КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Источник: Фалмер Р.М. Указ. соч. Т. 3. С. 134
Если по вертикали расположить возрастающее внимание к людям от низкого до высокого, а по горизонтали - внимание к производству также от низкого до высокого, то в указанных квадратах можно получить следующие характеристики. 1.1. Очень ограниченный менеджмент. Этот стиль можно назвать попустительский. Он относится к первой и второй составляющей сетки. 1.9. Менеджмент всецело направлен на решение социальных проблем в ущерб интересам производства. 9.1. Менеджмент ориентирован главным образом на решение производственных задач при минимизации интересов рабочих. 9.9. Менеджмент высокой степени зрелости, при котором авторитарный стиль управления уравновешивается высокой степенью исполнительности работников и их участия в управлении. 5.5. Средний квадрат позволяет судить о нормальном отношении руководителя к производству и работникам, что способствует поддержанию необходимого морально-этического климата в коллективе.
Рис. 5.13. Таблица для определения типов управления. Источник:Психология управления. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Изд-й Дом «Бахрах-М», 2006. С. 126.
Данная модель широко используется различными исследователями в области менеджмента. Но приведём её полностью, как она представлена в работе Р. Блейка, Д. Ж. Моутона «Научные методы управления». Р.М. Фалмер обобщая в своей «Энциклопедии современного управления» (1988)[44] теории мотивации и особенности мотивационного поведения указывал на тот факт, что на основании учения И.П. Павлова были разработаны теории процесса: «Для каждой реакции есть свой стимул». Первая из них «Теория оперативного обусловливания». Её автор психолог из Гарварда Б.Ф. Скиннер[45] утверждал: «...что люди таковы, как они есть, благодаря окружению, а не каким-то внутренним побуждениям или другим необъяснённым влияниям»[46]. Отсюда возможность ими манипулировать. Вопросам мотивации Т. Питере и Р. Уотермен[47] также уделили существенное внимание в своей известной книге «В поисках совершенства». Они писали: «Вознаграждение за хорошо выполненную работу называют положительным подкреплением, которое вызывает изменение поведения, обычно в желательном направлении»[48]. Однако это как бы внешнее воздействие на работника, которое способствует и побуждает его к лучшему труду. «Но ещё более важное значение, как отмечено в названной книге, для высокоэффективной работы имеет внутренняя мотивация. Длительная приверженность делу воспитывается только созданием условий, которые порождают внутренние мотивы (условия: знания, убеждённость в бесспорной важности своего дела, тренировка и задания работникам ставить свои собственные цели, связанные с ключевыми целями компании, и выбирать собственные пути, тем самым делая задание и его исход своими собственными)[49]. В целом Т. Питере и Р. Уотерман в своей совместной книге дают широкий перечень мотивов и стимулов, побуждающих работников к более производительному и творческому труду. Вопросам мотивации, как побудительному фактору производительного труда, в своих исследованиях уделил внимание и Виктор Врум[50]. Его «теория ожидания» предполагает мотивированное поведение работников в зависимости от трёх факторов. 1. Уверенность в том, что конкретные действия влекут за собой конкретный результат. 2. Уверенность в том, что конкретный результат обеспечит конкретное вознаграждение, 3. Привлекательность, приемлемость вознаграждения для человека (работника)[51]. Д. Дункан как бы разъясняет данное положение теории В. Врума. Он пишет: «Врум рассматривает человека как рациональное существо, которое стремится к получению максимальной выгоды путём ограниченных затрат своей энергии. Основные положения «теории ожиданий» сводятся к следующему: мотивированность человека к затрате определённых усилий для выполнения задания зависит от ожиданий, т.е. от вероятности того, что дополнительные усилия приведут к лучшим результатам, от убеждённости в том, то существует взаимосвязь лучших результатов труда и его оплаты, а также от валентности, т.е. ценности ожидаемого вознаграждения»[52]. Р.М. Фалмер, М.Х. Мескон и др. также анализировали поведение работников в зависимости от мотивации и в своих работах дали графическое изображение модели мотивации по В. Вруму (рис. 5.14).
Рис. 5.14. Модель мотивации по Вруму[53]
Е - Р (3 - Р) - ожидания в отношении затрат труда - результатов. Р - О (Р - В) - ожидания в отношении результатов - вознаграждений. Валентность - предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определённого вознаграждения. Мотивация = 3 – Р × Р – В × валентность.
Развивая идею В. Врума, как писал Р.М. Фалмер[54], развили Лайман Портер (современный американский психолог) и Эдвард Лоулер (1938)[55] разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, используя элементы «теории ожиданий» и «теории справедливости». Суть данной теории состоит в удовлетворении потребностей человека (работника) вознаграждением за результаты его труда. Л. Портер и Э. Лоулер разработали модель, объясняющую механизм мотивации (рис. 5.15). «Согласно модели Портера-Лоулера результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трёх переменных: затраченных усилий (3), способностей и характерных особенностей человека (4), а также от осознания им своей роли в процессе труда (5). Уровень затрачиваемы усилий, в свою очередь, зависит от ценности вознаграждения (1) и того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением (2). Достижение требуемого уровня результативности (6) может повлечь внутренние вознаграждения (7а), такие, как чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения, а также внешние вознаграждения (76), такие, как похвала руководителя, премия, продвижение по службе. Пунктирная линия между результативностью и внешним вознаграждением означает, что может существовать связь между результативностью какого-либо сотрудника и выдаваемыми ему вознаграждениями. Дело в том, что эти вознаграждения отражают возможности вознаграждения, определяемые руководителем для данного сотрудника и организации в целом. Пунктирная линия между результативностью и вознаграждением, воспринимаемым как справедливое (8), использована для того, чтобы показать, что в соответствии с теорией справедливости, люди имеют собственную оценку степени справедливости вознаграждения, выдаваемого за те или иные результаты. Удовлетворение (9) - это результат внешних и внутренних вознаграждений с учётом их справедливости (8). Удовлетворение является мерилом того, насколько ценно вознаграждение на самом деле (1). Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций»[56].
Рис. 5.15. Модель Портера-Лоулера. Источник: Мескон М.Х. и др. Указ. соч. С. 381..
Значительный вклад в развитие концептуальных положений школ «Человеческих отношений» и «Поведенческих наук» внесли работы Дейла Карнеги (1888-1955). Американский исследователь, талантливый мыслитель Д. Карнеги собрал, систематизировал и обобщил огромный фактический материал. Это позволило ему разработать и сформулировать ряд правил и принципов делового поведения людей. Его знаменитые книги: «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей», «Как перестать беспокоиться и начать жить», «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично» стали настольными для многих поколений бизнесменов, менеджеров и простых людей. Собранный Д. Карнеги фактологический материал, бесконечно большой массив конкретных ситуаций, примеров поведения и поступков, обеспечил формирование базы научного исследования. После кропотливого изучения, систематизации, анализа и обобщения собранных сведений и данных, Д. Карнеги пришёл к выводам, которые сформулировал в виде правил поведения. Они были изложены в его первой книге «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей». Приведём их в последовательном порядке как они изложены в книге. «Шесть правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми. Правило 2. Улыбайтесь. Правило 3. Помните, что имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Правило 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе. Правило 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника. Правило 6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности делайте это искренне»[57].
«Двенадцать правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения
Правило 1. Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него. Правило 2. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав. Правило 3. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно. Правило 4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона. Правило 5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам «да». Правило 6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник. Правило 7. Пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему. Правило 8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника. Правило 9. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других. Правило 10. Взывайте к более благородным мотивам. Правило 11. Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно. Правило 12. Бросьте вызов, задевайте за живое»[58]. «Девять правил, соблюдение которых позволяет воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды Правило 1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника. Правило 2. Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно. Правило 3. Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника. Правило 4. Задавайте собеседнику вопросы, вместо того, чтобы ему что-то приказывать. Правило 5. Давайте людям возможность спасти свой престиж. Правило 6. Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте «чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу». Правило 7. Создайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать. Правило 8. Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима; делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным. Правило 9. Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете»[59]. «Семь правил, соблюдение которых позволит сделать вашу семейную жизнь более счастливой Правило 1. Не нужно придираться. Правило 2. Не пытайтесь переделать своего супруга. Правило 3. Не критикуйте. Правило 4. Выражайте друг другу вашу искреннюю признательность. Правило 5. Оказывайте друг другу небольшие знаки внимания. Правило 6. Будьте предупредительны. Правило 7. Прочтите хорошую книгу о сексуальной стороне супружеской жизни»[60].
Оценивая комплекс правил, сформулированных Д. Карнеги, необходимо отметить, что в них заложены нормы нравственного поведения. Последнее рассматривается в качестве доминанты социально-психологи-ческих (воспитательных) методов управления[61]. И хотя, во времена Д. Карнеги, эта группа методов ещё не получила научного признания, её содержание было им описано и раскрыто. «В холодный январский вечер... две с половиной тысячи мужчин и женщин заполнили большой танцевальный зал нью-йоркского отеля «Пенсильвания»... Эти мужчины и женщины пришли сюда, чтобы присутствовать на открытии ультрасовременного и альтрапрактического курса «Искусство умело пользоваться речью и оказывать влияние на людей в деловом мире... У них нет желания стать ораторами, и им ни к чему высокопарные разглагольствования о психологии - они хотят получить советы, которые могли бы использовать непосредственно в своей служебной деятельности, в общении со знакомыми и дома»[62].
* * * Школы «Человеческих отношений» и «Поведенческих наук» своими научными исследованиями открыли новую страницу в теориях управления и менеджмента изучению психологического фактора, морально-этической стороны состояния рабочих на производстве. Однако не были оставлены без внимания исследователей отношения руководящего состава к рабочим, что послужило основанием для разработки рекомендаций, адресованных непосредственно менеджерам. По мнению сторонников школ «Человеческих отношений» и «Поведенческих наук», производство не сможет достичь значительной эффективности, если не будет совершенствоваться социальная организация предприятия. Инженерный подход давно исчерпал себя. На первый план выдвигаются проблемы человеческого поведения, психологии работников. Поэтому предметом исследования становятся этические нормы и правила, убеждения, мотивы поведения. На смену концепции «экономического человека» пришла концепция «человека социального». Если «экономический человек», продавая свою рабочую силу, стремился получить максимальную материальную выгоду, то «социальный человек» стремился к признанию, самовыражению, получению духовного вознаграждения. Вместе с тем, данные школы оказали существенное влияние на формирование морали, этики и, в конечном счёте, культуры управления. И хотя эта сторона теорий управления и менеджмента как-то не ярко выражена в различных одноимённых работах, следует отметить, что это важнейший составной элемент указанных теорий. Важно помнить, что человеческие отношения, уважение к личности работника, его мнения, забота о нём могут принести значительно большие результаты бизнесу, нежели строго формальные правила инструкций и положений.
[1] Овчинникова /Н.В. и др. Курс: История менеджмента. ЮНИТА-1. - М.: СГУ, 2002. С. 26-37. [2] Поведенческая(-ие) наука(-и) (behavioral science(-s))(особенно в США) - наука или науки о поведении людей и животных. Хотя иногда термин считается применимым к социальным наукам в целом (включая психологию и политическую науку), его тесная связь с бихевиоризмом обусловила отсутствие общего его принятия, в том числе в социологии. См. Джери Дэвис, Джери Джулия. Указ. соч. Т. 2. С. 30. [3] Джери Дэвид, Джери Джулия. Указ. соч. Т. 1. С. 199-202. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Указ. соч. С. 91-110.
[4] Мюнстерберг Г. Основы психотехники в 2-х тт. - М.: Издатель Константин Кренов, СПб.: Издат. Дом «П.Э.Т.», Изд-во «Алетейя», 1976. С. 18. [5] Мюнстерберг Г. Указ. соч. Т. 1. С. 133-134. [6] Мюнстерберг Г. Указ. соч. Т. 1. С. 96-188. [7] Экономическая энциклопедия: Политическая экономия в 4-х тт. - М.: Сов. энциклопедия, 1972-1980. Т. 3. С. 206. Большой экономический словарь. / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2008. С. 764. [8] Волков Ю.Г. и др. Указ. соч. С. 114. [9] Осипова Е.В. Парето Вильфредо. В кн.: Современная западная социология: Словарь. - М.: Политиздат, 1990. С. 254-256. Бабосов Е.М. Социология: Энциклопедический словарь. - М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. С. 297-298. Джери Дэвид, Джери Джулия. Указ. соч. т. 2. С. 7-8. [10] Современная западная социология: Словарь. - М.: Политиздат, 1990. С. 254-256. Джери Дэвид, Джэри Джулия. Указ. соч. Т. 2. С. 7-8; 339-340; 439. [11] Экономическая энциклопедия: Политическая экономия в 4-х тт. - М: Сов. энциклопедия, 1972-1980. Т. 1. С. 205. Большой экономический словарь. / Под ред. А.Н. Азрилияна. -М.: Институт новой экономики, 2008. С. 124. [12] Джери Дэвид, Джэри Джулия, соч. Т. 2. С. 125; 225-226. Современная западная социология: Словарь. - М: Политиздат, 1990. С. 282-283. [13] Джери Дэвид, Джэри Джулия, соч. Т. 1. С. 385-386. Т. 2. С. 307-308. Современная западная социология: Словарь. - М: Политиздат, 1990. С. 170-171. [14] Современная западная социология: Словарь. - М.: Политиздат, 1990. С. 257-260. Волков Ю.Г. и др. Указ. соч. С. 434-456. Джери Дэвид, Джэри Джулия. Указ. соч. Т. 2. С. 9-10. Большой экономический словарь. / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2008. С. 765. Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь. -М: ИНФРА-М, 2000. С. 238. [15] Современная западная социология: Словарь. - М.: Политиздат, 1990. С. 114; 283-284. [16] Классики менеджмента. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2001. С. 564. [17] Большой экономический словарь. / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2008. С. 1037. [18] Шелдрейк Д. Указ. соч. С. 179-196. [19] Макинерни Д. США. История страны. / Пер. с англ. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2009. С. 194. [20] Классики менеджмента. / Пер. с англ. -СПб.: Питер, 2001. С. 87. [21] Барнард Ч.У. Указ. соч. С. 283-286. [22] Классики менеджмента. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2001. С. 866-872. [23] Овчинникова Н.В. и др. Указ. соч. С. 31-32. [24] Шелдрейк Д. Указ. соч. С. 135. [25] Овчинникова Н.В. и др. Указ. соч. С. 32-33. [26] Там же. С. 32. [27] Бизнес: Оксфордский толковый словарь: Англо-русский. - М.: Изд-во «Прогресс-Академия», изд-во РГГУ, 1995. С. 312. [28] Экономическая энциклопедия: Политическая экономия в 4-х тт. - М.: Сов. энциклопедия, 1970-1980. Т. 3. С. 25-27. [29] Овчинникова Н.В. и др. Указ. соч. С. 33-37. [30] Мусселиус. Указ. соч. С. 273. [31] Мескон М.Х. и др. Указ. соч. С. 362. [32] Маслоу А.Г. Мотивация и личность. / Пер. с англ. - СПб.: Евразия, 2000. С. 129-179. [33] Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. С. 437; 458; 459. [34] Иногда фамилия МакКлелланд в переводе пишется как Макклилланд. - Прим. авт. [35] Классики менеджмента. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2001. С. 481-482. Большой экономический словарь. / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М: Институт новой экономики, 2008. С. 539. [36] Фалмер Р.М. Энциклопедия современного управления в 5-ти тт. / Пер. с англ. - М.: ВИПКэнерго, 1992. Т. 3. С. 99-102. [37] Классики менеджмента. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2001. С. 473-479. [38] Шелдрейк Д. Указ. соч. С. 261. [39] Там же. С. 264-265. [40] Фалмер Р. Указ. соч. Т. 3. С. 105. [41] Кеннеди К. Гуру менеджмента: «Кто есть кто» в бизнес-элите. / Пер. с англ. - М.: АСТ; АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006. С. 175. [42] Левин Курт (1890-1947), немецкий психолог и социолог, представитель школы гештальпсихологии. В 1933 г. эмигрировал в США. С 1945 г. работал директором Центра групповой динамики при Массачусетском технологическом институте. Известен работами в области организационного поведения, включая лидерство, психологию малых групп, групповую динамику, природу конфликтов. Разработал «теорию поля», под которым понимал личность и её окружение. В масштабах «поля» люди, их поведение, стратегии и предметы, способствующие или сдерживающие удовлетворение потребностей. См.: Большой энциклопедический словарь. / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М: Институт новой экономики, 2008. С. 514. [43] Уайт Уильям, американский учёный, работал над проблемами организационного поведения, включая типы группового поведения, влияние методов управления на поведение индивидов. Исследовал проблемы ситуационного подхода при изучении элементов управления. См. там же. С. 1280. [44] Фалмер Р.М. Указ. соч. Т. 3. С. 104; 107-108. [45] Скиннер Беррес Фредерик (1904-1990), американский психолог, лидер современного бихевиоризма, «создатель, как отмечает В.В. Щербина, оригинальной техники и технологии программиования поведения человека и животных». Выдвинул концепцию «оперантного (от слова «операция») подкреплённого научения». Суть её заключается в том, что поведение, его характер и особенности опосредованы влиянием позитивных стимулов и окружающей средой. Ввёл в научный оборот понятие «технология управления». Автор программированного обучения. См. Философский энциклопедический словарь. - М: Сов. энциклопедия, 1983. С. 614. Современная западная социология: Словарь. - М.: Политиздат, 1990. С. 312-313. Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь. - М.: ИНФРА-М, 2000. С. 237-238. [46] Фалмер Р.М. Указ. соч. С. 107. [47] Питере Томас (1942), американский учёный. Круг его интересов направлен на совершенствование деятельности фирм и их менеджмента, изучение факторов, сдерживающих развитие бизнеса. Он критически относится к жёсткости и многозвенности структур управления, глубокой специализации и централизованному принятию решений. Предложенная им модель «7-8» способствует решению многих проблем, с которыми сталкиваются в деловой жизни менеджеры. В одной из своих наиболее популярных работ «In Search of Excellence» («В поисках совершенства» («В поисках эффективного управления»)) (1982), которая была написана в содружестве с Робертом Уотерманом (1936), были изложены основные концепции организационной эффективности и совершенства. См. Классики менеджмента. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2001. С. 630-636. [48] Питерс Т., Уотерман Р. «В поисках эффективного управления». / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986. В кн.: Бизнес и менеджер. - М.: Азимут-Центр, 1992. С. 39. [49] Там же. С. 40. [50] Врум Виктор, современный канадский исследователь, психолог. Работал в области проблем организационного поведения. Один из теоретиков процессуальных теорий мотивации. Автор «Теории ожиданий». Совместно с В. Йеттоном разработал модель «дерева принятия решений»*, в которой были определены три фактора, влияющих на качество решении, в том числе автократический, консультативный и групповой. Каждый из них приемлем в определённой ситуации. В. Врум также известен своей программой подготовки менеджеров. См. Большой экономический словарь. / Под. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2008.С. 165. Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь. - М: ИНФРА-М, 2000. С. 230. * См. Мескон X. и др. Указ. соч. С. 510. [51] Большой экономический словарь. / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2008. С. 1233. [52] Дункан Д. Основополагающие идеи в менеджменте. / Пер. с англ. - М: Дело, 1996. С. 225. [53] Мескон М.Х. и др. Указ. соч. С. 337. [54] Фалмер Р.М. Указ. соч. Т. 3. С. 110-111. [55] Лоулер Э. (1938), американский специалист в области менеджмента. «Одним из первых сформулировал идею, что есть три стадии развития человеческих ресурсов (англ. НЯ, ки-тап гезоигсез) в организации: 1) кадровый администратор, 2) менеджер по персоналу и 3) бизнес-партнёр. В компании, где НК в зачаточном состоянии, есть только инспектор по кадрам. По мере развития НК-функций в организации появляются функции подбора, обучения. А когда эта работа налажена, НК-менеджер начинает участвоватьв принятии бизнес-решений, становится равноправным членом топ-команды». См. Большой экономический словарь. / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2008. С.531. [56] Мескон М.Х. и др. Указ. соч. С. 381-382. [57] Карнеги Д. Указ. соч. С. 47. [58] Там же. С. 71 [59] Там же. С. 80. [60] Там же. С. 92. [61] Макашов И.Н. Воспитательные (социально-психологические) методы управления. - М.: АНХ при СМ СССР, 1989. [62] Карнеги Д. Указ. соч. С. 10.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |