КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Физическая подготовленность пловцов
Техническая подготовленность пловцов Работа над технической подготовкой пловцов при начальной тренировке является основной, так как в этот период спортивный результат зависит преимущественно от техники спортсмена. Неправильно сформированная техника у начинающих пловцов станет тормозом в их дальнейшей спортивной карьере. Поставить правильную технику движений спортсмену легче, чем изменить неправильно сформированную. Техническая подготовленность пловцов характеризуется эффективностью и степенью освоения движений спортсмена. Важным компонентом технической подготовленности является объем и разносторонность специфических для плавания двигательньк навыков. Основным показателем технической подготовленности является эффективность техники пловца. Для ее оценки используется визуальное сопоставление тренером техники пловца с требованиями рациональной техники спортивных способов плавания (см. главу 3). Пловец повторно проплывает короткие отрезки, а тренер оценивает качество выполнения отдельных элементов техники (положение тела и движения ногами, движения руками и дыхание, общее согласование движений). Итоговая оценка технической подготовленности выставляется по пятибалльной шкале, руководствуясь следующими критериями [Л.П. Макаренко, 1983]: 5 баллов - пловец правильно выполняет все элементы техники (положение тела в воде обтекаемое и уравновешенное; гребки руками эффективные, продвижение вперед от гребков отличное; ноги выполняют движения правильно и помогают движениям руками; дыхание ритмичное, вдох выполняется своевременно; в целом движения можно охарактеризовать как непринужденные, свободные); 4 балла - у пловца отмечаются небольшие ошибки в выполнении отдельных элементов движений или в их согласовании — при хорошем продвижении вперед, отсутствии напряженности и скованности; 3 балла — у пловца отмечаются существенные ошибки в выполнении отдельных элементов техники или в их согласовании; продвижение вперед с помощью гребков — среднее по величине; заметна излишняя мышечная напряженность; 2 балла — пловец выполняет отдельные элементы техники с грубыми ошибками; движения скованные, продвижение вперед неэффективное; 18? / балл — пловец не проплывает до конца контрольный отрезок или нарушает правила соревнований, регламентирующие плавание данным способом. Для оценки эффективности технической подготовленности может быть использован так называемый относительный шаг пловца. Это расчетный показатель, равный отношению фактической длины шага пловца при плавании (частное отделения длины проплываемого отрезка на количество гребков) к его геометрическому шагу (длина руки, умноженная на 4 в кроле и на 2 — в брассе и дельфине). Чем выше относительный шаг пловца, тем выше эффективность его техники. Немаловажным критерием технической подготовленности пловцов является степень освоения техники, которая выражается в умении спортсмена не снижать эффективность техники при внешних (условия соревнований, действия соперников) и внутренних (изменение эмоционального состояния, нарастающее утомление) сбивающих факторах. Чем выше степень освоения техники движений пловца, тем выше его способность к сохранению оптимальных величин соревновательного темпа и длины шага на протяжении всей дистанции в условиях нарастающего утомления. Степень освоения техники проявляется в процессе игр, эстафетного плавания, соревнований. Критериями ее оценки являются устойчивость освоения основных элементов техники при изменении состояния пловца, сохранение двигательных умений после перерыва в тренировке. Средства и методы технической подготовки. Основными средствами технической подготовки пловцов являются упражнения для изучения техники спортивного плавания и совершенствования в ней (см. главы 5 и 6). Работа над технической подготовленностью пловца должна проводиться в начале тренировки. При утомлении начинают появляться ошибки в плохо освоенном движении. В этом случае необходимо прекратить выполнение упражнения, чтобы не сформировался неправильный навык. Совершенствование техники спортивных способов плавания проводится в следующих основных направлениях: 1. Совершенствование обтекаемого положения тела, уменьша 2. Постановка эффективных гребковых движений, обеспечива 3. Постановка дыхания с коротким и энергичным вдохом, стро 4. Улучшение общего согласования движений. 5. Устранение излишнего напряжения мышц и скованности движений, повышение экономичности техники. Основой для хорошей техники является умение: поддерживать обтекаемое, уравновешенное положение тела с оптимальным углом атаки и эффективными движениями ногами; выполнять рациональный гребок руками в согласовании с дыханием и общее согласование движений. Мощный и эффективный гребок обеспечивается рациональной траекторией движений, которая зависит от подвижности в суставах и силы мышц. Как уже говорилось, при технической подготовке юных пловцов используются: метод словесного воздействия (сообщение о технике движений, об ошибках, оценка отдельных параметров техники тренером), метод наглядного воздействия (показ техники движений квалифицированным пловцом, схемы движений, видеофильмы), практические методы (метод упражнений) (см. главу 5, раздел 5.2). Для совершенствования техники плавания применяются специальные комплексы упражнений. Чаще всего они составляются на основе какого-то одного способа плавания и включают плавание по элементам, со связками элементов и в полной координации. Обычно это серии повторений коротких отрезков. Особое внимание следует уделять развитию специализированных восприятий пловцов — «чувства воды», «чувствавремени», «чувстватемпа». Для этого применяют проплывание серии отрезков по 25—50 м: 1) с постепенным уменьшением количества гребков (т.е. увели 2) с постоянным сокращением времени проплывания отрезка 3) с увеличением темпа; • * 4) с переходом от максимального темпа к оптимальному. Эти приемы можно сочетать в одном упражнении (например, 25 м в максимальном темпе + 25 м в оптимальном темпе с увеличенным шагом). Физическая подготовка представляет собой процесс, направленный на развитие основных физических качеств — выносливости, силы, гибкости и скоростных способностей. 7.3.1. Выносливость Выносливостью называется способность длительно выполнять определенную физическую работу без снижения ее эффективности (скорости, темпа, шага) или ухудшения техники. Понятие «выносливость» неразрывно связано с утомлением, которое весьма специфично и находится в тесной зависимости от вида деятельности. Высокий уровень выносливости спортсмена в одном виде физических упражнений может сочетаться с относительно слабой способностью противостоять утомлению в другом виде. Специфичность выносливости проявляется по отношению не только к виду спортивной деятельности (бег, плавание), но и к длине дистанции. В спортивном плавании видов специальной выносливости практически столько же, сколько и соревновательных дистанций. Следует отметить, что стайерская выносливость менее специфична, чем спринтерская; этот вид выносливости называют общей. В связи с введением в программу соревнований по плаванию на открытой воде дистанций 5 и 25 км выделяется выносливость на сверхдлинные дистанции. Уровень развития выносливости зависит от энергетического, морфологического и психологического факторов. Энергетический фактор обусловлен особенностями энергообеспечения работоспособности пловца на дистанциях различной длины. Морфологический фактор определяется строением мышц, жизненной емкостью легких, объемом сердца, капилляризацией мышечных волокон. Психологический фактор связан с устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям, мобилизацией, умением преодолевать неприятные ощущения. Методы оценки выносливости. При оценке выносливости важно на количественном уровне определить как энергетический потенциал, так и степень его реализации в плавании. Полную картину биоэнергетических возможностей пловца получить довольно затруднительно, поэтому чаще всего для оценки выносливости используются показатели работоспособности. Степень реализации потенциальных возможностей пловца определяется с помощью абсолютных и относительных показателей. К абсолютным показателям выносливости относятся результаты на дистанциях различной длины и в специальных тестах. В таблице 3 представлены типичные примеры упражнений для оценки выносливости на различных дистанциях. Упражнения для оценки выносливости пловцов, специализирующихся на различных дистанциях Таблица 3
Упражнения, представленные в таблице 3, выполняются в полную силу с небольшими интервалами отдыха - от 5 до 20 с, в зависимости от длины проплываемых отрезков и квалификации пловцов. Скорость плавания в тестах обычно довольно тесно взаимосвязана с результатами на соревнованиях, однако на это соотношение влияет довольно большое количество факторов (мотивация в момент проведения теста, психологические качества спортсмена, дистанционная специализация и др.). Приближенно результат на соревнованиях может быть спрогнозирован по скорости плавания в тестах: tl00= 2 X t4x50 — A tl, (1) t200 = 4 X t4x50 + At2, (2) t400 = 4 X tlOxlOO + A h, (3) где two, t2oo, t-wo — расчетные результаты на соревновательных дистанциях 100, 200 и 400 м; t4X5o — среднее время проплывания 4 отрезков по 50 м с интервалами отдыха 10 с, tioxioo — среднее время проплывания 10 отрезков по 100 м с интервалами отдыха 15 с; A ti, At2 и A t.i — поправочные коэффициенты, которые устанавливаются отдельно для каждого спортсмена. Скорость плавания на дистанции 100 м больше, чем в тесте 4x50 м, поэтому из удвоенного среднего времени проплывания теста нужно вычесть 1—2 с. Дистанцию 200 м пловцы преодолевают медленнее, чем в тесте 4x50 м, поэтому к сумме времени проплывания теста нужно прибавить 5—8 с. А Ь варьирует обычно от 0 до 4 с. Для получения относительных показателей выносливости сопоставляются спортивные результаты на дистанциях различной длины. В плавании применяются коэффициенты Kt. Чтобы их получить, результаты пловца на различных дистанциях переводятся в секунды. Kt1= t100/t50; Kt2 = t200/t100; Kt3 := t400/t200; Kt4 = t1500/t4oo (для мужчин) и Кt4 = t800/t400 (для женщин). Коэффициенты Kt1 и Kt2: характеризуют спринтерскую выносливость; Kt3 - выносливость на средних дистанциях; Kt4 - стайерскую выносливость. Чем меньше величина Kt, тем выше относительная выносливость пловца при работе данного характера. Значения коэффициентов для пловцов различного пола, квалификации и специализации представлены в таблице 4. Таблица 4 Коэффициенты Kt для пловцов-кролистов с различной спортивной квалификацией, специализирующихся на дистанциях от 50 до 400 м
С помощью значений коэффициентов Kt из таблицы 4 рассчитываются должные результаты на дополнительных дистанциях. В таблице 5 представлен пример расчета для спринтера, специализирующегося на дистанции 50 м и имеющего результат 31,0 с. Если пловец показывает результаты, близкие к расчетным, то его выносливость в соответствующих зонах дистанций находится на достаточном уровне. Существенное отставание от должных результатов свидетельствует о необходимости внесения корректив в направленность тренировочного процесса. Значительное превышение расчетных результатов, как правило, связано с недостаточной специализированной подготовкой к основной дистанции и может впоследствии послужить сигналом к возможному изменению дистанционной специализации. Таблица 5 Расчет должных результатов на дополнительных дистанциях у пловца, специализирующегося на дистанции 50 м...
Развитие работоспособности в зоне стайерских дистанций. Эффективное повышение работоспособности в зоне стайерских дистанций возможно при частоте пульса во время плавания 130—150 уд/мин для начинающих пловцов (145-175 уд/мин для спортсменов выше I разряда). Тренировку с частотой пульса 120-130 уд/мин (135-145 уд/мин для пловцов выше 1 разряда) обычно называют «зоной поддержания» уровня работоспособности в зоне стайерских дистанций. Тренировка с частотой пульса 120 уд/мин и менее (135 уд/мин и менее для пловцов выше I разряда) не приводит к увеличению работоспособности. У спринтеров работа, направленная на повышение работоспособности в зоне стайерских дистанций, должна выполняться лишь в объеме, достаточном для создания «базы», которая необходима для эффективного выполнения специфической работы и ускорения восстановительных процессов. Слишком большие объемы работы в зоне стайерских дистанций могут негативно влиять на развитие скоростно-силовых качеств. Для повышения работоспособности в зоне стайерских дистанций используют, как правило, интервальный и дистанционный методы. Интервальный метод направлен главным образом на повышение функциональных возможностей сердца (систолический и минутный объемы крови). Дистанционный метод способствует в большей степени капилляризации мышц, совершенствованию транспорта и утилизации кислорода непосредственно в работающих мышцах. Дистанционный метод развивает также способность к длительному сохранению функциональных возможностей на максимально доступном уровне и экономному режиму работы. Он приводит к более устойчивому повышению работоспособности в зоне стайерских дистанций, чем интервальный, и является базой для применения других методов тренировки. Интервальный и переменный методы совершенствуют способность к максимально быстрому развертыванию деятельности систем кровообращения и дыхания, укорачивая тем самым период врабатывания. При использовании дистанционного переменного метода чередуются отрезки с частотой сердечных сокращений 170—180 уд/мин и 135—145 уд/мин. «Быстрый» отрезок стимулирует активность энергетических процессов, обеспечивающих работоспособность в зоне стайерских дистанций, во время медленного плавания. Развитие работоспособности в зоне спринтерских дистанций. Для развития работоспособности на дистанциях 25—50 м необходимо, чтобы, несмотря на кратковременность выполнения упражнений, интервалы отдыха были достаточными для восстановления. В данном случае одним из основных может быть серийный метод: 2-3 серии по 3—4 повторения в каждой; длина отрезков — 25 м; интервалы отдыха между отрезками — 1,5—2 мин; интервалы отдыха между сериями — 3—4 мин. Между отрезками отдых может быть пассивным, между сериями лучше выполнять медленное плавание дополнительным способом. С точки зрения спортивной педагогики, эти упражнения направлены на развитие скоростных качеств. Развитию работоспособности в зоне спринтерских дистанций 100—200 м способствуют в наибольшей степени интервальные упражнения с длиной отрезков 50 м и с постоянными (5—20 с) либо сокращающимися (от 40 до 10 с) интервалами отдыха. Количество отрезков в одном упражнении составляет 4—6. Квалифицированные пловцы могут проплыть и большее число отрезков (свыше 10), но тогда направленность упражнения смещается в зону дистанций 200—400 м. Применение серийного метода с достаточными для восстановления интервалами отдыха между сериями позволяет увеличить общее количество отрезков до 20 и даже до 30. Высоко- квалифицированные пловцы могут выполнять такие упражнения при длине отрезков 100 м. Пшоксическая тренировка. Для возникновения изменений в организме спортсмена, характерных для работы в зоне спринтерских дистанций, тренировочные упражнения можно выполнять в условиях недостатка кислорода. Это достигается уменьшением количества вдохов по сравнению с обычным ритмом дыхания и про-плыванием отрезков дистанции на задержке дыхания. Тренировка в условиях гипоксии совершенствует работоспособность пловца в зоне как стайерских, так и спринтерских дистанций. При плавании с околопредельной скоростью уменьшение частоты дыхания ведет к заметному росту частоты сердечных сокращений. Особенно это становится заметным при выполнении одного вдоха на 3 цикла движений. Так, в упражнении 10x50 м рекомендуется делать один вдох на 3—4 цикла, в серии 4x500 м — на 2—3 цикла. В ги-поксическом режиме желательно выполнять упражнения при помощи движений руками; плавание с предельной скоростью включается в занятия лишь в небольшом объеме. В целом гипоксическая тренировка может занимать до 1/3 общего времени занятия в воде.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |