Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Человек с интегративным уровнем внутреннего мира готов защи­щать свой жизненный стиль перед лицом любых физических и эконо­мических угроз




Человек с интегративным уровнем внутреннего мира готов защи­щать свой жизненный стиль перед лицом любых физических и эконо­мических угроз, при этом не отрицая стилей жизни других людей. Он уверен, что индивидуальная жизнь есть случайное совпадение кон­кретного жизненного цикла с единственным сегментом истории и что вся интегративность существует и исчезает вместе с тем уникальным стилем интегративности, к которому он причастен.

Э. Эриксон отмечает, что отсутствие или утеря такой нарас­тающей «эго-интеграции» приводит к расстройству нервной систе­мы или полной безысходности: судьба не принимается как обрамле­ние жизни, а смерть — как ее последняя граница. Отчаяние вызыва­ется прежде всего временной ограниченностью дееспособности че­ловека, поскольку он не имеет возможности опробовать иные пу­ти, ведущие к интеграции. Такое отчаяние часто прячется за демон­страцией отвращения, за мизантропией или хроническим презри­тельным недовольством определенными социальными института­ми и отдельными людьми и свидетельствует только о презрении че­ловека к самому себе.

После 50 лет, когда накопленный опыт позволяет реалис­тичнее оценить соотношение ожидаемого и достигнутого, чело­век начинает подводить итоги своей прошлой деятельности и своих свершений, задумываться над смыслом жизни и ценности сделанного. Заглядывая в будущее, человек вынужден пересмат­ривать свои цели с учетом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье. Доминирующим источником жизненной удовлетворенности становятся ус­пехи детей.

Кризис может быть преодолен и преодолевается многими людьми, когда они понимают роль и место своей деятельности в историческом и общественном процессе и не только смиряются с необходимостью прогресса, обновления профессиональной деятельности, прихода новых людей, но и сами включаются в процесс созидания нового, используя все свое влияние общественного и профессионального положения. В новой ситуации развития, оказавшись на вершине жизни и не имея сил подняться выше, человек может на основе самоанализа восстановить тождественность себе в новых условиях, найти себе и своему Я место в этих условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности.

На этой стадии возможно продолжение творческой деятельности и профессионального роста…

…Как указывает Р. Пекк, чтобы необходимое в этот период чувство полноценности могло развиться в полной мере, человеку необходимо преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного Я помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до их ухода на покой остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. Наконец, в результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

Анализ психологических особенностей мужчины пожилого возраста показывает, что для него это один из самых трудных перио­дов жизни, который можно благополучно прожить, если обновляется концепция жизни, Я-концепция, если устанавливаются эмоциональ­ные связи с миром, тогда появляется новая энергия для осуществле­ния жизни с опорой на свои духовные, а не физические возможности.

Для этого надо взаимодействовать с миром своей семьи, с окружающим миром так, чтобы возможности учительства и наставничества переживались окружающими как необходимые...

Находясь в предпенсионном возрасте, пожилые люди, тем не менее, строят обширные планы на будущее и реализуют многие свои замыслы. На первых порах после выхода на пенсию многие люди еще сохраняют работоспособность и желание приносить пользу обществу. … Помимо большого профессионального опыта, закрепился в форме личностных характеристик и позитивный опыт жизни. Они отличаются реалистическим подходом к событиям, способностью преодолевать жизненные трудности без ненужной агрессии и тревоги».

 

 


[1] Речь идет о значимости осваиваемого на семинаре содержания с точки зрения предметности педагогической деятельности.

[2] Безусловно, индивидуальный этап работы может стать частью аудиторного занятия. Однако в условиях жестко фиксированного времени – не более 2-х академических часов – такой вариант организации аудиторной работы существенно снижает возможность достижения ожидаемого результата.

 

[3] Количество часов индивидуальной работы приводится из расчета на курс «Возрастная и педагогическая психология».

[4] Депривация??? Имеются в виду редкие, но известные случаи воспитания детей животными, например волками, последствия которых получили название «синдрома Маугли».

 

[5] Органическое поражение может стать следствием нарушений развития плода во внутриутробном периоде, а также ряда воздействий на мозг ребенка – механического травмирования, нейроинфекции и др. Органическое поражение выражается в необратимых нарушениях в строении мозга и соответствующих изменениях в его функционировании.

[6] Речь идет о Загорском – ныне Сергиево-Посадском – детском доме для слепоглухих детей. На базе детского дома работает школа, в которой осуществляется групповое обучение детей четырех различных категорий: тотально слепоглухонемых, практически слепоглухонемых, слабовидящих глухонемых и слабослышащих слепых.

[7] Речь идет о детстве соотечественника, живущего на стыке ХX-XХI столетия, а также в другое историческое время. Возможно изучение детства родителей или других, более старших, членов семьи, реальных исторических персонажей, информация о детстве которых представлена в доступных библиографических или видеоисточниках. Предметом изучения может быть детство современника, живущего в другом государстве (например, Афганистане, Израиле, Пакистане, Китае и др.).

 

[8] Указанный вопрос целесообразно обсудить в рамках лекционного занятия.

[9] Биографии младенцев, написанные известными учеными по впечатлениям наблюдений за своими детьми, послужили своего рода предтечей становления научного подхода к проблеме развития.

[10] Дневник наблюдений получил распространение в практике общественного обучения и воспитания.

[11] Первоисточники использованных текстов указаны в списке дополнительной литературы к занятию.

[12] Результаты этого исследования изложены во II главе монографии «Проблемы онтогенеза общения», с. 31-46.

[13] Для выполнения задания можно использовать и другие фрагменты из указанных первоисточников. В этом случае, выбранные для анализа текстовые фрагменты необходимо представить в материалах индивидуальной работы.

[14] Контекстуально это задание связано с заданием №2 из предыдущего семинара.

[15] Каролина Филпс – мать девочки, родившейся с синдромом Дауна, автор книги «Элизабет Джой». Книга построена на основе дневниковых записей, которые Каролина вела в течение первых лет жизни девочки. В России книга была издана под названием «Мама, почему у меня синдром Дауна?», в нее вошло специальное дополнение, повествующее о периоде поступления Лиззи в колледж.

[16] Дневниковые записи А.Р. Лурии посвящены его дочери Елене Александровне.

[17] Бимка – сокращение от «любимка».

[18] [Словосочетания].

[19] В дневнике Н.А. Менчинской речь идет о развитии ее внука.

[20] Первая цифра означает год, вторая - месяц, третья - день.

[21] См. сноску 9.

[22] Речь не идет о случаях выраженной патологии нервной системы (врожденной или рано приобретенной).

[23] Этот материал необходим для групповой работы на занятии, поэтому он должен быть представлен письменно, в достаточном количестве экземпляров (соответственно количеству групп, как правило, их всего 4-5).

[24] В разработке этого задания использованы материалы из кн. Д.Шэффера «Дети и подростки: психология развития» (СПб.: Питер, 2003. – С.188).

[25] Включая данное задание в тему 8, авторы исходили из фактов онтогенеза, согласно которым детско-материнская привязанность – как фактор развития эмоционального благополучия ребенка – возникает внутриутробно, на основе пренатального опыта.

[26] В этом случае речь ведется о сюжетно-ролевой игре.

 

[27] В проведении исследования можно использовать рекомендации, составленные в контексте семинара по теме «Методы возрастной психологии».

 

В связи с переходом национальной экономики Республики Беларусь к модели социально-ориентированной рыночной экономики, особое значение для студентов приобретает овладение знаниями, получаемыми при изучении курса «Экономическая теория».

Данный курс лекций разработан в соответствии с программой интегрального модуля «Экономика» (учебная дисциплина «Экономическая теория») для неэкономических специальностей вузов и дает системное изложение экономических терминов и понятий.

Основная проблема, которая нашла отражение в данном пособии, - закономерности функционирования рыночной экономики на микро- и макроуровнях.

Главной целью данного пособия является формирование у студентов академических и социальных компетенций в экономической сфере.

Предлагаемый курс лекций рассчитан на студентов, изучающих экономическую теорию, и призван оказать помощь студентам в изучении программного материала, его систематизации и подготовке к практическим занятиям и экзамену.


 

ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ И МЕТОД




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.