КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Требования к основной части обзорной многоплановой экскурсии
Один из основных классификационных параметров экскурсий их содержание. В соответствии с содержанием экскурсии делятся на обзорные и тематические. Подготовка обзорной многоплановой экскурсии – весьма сложный процесс. Он включает: - определение цели, задач и основных подтем экскурсии; - объезд города (населенного пункта) для предварительного отбора объектов и составления маршрута экскурсии; - составление списка источников информации (литературные и архивные источники, фонды музеев, материалы отделов рукописей и редких книг библиотек, интервью с учеными – знатока ми истории города (края), статистические данные); - изучение материалов; - подготовка иллюстративного материала; - составление картотеки экскурсионных объектов; - объезд маршрута для уточнения местонахождения объектов и времени для освещения основных подтем экскурсии. Выбор подтем многоплановой экскурсии обусловлен своеобразием каждого города: особенностями исторического развития и застройки, наличием памятников архитектуры, искусства, богатством национальных обрядов, обычаев, традиций и др. Одна из подтем экскурсии становится наиболее значимой (ведущей). Например, на экскурсии по столице Республики Беларусь ведущими подтемами могут быть: «Минск – город-герой», «Минск – город европейской культуры», «Минск спортивный» и т.д. Таким образом, основными подтемами обзорной многоплановой экскурсии по городу (населенному пункту) становятся различные аспекты его экономической, научной, культурно-исторической, спортивной жизни. Маршрут обзорной экскурсии строится на основе разнохарактерных экскурсионных объектов, включая памятники историко-культурного наследия, природы, инженерные сооружения и др. Обзорные экскурсии аналогичны по структуре, а их обязательные подтемы при включении новых объектов показа могут быть расширены и стать самостоятельными тематическими экскурсиями. В экскурсионном тексте выделяют характерные черты города, оказавшие особое влияние на его историческое развитие. Специфика экскурсионного показа города зависит от его типа (столица, город-герой, областной или районный центр, город – заповедник истории и архитектуры, город-курорт, город (населенный пункт), связанный с жизнью и деятельностью знаменитых людей и т.п.). Любая экскурсия, в том числе и обзорная многоплановая, так или иначе освещает вопросы и проблемы современной жизни города. Она может полностью сосредоточиваться на показе современных достижений города или включать современный материал частично; акцентироваться на исторических событиях, архитектуре, искусстве, общественных и государственных деятелях минувших эпох и содержать современную оценку прошлого. Но соотношению современного и исторического материала экскурсии дифференцируются на три группы. Глубокому и всестороннему раскрытию достижений страны во всех областях развития способствуют посещение и осмотр промышленных предприятий и культурно-зрелищных, научных учреждений, современных жилых районов. Такой показ возможен в экскурсиях первой группы. В экскурсионных текстах второй группы необходимо соблюдать пропорциональное соотношение исторического и современного материала, раскрывая их взаимосвязь, закономерность исторического развития страны (города). Экскурсионные тексты третьей группы раскрывают историческое прошлое и способствуют освещению современной действительности. Экскурсовод представляет явления и события минувшего в единстве с настоящим, дает научную оценку историческим фактам в современной интерпретации. В содержании экскурсионного текста должен быть взвешенно распределен локальный и общий материал, а история города (населенного пункта) прослежена в неразрывной связи с историей всего края. В обзорной экскурсии следует рассматривать: основные объекты, раскрывающие ее тему; дополнительные, главным критерием которых является степень их информационности, а целью – освещение подтемы; подлинные. Принципы составления маршрута следующие: - географический – ознакомление экскурсантов с определенной частью города (местности) во всех аспектах (топографическом, историко-культурном, архитектурном); - хронологический – от первого летописного упоминания до сегодняшних дней; - тематический – по этому принципу строится большинство экскурсий. - комплексный (тематико–хронологический принцип) присущ обзорным (многоплановым) экскурсиям. Хронология прослеживается, как правило, в подтемах данного типа экскурсий. На практике они взаимодействуют, обеспечивая последовательный показ объектов с раскрытием всех намеченных подтем и логичным изложением их содержания. Отдельные памятники на маршруте привлекают внимание экскурсантов, хотя не имеют отношения к теме. Экскурсоводу целесообразно дать о них справку, удовлетворив любознательность экскурсантов, и продолжать показ объектов согласно технологической карте экскурсии. Многоплановый характер объектов обзорной экскурсии отражается на объеме и тематике комплекта наглядных пособий (портфеля экскурсовода), который должен отвечать различным подтемам. В обзорной многоплановой экскурсии посещение музеев или других культурно-просветительных учреждений предусматривается еще на стадии ее разработки для определения возможных подтем. В основном планируется посещение многоплановых экспозиций музеев – археологических, этнографических, мемориальных, художественных и др. Время обзорной экскурсии но экспозиции музея составляет от 15 до 40 мин, что меньше, чем требует проведение музейных экскурсий.. Политемный характер обзорной экскурсии обязывает экскурсовода делать сложные логические (неформальные) переходы, силам мая памятники разных эпох и основные подтемы экскурсии и единое целое. При этом должна учитываться ведущая подтема. Например, при показе исторических памятников дается их исторический анализ и присутствуют только отдельные элементы искуствоведческого, а в искусствоведческой экскурсии производится искусствоведческий анализ. Конструктивные (формальные) переходы свидетельствуют о недостаточной отработанности темы. Методические приемы показа, рассказа и особые приемы ведения обзорных экскурсий весьма разнообразны. Чаще используются предварительный осмотр, экскурсионный анализ (архитектурный, исторический, естественнонаучный), реже – приемы зрительной реконструкции (поскольку в обзорной экскурсии должны преобладать подлинные объекты), сравнение (по сходству и различию, в том числе с другими широко известными экскурсантам объектами), показ из окон автобуса по ходу движения. Из методических приемов рассказа преимущественно применяются экскурсионная справка, описание объектов, цитирование. Используются также объяснение, комментирование и литературный монтаж. Такие особые приемы, как элементы ритуала, движение (во время выходов из транспортного средства для осмотра основных объектов, вдоль и вокруг объекта, заход внутрь) позволяют детально провести экскурсионный анализ объектов показа. Структура экскурсии типична: вступление, основная часть (оснащение подтем экскурсии), заключение. Чтобы вести экскурсию высокой категории сложности, экскурсоводу необходимы разносторонние знания и виртуозное владение методическими приемами и техникой ее проведения. Как отмечалось ранее, почти в каждой экскурсии одна из подтем в силу своей значимости становится ведущей (например, в теме «Минск – город-герой» обязательно поднимается подтема подвига народа в годы Великой Отечественной войны, а в теме «Минск – столица Республики Беларусь» освещается экономическая, научная и культурно-историческая жизнь города и страны) При создании обзорной многоплановой экскурсии по городу (населенному пункту) предпочтение отдается подтемам, раскрывающим его характерные черты, историю возникновения, особенности планировки и архитектуры, культурного и национального своеобразия и др. Политемный характер экскурсии привлекает экскурсантов возможностью за 3-4 академических часа получить целостное представление об определенном населенном пункте, его достопримечательностях, этапах развития, особенностях архитектурного облика, познакомиться с историческими местами и современными памятниками. Поэтому обзорные экскурсии – самые посещаемые – проводятся для всех категорий экскурсантов и требуют дифференцированного подхода к аудитории. Экскурсионные тексты и технологические карты для них составляются с учетом специфики экскурсионных групп по различным параметрам. Допуск экскурсовода к проведению экскурсии осуществляется в общепринятом порядке (организуются прием, прослушивание и реклама экскурсии). Обзорные политемные экскурсии можно успешно использовать для рекламы других экскурсий, по ходу раскрытия подтем приглашая экскурсантов посетить экскурсии по интересующей их тематике для более глубокого знакомства с определенными историческими реалиями или персонажами. Следует отметить, что обзорная многоплановая экскурсия включает и элементы краеведения. Путешествие по какому-либо населенному пункту, подготовленное на местном материале, знакомит экскурсантов с его географическим положением, природным богатством» историей. Это требует от экскурсовода изучения определенной локальной территории страны. Экскурсия, построенная на краеведческом материале, направлена на воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к родному краю, его прошлому и настоящему, поэтому локальность материала – ее важнейшее условие. Краеведческий материал обзорных многоплановых экскурсий включает сведения о топонимике (исторически сложившихся названиях) рек, улиц, площадей, а также факты, связанные с прославленными людьми данного края. Фактический материал собирают в архивах, местных музеях (включая краеведческие, школьные, музеи трудовой славы и т.п.), публикациях о результатах, поиска краеведов. Изучается краеведческая, мемуарная, эпистолярная, художественная литература, в которой нашли отражение описания историко-культурного наследия края» Если город (населенный пункт) имеет свой герб, что весьма характерно для Беларуси, рассказ о его символике с показом герба необходимо включить в экскурсию. Экскурсионные объекты отбираются с учетом их краеведческой значимости: с каким событием или известным в крае человеком связаны, почему находятся на данной территории, что собой представляют в историческом, архитектурном или художественном отношении. При показе объектов, определенных участков местности, раскрываются их особенности и характерные черты, связь с важными для данной территории событиями. В экскурсии не используются методические приемы локализации места событий, реконструкции объекта и событий, демонстрации наглядных пособий и др. В рассказе экскурсовода даются характеристики объектов, а события из истории края описываются с использованием цитат из документов, воспоминаний и других источников. Как особые методические приемы рекомендуются встречи со знаменитыми людьми или их потомками. Использование данных рекомендаций сделает более яркой картину определенной географической области страны.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |