Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюционные преобразования мозга и поведения 3 страница




Shettleworth S.J. Comparative studies of memory in food storing birds // E. Alleva et a!.(eds.). Behavioral brain reasearch in naturalistic and semi-naturalistic settings. NATO ASI Series, Ser. D: Behavioural and Social Sciences. V. 82. Dordrecht; Boston; London, 1995. P. 159-192.

Sinclair J.D., Le A.D., Kiianmaa K. Genetically selected rat lines as models of alcoholism and alcohol intoxication // P. Driscoll (ed.). Genetically Defined Animal Models of Neurobehavioral Dysfunctions. Boston; Basel; Berlin, 1992. P. 136–145.

Smulders T. V., Sasson A.D., De Voogd T.J. Seasonal changes in hippocampus volume in a food-storing bird (The black-capped chicadee Pants atricapillus) // E. Alleva et al.(eds.). Behavioral Brain Research in Naturalistic and Semi-naturalistic Settings. NATO ASI Series, Ser. D: Behavioural and Social Sciences. V. 82. Dordrecht; Boston; London, 1995. P. 454.

Strusaker T.T. Infanticide and social organization in the red-tail monkey (Cercopithecus aethiops) //Anim. Behav. 1977. V. 19. P. 233-250.

Temerltn M.K. Lucy: Growing Up Human // Palo Alto, Calif.: Science and Behav. Books. 1975.

Terrace H.S. Chunking during serial learning by pigeon: I. Basic evidence // J. of Exptl. Psychol.: Animal Behav. Proc. 1991. V. 17, №1. P. 81-93.

Terrace H.S. On the nature of animal thinking // Neurosci. a. Biobehav. Rev. 1985. V. 9. P. 643-652.

Terrace H.S., Petito LA., Sanders R.J., et al. Can an ape create a sentence? // Science. 1979. V. 208. P. 891-900.

Theberge J.B., Falls J.B. Howling as a means of communication in a timber wolves // Am. Zool. 1967. V. 7. № 2. P. 331-338,

Thorpe W.H. Learning and Instinct in Animals. L., 1963.

Tinbergen N. On Aims and Methods in Ethology // Z. Tierpsychol. 1963. V. 20, № 5. P. 410- Van Abeelen J.H.F. Genotype and the cholinergic control of exploratory behavior in mice // Abeelen J.H.F. van (ed.). The Genetics of Behaviour. Amsterdam; Oxford. 1974. P. 347-374.

Wahlsten D. Mice in utero while their mother is lactating suffer higher frequency of deficient corpus callosum//Dev. Brain Res. 1982. V. 68. P. 354–357.

Walker C.D., Aubert M.L., Meaney M.J. et al. Individual differences in the activity of the hypothalamus-pituitary adrenocortical system after stressors: use of pharmacogenetically selected rat lines as a model // P. Driscoll (ed.). Genetically Defined Animal Models of Neurobehavioral Dysfunctions. Boston; Basel; Berlin, 1992. P. 276–296.

Warren S. Т., Ashey C. T. Triplet repeat expansion mutations: The example of Fragole X Syndrome / Annu. Rev. Neural. 1995. V. 18. P. 77–99.

Weiss B.A., Schneirla T. C. Inter-situational transfer in the ant Formica schaufussi as tested in a two-phase single-choice-point maze // Behaviour. 1967. V. 28, № 3–4. P. 269– 279.

White N.M. A functional hypothesis concerning the striatal matrix and patches: mediation of S-R memory and reward//Life Sci. 1989. V. 45, №21. P. 1943-1957.

Wieser E.G., Hungerbuhler H., Siegel A.M., et al. Musicogenic epilepsy: review of the literature and case report with ictal single photon emission tomography // Epilepsia. 1997. V. 38. №2. P. 200-207.

Wilson B.J., Mackintosh N.J., Boakes RA. Matching and oddity learning in the pigeon: Transfer effects and the absence of relational learning // Quart. J. Exptl. Psychol. 1985a. V. 37B. P. 295-311.

Wilson B.J., Mackintosh N.J., Boakes, R.A. Transfer of relational rules in matching and oddity learning by pigeons and corvids // Quart. J. Exptl. Psychol. 1985b. V. 37B. P. 313-332.

Wilson E.O. Sociobiology, the New Synthesis, Belknap Press of Harward University Press, Cambridge, Mass. 1975.

Winter C.C., Roderick Т.Н., Winter R.E. Supplementary report: behavioral differences in mice genetically selected for brain weight // Psychol. Rep. 1969. V. 25. P. 363–368.

Winter C.C., Winter R.E. On the sources of strain and sex differences in granule cell number in the dentate area of house mice//Dev. Brain Res. 1989. V. 48. P. 167–176.

Winter C.C., Winter R.E., Roderick Т.Н. Some behavioral differences associated with relative size of hippocampus in the mouse//J. Сотр. Physiol. Psychol. 1971. V. 76. P. 57-65.

Winter C.C., Winter R.E., Winter J.S. An association between granule cell density in the dentate gyms and two-way avoidance conditioning in the house mouse // Behav. Neurosci. 1983. V. 97. P. 844-856.

Winter R.E. Some uses of inbred strains // Goldovitz D., Walsten D., Wimer R.E. (Eds.). Techniques for the Genetic Analysis of Brain and Behavior: Focus on the Mouse. Techniques in the Behavioral and Neural Sciences. V. 8. Amsterdam, 1992. P. 57–66.

Wimer R.E., Wimer C.C. A geneticist's map of the mouse brain // I. Lieblich (ed.). Genetics of the Brain. Amsterdam, 1982. P. 30–72.

Wolfer D.P., Lipp H.-P. A computer program for detailed off-line analysis of Morris water maze behavior // J. Neurosci. Meth. 1992. P. 65-74.

Woodruff G., Premack D. Intentional communication in the chimpanzee: The development of deception//Cognition. 1978. V. 7. P. 5333-5362.

Yerkes R.M. Chimpanzees: A Laboratory Colony. New Haven: Yale University Press, 1943.

Tin J.C.P., Wallach J.S., Del Vecchio J.S., et al. Induction of a dominant negative CREB transgene specifically blocks long-term memory in Drosophyla // Cell. 1994. V. 79. P. 49-58.

Yoerg S.I., Kamil A.C. Integrating cognitive ethology with cognitive psychology // С А Ristau (ed.). Cognitive Ethology: The Mind of Other Animals. Hillsdale: Lawrence ErlbaumAssoc. 1991. P. 271-290.

Zanin A. V., Markov V.I., Sidorova I.E. Ability of bottlenosed dolphins, Tursiops trunca-tus, to report arbitrary information // Sensory Abilities of Cetaceans. Laboratory and Field Evidence. NATO ASI-series. Ser. A. V. 196. N.Y.; L., 1990. P. 685-697.

 

 

Оглавление

Предисловие

Глава I. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Основные понятия и термины

1.2. Классификация форм поведения животных

1.3. Основные направления в изучении поведения животных

Глава 2. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ

2.1. Донаучный период накопления знаний

2.2. Поведение животных в трудах естествоиспытателей XVIII–XIX вв. Понятие об инстинкте

2.3. Непосредственные предшественники классической этологии

2.4. Возникновение этологии как самостоятельной науки

2.5. Проблема инстинкта в трудах российских ученых

2.5.1. Исследования поведения животных в природе

2.5.2. Методы современной этологии. Краткий очерк

2.6. Исследования способности животных к обучению

2.7. История изучения проблемы мышления, или рассудочной деятельности, животных

2.7.1. Первое экспериментальное доказательство наличия элементов мышле ния у антропоидов

2.7.2. Исследования мышления антропоидов в 30–40-е годы

2.7.3. Исследование зачатков мышления у животных-неприматов....

2.7.4. Обучение антропоидов языкам-посредникам

Глава 3. КЛАССИЧЕСКАЯ ЭТОЛОГИЯ В ТРУДАХ К. ЛОРЕНЦА И ЕГО ШКОЛЫ

3.1. К. Лоренц. Краткая биографическая справка

3.2. Основные положения классической этологии

3.3. Структура поведенческого акта

3.3.1. Поисковое поведение

3.3.2. Завершающий акт

3.3.3. Значение понятия о завершающем акте для изучения эволюции поведе ния

3.4. Врожденный разрешающий механизм и ключевые раздражители....

3.5. Запечатление и критические периоды онтогенеза

3.6. Спонтанность поведения

3.7. Гипотеза К. Лоренца о внутренних механизмах инстинктивных действий и ее нейрофизиологическая база

Глава 4. КЛАССИЧЕСКАЯ ЭТОЛОГИЯ. РАБОТЫ Н. ТИНБЕРГЕНА И ЕГО

ШКОЛЫ

4.1. Н. Тинберген. Краткая биографическая справка

4.2. Иерархическая теория инстинкта

4.3. Конфликтное поведение

4.4. Разработка проблем эволюции поведения

4.5. Исследование обучения и памяти животных в ситуациях, приближенных к естественным

4.6. Сложные формы обучения общественных насекомых

4.7. Этология человека

Глава 5. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

5.1. Исследование общественного поведения животных в свете работ К. Лоренца и Н. Тинбергена

5.2. Основные типы сообществ

5.2.1. Одиночный образ жизни

5.2.2. Агрегации, или скопления

5.2.3. Анонимные сообщества

5.2.4. Индивидуализированные сообщества

5.3. Структура сообщества и механизмы ее поддержания

5.3.1. Иерархия доминирования

5.3.2. Роль агрессии в поддержании структуры сообщества

5.3.3. Ритуалы и демонстрации

5.3.4. Сложные системы иерархии

5.3.5. Лабильность иерархической структуры в индивидуализированных сооб ществах

5.3.6. Доминирование и репродуктивный успех

5.3.7. Иерархия ролей и "разделение труда" в социальных группировках животных

5.3.8. Развитие социального поведения в онтогенезе

5.3.9. Влияние уровня развития элементарной рассудочной деятельности на специфику общественных отношений животных

5.4. Коммуникация и язык животных

5.4.1. Как работают сигналы

5.4.2. Язык животных и методы его изучения

5.4.3. Попытки прямой расшифровки языка животных

5.4.3.1.Танцы пчел

5.4.3.2.Язык восточно-африканских верветок

5.4.3.3.Естественные языки шимпанзе и дельфинов

5.4.4. Общение человека с животными с помощью языков-посредников.

5.4.4.1.Опыты на шимпанзе

5.4.4.2.Обучение языкам-посредникам других животных и птиц..

5.4.4.3.Ключевые свойства языка по Хоккету

5.4.4.4.Синтаксис языков-посредников

5.4.4.5.Некоторые особенности естественного языка шимпанзе...

5.4.5. Теоретико-информационный подход к исследованию языка

животных

5.5. Примеры организации сообществ у животных разных видов

5.5.1. Грызуны:

5.5.2. Хищные млекопитающие

5.5.3. Приматы

5.6. Социальное поведение беспозвоночных

5.6.1. Типы сообществ беспозвоночных

5.6.2. Сравнительные исследования происхождения эусоциальности...

5.6.3. Краткая характеристика сообществ эусоциальных насекомых... -

5.6.4. Роль индивидуума в функционировании сообщества эусоциальных насекомых: изоморфизм сложных форм поведения

5.7. Изоморфизм социальных структур

Глава б. ЭВОЛЮЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

6.1. Ч. Дарвин об эволюции инстинктов

6.2. Разработка проблем эволюции поведения в классической этологии....

6.3. Сравнительный анализ признаков поведения: адаптивная радиация, конвер генция, оценка роли средовых факторов

6.4. Типологическая и биологическая концепции вида

6.5. Исследования эволюции общественного поведения животных

6.5.1. Социобиология

6.5.2. Проявления альтруизма и кооперации в сообществах

6.5.3. Заключительные замечания

Глава 7. РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ

7.1. Запечатление, или импринтинг

7.2. К.Лоренц о проблеме соотношения врожденного и приобретенного....

7.3. Соотношение врожденного и приобретенного в поведении животных...

7.3.1. Норма реакции и развитие поведения

7.3.2. Метод изолированного воспитания (депривационный эксперимент). 204 7.3.3 Формирование пения птиц

7.3.4. Возможности и ограничения депривационного эксперимента...

7.4. Видовая предрасположенность к некоторым видам обучения

7.5. Примеры развития поведения у птиц и млекопитающих

7.5.1. Эмбриологические наблюдения Куо

7.5.2. Развитие поведения птенцов в гнездовой период

7.5.3. Соотношение врожденного и приобретенного в формировании реакций млекопитающих

Глава 8. ГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ

8.1. Генетика поведения. Предмет науки

8.1.1. Задачи генетики поведения

8.2. Понятие признака в генетике поведения

8.2.1. Краткая история вопроса

8.2.2. Плейотропия

8.2.3. Изменчивость признаков поведения. Выбор признака для анализа.

8.2.4. Использование инбредных линий в генетике поведения

8.2.5. "Изменчивость" фиксированных комплексов действий и микроэволю ционные изменения поведения

8.2.6. Изменчивость поведения, связанная с различной экспрессивностью признаков

8.2.7. Причины и следствия при анализе влияния отдельных генов.,.

8.2.8. Влияние внешних условий на изменчивость признака. Материнский эффект

8.2.9. Некоторые экспериментальные стратегии при изучении генетического контроля нормального поведения

8.2.10. Проблема "генотип– среда"

8.3. Генетика поведения "простых" объектов

8.3.1. Кишечная палочка

8.3.2. Инфузории

8.3.3. Нематоды

8.3.4. Аллизия

8.4. Генетика поведения некоторых видов насекомых

8.4.1. Медоносная пчела

8.4.2. Падальная муха

8.4.3. Дрозофила

8.4.3.1.Поведенческий репертуар дрозофилы

8.4.3.2.Мутации отделимых генов. Плейотропные эффекты

8.4.3.3.Мутации кинуренинового пути обмена триптофана у дрозофилы и медоносной пчелы

8.4.3.4.Генетическое исследование разных форм двигательной активно сти дрозофилы. Суточный ритм

8.4.3.5.Мутации, влияющие на половое поведение

8.4.3.6.Мутации обучения и памяти у дрозофилы

8.5. Генетический контроль нейрогенеза. Краткие сведения

8.5.1. Современная эпигенетическая концепция

8.5.2. Генетический контроль общей схемы тела

8.5.3. Общие процессы развития и локальные нарушения структуры

генома

8.5.3.1.Генетический контроль нейроэмбриогенеза у дрозофилы..

8.5.3.2."Судьба" эмбриональных клеток и дифференцировка нейронов. Генетические мозаики и химеры

8.5.4. Нарушения развития мозга мыши. Неврологические мутации...

8.5.5. Экспрессия генов в мозге

8.6. Генетические исследования поведения млекопитающих

8.6.1. Исследования генетики поведения собак

8.6.2. Краткий обзор генетических исследований поведения грызунов..

8.6.2.1.Генетический контроль ориентировочно-исследовательского поведения грызунов

8.6.2.2.Агрессивность

8.6.3. Способность к обучению

8.6.3.1.Линии Трайона

8.6.3.2.Генетические исследования условной реакции активного избегания

8.6.3.3.Использование трансгенных мышей в исследовании роли геноти па в процессе обучения

8.6.4. Влияние одиночных генов на поведение

8.6.4.1.Ген альбинизма

8.6.4.2.Влияние перестроек кариотипа на поведение мышей

8.6.4.3.Влияние на поведение мутаций генов, вызывающих неврологиче ские отклонения

8.6.4.4.Трансгенные мыши. Исследования поведения мышей- "нокаутов"

8.6.5. Патофизиологические признаки. Модели болезней человека...

8.6.5.1.Судорожные состояния

8.6.5.2.Кататония

8.6.5.3.Стресс

8.6.5.4.Алкоголизм

8.6.5.5.Болезнь Альцгеймера

8.6.5.6.Трисомия по 21-й хромосоме (синдром Дауна)

8.6.5.7.Ломкая Х-хромосома

8.6.5.8.Взгляды С.Н, Давиденкова и современная концепция премутаций

8.6.6. Количественные признаки в генетике поведения

8.6.6.1.Некоторые общие положения

8.6.6.2.Метод диаллельного скрещивания

8.6.6.3.Метод рекомбинантных инбредных линий

8.6.6.4.Метод картирования локусов количественных признаков....

8.6.7. Строение мозга и действие генов

8.6.7.1.Генетическая изменчивость массы мозга

8.6.7.2.Генетическая изменчивость площади llpMF поля САЗ гиппокампа

8.6.7.3.Генетический контроль размеров мозолистого тела

8.6.7.4.Генетическая изменчивость числа нервных элементов и поведение

8.6.8. Эволюционные преобразования мозга и поведения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.