Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее представление о системе методов в психологии 2 страница




По типу инструкции в психологии представлено две классификации методов. Суть первой в следующем. Если инструкция дает испытуемому достаточную для всей его работы информацию, то говорят о методе с полной инструкцией, кия чаще просто о методе с инструкцией. Если же по замыслу метода даются сведения, позволяющие испытуемому регламентированно действовать только на начальных этапах его работы, а в дальнейшем он лишен возможности обращаться к ведущему за разъяснениями и помощью, то говорят о методе с самоинструкцией. Предполагается, что, втягиваясь в работу, испытуемый самостоятельно углубляет и расширяет свое понимание исходной инструкции.

Другая классификация учитывает, что инструкцией может предусматриваться различная степень самостоятельности испытуемого при ответе на стимуляцию (в том числе на вопросы в анкетах, опросниках и т. п.). И тогда методы делятся на методы со свободной или с принудительной инструкцией. Свободная инструкция позволяет давать ответы в любой форме и любой категории, в том числе и неопределенные (типа «не знаю», «не ясно», «кажется»). Инструкция принудительная жестко регламентирует категории ответов, из которых испытуемый может выбрать определенное количество, обычно – один. Чаще всего система предусмотренных ответов представлена парой альтернативных вариантов («да – нет», «вижу – не вижу» и т. п.).

10. По материально-техническому обеспечению различают методы аппаратурные, безаппаратурные и свободные.

Аппаратурные методы предполагают то или иное техническое оснащение, специальное оборудование. Их применение эффективно обычно в определенных стационарных условиях (лаборатория, клиника, спеццентры). Насыщенность аппаратурой, ее сложность и стоимость могут колебаться в большом диапазоне: от элементарного секундомера или динамометра до мощных комплексов тончайшей электронной техники.

При этом аппаратурное обеспечение относят обычно к этапу сбора данных об изучаемом объекте. Применение техники, в том числе ЭВМ, на этапе обработки данных не характеризует метод как аппаратурный. Правда, намечающаяся в последнее время тенденция к использованию автоматизированных вариантов безаппаратурных методов стирает грани по данному критерию. Автоматизация заключается в предъявлении стимульного материала и регистрации ответов испытуемого через компьютер с одновременной математической обработкой данных. Иногда этот контакт испытуемого с ЭВМ усложняется до так называемого «диалогового режима», когда текущие результаты определяют дальнейший ход исследования (обследования) и действия испытуемого.

Наибольшую насыщенность аппаратурой демонстрируют психофизиологические методы, психомоторные тесты, методы измерения времени реакции, психофизические методы.

Безаппаратурные методы не требуют специальной аппаратуры и обходятся в основном бумагой и карандашом, за что получили дополнительное наименование – методы «карандаш – бумага». Хотя зачастую их применение сопровождается использованием несложной техники: часы, секундомеры, магнитофоны, диктофоны. Стимульный материал дается в виде либо изображений (рисунки, графики, фотографии, картинки, карточки), либо набора простых предметов (кубики, фишки, домино, геометрические фигуры), либо текстов (перечень вопросов, специально вербализованные задания, литературные отрывки). Словесные ответы испытуемого записываются протоколистом или самим испытуемым. Невербальные ответы также регистрируются тем или иным образом в соответствующем протоколе. Практически все подобные методы предусматривают регистрацию ответов на специально разработанных бланках, что определило другое их наименование – бланковые методы. В большинстве случаев на этих же бланках воспроизводится и стимульный материал. Здесь же, как правило, приводится и инструкция испытуемому, а иногда и пояснения к обработке данных.

К этой категории методов относится большинство тестов по психодиагностике личности (личностные опросники, тесты интеллекта, многие проективные тесты), анкеты и биографические методы, различные социально-психологические методики, основанные на опросе, множество методов исследования психических процессов и состояний. Типичные образцы бланковых методик: корректурная проба, тесты Векслера, Кеттелла, Розенцвейга, упрощенный теппинг-тест, миокинетическая методика Мира-Ло-пеца, автобиография, анкета оптанта.

Выделение группы свободных методов – весьма условно. Сюда мы относим такие, которые не предусматривают жесткой привязки процедуры к тем или иным вариантам аппаратурного или бланкового обеспечения. Это обеспечение зависит больше от возможностей исследователя и решаемых им задач, чем от требований метода. Например, интервью может проводиться в специальных помещениях, с использованием видео- и звукозаписывающей аппаратуры. Но можно интервьюировать и с блокнотом в руках. А можно и вообще без актуальной регистрации с последующим восстановлением информации по памяти. То же самое можно отнести к беседе, наблюдению, к ряду вариантов биографического метода и профессиографии. Трудно со всей определенностью отнести к аппаратурным или бланковым методам изучение документов или продуктов деятельности. Тогда есть возможность в целях упорядочивания всей совокупности методов по рассматриваемому критерию отнести их к некой третьей категории, которую обозначили как свободные методы.

11. Недавно предложено деление методов по их познавательным возможностям и назначению [349]: методы объяснительной, описательной и практической психологии. Прототипом этой классификации является деление В. Дильтеем (1833–1911) и его последователем Э. Шпрангером (1882–1963) психологической науки на две части: естественно-научную, опирающуюся на анализ и способную к причинно-логическому объяснению, и духовно-научную, опирающуюся на синтез и интуитивное понимание и способную только к описанию [ 113,114, 412]. Однако представляется, что столь емкие классификационные критерии оставляют весьма обширные возможности для их истолкования, что ведет к неоднозначности и нестрогости соответствующей классификации. Три выделенных основных класса не имеют четких границ, что сказалось и на многовариантности их наименования. Объяснительная психология именуется и как естественнонаучная, и как академическая психология. На наш взгляд, термины «объясни-тельность», «естественнонаучность», «академичность» вовсе не являются синонимами. Они обозначают пересекающиеся понятия с разной содержательной нагрузкой.

То же относится и к двум другим группам данной классификации. Вторая группа объединяет методы описательной психологии, обозначаемой и как гуманитарная, и как понимающая психология. Третья группа – методы практической психологии, рамки которой сужены до психотерапевтической практики. Несколько эклектичным выглядит и состав каждой группы.

Но учитывая исторически сложившуюся высокую степень терминологической произвольности в психологии и удивительное умение психологов понимать друг друга даже там, где «значение» и «смысл» значительно расходятся, подобное размежевание психологических методов несомненно имеет право на существование.

В итоге в группу «объяснителышх» методов (они же – объективные) включаются: в ранге метанаучных (по нашей терминологии, всеобщих) – математическое моделированием статистический анализ; как общенаучные – наблюдение (сплошное и выборочное,) и эксперимент (лабораторный, естественный и формирующий); в качестве конкретно-научных – тесты (способностей, достижений и профпригодности), анализ продуктов деятельности (контент-анализ, графология и анализ рисунков) и опрос (в виде беседы (интервью) и анкеты).

К «описательным» методам отнесены: 1) интроспекция, 2) самоотчет, 3) включенное наблюдение, 4) эмпатическое слушание, 5) идентификация, 6) беседа как диалог, 7) биографический метод, 8) интерпретация внутреннего мира другого, 9) интуиция, 10) герменевтика (толкование текста).

Группу «практических» методов составляют различные «техники» психологической консультации, психокоррекции, психотерапии и психотренинга. В число таких «техник» включены гип ноз, психоанализ, логотерапия, психосинтез, транзактный анализ, психодрама и другие методики преимущественно психотерапевтического характера.

12. Историографический интерес представляет деление методов на интроспекцию, экстроспекцию и понимание. Считается, чтоэто первая в истории психологии классификация исследовательских методов [165, 482].

Первые два способа изучения психических явлений по сути есть разновидности наблюдения: внутреннее (самонаблюдение) и внешнее (объективное) наблюдение. Метод понимания более расплывчат и имеет не одну трактовку, из которых наиболее известны две следующие. Понимание как интуитивное проникновение в сущность наблюдаемого психического явления ипонимание как сопереживание (эмпатия) исследователя и исследуемого. В таких значениях термина «понимание» этот метод может быть отнесен к разряду «описательных» по предыдущей классификации.

Психологической науке известны и другие, более частные виды методической систематики разной степени обоснованности, проработанности и научно-практической ценности. Упомянем три из них: классификация Д. Т. Кэмпбелла [178], М. С. Роговина и Г. В. Залевского [324] и В. Н. Дружинина [120].

13. Классификация Д. Т. Кэмпбелла зиждется на критерии «типответа». Предполагается, что ответы могут быть определеннымиили любыми, прямыми или непрямыми и структурированнымиили свободными. Комбинации этих признаков дают восемь типовответов и соответствующее число методических разновидностей.

14. Классификация М. С. Роговина и Г. В. Залевского. В ее основе заложена идея соотношения между субъектом (исследователем) и объектом (исследуемым) в познавательном процессе. Продвигаясь по оси «субъектно-объектное взаимодействие» отминимума к максимуму, авторы получили следующий ряд из шести методов: 1) герменевтический (субъект и объект не противопоставлены; метод есть мысленная операция, чем сближается с пониманием); 2) биографический (объект выделяется как целое, подлежащее познанию, но пассивное целое); 3) наблюдение (четкое размежевание субъекта и объекта, объект активен, но не по отношению к субъекту); 4) самонаблюдение (превращение субъекта в объект на основе предшествующего размежевания; есть взаимодействие, но не противопоставление); 5) клинический (объект противопоставлен субъекту, но пассивен; переход от внеш-ненаблюдаемого к внутренним механизмам); 6) эксперимент (активное противостояние объекта и субъекта, причем субъект влияет на жизнедеятельность и свойства объекта). О достоинствах этой классификации предоставим судить читателю.

15. Классификация В. Н. Дружинина. Что касается этой классификаций, то ее, пожалуй, за таковую можно принять с определенными оговорками. Это скорее совокупность интересных предложений, требующих дальнейшей шлифовки, сопряжения я систематизации. Но их аргументация и оригинальность в сочетании с элементами наглядности не позволяют пройти мимо них.

Первое предложение состоит в представлении всего множества психологических методов «по аналогии с другими науками» в виде трех групп: 1) эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования; 2) теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее – с предметом исследования); 3) интерпретация и описание, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами). По составу третьей группы автор никаких сведений не дает. В группе теоретических методов он выделяет: дедуктивный метод (результат – теория, закон и др.); индуктивный метод (результат – индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация); моделирование (в логическом плане – трансдукция. Результат – модель объекта, процесса, состояния). Наиболее насыщена информацией, естественно, группа эмпирических методов. В статусе общенаучных эмпирических методов рассматриваются: наблюдение, эксперимент и измерение- В качестве психологических эмпирических методов выступают: наблюдение, беседа, эксперимент и «архивный метод» (анализ продуктов деятельности). Из контекста работы [120] можно сделать вывод, что к психологическим эмпирическим методам автор относит также измерение и понимание, содержательная нагрузка которых варьирует.

Второе предложение заключается в выделении двух оснований для «простейшей классификации» эмпирических психологических методов. Это – степень активности исследователя (субъекта познания) и уровень инструментального обеспечения познавательного процесса или, точнее, уровень его опосредованности. Тогда получают такую систему:

Третье предложение – это развитие предыдущей идеи. Два классификационных критерия обусловливают двумерность системы, а следовательно, возможность ее плоскостного наглядного представления. Но в основе уже лежат другие критерии. А именно, интенсивности взаимодействия исследователя и испытуемого и степень субъектированности–объектированности эмпирической процедуры. Первый признак определяет ось с полюсами «наличие взаимодействия» (два субъекта, внешний диалог) и «отсутствие взаимодействия» (один субъект, внутренний диалог). Вторая ортогональная ось имеет соответственно полюса «объективный процесс» (измерение, тестирование, внешние средства познания) и «субъективный процесс» (понимание, интерпретация, эмпатия, внутренние средства познания в виде личного опыта, индивидуальных смыслов, приемов интерпретации и т. п.). Совмещение обеих идей дает нижеследующую схему:

Коль скоро в приведенных схемах присутствует метод измерения (и как общенаучный, и как психологический), выскажем свою точку зрения по этому поводу. Представляется, что измерение не следует рассматривать как самостоятельный метод познания. Это – средство, инструмент для количественного выражения изучаемых объектов и явлений, используемый в различных методах. И тогда можно говорить об измерении в эксперименте, измерении в психодиагностике при тестировании, измерении при шкалировании, измерении при праксиметрии. Измерение возможно в наблюдении – например, хронометраж, взвешивание, определение размеров и местоположения объекта наблюдения. Даже при изучении документов возможно применение измерения. Например, определение площади печатного текста или длительности телесообщений при контент-анализе. Интересующихсяизмерением в психологии для более тщательного знакомства спроблемой отсылаем к работам [28, 126, 192, 201, 224, 271, 316,360,362,363,411,413].

16. Одной из наиболее успешных, удобных и широко признанных является классификация психологических методов, предложенная Б. Г. Ананьевым, который, в свою очередь, опирался на классификацию болгарского ученого Г. Пирьова [9,10,283,284]. Считается, что Б. Г. Ананьевым «была разработана классификация, соответствующая современному уровню науки и стимулировавшая дальнейшие исследования по этой центральной для методологии психологии проблеме»[203, с. 45]. Группировка методов произведена в соответствии с этапами психологического исследования. Разбивка на этапы по Б. Г. Ананьеву хотя и не совпадает полностью с приведенной нами в предыдущей части пособия, все же очень близка к ней: А) организационный этап (планирование); Б) эмпирический этап (сбор данных); В) обработка данных; Г) интерпретация результатов.

Немного изменив и дополнив классификацию Б. Г. Ананьева, получим более развернутую систему методов, которую рекомендуем как опорную при изучении психологического инструментария:

I. Организационные методы (подходы)

1. Сравнительный.

2. Лонгитюдный.

3. Комплексный.

II. Эмпирические методы

1. Обсервационные (наблюдение):

а) объективное наблюдение;

б) самонаблюдение (интроспекция).

2. Вербально-коммуникативные методы:

а) беседа;

б) опрос (интервью и анкетирование).

3. Экспериментальные методы:

а) лабораторный эксперимент;

б) естественный эксперимент;

в) формирующий эксперимент.

4. Психодиагностические методы:

а) психодиагностические тесты;

б) психосемантические методы;

в) психомоторные методы;

г) методы социально-психологической диагностики личности.

5. Психотерапевтические методы;

6. Методы изучения продуктов деятельности:

а) метод реконструкции;

б) метод изучения документов (архивный метод);

в) графология.

7. Биографические методы;

8. Психофизиологические методы:

а) методы изучения работы вегетативной нервной системы;

б) методы изучения работы соматической нервной системы;

в) методы изучения работы центральной нервной системы.

9. Праксиметрические методы:

а) общие методы исследования отдельных движений и действий;

б) специальные методы исследования трудовых операцийи деятельности.

10. Моделирование;

а) моделирование психики;

б) психологическое моделирование.

11.Специфические методы отраслевых психологических наук.

III. Методы обработки данных

1. Количественные методы;

2. Качественные методы.

IV. Интерпретационные методы (подходы)

1. Генетический.

2. Структурный.

3. Функциональный.

4. Комплексный.

5. Системный.

Приведенная классификация не претендует на исчерпывающую полноту и строгую систематичность. И вслед за Б. Г. Ананьевым мы можем сказать, что «противоречия современной методологии, методики и техники психологии достаточно глубоко отразились в предлагаемой классификации» [10, с. 293]. Так, характерен вопрос: «Почему группа интерпретационных методов отделена от организационных?» [120, с. 41]. Формально ответпрост: потому что есть самостоятельные этапы исследования – организационный и интерпретационный. Но по существу ответить труднее. На наш взгляд, дело может проясниться, если рассматривать эти методы не столько как конкретные способы получения знаний, сколько как методические стратегии исследования. И тогда правильнее было бы говорить не об организационных и интерпретационных методах, а о научных подходах применительно к соответствующим стадиям исследовательского процесса. Иначе говоря, на этих этапах исследования происходит совмещение методологического и методического уровней познания. Методологически оба этапа есть неразрывное целое, а методически – это две разные фазы научного познавательного процесса. Исходя из этих соображений, предлагается соответствующие методы продублировать в скобках наименованием «подходы».

Следует признать также несовершенство и дискуссионность группировки эмпирических методов, где трудно придерживаться одного какого-то критерия, позволяющего расположить наиболее известные и распространенные методы сбора данных линейно и последовательно. Мы отчетливо сознаем, что почти все методы этого раздела могут служить целям психодиагностики, а психодиагностические методики, в свою очередь, могут включать элементы экспериментирования, наблюдения, праксиметрии, психотерапии и т. д. Совершенно очевидно, что любой психофизиологический или праксиметрический метод можно подвести под рубрику эксперимента, а биографические методы рассматривать как реализацию беседы, опроса или изучения продуктов деятельности. Более того, при желании любой психологический метод (и не только эмпирический) можно признать моделированием, поскольку, во-первых, основной предмет исследования психологии (психика) недоступен непосредственному наблюдению и изучению, а во-вторых, любая процедура изучения проявлений психики сопровождается большей или меньшей степенью искусственности вызова этих проявлений. Таким образом, можно констатировать, что все представленные здесь эмпирические методы в той или иной мере находятся друг с другом в отношениях пересечения или включенности. Такого положения можно избежать, видимо, только введя систему критериев, каждый из которых будет определять одну ось расположения методов. Полное и предельно точное описание взаимосвязей между всеми методами (т. е. предельно адекватная их систематизация) может быть осуществлено лишь в многомерном пространстве, где число измерений будет определяться количеством осей-признаков. Но тогда неизбежны потери в наглядности, и классификация теряет свои дидактические достоинства.

Приведенная классификация все же дает общее представление о системе используемых в психологии методов, причем методов с устоявшимися в практике их использования обозначениями и наименованиями. Кроме того, предложенная классификация является системой гибкой и открытой, допускающей дополнения и коррекции без существенных изменений в целом.

Раздел Б Неэмпирические методы

Неэмпирические методы психологии – это научно-исследовательские приемы психологической работы вне рамок контакта (непосредственного или опосредованного) исследователя с объектом исследования. Эти приемы, во-первых, способствуют организации получения психологической информации с помощью эмпирических методов и, во-вторых, дают возможность преобразования этой информации в достоверное научное знание.

Опираясь на последнюю из приведенных выше классификаций, имеем три группы неэмпирических методов: организационные, обработки данных и интерпретационные. Последовательно рассмотрим их.


Глава 7. Организационные методы (подходы)

Эти методы скорее следует именовать подходами, так как они представляют собой не столько конкретный способ исследования, сколько процедурную стратегию. Выбор того или иного способа организации исследования предопределяется его задачами. А выбранный подход, в свою очередь, сам определяет набор и порядок применения конкретных методов сбора данных об объекте и предмете изучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.