КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Праздник Нептуна в спортивно-оздоровительном лагере 2 страница
При наступлении переохлаждения необходимо немедленно выйти из воды. Холодная вода, попадая в наружный слуховой проход, вызывает раздражение вестибулярного аппарата, которое может привести к тошноте, бледности кожных покровов, головокружению и потере ориентации. При длительном плавании необходимо оберегать затылок, шею и голову — места, наиболее чувствительные к холоду. Для этого — периодически менять стиль плавания. После выхода из воды целесообразно проделать интенсивные физические упражнения, растереть тело шерстяной тканью, которую можно даже смочить спиртом, выпить горячего чаю, укутаться в теплую одежду. При более сильном переохлаждении следует принять горячую ванну или душ. При оказании помощи в первую очередь нужно согреть голову, особенно шею и затылочную область. В случае холодового шока проводится искусственное дыхание, предупреждающее кислородное голодание. Перегревание. Перегревание организма (тепловой удар) может возникнуть вследствие длительного нахождения под открытым солнцем в жаркий день без защитных средств. При этом нарушается нормальный теплообмен, появляются тошнота, рвота, головная боль, общая слабость, частое поверхностное дыхание, температура тела повышается до 40—4 ГС. Иногда наступает потеря сознания (обморок). Пострадавшего помещают в прохладное место, обеспечивают доступ свежего воздуха, освобождая от стесняющей его одежды. На лицо и грудь рекомендуется побрызгать холодной водой, положить на затылок лед или холодный компресс, устроить пострадавшего так, чтобы его ноги оказались чуть ниже, чем голова (чтобы был отток крови). Давать нюхать нашатырный спирт не рекомендуется. Судороги. Возникающие при плавании судороги представляют определенную опасность. Чаще всего они порождают страх и неуверенность в своих силах. Если при плавании случилось подобное, следует сделать глубокий вдох, расслабиться в воде, выполнив позу «медузы» или «поплавка», взяться за пальцы сведенной судорогой ноги и потянуть их на себя (наиболее часто «сводит» икроножные^мышцы). Затем максимально расслабить ногу и выбраться на бортик бассейна или берег водоема. Спасательные средства. Спасательный инвентарь многообразен. К числу простейших спасательных средств относятся: спасательные круги, шары, багры, «кошки», конец Александрова, спасательные пояса, жилеты, нагрудники и т.д. Спасательный круг изготовляется из пробки или пенопласта, обтягивается материей и окрашивается в яркий цвет. Снаружи круга крепится прочная веревка. Диаметр круга около 80 см, масса до 7 кг — пробкового и 3—4 кг — из пенопласта. Круг бросают пострадавшему, находящемуся на расстоянии до 15 м от спасателя.
Шары изготовлены также из пробки или пенопласта и окрашены в яркие цвета. Два шара соединены прочной веревкой длиной примерно 50 см, к середине которой крепится веревка длиной 25—30 метров. Она используется для подтягивания пострадавшего. Шары бросают с расстояния 15— 20 метров движением снизу-вверх, захватив рукой за середину веревки, соединяющей шары (рис. 52). Багор служит для извлечения пострадавшего из воды и состоит из шеста с крюком, закрепленным на конце и прикрытым пробковыми или пенопластовыми шарами разного диаметра. Шары предохраняют пострадавшего от ушибов крюком и увеличивают плавучесть багра. Багры могут иметь и металлический наконечник. Такими баграми, как правило, вытаскивают из воды тела утопших. Шесты. В закрытых и открытых плавательных бассейнах часто применяются деревянные или дюралевые шесты длиной 2—5 метров. Они удобны в работе с занимающимися у бортика и на крайних дорожках. Конец Александрова. Это обычный капроновый или пеньковый шнур длиной 30—40 м и толщиной 5—10 мм. На одном конце — большая петля (длиной 60—100 см) с закрепленными на ней двумя поплавками (диаметр каждого 10—12 см) и грузом в оплетке массой 250—300 г; на другом конце — петля небольшого размера, 35—40 см, которую спасатель держит в руке. Поплавки удерживают петлю с грузом на поверхности воды. Для броска сложенную большими петлями веревку необходимо взять левой рукой за небольшую петлю, а правой — за другую ее часть, с грузом и поплавками, затем сильным кругообразным движением бросить ее пострадавшему. Такое приспособление выдерживает груз до 180 кг и позволяет оказывать помощь с расстояния примерно 25—30 м. Спасательные пояса, жилеты, нагрудники и другие приспособления делаются из водоотталкивающей ткани; отдельные отсеки, прочно прошитые, заполняются пенопластом или пробкой. Весь спасательный инвентарь располагается недалеко от воды, в местах для массового купания или обучения детей плаванию. Вспомогательные средства. Вспомогательные средства способствуют ускорению процесса освоения навыков, обеспечивающих безопасность занимающихся, повышение эмоциональности занятий. Значительную часть вспомогательного оборудования составляют поддерживающие средства индивидуального и группового назначения. К поддерживающим средствам индивидуального назначения относятся разнообразные поплавки, резиновые надувные пояса и круги, надувные резиновые игрушки. На этапе обучения широко используются различных размеров ласты. Весьма распространены также лопатки, увеличивающие площадь кисти; поплавки для ног, обеспечивающие их более высокое положение при плавании с помощью движений рук; резиновое кольцо, надеваемое на ноги и исключающее возможность баланса для поддержания более устойчивой рабочей позы. Форма лопаток не имеет принципиального значения, однако их размер не должен превышать площадь кисти более чем на 30—40 %, иначе резко возрастет опасность перегрузки и воспаления сухожилий и суставных сумок лучезапястного, локтевого и плечевого суставов. Лопатки же, превышающие площадь кисти менее чем на 10 %, должного эффекта не дают. Для расширения диапазона действия устройств типа лопаток предлагаются обтекатели. Обтекатель представляет собой пластину изогнутой обтекаемой формы, соответствующую размеру ладони, стопы или передней части тела пловца. Обтекатель прикрепляется таким образом, чтобы его обтекаемая сторона была направлена в сторону движения этих частей тела пловца. При движении с обтекателем сопротивление движению конечности уменьшается, что позволяет увеличить скорость плавательных движений больше обычной и, таким образом, способствует развитию скоростных качеств пловца. Обтекатель универсален, он может обеспечивать и эффект обычных лопаток. В этом случае просто меняется положение пластин. Для более эффективного совершенствования техники плавания различными способами используются стабилизаторы плавательных движений. Эффективность применения этих устройств возможна лишь при внимательном изучении их влияния на организм и детальной разработке методики их применения. Эти и многие другие вспомогательные средства успешно используются для изучения и совершенствования различных двигательных действий в плавании, воспитания физических качеств. Зал для «сухого» плавания. Такой зал желательно иметь в плавательном бассейне. Он предназначен для выполнения подготовительных и имитационных упражнений и оснащается коврами, гимнастическими матами и гимнастическими скамейками; в нем могут быть развешаны всевозможные наглядные пособия, стоять видеомагнитофон. Здесь же могут быть расположены специальные тренажеры для изучения техники плавания, воспитания физических качеств. На тренажерах отрабатываются разные принципы создания нагрузки. Они могут быть многоцелевые и специализированные. В конечном итоге, тренажерные устройства на суше предусматривают направленное тренирующее воздействие на те мышечные группы, которые обеспечивают технически правильное выполнение плавательных движений. В крупных центрах плавательной подготовки зал «сухого» плавания и зал тренажерных устройств располагаются отдельно. Для подготовки высококвалифицированного пловца желательно иметь и зал для спортивных и подвижных игр. Тренажерные устройства в воде. Тренажерные устройства в воде так же многочисленны, как и на суше. Здесь могут быть как простейшие тренажеры для обучения технике плавания, так и сложнейшее дорогостоящее оборудование. Если к первому типу можно отнести тренажеры, выполненные из обычных металлических труб, позволяющие имитировать движения ногами и руками с необходимой формой, то ко второму типу, безусловно, следует отнести гидродинамический бассейн обращенного движения. На настоящий момент таких бассейнов у нас в стране всего несколько. Их отличают высокая стоимость и сложность конструкции. Правда, отечественными специалистами разработаны модификации таких гидробассейнов. Известен и аппаратурный комплекс для совершенствования стартов и поворотов, созданный во ВНИИФКе. Комплекс включает стартовую тумбочку, оснащенную приспособлением для измерения горизонтальной и вертикальной составляющих сил отталкивания; контактный поворотный щит для фиксации момента отталкивания и его силы; устройства для электрической фиксации момента прохождения пловцом створа. На теле пловца укрепляется миниатюрный источник электромагнитных колебаний. Устанавливаются: время двигательной реакции (время от момента старта до момента первого движения); время выполнения отталкивания (время от момента начала первых движений до момента отрыва ног от тумбочки); время преодоления контрольного стартового отрезка. Подключение дополнительного регистратора позволяет получить и некоторые динамические характеристики выполняемых стартовых движений. Аналогичный принцип используется при анализе техники выполнения поворотов. Широкое распространение в плавании получили тренажеры-лидеры; при этом за основу лидирования берется какая-либо характеристика: темп, скорость передвижения, частота сердечных сокращений. Предложены и многие другие разработки различных тренажерных устройств, однако их применение требует от педагогов известной осторожности и творческого подхода. Методический кабинет бассейна. Наличие методкабинета отражает уровень работы, проводимой в плавательном бассейне. Помещение должно быть прекрасно оборудованным и удобным для методических занятий тренеров и учебных занятий пловцов. Здесь должны быть представлены стенды с разрядными нормативами, рекордами мира, Европы, Олимпийских игр, Российской Федерации, города или области, плавательного бассейна. Значительную часть экспозиции должны занимать наглядные пособия по технике плавания, комплексы силовой подготовки, упражнения для разминки и т. д., представлена оперативная информация о проведении и результатах соревнований, плакаты-поздравления тренерам и спортсменам. Здесь может быть установлен диапроектор, видеомагнитофон. Методкабинет обязательно должен располагать библиотекой, в которой были бы представлены методические пособия и разработки, книги, газеты, журналы. Все перечисленное обеспечит высокий уровень теоретической подготовки спортсменов, будет способствовать методической учебе педагогов. Специальное оборудование и инвентарь. Эффективность учебного процесса значительно повысится, если места занятий будут хорошо оборудованы. В зале должен быть следующий минимум инвентаря: 1) резиновые амортизаторы (резиновые бинты, резиновые жгуты диаметром от 3 до 8 мм с удобными для захвата ручками на концах); 2) специальные приспособления для развития силы пловца типа блочных устройств с сопротивлением или тренажеров; 3) штанга тренировочная; 4) набор гантелей, в том числе разборных; 5) набор набивных мячей весом от 1 до 5 кг; 6) мячи для спортивных игр, в том числе для большого и настольного тенниса; 7) скакалки; 8) маты гимнастические поролоновые; 9) доски пенопластовые;
10) поплавки (из пенопласта), надувные резиновые круги, резиновые кольца или колобашки; 11) резиновые амортизаторы; 12) приспособления для плавания с отягощениями и дополнительными сопротивлениями (тормозящие тренировочные доски, тормозные парашюты, лопатки и т. д.); 13) ласты, маски, дыхательные трубки; 15) секундомеры. Восстановительный центр. Подготовка спортсменов-пловцов высокого класса невозможна без специальных восстановительных мероприятий и хорошо организованного врачебно-педаго-гического контроля. Ускорение протекания восстановительных процессов после тренировочных нагрузок, профилактика возможных перенапряжений и заболеваний, ликвидация отдаленных последствий травм и болезненных состояний — задачи, которыми обусловлено создание на крупных спортивных базах восстановительных центров. Размещение центра должно обеспечивать удобство проведения каждой процедуры, гарантировать соблюдение правил техники безопасности и санитарии. Среди восстановительных мероприятий — сбалансированное питание, баня, массаж, самомассаж, аэроионизация, методы психологической разгрузки и т.д. Восстановительный центр должен располагать лечебно-профилактическим оборудованием и обеспечивать проведение лечебных и профилактических мероприятий. Таким образом, к оборудованию плавательных бассейнов и их эксплуатации предъявляются высочайшие требования. Именно на такие условия и должна быть ориентирована подготовка высококвалифицированного пловца, которая начинается с решения проблем массового обучения детей плаванию. Настала пора решать важнейшую государственную проблему обучения плаванию в условиях отличной материально-технической базы. В заключение остается подчеркнуть, что представленное учебное пособие раскрывает содержание всех разделов, изложенных в программе «Плавание» Министерства образования Российской Федерации для студентов педагогических университетов и институтов (Викулов А.Д. М., 1996;) и позволит успешно изучать базовый курс дисциплины «Плавание» В пособии содержатся новейшие данные о технике плавания, ее общих закономерностях, методике обучения и спортивной тренировки. Работа по плаванию ориентирована главным образом на условия крытого плавательного бассейна. Автором использованы иллюстрации, заимствованные из известных литературных источников и уже ставшие хрестоматийными. К их числу следует в первую очередь отнести рисунки и кинограммы из книг Л.П. Макаренко, Дж. Каунсилмена, Н.Ж. Булгаковой, В.Н. Платонова, С.Л. Фесенко, а также уникальные снимки профессора А.В. Козлова, любезно подаренные автору. Автор с благодарностью примет критические замечания, пожелания, советы относительно приведенного в пособии материала.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Бернштейн НА. Физиология движений и активность / Под ред. О.Г. Газенко. М., 1990. Бернштейн НЛ. О ловкости и ее развитии. М., 1991. Викулов АД. Плавание. Ярославль, 1995. Вику лов АД., Бутин ИМ. Развитие физических способностей детей. Ярославль, 1996. Викулов АД. Плавание: Программы педагогических университетов и институтов. М., 1996. Воронцов А.Р. Методика развития выносливости у юных пловцов. Метод разработки для студентов специализации, слушателей Высшей школы тренеров. М., 1995. Горлов О А., Борисов Е.Г. Организация и судейство соревнований по плаванию / Под ред. А.А. Пименова. СПб, 1995. Колмогоров СВ. и др. Гидродинамические характеристики пловцов различного пола и квалификации // Теория и практика физ. культ. 1994. № 9. С. 31—38. Колмогоров СВ. и др. Гидродинамические характеристики элитных пловцов на различных этапах подготовки // Теория и практика физ. культ. 1991. № 12. Никитский Б.Н. Плавание. М., 1981. Осокина Т.И. и др. Обучение плаванию в детском саду. М., 1991. Плавание. Правила соревнований. СПб, 1997. Плавание. Метод, рекомендации для тренеров детско-юношеских спортивных школ и училищ олимпийского резерва / Под общ. ред. А.В. Козлова. М., 1993. Платонов В.Н., Фесенко СЛ. Сильнейшие пловцы мира. М., 1990. Программы Министерства образования РФ. Физическое воспитание учащихся I—XI классов общеобразовательной школы с направленным развитием двигательных способностей / Сост. В.И. Лях и Г.Б. Мейксон. М., 1993. Романенко Е.В. Теория плавания рыб и дельфинов. МД996. Романенко Е.В. Гидродинамика дельфинов // Успехи современной биологии. М., 1994. Т. 114. Вып. 3. Семенов ТА. Обучение прикладному плаванию. М., 1990. Афанасьев В.З., Воронцов А.Р. и др. Спортивное плавание: Учеб. /Под ред. Н.Ж. Булгаковой. М., 1996. Фарбер ДА. и др. Физиология школьника. М., 1990. ОГЛАВЛЕНИЕ: Предисловие........................................................................................................ 3 Глава I. Плавание — жизненно важный навык.................................... 5 Плавание в дореволюционной России................................................... 8 Развитие отечественного плавания после 1917 года...................... 14 Глава И. Общие закономерности плавания......................................... 25 Основные термины и понятия................................................................. 25 Свойства воды............................................................................................ 27 Гидростатика.............................................................................................. 36 Гидродинамика.......................................................................................... 42 Движения ногами........................................................................................ 63 Движения руками....................................................................................... 65 Дыхание........................................................................................................ 72 Общая согласованность движений и дыхания................................. 77 Анатомо-физиологические особенности организма и техника плавания............................................................. 79 Глава III. Техника спортивного плавания........................................... 91 Техника плавания способом кроль на груди..................................... 98 Техника плавания способом кроль на спине.................................. 109 Техника плавания способом брасс.................................................. 114 Техника плавания способом дельфин.............................................. 123 Техника стартов..................................................................................... 130 Техника поворотов................................................................................. 145 Глава IV. Прикладное плавание............................................................ 159 Техника плавания способом на боку................................................ 159 Техника плавания способом брасс на спине.................................. 161 Техника ныряния................................................................................... 163 Техника погружения в воду с поверхности..................................... 164 Техника передвижения под водой.................................................... 165 Плавание в усложненных условиях.................................................. 167 Помощь тонущему.................................................................................. 168 Оказание первой помощи пострадавшему...................................... 171 Виды утопления..................................................................................... 176 Глава V. Обучение плаванию................................................................... 178 Обучение плаванию дошкольников.................................................. 178 Обучение плаванию школьников....................................................... 179 Спортивная тренировка в плавании................................................. 179 Начальное обучение плаванию (подготовительные упражнения)....................................................................................... 196 Общая физическая подготовка........................................................... 208 Изучение техники спортивных способов плавания...................... 219 Кроль на груди................................................................................. 219 Кроль на спине.................................................................................. 228 Брасс.................................................................................................... 233 Дельфин............................................................................................... 238 Гибкость в плавании.............................................................................. 256 Ловкость в плавании............................................................................. 263 Выносливость.......................................................................................... 264 Скоростные способности..................................................................... 270 Развитие быстроты движений, составляющих соревновательную скорость................................................................ 274 Игры и развлечения на воде................................................................ 275 Методы обучения................................................................................... 312 Методы тренировки............................................................................... 317 Глава VI. Организация обучения и тренировки в плавании....................................................................................................... 332 Плавание в дошкольных учреждениях............................................ 336 Плавание в общеобразовательной школе....................................... 337 Плавание в профессиональной школе............................................ 338 Плавание в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ)................................................................................... 339 Занятия плаванием и водные процедуры в группах здоровья................................................................................. 340 Плавание в спортивно-оздоровительном лагере........................... 341 Глава VII. Бассейны, их оборудование и эксплуатация.............................................................................................. 350 Список рекомендуемой литературы........................................................ 364
Учебное издание
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |