 289,9 3,94 314,7 3,72 327,5 4,82 455,0 5,47 603,9 5,98 783,6 7,2 441,4 3,6
Налог на добычу полезных ископаемых 1197,4 16,28 1708,0 20,21 1053,8 15,51 1401,6 16,86 2042,5 20,22 2459,4 22,5 2577,2 20,8
Налог на имущество организаций 262,7 3,57 323,5 3,83 385,8 5,68 428,5 5,15 465,2 4,60   6,2 620,8 5,0
Земельный налог 68,9 0,94 80,2 0,95 95,2 1,4 118,2 1,42 44,0 0,44 105,3 1,0 294,3 2,4
Специальные налоговые режимы 156,0 2,12 204,3 2,42 192,5 2,83 207,7 2,50 234,1 2,32 271,2 2,5 451,1 3,6
Прочие налоги 113,0 1,54 96,0 1,14 92,3 1,36 126,5 1,52 117,5 1,16 152,7 1,4 170,6 1,4
ИТОГО налоговых доходов 7355,9 х 8451,0 х 6793,7 x 8315,6 х 10103,8 х 10954,0 х 12363,4 х

 

Таблица 2– Структура налоговых доходов от специальных налоговых режимов в консолидированном бюджете РФ в 2007-2013 гг., млрд. руб.

Наименование показателя Годы
             
млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. %
УСНО   53,77 119,6 58,54 109,46 56,88 134,37 64,71 158,99 67,3 188,8 68,6 258,9 69,1
ЕНВД 56,3     30,84 63,92 33,21 70,61 34,00 71,25 30,2 78,6 28,5 96,7 25,8
ЕСХН 1,5 0,96 2,4 1,17 2,17 1,13 2,68 1,29 3,88 1,6 3,8 1,4 13,8 3,7
Соглашение о разделе продукции 14,5 9,27 19,3 9,45 16,9 8,78 - - 2,1 0,9 4,2 1,5 5,3 1,4
ИТОГО     204,3   192,45   207,65   236,22   275,4   374,7  

Единый сельскохозяйственный налог в итоговой сумме от поступлений по специальным режимам составляет всего лишь 1%. Этот факт можно объяснить тем, что данный режим реализует функцию поддержания отрасли сельского хозяйства. Несмотря на незначительные поступления, наблюдается тенденция к увеличению собираемости средств от данного вида режимов, так в 2011 году доход от ЕСХН составил 3,88 млрд. руб., что более чем в 5 раз превысило поступления 2005 года. Такой рост произошел за счет увеличения числа плательщиков ЕСХН, так, например, по Воронежской области в 2011 году их число составило 2084 (ед./чел.), что на 691 плательщика больше по сравнению с 2005 годом. Хотя в 2009 году произошло их незначительное снижение на 6 (ед./чел.) до 1811 (ед./чел.). Впрочем аналогичная ситуация наблюдалась и по остальным налогам, что связано с масштабностью влияния кризисных явлений на экономику России.

Помимо показателей поступления налоговых платежей в бюджетную систему России, не менее важно количество неуплаченных налогов. Так, вследствие неуплаты или несвоевременной уплаты налога (сбора) налогоплательщиком в бюджет возникает задолженность, причем большая её часть приходится на федеральные налоги, так в период с 2006 по 2011 год задолженность по федеральным налогам имела тенденцию к снижению и составила в 2011 году 553,2 млрд. руб. (таблица 3).

 

Таблица 3 - Задолженность бюджетам различных уровней
по налогам и сборам в РФ, млрд. руб.

Налоги Годы
             
По федеральным налогам и сборам 481,9 467,1 590,6 569,9 553,2 591,7 610,1
из них:              
НДС 249,6 242,9 327,1 315,0 305,0 175,0 333,5
Налог на прибыль организаций 102,5 107,6 144,8 137,8 160,8 3,8 165,3
Налоги, сборы и платежи за пользование природными ресурсами 35,7 29,1 23,3 23,3 5,1 3,7 4,5
По региональным налогам и сборам 53,6 53,0 63,5 61,9 77,8 83,6 96,5
По местным налогам и сборам 28,4 27,6 31,0 30,8 26,7 32,5 39,2
По налогам со специальным налоговым режимом 10,9 11,3 13,8 12,8 17,7 20,3 24,2
Задолженность всего 574,8 559,0 698,9 675,4 675,3 728,2 770,3

 

Из данных таблицы 3, можно сделать вывод о том, что в 2009 году произошло значительное увеличение всей совокупной задолженности, так по федеральным налогам и сборам она составила 698,9 млрд. руб., из них по НДС – 327,1 млрд. руб., по налогу на прибыль организаций 144,8 млрд. руб. По налогам со специальным налоговым режимом задолженность на протяжении всего анализируемого периода увеличивается, так в 2009 году она составила 13,8 млрд. руб., что на 2,5 млрд. руб. больше чем в 2008 (увеличение произошло на 18%) и на 5,3 млрд. руб. больше чем в 2005 году (на 38,4%). В тоже время за последующие два года объем общей задолженности снизился незначительно, всего 23,5 млрд. руб. Это произошло за счет увеличения неплатежей по налогу на прибыль на 23 млрд. руб. По остальным налогом также наблюдаем незначительное снижение или увеличение суммы неуплаты. В период с 2009 года по 2011 годы, наблюдается снижение сумм задолженности перед бюджетом по федеральным налогам. В 2011 году по налогам и платежам за пользование природными ресурсами произошло сокращение задолженности в 4,6 раза по сравнению с 2010 годом.

Вопросы для самоконтроля

1. При каких социально–экономических условиях возникли налоги?

2. Какова экономическая сущность налогов?

3. Назовите и охарактеризуйте признаки налогов.

4. Назовите и охарактеризуйте функции налогов.

5. Как налоги участвуют в перераспределительном процессе ВВП?

6. Назовите и раскройте сущность специфических признаков налогов.

7. Что Вы понимаете под понятиями «налог», «неналоговый платеж», «разовые изъятия», «сбор»?


Глава 2. Основы построения налогов
и сборов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 3108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.