Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Праздник Нептуна в спортивно-оздоровительном лагере 2 страница




При наступлении переохлаждения необходимо немедленно выйти из воды.

Холодная вода, попадая в наружный слуховой проход, вы­зывает раздражение вестибулярного аппарата, которое может привести к тошноте, бледности кожных покровов, головокру­жению и потере ориентации.

При длительном плавании необходимо оберегать затылок,


шею и голову — места, наиболее чувствительные к холоду. Для этого — периодически менять стиль плавания.

После выхода из воды целесообразно проделать интенсивные физические упражнения, растереть тело шерстяной тканью, которую можно даже смочить спиртом, выпить горячего чаю, укутаться в теплую одежду. При более сильном переохлажде­нии следует принять горячую ванну или душ.

При оказании помощи в первую очередь нужно согреть голо­ву, особенно шею и затылочную область.

В случае холодового шока проводится искусственное дыха­ние, предупреждающее кислородное голодание.

Перегревание. Перегревание организма (тепловой удар) мо­жет возникнуть вследствие длительного нахождения под откры­тым солнцем в жаркий день без защитных средств. При этом нарушается нормальный теплообмен, появляются тошнота, рвота, головная боль, общая слабость, частое поверхностное дыхание, температура тела повышается до 40—4 ГС. Иногда на­ступает потеря сознания (обморок).

Пострадавшего помещают в прохладное место, обеспечива­ют доступ свежего воздуха, освобождая от стесняющей его одеж­ды. На лицо и грудь рекомендуется побрызгать холодной водой, положить на затылок лед или холодный компресс, устроить пострадавшего так, чтобы его ноги оказались чуть ниже, чем голова (чтобы был отток крови).

Давать нюхать нашатырный спирт не рекомендуется.

Судороги. Возникающие при плавании судороги представля­ют определенную опасность. Чаще всего они порождают страх и неуверенность в своих силах. Если при плавании случилось подобное, следует сделать глубокий вдох, расслабиться в воде, выполнив позу «медузы» или «поплавка», взяться за пальцы сведенной судорогой ноги и потянуть их на себя (наиболее час­то «сводит» икроножные^мышцы). Затем максимально рассла­бить ногу и выбраться на бортик бассейна или берег водоема.

Спасательные средства. Спасательный инвентарь многооб­разен. К числу простейших спасательных средств относятся: спасательные круги, шары, багры, «кошки», конец Александ­рова, спасательные пояса, жилеты, нагрудники и т.д.

Спасательный круг изготовляется из пробки или пеноплас­та, обтягивается материей и окрашивается в яркий цвет. Сна­ружи круга крепится прочная веревка. Диаметр круга около 80 см, масса до 7 кг — пробкового и 3—4 кг — из пенопласта.

Круг бросают пострадавшему, находящемуся на расстоянии до 15 м от спасателя.


 




Шары изготовлены также из проб­ки или пенопласта и окрашены в яркие цвета. Два шара соединены прочной веревкой длиной примерно 50 см, к се­редине которой крепится веревка дли­ной 25—30 метров. Она используется для подтягивания пострадавшего.

Шары бросают с расстояния 15— 20 метров движением снизу-вверх, захватив рукой за середину веревки, соединяющей шары (рис. 52).

Багор служит для извлечения пост­радавшего из воды и состоит из шеста с крюком, закрепленным на конце и прикрытым пробковыми или пено­пластовыми шарами разного диамет­ра. Шары предохраняют пострадавше­го от ушибов крюком и увеличивают плавучесть багра.

Багры могут иметь и металличес­кий наконечник. Такими баграми, как правило, вытаскивают из воды тела утопших.

Шесты. В закрытых и открытых

плавательных бассейнах часто применяются деревянные или дюралевые шесты длиной 2—5 метров. Они удобны в работе с занимающимися у бортика и на крайних дорожках.

Конец Александрова. Это обычный капроновый или пенько­вый шнур длиной 30—40 м и толщиной 5—10 мм. На одном кон­це — большая петля (длиной 60—100 см) с закрепленными на ней двумя поплавками (диаметр каждого 10—12 см) и грузом в оплетке массой 250—300 г; на другом конце — петля неболь­шого размера, 35—40 см, которую спасатель держит в руке. По­плавки удерживают петлю с грузом на поверхности воды. Для броска сложенную большими петлями веревку необходимо взять левой рукой за небольшую петлю, а правой — за другую ее часть, с грузом и поплавками, затем сильным кругообразным движением бросить ее пострадавшему. Такое приспособление выдерживает груз до 180 кг и позволяет оказывать помощь с расстояния примерно 25—30 м.

Спасательные пояса, жилеты, нагрудники и другие приспо­собления делаются из водоотталкивающей ткани; отдельные от­секи, прочно прошитые, заполняются пенопластом или пробкой.


Весь спасательный инвентарь располагается недалеко от воды, в местах для массового купания или обучения детей плаванию.

Вспомогательные средства. Вспомогательные средства способствуют ускорению процесса освоения навыков, обеспечи­вающих безопасность занимающихся, повышение эмоциональ­ности занятий.

Значительную часть вспомогательного оборудования состав­ляют поддерживающие средства индивидуального и группово­го назначения. К поддерживающим средствам индивидуально­го назначения относятся разнообразные поплавки, резиновые надувные пояса и круги, надувные резиновые игрушки. На эта­пе обучения широко используются различных размеров ласты. Весьма распространены также лопатки, увеличивающие пло­щадь кисти; поплавки для ног, обеспечивающие их более высокое положение при плавании с помощью движений рук; резиновое кольцо, надеваемое на ноги и исключающее возмож­ность баланса для поддержания более устойчивой рабочей позы. Форма лопаток не имеет принципиального значения, однако их размер не должен превышать площадь кисти более чем на 30—40 %, иначе резко возрастет опасность перегрузки и воспа­ления сухожилий и суставных сумок лучезапястного, локтево­го и плечевого суставов. Лопатки же, превышающие площадь кисти менее чем на 10 %, должного эффекта не дают. Для рас­ширения диапазона действия устройств типа лопаток предла­гаются обтекатели. Обтекатель представляет собой пластину изогнутой обтекаемой формы, соответствующую размеру ладо­ни, стопы или передней части тела пловца. Обтекатель прикреп­ляется таким образом, чтобы его обтекаемая сторона была направлена в сторону движения этих частей тела пловца. При движении с обтекателем сопротивление движению конечности уменьшается, что позволяет увеличить скорость плавательных движений больше обычной и, таким образом, способствует раз­витию скоростных качеств пловца. Обтекатель универсален, он может обеспечивать и эффект обычных лопаток. В этом случае просто меняется положение пластин.

Для более эффективного совершенствования техники плава­ния различными способами используются стабилизаторы пла­вательных движений. Эффективность применения этих уст­ройств возможна лишь при внимательном изучении их влияния на организм и детальной разработке методики их применения.

Эти и многие другие вспомогательные средства успешно ис­пользуются для изучения и совершенствования различных


двигательных действий в плавании, воспитания физических качеств.

Зал для «сухого» плавания. Такой зал желательно иметь в плавательном бассейне. Он предназначен для выполнения подготовительных и имитационных упражнений и оснащается коврами, гимнастическими матами и гимнастическими скамей­ками; в нем могут быть развешаны всевозможные наглядные пособия, стоять видеомагнитофон.

Здесь же могут быть расположены специальные тренажеры для изучения техники плавания, воспитания физических качеств. На тренажерах отрабатываются разные принципы со­здания нагрузки. Они могут быть многоцелевые и специализи­рованные. В конечном итоге, тренажерные устройства на суше предусматривают направленное тренирующее воздействие на те мышечные группы, которые обеспечивают технически правиль­ное выполнение плавательных движений.

В крупных центрах плавательной подготовки зал «сухо­го» плавания и зал тренажерных устройств располагаются от­дельно.

Для подготовки высококвалифицированного пловца жела­тельно иметь и зал для спортивных и подвижных игр.

Тренажерные устройства в воде. Тренажерные устройства в воде так же многочисленны, как и на суше. Здесь могут быть как простейшие тренажеры для обучения технике плавания, так и сложнейшее дорогостоящее оборудование.

Если к первому типу можно отнести тренажеры, выполнен­ные из обычных металлических труб, позволяющие имитиро­вать движения ногами и руками с необходимой формой, то ко второму типу, безусловно, следует отнести гидродинамический бассейн обращенного движения.

На настоящий момент таких бассейнов у нас в стране всего несколько. Их отличают высокая стоимость и сложность кон­струкции. Правда, отечественными специалистами разработа­ны модификации таких гидробассейнов.

Известен и аппаратурный комплекс для совершенствования стартов и поворотов, созданный во ВНИИФКе. Комплекс вклю­чает стартовую тумбочку, оснащенную приспособлением для измерения горизонтальной и вертикальной составляющих сил отталкивания; контактный поворотный щит для фиксации мо­мента отталкивания и его силы; устройства для электрической фиксации момента прохождения пловцом створа. На теле плов­ца укрепляется миниатюрный источник электромагнитных колебаний. Устанавливаются: время двигательной реакции


(время от момента старта до момента первого движения); время выполнения отталкивания (время от момента начала первых движений до момента отрыва ног от тумбочки); время преодо­ления контрольного стартового отрезка. Подключение допол­нительного регистратора позволяет получить и некоторые динамические характеристики выполняемых стартовых движе­ний. Аналогичный принцип используется при анализе техни­ки выполнения поворотов.

Широкое распространение в плавании получили тренажеры-лидеры; при этом за основу лидирования берется какая-либо характеристика: темп, скорость передвижения, частота сердеч­ных сокращений.

Предложены и многие другие разработки различных трена­жерных устройств, однако их применение требует от педагогов известной осторожности и творческого подхода.

Методический кабинет бассейна. Наличие методкабинета отражает уровень работы, проводимой в плавательном бассей­не. Помещение должно быть прекрасно оборудованным и удоб­ным для методических занятий тренеров и учебных занятий пловцов. Здесь должны быть представлены стенды с разрядны­ми нормативами, рекордами мира, Европы, Олимпийских игр, Российской Федерации, города или области, плавательного бас­сейна. Значительную часть экспозиции должны занимать наглядные пособия по технике плавания, комплексы силовой подготовки, упражнения для разминки и т. д., представлена опе­ративная информация о проведении и результатах соревнова­ний, плакаты-поздравления тренерам и спортсменам.

Здесь может быть установлен диапроектор, видеомагнито­фон. Методкабинет обязательно должен располагать библиоте­кой, в которой были бы представлены методические пособия и разработки, книги, газеты, журналы.

Все перечисленное обеспечит высокий уровень теоретической подготовки спортсменов, будет способствовать методической учебе педагогов.

Специальное оборудование и инвентарь. Эффективность учебного процесса значительно повысится, если места занятий будут хорошо оборудованы. В зале должен быть следующий ми­нимум инвентаря:

1) резиновые амортизаторы (резиновые бинты, резиновые жгуты диаметром от 3 до 8 мм с удобными для захвата ручками на концах);

2) специальные приспособления для развития силы пловца типа блочных устройств с сопротивлением или тренажеров;


3) штанга тренировочная;

4) набор гантелей, в том числе разборных;

5) набор набивных мячей весом от 1 до 5 кг;

6) мячи для спортивных игр, в том числе для большого и на­стольного тенниса;

7) скакалки;

8) маты гимнастические поролоновые;

9) доски пенопластовые;

 

10) поплавки (из пенопласта), надувные резиновые круги, резиновые кольца или колобашки;

11) резиновые амортизаторы;

12) приспособления для плавания с отягощениями и допол­нительными сопротивлениями (тормозящие тренировочные доски, тормозные парашюты, лопатки и т. д.);

13) ласты, маски, дыхательные трубки;
14)свисток;

15) секундомеры.

Восстановительный центр. Подготовка спортсменов-пловцов высокого класса невозможна без специальных восстановитель­ных мероприятий и хорошо организованного врачебно-педаго-гического контроля. Ускорение протекания восстановительных процессов после тренировочных нагрузок, профилактика воз­можных перенапряжений и заболеваний, ликвидация отдален­ных последствий травм и болезненных состояний — задачи, которыми обусловлено создание на крупных спортивных базах восстановительных центров.

Размещение центра должно обеспечивать удобство проведе­ния каждой процедуры, гарантировать соблюдение правил тех­ники безопасности и санитарии.

Среди восстановительных мероприятий — сбалансированное питание, баня, массаж, самомассаж, аэроионизация, методы психологической разгрузки и т.д.

Восстановительный центр должен располагать лечебно-про­филактическим оборудованием и обеспечивать проведение ле­чебных и профилактических мероприятий.

Таким образом, к оборудованию плавательных бассейнов и их эксплуатации предъявляются высочайшие требования. Именно на такие условия и должна быть ориентирована подго­товка высококвалифицированного пловца, которая начинает­ся с решения проблем массового обучения детей плаванию. Настала пора решать важнейшую государственную проблему обучения плаванию в условиях отличной материально-техни­ческой базы.


В заключение остается подчеркнуть, что представленное учебное пособие раскрывает содержание всех разделов, изло­женных в программе «Плавание» Министерства образования Российской Федерации для студентов педагогических универ­ситетов и институтов (Викулов А.Д. М., 1996;) и позволит ус­пешно изучать базовый курс дисциплины «Плавание»

В пособии содержатся новейшие данные о технике плавания, ее общих закономерностях, методике обучения и спортивной тренировки.

Работа по плаванию ориентирована главным образом на ус­ловия крытого плавательного бассейна.

Автором использованы иллюстрации, заимствованные из известных литературных источников и уже ставшие хрестома­тийными. К их числу следует в первую очередь отнести рисун­ки и кинограммы из книг Л.П. Макаренко, Дж. Каунсилмена, Н.Ж. Булгаковой, В.Н. Платонова, С.Л. Фесенко, а также уни­кальные снимки профессора А.В. Козлова, любезно подарен­ные автору.

Автор с благодарностью примет критические замечания, пожелания, советы относительно приведенного в пособии материала.

 



СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бернштейн НА. Физиология движений и активность / Под ред. О.Г. Газенко. М., 1990.

Бернштейн НЛ. О ловкости и ее развитии. М., 1991.

Викулов АД. Плавание. Ярославль, 1995.

Вику лов АД., Бутин ИМ. Развитие физических способнос­тей детей. Ярославль, 1996.

Викулов АД. Плавание: Программы педагогических универ­ситетов и институтов. М., 1996.

Воронцов А.Р. Методика развития выносливости у юных плов­цов. Метод разработки для студентов специализации, слушате­лей Высшей школы тренеров. М., 1995.

Горлов О А., Борисов Е.Г. Организация и судейство соревно­ваний по плаванию / Под ред. А.А. Пименова. СПб, 1995.

Колмогоров СВ. и др. Гидродинамические характеристики пловцов различного пола и квалификации // Теория и практи­ка физ. культ. 1994. № 9. С. 31—38.

Колмогоров СВ. и др. Гидродинамические характеристики элитных пловцов на различных этапах подготовки // Теория и практика физ. культ. 1991.12.

Никитский Б.Н. Плавание. М., 1981.

Осокина Т.И. и др. Обучение плаванию в детском саду. М., 1991.

Плавание. Правила соревнований. СПб, 1997.

Плавание. Метод, рекомендации для тренеров детско-юно­шеских спортивных школ и училищ олимпийского резерва / Под общ. ред. А.В. Козлова. М., 1993.

Платонов В.Н., Фесенко СЛ. Сильнейшие пловцы мира. М., 1990.

Программы Министерства образования РФ. Физическое вос­питание учащихся I—XI классов общеобразовательной школы


с направленным развитием двигательных способностей / Сост. В.И. Лях и Г.Б. Мейксон. М., 1993.

Романенко Е.В. Теория плавания рыб и дельфинов. МД996.

Романенко Е.В. Гидродинамика дельфинов // Успехи совре­менной биологии. М., 1994. Т. 114. Вып. 3.

Семенов ТА. Обучение прикладному плаванию. М., 1990.

Афанасьев В.З., Воронцов А.Р. и др. Спортивное плавание: Учеб. /Под ред. Н.Ж. Булгаковой. М., 1996.

Фарбер ДА. и др. Физиология школьника. М., 1990.


ОГЛАВЛЕНИЕ:

Предисловие........................................................................................................ 3

Глава I. Плавание — жизненно важный навык.................................... 5

Плавание в дореволюционной России................................................... 8

Развитие отечественного плавания после 1917 года...................... 14

Глава И. Общие закономерности плавания......................................... 25

Основные термины и понятия................................................................. 25

Свойства воды............................................................................................ 27

Гидростатика.............................................................................................. 36

Гидродинамика.......................................................................................... 42

Движения ногами........................................................................................ 63

Движения руками....................................................................................... 65

Дыхание........................................................................................................ 72

Общая согласованность движений и дыхания................................. 77

Анатомо-физиологические особенности

организма и техника плавания............................................................. 79

Глава III. Техника спортивного плавания........................................... 91

Техника плавания способом кроль на груди..................................... 98

Техника плавания способом кроль на спине.................................. 109

Техника плавания способом брасс.................................................. 114

Техника плавания способом дельфин.............................................. 123

Техника стартов..................................................................................... 130

Техника поворотов................................................................................. 145

Глава IV. Прикладное плавание............................................................ 159

Техника плавания способом на боку................................................ 159

Техника плавания способом брасс на спине.................................. 161

Техника ныряния................................................................................... 163

Техника погружения в воду с поверхности..................................... 164

Техника передвижения под водой.................................................... 165

Плавание в усложненных условиях.................................................. 167

Помощь тонущему.................................................................................. 168

Оказание первой помощи пострадавшему...................................... 171

Виды утопления..................................................................................... 176


Глава V. Обучение плаванию................................................................... 178

Обучение плаванию дошкольников.................................................. 178

Обучение плаванию школьников....................................................... 179

Спортивная тренировка в плавании................................................. 179

Начальное обучение плаванию (подготовительные

упражнения)....................................................................................... 196

Общая физическая подготовка........................................................... 208

Изучение техники спортивных способов плавания...................... 219

Кроль на груди................................................................................. 219

Кроль на спине.................................................................................. 228

Брасс.................................................................................................... 233

Дельфин............................................................................................... 238

Гибкость в плавании.............................................................................. 256

Ловкость в плавании............................................................................. 263

Выносливость.......................................................................................... 264

Скоростные способности..................................................................... 270

Развитие быстроты движений, составляющих

соревновательную скорость................................................................ 274

Игры и развлечения на воде................................................................ 275

Методы обучения................................................................................... 312

Методы тренировки............................................................................... 317

Глава VI. Организация обучения и тренировки

в плавании....................................................................................................... 332

Плавание в дошкольных учреждениях............................................ 336

Плавание в общеобразовательной школе....................................... 337

Плавание в профессиональной школе............................................ 338

Плавание в детско-юношеских спортивных

школах (ДЮСШ)................................................................................... 339

Занятия плаванием и водные процедуры

в группах здоровья................................................................................. 340

Плавание в спортивно-оздоровительном лагере........................... 341

Глава VII. Бассейны, их оборудование

и эксплуатация.............................................................................................. 350

Список рекомендуемой литературы........................................................ 364


 




Учебное издание




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.