Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материалов. В качестве учебно-методических




В качестве учебно-методических

Ученым Советом МГАПИ

Москва, 2003

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»


УДК- 373.167.1.94(47) Рекомендовано

Захаров В.Ю., Оганесян М.Н. Учебно-методические материалы для подготовки к экзамену по курсу «Отечественная история».- М.:МНАПИ, 2003. - с.

Авторы: Захаров В.Ю. к.и.н., доцент (1- вопросы),

Оганесян М.Н. к.и.н., доцент (вопрос)

 

Учебно-методические материалы прдеставляют собой краткое изложение основных проблем учебного курса отечественной истории и хронологически охватывает историю нашей страны с 1Х по начало ХХ1 вв. включительно. Задачей пособия является оказание необходимой помощи студентам в ходе подготовки к экзаменам.

 

Ó МГАПИ,2003

Ó Захаров В.Ю.

Оганесян М.Н.


 

В представленных материалах содержатся методические рекомендации и развернутые планы ответов на основные вопросы курса. Для полноценной подготовки к экзамену по курсу «Отечественная история» студентам необходимо изучить конспекты лекций и семинарских занятий, прочитать учебное пособие «История России с древнейших времен до наших дней»- М., МГАПИ, 2000, учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов, подготовленное коллективом кафедры МГАПИ в 2002 году.

Учебно-методические материалы для подготовки к экзаменам состоят из 12 разделов, каждый из которых включает в себя несколько вопросов, охватывающих тот или иной период истории нашей страны.

 

РАЗДЕЛ 1.

1. 1. Происхождние, расселение, основные занятия и верования восточных славян.

Происхождение восточных славян. Вопрос об их прародине. Расселение восточных славян. Оснновные верования восточных славян. Занятия.

 

Ответ следует начать с рассмотрения вопроса о происхождении восточных славян. Необходимо отметить, что славяне относятся к индоевропейской языковой семье народов, которая примерно с сер. II тысячелетия до нашей эры (до н.э.) стала делится на составные части. Праславяне наряду с балтами обособились в самостоятельную общность одними из последних в конце I тысячелетия до н.э.

Далее следует вопрос о прародине славян. Среди ученых существует несколько версий по этому поводу. Основные две:

– прародина славян – Центральная Европа, бассейны рек Вислы, Одера и Эльбы (этой точки зрения придерживаются большинство ученых);

– прарордина славян – Северное Причерноморье, а предками славян являются скифы-пахари (земледельцы), о которых упоминает Геродот еще в сер. V в до н.э. (этой версии придерживается значительно меньшая часть ученых).

Затем необходимо показать роль Великого переселения народов (что это такое и когда происходило?) на дальнейшее развитие праславян. Следует отметить, что под давлением других народов, особенно германских племен (каких?) часть славян была вынуждена мигрировать на юг, на Балканский полуостров (южные славяне); другая часть на восток через Карпаты в долины рек Днестр, Днепр, а затем и Волги (восточные славяне) где они смешались с местными угро-финскими племенами, которые в силу своей малочисленности были постепенно ассимилированы славянами.

Далее необходимо отметить основные источники по истории древних славян (хроники византийских авторов VI-VII вв. Прокопия Кессарийского, Менандра Протиктора, Фиофилакта Симокатта, Повесть временных лет (далее: ПВЛ) XI в.), раскрыть их достоинства и недостатки. При этом следует обратить особое внимание на упоминание в византийских источникаах племенных групп антов, венедов и склавинов (каково их этническое происхождение и связь со славянами?).

Затем на основе ПВЛ следует показать процесс формирования восточнославянских союзов племен как предгосударственных образований и их расселение на Восточноеврорпейской равнине (поляне, древляне, северяне, дреговичи, кривичи, вятичи и пр.). Ответьте на вопрос, о чем говорят названия большинсва племенных союзов, данные по особенностям местности, где они проживали (о постепенном переходе от родовой к соседско-территориальной общине).

В вопросе о занятиях и верованиях восточных славян необходимо перечислить основные занятия восточных славян (земледелие, охота, скотоводство, бортничество (что это такое?)), обратив особое внимание на отличие двух систем земледелия: подсечно-огневой (в лесных районах) и переложной (в степных районах). Необходимо также перечислить основные сельскохозяйственные культуры, которые выращивали славяне и затем сделать вывод об общем уровне развития хозяйства у восточных славян в догосударственный период.

Рассматривая вопрос о верованиях восточных славян, следует вначале раскрыть понятие «язычество», выделить его признаки (мифологическое мировоззрение, неотделенность мира человека от мира природы, отсутствие глубокого рызрыва мира человека от мира богов и духов, относительный демократизм), провести связь между характером религиозных верований славян и их занятиями (преобладание культа земледельческих божеств: Рода и Рожаниц; а затем ближе к VIII-IX вв. – преобладание культа Перуна – бога грома, огня и войны, что свидетельствовало о резком увеличении роли военной прослойки племени (военного вождя и дружины).

 

Ключевые даты:

476 г. н.э. – падение Рима, конец Античного мира, начало Средневековья.

IV-VIII вв. н.э. – Великое переселение народов.

VI-VII вв. н.э. – разделение славян на три ветви: западных, южных и восточных.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.