Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СтаркР.Хатауэй




Родился в Мичигане 20 августа 1903 г. Степень бакалавра получил в 1927 г. в Огайском университете. В том же университете годом позже он защищает магистерскую диссер- тацию. В 1930 г. переезжает в Миннесоту, в 1932 г. получает степень доктора философии, а спустя пять лет — постоянное преподавательское место в Медицинской школе универ- ситета. Знакомство с неврологом и психиатром Мак-Кинли, руководителем департамен- та нейропсихиатрии Медицинской школы, происходит в то время, когда Хатауэй, рабо- тая над докторской диссертацией, посещает учебные курсы и проводит исследования в этой школе. На протяжении своей большой жизни, а умер он в 1984 г., Хатауэй занимал- ся многими психологическими проблемами. Круг его интересов простирался от стати- стики до изучения сна, американцы считают его пионером психофизиологических иссле- дований в области детекции лжи. Однако мировую известность он приобрел прежде все- го как один из создателей MMPI.

 

Для тестирования младенцев (от 2 до 30 месяцев) наиболее широко использу- емой стала шкала П. Кеттелл, дочери Джеймса Кеттелла. Однако оставался дис- куссионным вопрос о валидности и надежности этой шкалы. Среди других наи- более известных тестов для диагностики когнитивной сферы личности, представ- ленных в этот период, был проводимый в группах Стэнфордские тесты достижений (Stanford Achievement Tests, 1940), а также формы R, S и Т Классифи- кационного теста Отиса (Otis Classification Test, 1941).

Опросник Кьюдера (Kuder Preference Record, 1942 г.) состоял из 168 заданий, выбранных таким образом, чтобы измерить интересы личности в девяти областях: искусстве, конторской работе, математике, литературе, механике, музыке, поли- тике, науке и сфере социальных услуг. В этом же году начинают свою работу Кат- рин Бриггс и ее дочь Исабель Майерс. Разрабатываемый ими опросник строится на теории Юнга. Работа над «Индикатором типа Майерс-Бриггс» (Myers-Briggs Type Indicator, МВТI) затягивается на долгие годы, и его исследовательская фор- ма будет опубликована только в 1962 г.

Все большее внимание психологов привлекает Миннесотский многоаспект- ный личностный опросник (The Minnesota Multiphasic Personality Inventory, ММРI), созданный психологом Старком Р. Хатауэем и психиатром Мак-Кинли (Starke Hathaway, J. С. McKinley, 1940,1943). Несмотря на то что первоначально MMPI был предназначен для содействия в дифференциации психиатрических диагно- зов, его шкалы, основанные на 550 утверждениях, также начинают использовать при диагностике непатологических личностей.

Из новых личностных опросников также необходимо отметить появившийся в 1947 г. Моудслейский медицинский опросник (Maudsley Medical Questionnaire). Этот тест, предназначенный для диагностики нейротизма, был первым из серии известных опросников, разработанных английским психологом Гансом Юргеном Айзенком. Пытаясь выделить основные свойства личности, а затем разработать соответствующие инструменты их измерения, некоторые исследователи в конце

1940-х гг. обращаются к факторному анализу. Изучение Дж. Гилфордом и его кол- легами взаимокорреляций между отдельными заданиями (вопросами) и их после- дующий факторный анализ привели к ссозданию известного «Обозрения темпера- мента» (Guilford-Zimmerman Temperament Survey, 1949). Однако пик развития это- го направления исследований произойдет позднее, во второй половине 1940-х.


1.3. Психодиагностика в XX в. 53

 

 

 
Ганс Юрген Айзенк

Родился в Берлине в 1916 г. В 1934 г., после обучения в различ- ныхчастныхшколах,онпокидаетГерманиюиотправляетсявЛон- дон, решив посвятить себя изучению физики. Однако уже в на- чале обучения вЛондонском университетеАйзенкразочаровы- вается в избранной им области науки и обращает свой взор на психологию. Психологическое образование завершает получени- ем степеней бакалавра (1938) и магистра (1940). Значительное влияние на формирование психологического мировоззрения Ай- зенка оказал его учитель Сирил Барт, известный своей убежден- ностью в генетической предопределенности интеллекта. Профес- сиональная карьера Айзенка связана прежде всего с известной

клиникой Моудсли и Институтом психиатрии Лондонского университета, в котором он ра- ботал до своей кончины в 1997 г.

 

 

В 1940-е гг. разными исследователями почти одновременно предложена ме- тодика вынужденного выбора, используемая при конструировании личностных опросников. По существу, обследуемый должен выбрать между двумя или более фразами. Например, нужно указать, какая из фраз наиболее, а какая — наименее характерна для обследуемого. Задания, построенные по типу вынужденного вы- бора, обычно используют для контроля над действием так называемых установок на ответ, в частности установки на социально-желательные ответы (см. ниже об опроснике А. Эдвардса).

Дальнейшее развитие получает проективный подход к диагностике личности. При этом резко возрастает число исследований, связанных с пятнами Роршаха. С 1939-го по 1947 г. состоялось 436 публикаций только по одной этой методике. Значительный шаг в развитии теста Роршаха был сделан Клопфером и Келли (Klopfer и Kelley, 1942), опубликовавшим руководство по тесту с рядом иннова- ций. Предложенные в этом руководстве идеи развития теста Роршаха превзошли по популярности ранее принятую на вооружение клиницистами систему обработ- ки и интерпретации Самуила Бека (S. J. Beck, 1944,1945).

Тест Роршаха, состоящий из неопределенных чернильных пятен, казался иде- альным инструментом для сравнительных исследований лиц, принадлежащих к разным культурам. Однако вскоре стало очевидно, что тест не является интакт- ным по отношению к культуре, но даже если бы это было так, то все равно необхо- димо учитывать тот факт, что психолог, который проводит и интерпретирует ре- зультаты, всегда принадлежит к определенной культуре. Американский антро- полог Юлиус Генри в 1941 г. одним из первых делает важный вывод о том, что достоверные интерпретации результатов, полученных с помощью теста Роршаха, могут быть сделаны только в том случае, если психолог имеет глубокие знания о культуре, в которой предполагается проводить тестирование.

После окончания войны появляются новые проективные методики. Тест Сау- ла Розенцвейга (1945) предназначался для оценки реакций на фрустрацию и со- стоял из 24 рисунков. Каждый рисунок изображал двух людей в ситуации фруст- рации. Черты и мимика персонажей в рисунках отсутствуют. Персонаж, изобра- женный слева, произносит слова, которыми описывается собственная фрустрация, или те, которые фрустрируют другое лицо. Над персонажем, находящимся справа,


54 Глава 1. История психодиагностики. Введение

 

 

 
Давид Рапапорт

Родился в 1911 г. в Будапеште. Во время учебы в колледже специа- лизировался в математике и физике. После знакомства с психоана- лизом его интересы обращаются к психологии. В 1938 г. получает степень доктора по психологии (Будапештский университет). В этом же году эмигрирует в США. Работал в качестве психолога в госпита- лях Нью-Йорка, Канзаса. В 1940 г, по приглашению Карла Менниге- ра работает в его клинике, руководя психологическим департамен- том. В 1948 г. переезжает в Стокбридж (Массачусетс). В этот пери- од занимается исследованиями в области психоанализа и публикует книги «Организация и патология мышления», а также «Структура

психоаналитической теории: попытка систематизации». Наибольшую известность Д. Ра- папорту принесла публикация совместно с Р. Шафером и М. Гиллом ставшего сегодня классическим двухтомника «Диагностико-психологическое тестирование» (Diagnostic Psychological Testing, 1945-1946). Умер в 1960 г. в Стокбридже.

 

нарисован пустой квадрат, в который необходимо вписать первый пришедший на ум ответ. На основе этих ответов оценивались направление реакции индивидуума в ситуации фрустрации, ее тип, а также степень социальной адаптации.

В тесте Шнейдмана (1947) предлагалось выполнить рисунок, а затем расска- зать о том, что изображено. Тест на завершение предложений Саймондса (1947) предлагал тестируемому в качестве задания основу предложения, которое необ- ходимо закончить. Тест Блекки, созданный Блюм в 1949 г., требовал составления рассказа по рисункам, изображающим жизнь собачьего семейства. Полагалось, что, скажем ребенок, рассказывающий о собаках, будет говорить о своих пробле- мах и проблемах окружающих его людей. На каждом из рисунков были изобра- жены одна или несколько собак в ситуациях, отражающих аспекты функцио- нирования личности, постулированные психоаналитической теорией (например, комплекс Эдипа, анальный и оральный импульсы и т. д.).

В США, не без влияния известного специалиста в области психодиагностики Давида Рапапорта, набирает известность тест Сонди. Бюллетень Szondi, основан- ный в 1949 г., предоставил возможность общения всем, кто был заинтересован в этом тесте.

Дальнейшее развитие получила проективная техника, основывающаяся на анализе рисунка. Оказалась весьма продуктивной идея рассматривать рисунок не только как отражение уровня интеллектуального развития, но и в качестве про- екции личности. В тесте Карен Софии Маховер (Karen Machover, 1948) требо- валось нарисовать человека, а затем — лицо противоположного ему пола. К. Ма- ховер одна из первых стремится использовать для разработки диагностического инструмента известную связь между рисуемой фигурой и личностью рисующего. Тест Бука (1948) основывался на рисунке дома, дерева и человека. Появлялись и другие, сходные с названными, рисуночные проективные техники.

Цвета, которым придавалось разное психологическое значение, давно притя- гивали внимание исследователей. Тест цветового выбора (1948) был предложен швейцарским психологом Максом Люшером. Эта проективная методика, неодно- кратно подвергавшаяся критике за умозрительность теоретических построений автора (наиболее валидно ее использование в качестве индикатора психических


1.3. Психодиагностика в XX в. 55

 

 

Карен Маховер (София Карен Альпер)

Родилась в Минске (Белоруссия) 12 сентября 1902 г.; спустя восемь лет семья эмигри- ровала в США. В 1924 г. поступила в Нью-Йоркский университет, степень бакалавра по- лучила в1929г.,магистрс1935г.Вовторойполовине1930-хгг. поступила в докторанту- ру Колумбийского университета, однако по неизвестным причинам прервала обучение. Была лицензирована как клинический психолог. Работала в Белльвю-госпитале с 1929 по

1969 г. Преподавала в Новой школе социальных исследований (1950-1953) и Бруклин- скомколледже(1949-1952).Ушлавотставкувначале1970-х,нопродолжалауделятьвре- мя частной психотерапевтической практике. Маховер была социально активным челове- ком, она немало времени посвятила защите женских прав. В период Великой депрессии вместе с мужем организовывала помощь психологам, ищущим работу. Будучи ярым про- тивником войны во Вьетнаме, участвовала в деятельности различных антивоенных коми- тетов и организаций. Во многом благодаря Маховер, в СШАсформировался статус кли- ническихпсихологов,былаопределенаотличнаяотпсихиатровсфераихдеятельностив клинике. Умерла К. Маховер 22 января 1996 г. в возрасте 93 лет. Важнейшей ее работой, определившей известность и место в истории психологии, стала книга «Проекция лично- сти в рисунке человеческой фигуры: метод исследования личности»(1949).

 

 

состояний, но не свойств личности), тем не менее получила в 1960-е гг. в мировой психодиагностике значительную популярность (по данным некоторых опросов конца 1990-х гг. — лидирует в российских психодиагностических исследованиях). Впоследствии появились и другие цветовые методики, например Тест цветовых пирамид Пфистера—Хейса (1951), однако ни одна из этих методик не могла срав- ниться по своей популярности с рисуночными тестами, не говоря уже о тесте Рор- шаха и ТАТ. Впрочем, общей проблемой было практически полное отсутствие убедительных для всех психологов доказательств валидности и надежности этих техник.

В конце 1940-х гг. достаточно активно обсуждается вопрос о значении ситуа- ционных переменных применительно к данным, получаемым посредством проек- тивных техник. Предположения о том, что проективные тесты окажутся нечув- ствительными к ситуационным переменным, оказались несостоятельными. На- пример, когда человек перед обследованием поссорился с экзаменатором или про- сматривал фотографии обнаженных тел, его ответы на тест Роршаха отличались от тех, которые были даны в случае отсутствия влияния этих факторов. Соответ- ственно получаемые данные стали рассматриваться как отражающие, наряду с устойчивыми параметрами личности, факторы ситуационные. Возникала нелег- кая задача отделения одних от других. Более того, среди значительной части пси- хологов росло раздражение от разбухающей массы сомнительной ценности иссле- дований, посвященных выявлению предсказательно-диагностической силы тех или иных показателей проективных тестов (по большей части это относилось к тесту Роршаха).

Несмотря на критику, очень многие психологи сохраняли свой энтузиазм по отношению к проективным методикам. Сторонники проективного подхода были убеждены в том, что в противовес традиционным психометрическим тестам, учи- тывая все их достоинства, проективные методики являются своеобразной доро- гой, ведущей в удивительный мир неосознаваемого. Свидетельство тому — состо- явшийся в августе 1949 г. в Цюрихе первый съезд специалистов по тесту Роршаха и другим проективным методикам.


56 Глава 1. История психодиагностики. Введение

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.