Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные акты об обращении с осужденными




Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Следовательно, не международное право в целом, а только общепризнанные мировым сообществом принципы взаимоотношений государств, равно как и ратифицированные российским парламентом международные договоры, являются частью российской правовой системы.

Сложность применения данной нормы заключается в том, что Конституция не дает обязательного перечня фундаментальных норм, которые рассматриваются Россией как руководящие начала для отечественной правовой системы.

Согласно Статусу Международного Суда ООН источниками общепризнанных принципов и норм международного права являются международные конвенции, международный обычай и общие принципы права, признанные цивилизованными народами. Доминирующее значение имеют такие принципы, как невмешательство во внутренние дела друг друга; признание нерушимости существующих границ; отказ от войны как средства разрешения межгосударственных споров и конфликтов; уважение прав и свобод человека.

В то же время признание приоритета принципов и норм международного права не может служить основанием для игнорирования норм Конституции. Сами нормы международного права применимы в России постольку, поскольку это не противоречит Конституции. Ясное указание об этом содержится в ст. 3 УИК РФ (Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и международно-правовые акты).

Содержание понятий общепризнанные принципы и нормы международного права, международных договоров раскрывается в руководящих разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ и в литературе по международному и конституционному праву.

Толкование международного договора осуществляется в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. (раздел 3; ст. 31-33).

С учетом изложенного, традиционно все существующие в настоящее время международные источники и нормы уголовного и пенитенциарного характера, равно как и международного права в целом, классифицируются на декларации, нормы рекомендательного и нормы обязательного свойства.

Так, в частях 1 и 4 ст. 3 специально подчеркивается, что уголовно-исполнительное законодательство учитывает международные договоры, рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам обращения с осужденными при наличии необходимых социальных и экономических возможностей.

Данное положение также основывается на международно-правовых актах, которые наряду с нормами-принципами содержат нормы-рекомендации и, следовательно, не носят обязательного характера для государств, их ратифицировавших, хотя и подлежат максимальному учету в правотворческой деятельности. Так, в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными отмечается, что, принимая во внимание разнообразие юридических, социальных, экономических и географических условий в мире, ясно, что не все эти правила можно применять повсеместно и одновременно.

Подписанное СССР в 1989 г. Венское соглашение, в соответствии с которым им были приняты обязательства соблюдать указанные правила, предоставляет возможность уголовно-исполнительному законодательству России реализовывать данные рекомендации Минимальных стандартных правил и других международных актов. Совокупность специфических международно-правовых норм уголовно-исполнительного характера условно может быть названа международным пенитенциарным правом.

К числу норм доктринального, провозглашающего характера могут быть отнесены декларации о правах человека и гражданина, входящие в международное гуманитарное право. Это, к примеру, Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., собственно Устав Организации Объединенных Наций, Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью 1985 г. и др.

Рекомендательные нормы, в свою очередь, развивают декларации в целях поощрения соблюдения прав и основных свобод человека.

Согласно ст. 62 и 68 Устава ООН правом принимать такие акты, а также создавать соответствующие комиссии наделен, в частности, Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС). В области пенитенциарных отношений примерами рекомендательных норм международного характера являются:

а) Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, утвержденные 30 августа 1955 г. Первым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в г. Женеве.

ООН в своем решении обратила внимание правительств на эти Правила и рекомендовала:

- благожелательно отнестись к их принятию и применению 301 в пенитенциарных и исправительных заведениях;

- извещать Генерального Секретаря каждые пять лет о ходе применения этих Правил;

- принять меры, чтобы предать эти Правила возможно более широкой гласности не только среди соответствующих правительственных учреждений, но также среди неправительственных организаций, заинтересованных в социальной защите.

б) Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), 1985 г.;

в) Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1978 г.;

г) Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1982 г.;

д) Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме 1989 г.;

е) Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила).

Юридическая природа документов-обязательств отличается от природы декларативных и рекомендательных норм.

Российская Федерация является участником большинства международных договоров о правах человека: из 22 основных пактов и конвенций, выделяемых Секретариатом ООН в этой области, Россия является участником 18.

Закрепленный в основном законе страны принцип приоритета международного договора касается нормативных актов именно этого уровня. Так, Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г. в ст. 6 употребляет и раскрывает следующие формы выражения согласия страны на обязательность для нее международного договора: подписание договора; обмен документами, образующими договор; ратификация договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны. К рассматриваемой категории источников относятся:

а) Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г. и вступившие в силу для СССР в 1976 г.2

б) Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятая Генеральной Ассамблеей ООН и открытая для подписания, ратификации и присоединения в 1984 г.

в) Европейские конвенции «О защите прав человека и основных свобод», 1950 г.; «По предупреждению пыток и бесчеловечно го или унижающего достоинство обращения или наказания» 1989 г.

г) Конвенция Международной организации труда № 29 о принудительном и обязательном труде 1930 г., к которой СССР присоединился в 1956 г. и Конвенция № 105 об упразднении принудительного труда 1951 г.

д) Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.

е) Конвенции «О пресечении преступлений апартеида и наказании за него», 1973 г.; «О запрещении военного или любого другого враждебного использования средств воздействия на окружающую среду» 1977 г. и др.5

ж) Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним.

Указанные конвенции были ратифицированы Советским Союзом и, следовательно, Россия как правопреемница СССР, является участницей.

Все рассмотренные источники международного права имеют важное значение для совершенствования отечественного пенитенциарного законодательства. Однако главную роль в законотворчестве, инкорпорации и правоприменительной деятельности играют международные акты третьего, последнего, уровня. Структурно-логически соотношение названных видов источников может быть представлено в виде категорий «общее», «особенное», «единичное».

Как видно, международные нормативы, регулирующие пенитенциарные отношения носят различную юридическую силу и по различным критериям могут быть классифицированы по разному.

С учетом различной региональности указанных источников, выделяются международные акты всеобщего (универсального) характера — принятые под эгидой ООН; региональные — принятые в рамках Совета Европы и субрегиональные - стран СНГ.

По своему содержанию рассматриваемые нормы могут быть классифицированы на следующие группы:

а) определяющие основы правового положения человека, в том числе осужденного как субъекта с ограниченным правовым статусом;

б) содержащие специальные нормы о правах и обязанностях отдельных категорий осужденных либо осужденных, находящихся в особых условиях;

в) устанавливающие условия содержания и правила социальной адаптации осужденных;

г) закрепляющие правила деятельности государственных учреждений и должностных лиц по отношению к осужденным и подследственным;

д) содержащие нормы, способствующие доступу неправительственных организаций в места лишения свободы для оказания помощи осужденным, а также для осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительных систем;

е) определяющие правовые основы сотрудничества государств по пенитенциарным вопросам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.