Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и практическое значение законов организации. Закон синергии.




Эффективность деятельности любой организации зависит от сочетания большого количества разнородных факторов: целей, структуры, производительности труда, интеллектуального и профессионального потенциала сотрудников, системы мотивации, особенностей взаимосвязи с внешней средой, технического и технологического обеспечения и т. п. Однако потенциал организации определяется не только составом и качеством этих факторов, но и характером их взаимосвязи и взаимовлияния.

Синергетический эффект, или синергия (от греч. synergos — «вместе действующий», «сотрудничающий»), представляет собой возрастание эффективности деятельности организации в результате рационального слияния, интеграции отдельных ее частей в единую систему за счет системного свойства.

Закон синергии: для любой организации существует такой набор ресурсов, при котором ее потенциал будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее ресурсов, либо существенно меньше.

Существует два типа синергии:

1. Структурная синергия — полезный эффект достигается за счет объединения ресурсов двух или нескольких организаций (подразделений одной организации), что позволяет снизить издержки и увеличить объемы производства и продаж.

2. Управленческая синергия — полезный эффект достигается за счет повышения качества управления без каких-либо структурных изменений. Данный закон означает, что для любой организации возможны такие варианты ее системного построения, при которых ее потенциал будет либо выше, либо ниже простой суммы потенциалов составляющих ее элементов. Очевидно, что задачей менеджмента организации является такое управленческое воздействие на внутреннюю среду организации, которое приведет к возрастанию потенциала организации или, другими словами, к максимальному значению положительного синергетического эффекта.

Повышение или снижение эффективности работы организации за счет проявления синергетического эффекта хорошо иллюстрируется понятием «приращение ресурсного потенциала». Эффективность работы организации напрямую зависит от ее ресурсного потенциала, однако различные комбинации ресурсов дают различные значения эффективности, вплоть до существенного ее снижения. Например, эффективность работы организации определяется системным взаимодействием таких ресурсов, как производственное оборудование, имидж фирмы, интеллектуальный и трудовой потенциал работников, финансовые средства. Добавление такого ресурса, как новая технология, может значительно повысить совокупный потенциал организации и эффективность ее работы. Приобретение же некондиционного оборудования снизит общую эффективность системы.

Примером действия закона синергии может служить объединение нескольких организаций в альянс, концерн или холдинг. Суммарная доходность таких объединений, как правило, оказывается выше, чем сумма доходностей предприятий до объединения.

Синергетический эффект в данном случае достигается преимущественно за счет реализации объединенными предприятиями единой стратегии инвестирования, производства, диверсификации, выбора рынков и т. п. Синергия также, может проявляться и в снижении конкурентного давления в силу того, что предприятия — бывшие конкуренты становятся элементами единой системы. Синергия реализации товаров возникает в том случае, когда продажи нескольких типов товаров осуществляются через единую торговую сеть и централизованно координируются. Примером синергии может служить развитие системы франчайзинга — группы компаний, объединенных единым брендом.

Основным условием достижения системой максимальной положительной синергии является рациональная взаимосвязь компонентов. Сущность эффекта выражается в связях и взаимном влиянии элементов системы.

Рациональные связи должны обеспечивать оптимальное сочетание элементов организации как системы в различных сферах ее деятельности.

Среди них особо выделяются:

• сфера исследований и опытно-конструкторских разработок;

• производственная сфера;

• логистика;

• инжиниринг;

• система контроля качества;

• маркетинг и реклама;

• менеджмент;

• финансовая сфера.

На практике бывает достаточно сложно определить количественные значения синергетического эффекта от тех или иных управленческих действий. Чаще всего в качестве оценки эффективности работы организации как системы используются такие экономические показатели, как прибыль, объемы продаж или издержки производства. В ряде случаев источниками синергетического эффекта могут стать факторы, действие которых сложно описать, используя лишь формальные экономические категории. На возрастание эффекта могут оказывать влияние психологические и другие аспекты. Так, например, появление нового магазина-франшизы в одном районе с уже работающим магазином той же франчайзинговой сети, как правило, не только не снижает выручку первого магазина, но и увеличивает ее. Это объясняется повышением узнаваемости бренда и доверия к нему со стороны покупателей. Однако необоснованное увеличение плотности расположения на небольшой территории однотипных франчайзинг приведет к появлению отрицательного энергетического эффекта - снижению доходности каждого из магазинов.

Таким образом, задачей менеджмента организации является создание организационной системы, которая приводила бы к максимально возможному положительному синергетическому эффекту.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.