Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Никандров В. В. 4 страница




Понятие о способностях.................................................................374

Способности, задатки и индивидуальные различия людей..........379

Природа человеческих способностей.............................................386

Развитие способностей....................................................................388

Глава 15. Темперамент......................................................................................394

Типы темпераментов.........................................................................—

Свойства темперамента...................................................................397

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности...................400

Темперамент и личность.................................................................401

Глава 16. Характер............................................................................................405

Определение характера.....................................................................—

Типология характеров......................................................................407

Формирование характера................................................................418

•Личность и характер человека........................................................420

Глава 17. Воля....................................................................................................424

Понятие о воле..................................................................................—

Теории воли.....................................................................................427


Волевая регуляция поведения.........................................................429

Развитие воли у человека................................................................432

Глава 18. Эмоции...............................................................................................435

Виды и роль эмоций в жизни человека.........................................436

Психологические теории эмоций................................................... 445

Эмоции и личность......................................................................... 452

Глава 19. Мотивация......................................................................................... 461

Мотив и мотивация.........................................................................462

Психологические теории мотивации............................................. 469

Мотивация и деятельность............................................................. 484

Мотивация и личность.................................................................... 496

Раздел ГУ. Психология человеческих взаимоотношений...................................511

Глава 20. Общение................................................................................................—

Понятие и виды общения............................................................... 512

Роль общения в психическом развитии человека.........................516

Техника и приемы общения...........................................................519

Развитие общения...........................................................................522

Глава 21. Малая группа и коллектив.................................................................528

Понятия малой группы и коллектива..............................................—

Феноменология малых групп.........................................................538

Межличностные отношения в группах и коллективах..................547

Эффективность групповой деятельности.......................................558

Глава 22. Личность в группе..............................................................................572

Положительное воздействие общности на индивида....................573

Отрицательное влияние группы наличность................................576

Восприятие и понимание людьми друг друга...............................585

Самочувствие личности в группе...................................................593

Глава 23. Интимные межличностные отношения.............................................601

Дружба...............................................................................................—

Любовь............................................................................................. 604

Вражда............................................................................................. 609

Одиночество....................................................................................613

Глава 24. Краткий исторический очерк развития психологии...........................623

Возникновение психологических знаний...................................... 624

Развитие психологии с эпохи- Возрождения

до середины XIX в..........................................................................627

Преобразование психологических знаний с середины XIX в.

до второй половины XX в..............................................................630

Становление и современное состояние психологии

в нашей стране................................................................................644

Словарь основных психологических понятий.......................................................651


Учебное издание

Немов Роберт Семенович

ПСИХОЛОГИЯ

Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений

В трех книгах

4-е издание

Книга 1

Общие основы психологии

Зав. редакцией ВЛ. Салахетдинова

Зав. художественной редакцией ИЛ. Пшеничников

Компьютерная верстка A.if. Попов

Корректор JI.C. Верещагина

Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».

Лицензия ИД № 03185 от 10.11.2000.

Санитарно-эпидемиологическое заключение

№ 77.99.02.953.Д.005750.08.02 от 21.08.2002.

Сдано в набор 20.02.97. Подписано в печать 08.01.01.

Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 43,0.

Тираж 200 000 экз. (7-й завод 145 001—200 000 экз.). Заказ № 6655 (кР-г.).

Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС». ISBN 5-691-00553-7(11

119571, Москва, просп. Вернадского, 88,

Московский педагогический государственный университет.

Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 735-66-25.

E-mail: [email protected]

http://www.vlados.ru

Федеральное государственное унитарное предприятие

Смоленский полиграфический комбинат

Министерства Российской Федерации по делам печати,

телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

214020, г. Смоленск, ул. Смольянинова, 1.

 

 

http://www.natahaus.ru/

 

 

Н 62 Экспериментальная психология. Учебное пособие.СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 480 с. ISBN 5-9268-0217-2

В учебнике экспериментальная психология рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, разрабатывающая теорию и практику психологического исследования и имеющая в качестве основного предмета изучения систему психологических методов. Психологическое исследование представлено как специфический процесс научного познания со своей логикой и фазами развития. В систематизированном виде приведена совокупность используемых в психологии методов. Рассмотрены как процессуально-практические, так и теоретико-методологические аспекты способов получения, обработки и интерпретации психологических сведений. Основное внимание уделено эмпирическим методам психологии.

Книга предназначена для профессиональных психологов любой специализации, а также для студентов, аспирантов и слушателей психологическихвузов и факультетов.

ISBN 5-9268-0217-2 © В. В. Никандров, 2003

© Издательство «Речь», 2003 © П. В. Борозенец, обложка, 2003


Содержание

Введение................................................................................................................................................ 5

Глава 1. ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ».................................. 5

Глава 2. ИЗ ИСТОРИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ............................................... 10

Часть I ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ................... 14

Глава 3. ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ........................................................ 14

Глава 4. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ...................................................... 18

4.1. ОБЩАЯ СХЕМА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ................................................................ 18

4.2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.................................................................................................. 18

4.3. ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ................................................................................................... 21

4.4. ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ................................................................................... 22

4.5. СБОР ДАННЫХ........................................................................................................................ 23

4.5.1. Общее понятие о данных..................................................................................................... 23

4.5.2. Классификация данных....................................................................................................... 23

4.5.3. Процедура сбора данных.................................................................................................... 25

4.6. ОБРАБОТКА ДАННЫХ............................................................................................................ 25

4.6.1. Общее представление об обработке................................................................................. 25

4.6.2. Первичная обработка........................................................................................................... 27

4.6.3. Вторичная обработка............................................................................................................ 30

4.6.3.1. Общее представление о вторичной обработке.......................................................... 30

4.6.3.2. Меры центральной тенденции...................................................................................... 32

4.6.3.3. Меры изменчивости (рассеивания, разброса)............................................................ 32

4.6.3.4. Меры связи..................................................................................................................... 33

4.6.3.5. Нормальное распределение......................................................................................... 35

4.6.3.6. Некоторые методы статистического анализа данных при вторичной обработке......... 37

4.7. Интерпретация результатов................................................................................................... 38

4.7.1. Интерпретация как теоретическая обработка эмпирической информации................... 38

4.7.2. Объяснение результатов..................................................................................................... 39

4.7.2.1. Общее представление об объяснении........................................................................ 39

4.7.2.2. Виды объяснения в психологии................................................................................... 40

4.7.3. Обобщение результатов...................................................................................................... 43

4.8. Выводы и включение результатов в систему знаний............................................................. 44

Часть II МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.................................................................................................... 46

Раздел А.............................................................................................................................................. 46

Общее представление о системе методов в психологии................................................................... 46

Глава 5. КАТЕГОРИЯ «МЕТОД» В СИСТЕМЕ СМЕЖНЫХ ПОНЯТИЙ......................................... 46

Глава 6. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ......................................................................................... 49

Раздел Б Неэмпирические методы.................................................................................................. 57

Глава 7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ (ПОДХОДЫ)............................................................... 58

7.1. Сравнительный метод............................................................................................................. 58

7.2. Лонгитюдный метод................................................................................................................. 58

7.3. Комплексный метод................................................................................................................. 59

Глава 8. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ..................................................................................... 60

8.1. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ............................................................................................. 60

8.2. Качественные методы............................................................................................................. 65

Глава 9. ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ (ПОДХОДЫ).......................................................... 68

Раздел В Эмпирические методы общепсихологического значения................................................. 71

Глава 10. НАБЛЮДЕНИЕ.................................................................................................................. 73

10.1. Общее представление о методе наблюдения................................................................... 73

10.2. Виды наблюдения.................................................................................................................. 76

10.3. Интроспекция – специфический метод психологии.............................................................. 81

Глава 11. ВЕРБАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ МЕТОДЫ........................................................... 88

11.1. Беседа..................................................................................................................................... 88

11.1.1. Сущность и специфика психологической беседы.......................................................... 88

11.1.2. Основные способы ведения и виды психологической беседы.................................... 91

11.1.3. Особенности беседы с детьми......................................................................................... 94

11.2. Опрос....................................................................................................................................... 95

11.2.1. Общие сведения об опросных методах........................................................................... 95

11.2.2. Интервью............................................................................................................................ 102

11.2.2.1. Интервью как единство беседы и опроса............................................................... 102

11.2.2.2. Процедура интервьюирования................................................................................. 102

11.2.2.3. Требования к интервьюеру....................................................................................... 106

11.2.2.4. Виды интервью........................................................................................................... 107

11.2.3. Анкетирование................................................................................................................... 109

11.2.3.1. Специфика анкетирования как опросного метода................................................. 109

11.2.3.2. Анкета.......................................................................................................................... 112

11.2.3.3. Виды анкетирования.................................................................................................. 113

11.2.4. Сравнительный анализ интервью и анкетирования..................................................... 114

Глава 12. ЭКСПЕРИМЕНТ.............................................................................................................. 115

12.1. Общая характеристика психологического эксперимента............................................... 115

12.1.1. Определение..................................................................................................................... 115

12.1.2. Основные элементы экспериментального метода....................................................... 116

12.1.3. Уровни эксперимента....................................................................................................... 118

12.2. Процедурные особенности эксперимента........................................................................ 118

12.2.1. Предъявление независимой переменной....................................................................... 118

12.2.1.1. Виды НП...................................................................................................................... 118

12.2.1.2. Требования к процедуре предъявления НП........................................................... 120

12.2.1.3. Планирование эксперимента.................................................................................... 120

12.2.2. Контроль дополнительных переменных........................................................................ 126

12.2.2.1. Контроль внешних ДП................................................................................................ 126

12.2.2.2. Контроль внутренних ДП........................................................................................... 126

12.2.3. Фиксация эксперимента................................................................................................... 129

12.3. Виды эксперимента............................................................................................................. 131

12.4. Эксперимент как совместная деятельность исследователя и испытуемого.............. 138

12.4.1. Доэкспериментальное общение...................................................................................... 138

12.4.2. Экспериментальное взаимодействие............................................................................. 138

12.4.3. Послеэкспериментальное общение............................................................................... 138

Глава 13. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ.................................................................... 138

13.1. Общее представление о психологическом тестировании.............................................. 138

13.2. Возникновение и развитие метода тестирования............................................................ 138

13.3. Классификация психологических тестов......................................................................... 138

13.4. Субъективные тесты........................................................................................................... 138

13.5. Объективные тесты............................................................................................................. 138

13.6. Проективные тесты.............................................................................................................. 138

13.7. Компьютерное тестирование.............................................................................................. 138

13.8. Требования к построению и проверке тестовых методик............................................... 138

Глава 14. МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ......................................................................... 138

14.1. Определение........................................................................................................................ 138

14.2. Немного истории.................................................................................................................. 138

14.3. Понятие «МОДЕЛЬ»............................................................................................................ 138

14.3.1. Общее представление о модели.................................................................................... 138

14.3.2. Функции моделей.............................................................................................................. 138

14.3.3. Классификация моделей................................................................................................. 138

14.4. Специфика моделирования в психологии........................................................................ 138

14.5. Основные направления моделирования в психологии................................................... 138

14.5.1. Моделирование психики.................................................................................................. 138

14.5.1.1. Общие сведения о моделировании психики........................................................... 138

14.5.1.2. Моделирование физиологических основ психики................................................. 138

14.5.1.3. Моделирование психологических механизмов...................................................... 138

14.5.2. Психологическое моделирование................................................................................... 138

Раздел Г Эмпирические методы частнопсихологического значения........................................ 138

Глава 15. ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ.......................................................................... 138

15.1. Метод семантического дифференциала.......................................................................... 138

15.2. Метод семантического радикала....................................................................................... 138

15.3. Метод репертуарных решеток............................................................................................ 138

Глава 16. ПСИХОМОТОРНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ.......................................... 138

16.1. Методы исследования свойств нервной системы........................................................... 138

16.2. Методы исследования моторики....................................................................................... 138

16.3. Методика миокинетической психодиагностики................................................................ 138

Глава 17. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ.......... 138

17.1. Социометрия......................................................................................................................... 138

17.2. Групповая оценка личности................................................................................................ 138

17.3. Референтометрия................................................................................................................ 138

17.4. Методика фидлера.............................................................................................................. 138

Глава 18. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ...................................................................... 138

18.1. Общее представление о психотерапии................................................................................ 138

18.2. Гипнотерапия........................................................................................................................ 138

18.3. Аутогенная тренировка........................................................................................................ 138

18.4. Рациональная (разъяснительная) психотерапия............................................................. 138

18.5. Игровая психотерапия......................................................................................................... 138

18.6. Психоэстетотерапия............................................................................................................ 138

18.7. Наркопсихотерапия.............................................................................................................. 138

18.8. Телесная психотерапия....................................................................................................... 138

18.9. Социальная психотерапия.................................................................................................. 138

Глава 19. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ......................................... 138

Глава 20. БИОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ...................................................................................... 138

20.1. Общие сведения о системе биографических методов................................................... 138

20.2. Психобиография.................................................................................................................. 138

20.3. Каузометрия.......................................................................................................................... 138

20.4. Формализованная биографическая анкета....................................................................... 138

20.5. Психологическая автобиография...................................................................................... 138

Глава 21. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ..................................................................... 138

21.1. Психофизиологические методы как объективные способы изучения психики........... 138

21.2. Методы исследования работы вегетативной нервной системы.................................... 138

21.2.1. Измерение кожно-гальванической реакции................................................................... 138

21.2.2. Методы исследования работы сердечно-сосудистой системы................................. 138

21.2.3. Методы исследования работы дыхательной системы................................................ 138

21.2.4. Методы исследования работы пищеварительной системы........................................ 138

21.2.5. Методы исследования работы глаз............................................................................... 138

21.3. Методы исследования работы соматической нервной системы................................... 138

21.4. Методы исследования работы центральной нервной системы.................................... 138

21.4.1. Электроэнцефалография (ЭЭГ)..................................................................................... 138

21.4.2. Метод вызванных потенциалов...................................................................................... 138

Глава 22. ПРАКСИМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ.............................................................................. 138

22.1. Общее представление о праксиметрии............................................................................ 138

22.2. Общие методы исследования отдельных движений и действий.................................. 138

22.3. Специальные методы исследования трудовых операций и деятельности................. 138

ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................................................... 138





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.