Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возможность и дейтсивтельность




ВОЗМ - объективно существующая тенденция возникновения и развития предмета.

ДЕЙСТВИТ - 1) как объективная реальность в целом (окр нас действит); 2) как реализованная возможность (уз смысл): м б абстрактная (формальн); конкрет (реальн); обратимая и необратимая (возм превр воды в лед).

 

Диалектика возм и действит:

1) Возм сущ лишь в действительности, а действит сущ как совокупность реализованных возможностей.

2) Превр возм в действт осущ в природе стихийно, а в обществе - и стихийно, и сознательно.

3) Для превр возм в действит нужны условия. Возможность освоить прир богатства вост районов РФ есть, не зватает условий: людей и т д.

 

Методол знач:

1) в практич деятельности исходить из реальных возможностей и вести борьбу с маниловщиной, прожектерством.

2) исходя из целей деятельности создавать условия для превращения возм в действит, когда это необходимо в интересах решения задач.

3) не создавать усл, когда превращение возм в действит нам невыгодно.

4) учитывать, что превращение возм в действит носит вероятностный характер.

ВЕРОЯТНОСТЬ - это возможность, для которой количественно определено ее основание в действительности.

5) учитывать, для решения каких задач возможности и условия сложились полностью или частично или вообще еще не сложились.

Только при этом можно выработ рациональную стратегию поведения и деятельности.

6) поск возм - это представитель будущего в настоящем, постольку знание возможнотси связано с предвидением, поэт необх овладевать методами прогнозирования событий.

 

6. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.

 

1. Формы существования и развития научного знания.

2. Система методов научного познания.

3. Проблема истины. Соотношение абсолютного и относительного в знаниях.

 

Л Н Толстой: не то дорго знать, что земля круглая, а дорого знать, как люди дошли до этого.

 

Схема 9.

 

ФАКТЫ ДЕЙСТВИТ (ФД) - это явления, события, свойства, отношения, кот сущ сами по себе не зависимо от нас.

Но в проц познан действит нельзя охватит всё, нужны только ФД, кот спососбт решению проблемы. - ФН

ФАКТЫ НАУКИ (ФН) - это отражение ФД, осознанное и зафиксированное в языке науки в виде теоретических и эмпирических суждений.

Павлов: фн - это воздух науки, ими дышить наука...

ФН нас интерсуют только в рамках конкр проблемы.

ПРОБЛЕМА - это осознанное незнание. - это боль самой действительности. - это фиксация пробела в наших знаниях в форме вопроса и познавательной задачи.

От формул вопроса оч многое зависит (это половина ответа).

Кант: умение прав задавать вопросы предполагает услышать правильные ответы.

При выдвиж пробл нужно сопост свои возм, кот мы обладаем пи решеие проблемы и соплставлять с той ценой, кот готову и предстоит мы заплатить (мат расх, лет, духовной нагрузки).

Сформулировали проблему, формулируем гипот.

ГИПОТЕЗА - научное предпол, истинность значения кот не определена.

Поппер: гипотезы - это сети, в них ловит только тот, кто их забрасывает.

Далле проверяем:

АРГУМЕНТАЦИЯ (верификация или фальсификация).

К. Поппер: ввел проверку науч идей и на ложь (раньше только на истинность).

Если гипотеза в проц аргум докзаана, она переходит в разряд теории. Если опровергнута, идем в обратном направлении.

ТЕОРИЯ - это истинное знание об опред области действительности, кот предст собой систему понятий и утверждений и позволяет объяснять и предсказывать явления из данной области.

 

Особенности теории:

1) теория позволяет установить опред отношения между высказываниями о фактах, законах и т д в тех случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются. Т е она является исходным моментом в каждом цикле познания.

2) теория явл средством систематизации эмпирических фактов, орудием отбора фактов, орудием постановки проблемы.

3) теория не только описывает явления, но и объясняет их.

4) теория обладает предстказательной силой - на основе исходных утверждеий логическими средствами выводятся другие утверждения без непосредственного обращения к действительности.

Гельвеций: занние некот принципов теории компенсирует незнание некот фактов.

 

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.

Схема 10.

 

Метод - движение по заданному пути. (От греч мета и одос).

И. Бентам (1748-1832): если логика - королева, то метод - премьер-министр.

Метод - ариаднена нить познанния: Энгельс (из афин мифол Тесей, котогрого критский царь Менос просил справиться с Минотавром. Жена Миноса Повсикая еще и с быком общалась - она родила Минотавра (полубык-человек), был плотоядным. Минос ежемес 1 юношу и девушку на съедение. Приближ участь Ариадны, его дочери. Тесей прибыл ко двору, влюбился в Ариадну и та тоже влюбилась. Она дала ему клубок ниток и конец привяз в лабиринте. Убил Минотавра, вернулся по ниточке. Женился, оставил ее потом на острове Эгейского моря.

 

МЕТОД - способ поведения в какой-либо области. - это совокупность устойчивых пиемов познавательных и практической деятельности, кот приводит к постижению истины и рациональной организации практической детельнотси.

Подразд:

- эмпирические и теоретические.

ЭМПИРИЧ МЕТ -

1) наблюдение - это целенаправл процесс познания, протекающий по заранее разработанному плану

2) эксперимент - это опыт, в ходе кот исследователь наблюдает явления в специально созданных, изменяемых и контролируемых условиях. Подразд: на натурные (естеств эксп, где объект изуч сам по себе при соотв изменяемых и контролир исслед) и модельные (лабор эксп изуч на модели объекта).

3) обследование - получение требуемой инфо на основе специально разработанной системы вопросов. (Опрос, допрос, примен полиграфа и т д).

4) измерение - это изучение пространст - временных харктеристик объекта.

5) описание - отражение объекта в совокупности его существенных и несущественных признаков (опис места чп).

Характеристика - только существ признаки. А описание - и существ и несуществ признаки.

 

ТЕОРЕТИЧ МЕТ:

1) анализ - изуч объекта по частям в расчленен виде (оценка обстан перед принят реш, оценка противника, своих войск и далее)

2) синтез - это изучение объекта в целом в единстве его частей (выводы из оценки обстановки)

3) сравнение. - сопоставление с целью определения особенностей объекта (особенность - соотнош общего и единичного в нем).

4) обобщение - получение нового знан путем объединения предм в мнодества, классы по к-либо признакам.

5) абстрагирование - метод изучения объекта путем отвлечение от несущественных черт и условий его существования. (Описания, расчеты).

6) индукция - это умозаключение от единичных событий и фактов до генеральных выводов и универсальных обобщений.

7) дедукция - это вывод от общего к частному, кот позволяет получить однозначн достоверные выводы, данные. Дедуктивные умозакл = силлогичтические умозакл.

Вся юриспруд построена на законе исключ третьего (Маркс)

8) тродукция (перемещение, перенос) - аналогия (греки назыв - это сходство, подобие).

В дед - мысль от общ к част; в инд - от частного к общему; в тродукции мысль движ на одном уровне (от общ к общ и от частн к частн). На Земле сущ атмосфера, вода и жизнь. На Марсе сущ атмосф и вода. Вероятно, на Марсе существует жизнь.

На З горы и моря образ в ходе формиров З. На Луне есть горы и моря - очевидно, они образ в ходе формиров Луны.

 

Есть и др методы (по глубине проник в действит, матемизации, активизации научного поиска - мет мозгов штурма.

 

ПРОБЛЕМЫ ИСТИНЫ. СООТН АБСОЛЮТНОГО И ОТНОСИТЕЛЬНОГО В ЗНАНИЯХ.

Истина (Др мир, ср века - релятивиск, догматич, прагматич концепции возникли

ИСТИНА - соответствие наших знаний дейтсвительности.

ЛОЖЬ - заблуждение - это не соответствие наших знаний действительности.

Философск посылы об истине:

1) истина объективна по сод и субъективна по форме. Это соотв знаний действит: образы в сознании человека не из самого сознания, а отражение дейтсвит и рождаются действительностью, копируют предметы, кот мы видим. Субъективно по ф: мы смотрим на одни и те же вещи разными глазами.

2) истину подразд на абсолютную и относит.

Абс истина (Марксизм) - (1) это исчерпыв знание, кот не м б исправлено, дополнено, уточнено в ходе общественно-историч практики. (2) абс истна это тот предел, к.кот стремится наше сознание, никогда не достигая этого предела. (3) достоинством абс истины обладает истина-факт. Это по Ленину про эмпириокритицизм)

Относит истина - знание, кот м б исправлено, дополнено, уточнено в ходе общественно-историч практики.

Абс истина склад из совок относительных истин. А в каждой относит истине содержатся зерна абсолютного знания. Из этих зерен и вырастает абс истина. (энгельс. Антидюринг).

3) абстрактных истин нет, истина всегда конкретна.

4) критерием истины м б практика и логика. Из истинных суждений по логич правилам можем вывести новые истины. Но высшим критерием явл - практика.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.