КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Никандров В. В. 4 страницаПонятие о способностях.................................................................374 Способности, задатки и индивидуальные различия людей..........379 Природа человеческих способностей.............................................386 Развитие способностей....................................................................388 Глава 15. Темперамент......................................................................................394 Типы темпераментов.........................................................................— Свойства темперамента...................................................................397 Темперамент и индивидуальный стиль деятельности...................400 Темперамент и личность.................................................................401 Глава 16. Характер............................................................................................405 Определение характера.....................................................................— Типология характеров......................................................................407 Формирование характера................................................................418 •Личность и характер человека........................................................420 Глава 17. Воля....................................................................................................424 Понятие о воле..................................................................................— Теории воли.....................................................................................427 Волевая регуляция поведения.........................................................429 Развитие воли у человека................................................................432 Глава 18. Эмоции...............................................................................................435 Виды и роль эмоций в жизни человека.........................................436 Психологические теории эмоций................................................... 445 Эмоции и личность......................................................................... 452 Глава 19. Мотивация......................................................................................... 461 Мотив и мотивация.........................................................................462 Психологические теории мотивации............................................. 469 Мотивация и деятельность............................................................. 484 Мотивация и личность.................................................................... 496 Раздел ГУ. Психология человеческих взаимоотношений...................................511 Глава 20. Общение................................................................................................— Понятие и виды общения............................................................... 512 Роль общения в психическом развитии человека.........................516 Техника и приемы общения...........................................................519 Развитие общения...........................................................................522 Глава 21. Малая группа и коллектив.................................................................528 Понятия малой группы и коллектива..............................................— Феноменология малых групп.........................................................538 Межличностные отношения в группах и коллективах..................547 Эффективность групповой деятельности.......................................558 Глава 22. Личность в группе..............................................................................572 Положительное воздействие общности на индивида....................573 Отрицательное влияние группы наличность................................576 Восприятие и понимание людьми друг друга...............................585 Самочувствие личности в группе...................................................593 Глава 23. Интимные межличностные отношения.............................................601 Дружба...............................................................................................— Любовь............................................................................................. 604 Вражда............................................................................................. 609 Одиночество....................................................................................613 Глава 24. Краткий исторический очерк развития психологии...........................623 Возникновение психологических знаний...................................... 624 Развитие психологии с эпохи- Возрождения до середины XIX в..........................................................................627 Преобразование психологических знаний с середины XIX в. до второй половины XX в..............................................................630 Становление и современное состояние психологии в нашей стране................................................................................644 Словарь основных психологических понятий.......................................................651 Учебное издание Немов Роберт Семенович ПСИХОЛОГИЯ Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений В трех книгах 4-е издание Книга 1 Общие основы психологии Зав. редакцией ВЛ. Салахетдинова Зав. художественной редакцией ИЛ. Пшеничников Компьютерная верстка A.if. Попов Корректор JI.C. Верещагина Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС». Лицензия ИД № 03185 от 10.11.2000. Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.005750.08.02 от 21.08.2002. Сдано в набор 20.02.97. Подписано в печать 08.01.01. Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 43,0. Тираж 200 000 экз. (7-й завод 145 001—200 000 экз.). Заказ № 6655 (кР-г.). Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС». ISBN 5-691-00553-7(11 119571, Москва, просп. Вернадского, 88, Московский педагогический государственный университет. Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 735-66-25. E-mail: vlados@dol.ru http://www.vlados.ru Федеральное государственное унитарное предприятие Смоленский полиграфический комбинат Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 214020, г. Смоленск, ул. Смольянинова, 1.
http://www.natahaus.ru/
Н 62 Экспериментальная психология. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 480 с. ISBN 5-9268-0217-2 В учебнике экспериментальная психология рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, разрабатывающая теорию и практику психологического исследования и имеющая в качестве основного предмета изучения систему психологических методов. Психологическое исследование представлено как специфический процесс научного познания со своей логикой и фазами развития. В систематизированном виде приведена совокупность используемых в психологии методов. Рассмотрены как процессуально-практические, так и теоретико-методологические аспекты способов получения, обработки и интерпретации психологических сведений. Основное внимание уделено эмпирическим методам психологии. Книга предназначена для профессиональных психологов любой специализации, а также для студентов, аспирантов и слушателей психологическихвузов и факультетов. ISBN 5-9268-0217-2 © В. В. Никандров, 2003 © Издательство «Речь», 2003 © П. В. Борозенец, обложка, 2003 Содержание Введение................................................................................................................................................ 5 Глава 1. ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ».................................. 5 Глава 2. ИЗ ИСТОРИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ............................................... 10 Часть I ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ................... 14 Глава 3. ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ........................................................ 14 Глава 4. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ...................................................... 18 4.1. ОБЩАЯ СХЕМА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ................................................................ 18 4.2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.................................................................................................. 18 4.3. ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ................................................................................................... 21 4.4. ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ................................................................................... 22 4.5. СБОР ДАННЫХ........................................................................................................................ 23 4.5.1. Общее понятие о данных..................................................................................................... 23 4.5.2. Классификация данных....................................................................................................... 23 4.5.3. Процедура сбора данных.................................................................................................... 25 4.6. ОБРАБОТКА ДАННЫХ............................................................................................................ 25 4.6.1. Общее представление об обработке................................................................................. 25 4.6.2. Первичная обработка........................................................................................................... 27 4.6.3. Вторичная обработка............................................................................................................ 30 4.6.3.1. Общее представление о вторичной обработке.......................................................... 30 4.6.3.2. Меры центральной тенденции...................................................................................... 32 4.6.3.3. Меры изменчивости (рассеивания, разброса)............................................................ 32 4.6.3.4. Меры связи..................................................................................................................... 33 4.6.3.5. Нормальное распределение......................................................................................... 35 4.6.3.6. Некоторые методы статистического анализа данных при вторичной обработке......... 37 4.7. Интерпретация результатов................................................................................................... 38 4.7.1. Интерпретация как теоретическая обработка эмпирической информации................... 38 4.7.2. Объяснение результатов..................................................................................................... 39 4.7.2.1. Общее представление об объяснении........................................................................ 39 4.7.2.2. Виды объяснения в психологии................................................................................... 40 4.7.3. Обобщение результатов...................................................................................................... 43 4.8. Выводы и включение результатов в систему знаний............................................................. 44 Часть II МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.................................................................................................... 46 Раздел А.............................................................................................................................................. 46 Общее представление о системе методов в психологии................................................................... 46 Глава 5. КАТЕГОРИЯ «МЕТОД» В СИСТЕМЕ СМЕЖНЫХ ПОНЯТИЙ......................................... 46 Глава 6. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ......................................................................................... 49 Раздел Б Неэмпирические методы.................................................................................................. 57 Глава 7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ (ПОДХОДЫ)............................................................... 58 7.1. Сравнительный метод............................................................................................................. 58 7.2. Лонгитюдный метод................................................................................................................. 58 7.3. Комплексный метод................................................................................................................. 59 Глава 8. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ..................................................................................... 60 8.1. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ............................................................................................. 60 8.2. Качественные методы............................................................................................................. 65 Глава 9. ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ (ПОДХОДЫ).......................................................... 68 Раздел В Эмпирические методы общепсихологического значения................................................. 71 Глава 10. НАБЛЮДЕНИЕ.................................................................................................................. 73 10.1. Общее представление о методе наблюдения................................................................... 73 10.2. Виды наблюдения.................................................................................................................. 76 10.3. Интроспекция – специфический метод психологии.............................................................. 81 Глава 11. ВЕРБАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ МЕТОДЫ........................................................... 88 11.1. Беседа..................................................................................................................................... 88 11.1.1. Сущность и специфика психологической беседы.......................................................... 88 11.1.2. Основные способы ведения и виды психологической беседы.................................... 91 11.1.3. Особенности беседы с детьми......................................................................................... 94 11.2. Опрос....................................................................................................................................... 95 11.2.1. Общие сведения об опросных методах........................................................................... 95 11.2.2. Интервью............................................................................................................................ 102 11.2.2.1. Интервью как единство беседы и опроса............................................................... 102 11.2.2.2. Процедура интервьюирования................................................................................. 102 11.2.2.3. Требования к интервьюеру....................................................................................... 106 11.2.2.4. Виды интервью........................................................................................................... 107 11.2.3. Анкетирование................................................................................................................... 109 11.2.3.1. Специфика анкетирования как опросного метода................................................. 109 11.2.3.2. Анкета.......................................................................................................................... 112 11.2.3.3. Виды анкетирования.................................................................................................. 113 11.2.4. Сравнительный анализ интервью и анкетирования..................................................... 114 Глава 12. ЭКСПЕРИМЕНТ.............................................................................................................. 115 12.1. Общая характеристика психологического эксперимента............................................... 115 12.1.1. Определение..................................................................................................................... 115 12.1.2. Основные элементы экспериментального метода....................................................... 116 12.1.3. Уровни эксперимента....................................................................................................... 118 12.2. Процедурные особенности эксперимента........................................................................ 118 12.2.1. Предъявление независимой переменной....................................................................... 118 12.2.1.1. Виды НП...................................................................................................................... 118 12.2.1.2. Требования к процедуре предъявления НП........................................................... 120 12.2.1.3. Планирование эксперимента.................................................................................... 120 12.2.2. Контроль дополнительных переменных........................................................................ 126 12.2.2.1. Контроль внешних ДП................................................................................................ 126 12.2.2.2. Контроль внутренних ДП........................................................................................... 126 12.2.3. Фиксация эксперимента................................................................................................... 129 12.3. Виды эксперимента............................................................................................................. 131 12.4. Эксперимент как совместная деятельность исследователя и испытуемого.............. 138 12.4.1. Доэкспериментальное общение...................................................................................... 138 12.4.2. Экспериментальное взаимодействие............................................................................. 138 12.4.3. Послеэкспериментальное общение............................................................................... 138 Глава 13. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ.................................................................... 138 13.1. Общее представление о психологическом тестировании.............................................. 138 13.2. Возникновение и развитие метода тестирования............................................................ 138 13.3. Классификация психологических тестов......................................................................... 138 13.4. Субъективные тесты........................................................................................................... 138 13.5. Объективные тесты............................................................................................................. 138 13.6. Проективные тесты.............................................................................................................. 138 13.7. Компьютерное тестирование.............................................................................................. 138 13.8. Требования к построению и проверке тестовых методик............................................... 138 Глава 14. МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ......................................................................... 138 14.1. Определение........................................................................................................................ 138 14.2. Немного истории.................................................................................................................. 138 14.3. Понятие «МОДЕЛЬ»............................................................................................................ 138 14.3.1. Общее представление о модели.................................................................................... 138 14.3.2. Функции моделей.............................................................................................................. 138 14.3.3. Классификация моделей................................................................................................. 138 14.4. Специфика моделирования в психологии........................................................................ 138 14.5. Основные направления моделирования в психологии................................................... 138 14.5.1. Моделирование психики.................................................................................................. 138 14.5.1.1. Общие сведения о моделировании психики........................................................... 138 14.5.1.2. Моделирование физиологических основ психики................................................. 138 14.5.1.3. Моделирование психологических механизмов...................................................... 138 14.5.2. Психологическое моделирование................................................................................... 138 Раздел Г Эмпирические методы частнопсихологического значения........................................ 138 Глава 15. ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ.......................................................................... 138 15.1. Метод семантического дифференциала.......................................................................... 138 15.2. Метод семантического радикала....................................................................................... 138 15.3. Метод репертуарных решеток............................................................................................ 138 Глава 16. ПСИХОМОТОРНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ.......................................... 138 16.1. Методы исследования свойств нервной системы........................................................... 138 16.2. Методы исследования моторики....................................................................................... 138 16.3. Методика миокинетической психодиагностики................................................................ 138 Глава 17. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ.......... 138 17.1. Социометрия......................................................................................................................... 138 17.2. Групповая оценка личности................................................................................................ 138 17.3. Референтометрия................................................................................................................ 138 17.4. Методика фидлера.............................................................................................................. 138 Глава 18. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ...................................................................... 138 18.1. Общее представление о психотерапии................................................................................ 138 18.2. Гипнотерапия........................................................................................................................ 138 18.3. Аутогенная тренировка........................................................................................................ 138 18.4. Рациональная (разъяснительная) психотерапия............................................................. 138 18.5. Игровая психотерапия......................................................................................................... 138 18.6. Психоэстетотерапия............................................................................................................ 138 18.7. Наркопсихотерапия.............................................................................................................. 138 18.8. Телесная психотерапия....................................................................................................... 138 18.9. Социальная психотерапия.................................................................................................. 138 Глава 19. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ......................................... 138 Глава 20. БИОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ...................................................................................... 138 20.1. Общие сведения о системе биографических методов................................................... 138 20.2. Психобиография.................................................................................................................. 138 20.3. Каузометрия.......................................................................................................................... 138 20.4. Формализованная биографическая анкета....................................................................... 138 20.5. Психологическая автобиография...................................................................................... 138 Глава 21. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ..................................................................... 138 21.1. Психофизиологические методы как объективные способы изучения психики........... 138 21.2. Методы исследования работы вегетативной нервной системы.................................... 138 21.2.1. Измерение кожно-гальванической реакции................................................................... 138 21.2.2. Методы исследования работы сердечно-сосудистой системы................................. 138 21.2.3. Методы исследования работы дыхательной системы................................................ 138 21.2.4. Методы исследования работы пищеварительной системы........................................ 138 21.2.5. Методы исследования работы глаз............................................................................... 138 21.3. Методы исследования работы соматической нервной системы................................... 138 21.4. Методы исследования работы центральной нервной системы.................................... 138 21.4.1. Электроэнцефалография (ЭЭГ)..................................................................................... 138 21.4.2. Метод вызванных потенциалов...................................................................................... 138 Глава 22. ПРАКСИМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ.............................................................................. 138 22.1. Общее представление о праксиметрии............................................................................ 138 22.2. Общие методы исследования отдельных движений и действий.................................. 138 22.3. Специальные методы исследования трудовых операций и деятельности................. 138 ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................................................... 138
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |