Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели пожарной опасности, огнестойкости зданий и строительных конструкций




VI. Текст лекции

Вводная часть

Во вводной части занятия (5 минут) преподаватель принимает доклад у дежурного по учебной группе о готовности группы к занятиям. Проверяет наличие обучающихся, делает соответствующие отметки в учебном журнале группы и строевой записке. Объявляет тему, учебные цели, вопросы, рассматриваемые на занятии и литературу. Доводит расчет учебного времени на отработку учебных вопросов.

Учебные вопросы

В ходе занятия(80минут) преподаватель доводит новый учебный материал, контролирует работу обучающихся. Создает условия для развития творческого мышления и самостоятельности обучающихся. При необходимости своевременно разъясняет отдельные положения, вызывающие затруднения и вопросы.

Заключительная часть

В заключительной части занятия(5 минут) в целях проверки качества усвоения обучающимися учебного материала преподаватель может провести выборочную проверку конспектов, подводит итоги всего занятия. Выдается задание на подготовку к следующему семинарскому занятию. Подается команда к завершению занятия.

 

в теме № 9 Вас ознакомили с исходными сведениями о зданиях. С 10-й по 19-ю тему Вас ознакомим с поведением строительных конструкций и зданий в целом в условиях пожара, с показателями их пожарной опасности и огнестойкости, методами экспериментального и расчетного их определения, нормированием этих показателей.

К сожалению, по различным причинам количество пожаров в нашей стране и размеры убытков то них ежегодно увеличиваются. Причем пожары чаще всего происходят в зданиях. Здания, которые являются подчас прекрасными произведениями человеческого творения, в результате пожара могут частично либо полностью уничтожаться огнем. Это приводит к ряду негативных последствий.

Во-первых, обрушение строительных конструкций при пожаре может привести к гибели людей, в частности работников подразделений ГПС, занятых в его тушении. Поэтому в ФЗ-123 обрушение конструкций при пожаре рассматриваются как вторичные проявления опасных факторов пожара (ОФП), воздействующих на людей и материальные ценности. Во-вторых, уничтожение, либо повреждение зданий огнем приводит к значительному материальному ущербу. В-третьих, пожары наносят зачастую и огромный социальный ущерб (например, пожар в уникальном здании, памятнике архитектуры может привести к его невосполнимой утрате). Поэтому одной из основных обязанностей инженера по специальности "пожарная безопасность" является прогнозирование возможных последствий пожара в проектируемом здании и контроль за разработкой грамотных конструктивно-планировочных решений, ограничивающих негативные последствия от возможного пожара. Для этого необходимо, в частности, уметь спрогнозировать возможное поведение строительных конструкций и здания в целом в условиях пожара, оценить показатели их пожарной опасности и огнестойкости. А чтобы это выполнить квалифицированно, необходима соответствующая база знаний по данной проблеме.

Я уже неоднократно произнес такие термины как " пожарная опасность строительных конструкций, поведение строительных конструкций в условиях пожара, огнестойкость строительных конструкций". Кто-нибудь из Вас может сказать, а какой же физический смысл заложен в этих понятиях? Вы изучили 1-й раздел дисциплины "Строительные материалы и их поведение в условиях пожара", т. е. использовали первые 2 понятия применительно к строительным материалам. Кто из Вас мог бы попытаться сформулировать аналогичное понятие для конструкций?

Под пожарной опасностью строительной конструкции в общем плане понимается - опасность возникновения пожара и его распространения в результате горения материалов, из которых состоит строительная конструкция.

Под поведением строительных конструкций в условиях пожара в общем плане понимается - характер и интенсивность негативных изменений, происходящих в конструкциях и с конструкциями (в виде: прогрева, горения, изменения положения, формы, потери целостности, несущей способности, разрушения, обрушения) при воздействии на них огня и высоких температур.

Огнестойкость – это понятие противоположное понятию поведения конструкций в условиях пожара. Огнестойкость по-английски звучит, как Fire resistens - сопротивление огню (пожару) – т. е. в общем виде это способность конструкций сопротивляться негативным изменениям в них и происходящих с ними при воздействии огня и высоких температур в условиях пожара.

Под огнестойкостьюстроительной конструкции понимают: способность конструкции сохранять несущие и (или) ограждающие функции в условиях пожара.

Мы дали определения, отражающие в общем виде физический смысл понятий. Но этого, видимо, недостаточно для прогнозирования и регулирования как поведения строительных конструкций в условиях пожара, так и показателей их пожарной опасности и огнестойкости. Проблема пожарной опасности и огнестойкости строительных конструкций сложная и многофакторная. Этой проблемой занимаются ученые многих стран с начала 20-го века.

В настоящее время во всех промышленно развитых странах созданы специальные полигоны, базы, лаборатории, институты, где проводятся широкие экспериментальные исследования поведения строительных конструкций в условиях пожара, показателей их пожарной опасности и огнестойкости. В этой области исследований работает ряд крупнейших зарубежных специалистов: Malhotra H., Tomas P., Harmaty T., Petterson O., Thor I., Ellinwood B., Mayer-Ottens T., Kardina K. и др.

Изучением поведения строительных конструкций в условиях пожара, проблемой их пожарной опасности и огнестойкости у нас в стране занимаются с тридцатых годов прошлого столетия многие ученые из ряда НИИ и учебных заведений. Большой вклад в изучение данной проблемы внесли бывшие сотрудники ФГУ ВНИИПО МЧС России: начальник отдела огнестойкости; д.т.н., проф. Яковлев А.И., его сотрудники и ученики; НИИЖБ Госстроя России: д.т.н., проф. Мурашев В.И.; д.т.н., проф. Милованов А.Ф.; д.т.н., проф. Жуков В.В., их сотрудники и ученики; МАСГУ (МИСИ): д.т.н., проф. Ройтман В.М., Академия ГПС МЧС России: к.т.н., доцент Ройтман М.Я., к.т.н., доцент Измаилов А.С. и их бывшие адъюнкты.

Они занимались (а некоторые из них и их учеников продолжают заниматься) не только теоретическими, но и экспериментальными исследованиями, т. е. с использованием результатов проводимых натурных огневых испытаний строительных конструкций. С конца 40-х годов регулярно их проводят на специальных полигонах ФГУ ВНИИПО МЧС России, с 80-х годов - НИИЖБ Госстроя России и др. Результаты натурных огневых испытаний строительных конструкций, проведенных ФГУ ВНИИПО МЧС России (при участии ряда других научно-исследовательских и проектных организаций) за период времени с конца 40-х до начала 80-х годов 20-го столетия, собраны, обобщены и систематизированы в виде таблиц справочного "Пособия по определению пределов огнестойкости конструкций, пределов распространения огня по конструкциям и групп возгораемости материалов". Этим пособием пользуются сотрудники проектных организаций при подборе строительных конструкций для проектируемого здания, отвечающих противопожарным требованиям ФЗ-123 по показателям пожарной опасности и огнестойкости; пользуются сотрудники нормативно-технических отделов (отделений), инженерно-инспекторской состав ГПН УГПС МЧС России при решении обратной задачи, т. е. при проверке соответствия проектных решений противопожарным требованиям по огнестойкости строительных конструкций.

По результатам натурных огневых испытаний строительных конструкций, проводимым в ФГУ ВНИИПО МЧС России, его сотрудники пишут статьи в сборниках научных трудов института. Так, начиная с 1973 г., ежегодно по 1986 г. выходил сборник трудов ВНИИПО "Огнестойкость строительных конструкций". В этом сборнике публиковали и теоретические работы, посвященные данному научному направлению (с 1987 г. по 1992 г. этот сборник выпускали под другим, более широким названием: так в 1987 г. его назвали - "Поведение строительных конструкций в условиях пожара", в 1988 г. – "Обеспечение пожарной безопасности зданий и сооружений", в 1989 г. – "Огнестойкость строительных конструкций и обеспечение пожарной безопасности людей при пожаре" и т. п. Изменение названия сборника научных трудов связано с переименованием и расширением профиля работы отдела ФГУ ВНИИПО МЧС России, занимавшегося ранее только вопросами огнестойкости конструкций.

Одним из важнейших итогов исследований в рассматриваемой области является стандартизация методов испытания строительных конструкций на огнестойкость и на пожарную опасность. В данной теме Вам предстоит с ними ознакомиться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.