КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возможность и дейтсивтельность
ВОЗМ - объективно существующая тенденция возникновения и развития предмета. ДЕЙСТВИТ - 1) как объективная реальность в целом (окр нас действит); 2) как реализованная возможность (уз смысл): м б абстрактная (формальн); конкрет (реальн); обратимая и необратимая (возм превр воды в лед).
Диалектика возм и действит: 1) Возм сущ лишь в действительности, а действит сущ как совокупность реализованных возможностей. 2) Превр возм в действт осущ в природе стихийно, а в обществе - и стихийно, и сознательно. 3) Для превр возм в действит нужны условия. Возможность освоить прир богатства вост районов РФ есть, не зватает условий: людей и т д.
Методол знач: 1) в практич деятельности исходить из реальных возможностей и вести борьбу с маниловщиной, прожектерством. 2) исходя из целей деятельности создавать условия для превращения возм в действит, когда это необходимо в интересах решения задач. 3) не создавать усл, когда превращение возм в действит нам невыгодно. 4) учитывать, что превращение возм в действит носит вероятностный характер. ВЕРОЯТНОСТЬ - это возможность, для которой количественно определено ее основание в действительности. 5) учитывать, для решения каких задач возможности и условия сложились полностью или частично или вообще еще не сложились. Только при этом можно выработ рациональную стратегию поведения и деятельности. 6) поск возм - это представитель будущего в настоящем, постольку знание возможнотси связано с предвидением, поэт необх овладевать методами прогнозирования событий.
6. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.
1. Формы существования и развития научного знания. 2. Система методов научного познания. 3. Проблема истины. Соотношение абсолютного и относительного в знаниях.
Л Н Толстой: не то дорго знать, что земля круглая, а дорого знать, как люди дошли до этого.
Схема 9.
ФАКТЫ ДЕЙСТВИТ (ФД) - это явления, события, свойства, отношения, кот сущ сами по себе не зависимо от нас. Но в проц познан действит нельзя охватит всё, нужны только ФД, кот спососбт решению проблемы. - ФН ФАКТЫ НАУКИ (ФН) - это отражение ФД, осознанное и зафиксированное в языке науки в виде теоретических и эмпирических суждений. Павлов: фн - это воздух науки, ими дышить наука... ФН нас интерсуют только в рамках конкр проблемы. ПРОБЛЕМА - это осознанное незнание. - это боль самой действительности. - это фиксация пробела в наших знаниях в форме вопроса и познавательной задачи. От формул вопроса оч многое зависит (это половина ответа). Кант: умение прав задавать вопросы предполагает услышать правильные ответы. При выдвиж пробл нужно сопост свои возм, кот мы обладаем пи решеие проблемы и соплставлять с той ценой, кот готову и предстоит мы заплатить (мат расх, лет, духовной нагрузки). Сформулировали проблему, формулируем гипот. ГИПОТЕЗА - научное предпол, истинность значения кот не определена. Поппер: гипотезы - это сети, в них ловит только тот, кто их забрасывает. Далле проверяем: АРГУМЕНТАЦИЯ (верификация или фальсификация). К. Поппер: ввел проверку науч идей и на ложь (раньше только на истинность). Если гипотеза в проц аргум докзаана, она переходит в разряд теории. Если опровергнута, идем в обратном направлении. ТЕОРИЯ - это истинное знание об опред области действительности, кот предст собой систему понятий и утверждений и позволяет объяснять и предсказывать явления из данной области.
Особенности теории: 1) теория позволяет установить опред отношения между высказываниями о фактах, законах и т д в тех случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются. Т е она является исходным моментом в каждом цикле познания. 2) теория явл средством систематизации эмпирических фактов, орудием отбора фактов, орудием постановки проблемы. 3) теория не только описывает явления, но и объясняет их. 4) теория обладает предстказательной силой - на основе исходных утверждеий логическими средствами выводятся другие утверждения без непосредственного обращения к действительности. Гельвеций: занние некот принципов теории компенсирует незнание некот фактов.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. Схема 10.
Метод - движение по заданному пути. (От греч мета и одос). И. Бентам (1748-1832): если логика - королева, то метод - премьер-министр. Метод - ариаднена нить познанния: Энгельс (из афин мифол Тесей, котогрого критский царь Менос просил справиться с Минотавром. Жена Миноса Повсикая еще и с быком общалась - она родила Минотавра (полубык-человек), был плотоядным. Минос ежемес 1 юношу и девушку на съедение. Приближ участь Ариадны, его дочери. Тесей прибыл ко двору, влюбился в Ариадну и та тоже влюбилась. Она дала ему клубок ниток и конец привяз в лабиринте. Убил Минотавра, вернулся по ниточке. Женился, оставил ее потом на острове Эгейского моря.
МЕТОД - способ поведения в какой-либо области. - это совокупность устойчивых пиемов познавательных и практической деятельности, кот приводит к постижению истины и рациональной организации практической детельнотси. Подразд: - эмпирические и теоретические. ЭМПИРИЧ МЕТ - 1) наблюдение - это целенаправл процесс познания, протекающий по заранее разработанному плану 2) эксперимент - это опыт, в ходе кот исследователь наблюдает явления в специально созданных, изменяемых и контролируемых условиях. Подразд: на натурные (естеств эксп, где объект изуч сам по себе при соотв изменяемых и контролир исслед) и модельные (лабор эксп изуч на модели объекта). 3) обследование - получение требуемой инфо на основе специально разработанной системы вопросов. (Опрос, допрос, примен полиграфа и т д). 4) измерение - это изучение пространст - временных харктеристик объекта. 5) описание - отражение объекта в совокупности его существенных и несущественных признаков (опис места чп). Характеристика - только существ признаки. А описание - и существ и несуществ признаки.
ТЕОРЕТИЧ МЕТ: 1) анализ - изуч объекта по частям в расчленен виде (оценка обстан перед принят реш, оценка противника, своих войск и далее) 2) синтез - это изучение объекта в целом в единстве его частей (выводы из оценки обстановки) 3) сравнение. - сопоставление с целью определения особенностей объекта (особенность - соотнош общего и единичного в нем). 4) обобщение - получение нового знан путем объединения предм в мнодества, классы по к-либо признакам. 5) абстрагирование - метод изучения объекта путем отвлечение от несущественных черт и условий его существования. (Описания, расчеты). 6) индукция - это умозаключение от единичных событий и фактов до генеральных выводов и универсальных обобщений. 7) дедукция - это вывод от общего к частному, кот позволяет получить однозначн достоверные выводы, данные. Дедуктивные умозакл = силлогичтические умозакл. Вся юриспруд построена на законе исключ третьего (Маркс) 8) тродукция (перемещение, перенос) - аналогия (греки назыв - это сходство, подобие). В дед - мысль от общ к част; в инд - от частного к общему; в тродукции мысль движ на одном уровне (от общ к общ и от частн к частн). На Земле сущ атмосфера, вода и жизнь. На Марсе сущ атмосф и вода. Вероятно, на Марсе существует жизнь. На З горы и моря образ в ходе формиров З. На Луне есть горы и моря - очевидно, они образ в ходе формиров Луны.
Есть и др методы (по глубине проник в действит, матемизации, активизации научного поиска - мет мозгов штурма.
ПРОБЛЕМЫ ИСТИНЫ. СООТН АБСОЛЮТНОГО И ОТНОСИТЕЛЬНОГО В ЗНАНИЯХ. Истина (Др мир, ср века - релятивиск, догматич, прагматич концепции возникли ИСТИНА - соответствие наших знаний дейтсвительности. ЛОЖЬ - заблуждение - это не соответствие наших знаний действительности. Философск посылы об истине: 1) истина объективна по сод и субъективна по форме. Это соотв знаний действит: образы в сознании человека не из самого сознания, а отражение дейтсвит и рождаются действительностью, копируют предметы, кот мы видим. Субъективно по ф: мы смотрим на одни и те же вещи разными глазами. 2) истину подразд на абсолютную и относит. Абс истина (Марксизм) - (1) это исчерпыв знание, кот не м б исправлено, дополнено, уточнено в ходе общественно-историч практики. (2) абс истна это тот предел, к.кот стремится наше сознание, никогда не достигая этого предела. (3) достоинством абс истины обладает истина-факт. Это по Ленину про эмпириокритицизм) Относит истина - знание, кот м б исправлено, дополнено, уточнено в ходе общественно-историч практики. Абс истина склад из совок относительных истин. А в каждой относит истине содержатся зерна абсолютного знания. Из этих зерен и вырастает абс истина. (энгельс. Антидюринг). 3) абстрактных истин нет, истина всегда конкретна. 4) критерием истины м б практика и логика. Из истинных суждений по логич правилам можем вывести новые истины. Но высшим критерием явл - практика.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |