Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическая подготовленность пловцов




Техническая подготовленность пловцов

Работа над технической подготовкой пловцов при начальной тренировке является основной, так как в этот период спортивный результат зависит преимущественно от техники спортсмена. Не­правильно сформированная техника у начинающих пловцов ста­нет тормозом в их дальнейшей спортивной карьере. Поставить правильную технику движений спортсмену легче, чем изменить неправильно сформированную.

Техническая подготовленность пловцов характеризуется эффек­тивностью и степенью освоения движений спортсмена. Важным компонентом технической подготовленности является объем и раз­носторонность специфических для плавания двигательньк навыков.

Основным показателем технической подготовленности является эффективность техники пловца. Для ее оценки используется визу­альное сопоставление тренером техники пловца с требованиями рациональной техники спортивных способов плавания (см. главу 3). Пловец повторно проплывает короткие отрезки, а тренер оцени­вает качество выполнения отдельных элементов техники (положе­ние тела и движения ногами, движения руками и дыхание, общее согласование движений).

Итоговая оценка технической подготовленности выставляется по пятибалльной шкале, руководствуясь следующими критериями [Л.П. Макаренко, 1983]:

5 баллов - пловец правильно выполняет все элементы техники (положение тела в воде обтекаемое и уравновешенное; гребки рука­ми эффективные, продвижение вперед от гребков отличное; ноги выполняют движения правильно и помогают движениям руками; дыхание ритмичное, вдох выполняется своевременно; в целом дви­жения можно охарактеризовать как непринужденные, свободные);

4 балла - у пловца отмечаются небольшие ошибки в выполне­нии отдельных элементов движений или в их согласовании — при хорошем продвижении вперед, отсутствии напряженности и ско­ванности;

3 балла — у пловца отмечаются существенные ошибки в выпол­нении отдельных элементов техники или в их согласовании; про­движение вперед с помощью гребков — среднее по величине; за­метна излишняя мышечная напряженность;

2 балла — пловец выполняет отдельные элементы техники с гру­быми ошибками; движения скованные, продвижение вперед не­эффективное;

18?


/ балл — пловец не проплывает до конца контрольный отрезок или нарушает правила соревнований, регламентирующие плава­ние данным способом.

Для оценки эффективности технической подготовленности может быть использован так называемый относительный шаг плов­ца. Это расчетный показатель, равный отношению фактической длины шага пловца при плавании (частное отделения длины про­плываемого отрезка на количество гребков) к его геометрическому шагу (длина руки, умноженная на 4 в кроле и на 2 — в брассе и дельфине). Чем выше относительный шаг пловца, тем выше эффек­тивность его техники.

Немаловажным критерием технической подготовленности пловцов является степень освоения техники, которая выражается в умении спортсмена не снижать эффективность техники при внеш­них (условия соревнований, действия соперников) и внутренних (изменение эмоционального состояния, нарастающее утомление) сбивающих факторах. Чем выше степень освоения техники движе­ний пловца, тем выше его способность к сохранению оптимальных величин соревновательного темпа и длины шага на протяжении всей дистанции в условиях нарастающего утомления. Степень осво­ения техники проявляется в процессе игр, эстафетного плавания, соревнований. Критериями ее оценки являются устойчивость осво­ения основных элементов техники при изменении состояния плов­ца, сохранение двигательных умений после перерыва в тренировке.

Средства и методы технической подготовки. Основными средст­вами технической подготовки пловцов являются упражнения для изучения техники спортивного плавания и совершенствования в ней (см. главы 5 и 6).

Работа над технической подготовленностью пловца должна проводиться в начале тренировки. При утомлении начинают по­являться ошибки в плохо освоенном движении. В этом случае не­обходимо прекратить выполнение упражнения, чтобы не сформи­ровался неправильный навык.

Совершенствование техники спортивных способов плавания проводится в следующих основных направлениях:

1. Совершенствование обтекаемого положения тела, уменьша­
ющего сопротивление воды.

2. Постановка эффективных гребковых движений, обеспечива­
ющих мощные тяговые усилия и хорошее продвижение пловца.

3. Постановка дыхания с коротким и энергичным вдохом, стро­
го подчиненного ритму плавательных движений.

4. Улучшение общего согласования движений.


5. Устранение излишнего напряжения мышц и скованности движений, повышение экономичности техники.

Основой для хорошей техники является умение:

поддерживать обтекаемое, уравновешенное положение тела с оптимальным углом атаки и эффективными движениями ногами;

выполнять рациональный гребок руками в согласовании с ды­ханием и общее согласование движений.

Мощный и эффективный гребок обеспечивается рациональной траекторией движений, которая зависит от подвижности в суста­вах и силы мышц.

Как уже говорилось, при технической подготовке юных плов­цов используются: метод словесного воздействия (сообщение о технике движений, об ошибках, оценка отдельных параметров техники тренером), метод наглядного воздействия (показ техники движений квалифицированным пловцом, схемы движений, ви­деофильмы), практические методы (метод упражнений) (см. главу 5, раздел 5.2).

Для совершенствования техники плавания применяются специ­альные комплексы упражнений. Чаще всего они составляются на основе какого-то одного способа плавания и включают плавание по элементам, со связками элементов и в полной координации. Обычно это серии повторений коротких отрезков. Особое внима­ние следует уделять развитию специализированных восприятий пловцов — «чувства воды», «чувствавремени», «чувстватемпа». Для этого применяют проплывание серии отрезков по 25—50 м:

1) с постепенным уменьшением количества гребков (т.е. увели­
чением шага);

2) с постоянным сокращением времени проплывания отрезка
на 0,5—1 с;

3) с увеличением темпа; • *

4) с переходом от максимального темпа к оптимальному.

Эти приемы можно сочетать в одном упражнении (например, 25 м в максимальном темпе + 25 м в оптимальном темпе с увели­ченным шагом).

Физическая подготовка представляет собой процесс, направ­ленный на развитие основных физических качеств — выносливо­сти, силы, гибкости и скоростных способностей.


7.3.1. Выносливость

Выносливостью называется способность длительно выполнять определенную физическую работу без снижения ее эффективно­сти (скорости, темпа, шага) или ухудшения техники. Понятие «вы­носливость» неразрывно связано с утомлением, которое весьма специфично и находится в тесной зависимости от вида деятельно­сти.

Высокий уровень выносливости спортсмена в одном виде фи­зических упражнений может сочетаться с относительно слабой способностью противостоять утомлению в другом виде. Специ­фичность выносливости проявляется по отношению не только к виду спортивной деятельности (бег, плавание), но и к длине дис­танции.

В спортивном плавании видов специальной выносливости прак­тически столько же, сколько и соревновательных дистанций. Сле­дует отметить, что стайерская выносливость менее специфична, чем спринтерская; этот вид выносливости называют общей. В свя­зи с введением в программу соревнований по плаванию на откры­той воде дистанций 5 и 25 км выделяется выносливость на сверх­длинные дистанции.

Уровень развития выносливости зависит от энергетического, морфологического и психологического факторов. Энергетический фактор обусловлен особенностями энергообеспечения работоспо­собности пловца на дистанциях различной длины. Морфологиче­ский фактор определяется строением мышц, жизненной емкостью легких, объемом сердца, капилляризацией мышечных волокон. Психологический фактор связан с устойчивостью к неблагоприят­ным внешним воздействиям, мобилизацией, умением преодоле­вать неприятные ощущения.

Методы оценки выносливости. При оценке выносливости важно на количественном уровне определить как энергетический потен­циал, так и степень его реализации в плавании. Полную картину биоэнергетических возможностей пловца получить довольно за­труднительно, поэтому чаще всего для оценки выносливости ис­пользуются показатели работоспособности.

Степень реализации потенциальных возможностей пловца оп­ределяется с помощью абсолютных и относительных показателей. К абсолютным показателям выносливости относятся результаты на дистанциях различной длины и в специальных тестах. В таблице 3 представлены типичные примеры упражнений для оценки вынос­ливости на различных дистанциях.


Упражнения для оценки выносливости пловцов, специализирующихся на различных дистанциях


Таблица 3


 

Дистанция, м Тесты
  4x10-15м; 2x25 м
  4-6x25; 2-3x50 м; 50 м + 25 м + 25 м; 75 м
  8-12x25 м; 4-6x50 м; 100 м + 50 м + 50 м
  8-12x25 м; 6-10x100 м; 200 м + 100 м + 50 м + 50 м
800 и 1500 20-30x50 м; 10-16x100 м; 5-10x200 м;
  1000 м + 300 м + 200 м

Упражнения, представленные в таблице 3, выполняются в пол­ную силу с небольшими интервалами отдыха - от 5 до 20 с, в зави­симости от длины проплываемых отрезков и квалификации плов­цов. Скорость плавания в тестах обычно довольно тесно взаимо­связана с результатами на соревнованиях, однако на это соотно­шение влияет довольно большое количество факторов (мотивация в момент проведения теста, психологические качества спортсме­на, дистанционная специализация и др.).

Приближенно результат на соревнованиях может быть спрог­нозирован по скорости плавания в тестах:

tl00= 2 X t4x50 — A tl, (1)

t200 = 4 X t4x50 + At2, (2)

t400 = 4 X tlOxlOO + A h, (3)

где two, t2oo, t-wo — расчетные результаты на соревновательных ди­станциях 100, 200 и 400 м; t4X5o — среднее время проплывания 4 от­резков по 50 м с интервалами отдыха 10 с, tioxioo — среднее время проплывания 10 отрезков по 100 м с интервалами отдыха 15 с; A ti, At2 и A t.i — поправочные коэффициенты, которые устанавливают­ся отдельно для каждого спортсмена. Скорость плавания на дис­танции 100 м больше, чем в тесте 4x50 м, поэтому из удвоенного среднего времени проплывания теста нужно вычесть 1—2 с. Дис­танцию 200 м пловцы преодолевают медленнее, чем в тесте 4x50 м, поэтому к сумме времени проплывания теста нужно прибавить 5—8 с. А Ь варьирует обычно от 0 до 4 с.

Для получения относительных показателей выносливости сопо­ставляются спортивные результаты на дистанциях различной дли­ны. В плавании применяются коэффициенты Kt. Чтобы их полу­чить, результаты пловца на различных дистанциях переводятся в


секунды. Kt1= t100/t50; Kt2 = t200/t100; Kt3 := t400/t200; Kt4 = t1500/t4oo (для мужчин) и Кt4 = t800/t400 (для женщин).

Коэффициенты Kt1 и Kt2: характеризуют спринтерскую вынос­ливость; Kt3 - выносливость на средних дистанциях; Kt4 - стай­ерскую выносливость. Чем меньше величина Kt, тем выше отно­сительная выносливость пловца при работе данного характера. Значения коэффициентов для пловцов различного пола, квалифи­кации и специализации представлены в таблице 4.

Таблица 4

Коэффициенты Kt для пловцов-кролистов с различной спортивной квалификацией, специализирующихся на дистанциях от 50 до 400 м

 

Квалифи- Kt1 Kt2 Kt3, Kt4 Kt1 Kt2 Kt3, Kt4  
кация                
    Женщины     Мужчины  
        Диcтанция 50 м      
II разряд 2,2162 2,2052 2,1196 2,1036 2,2324 2,2289 2,1510 4,0318
I разряд 2,2190 2,2076 2,1234 2,1072 2,2311 2,2400 2,1516 4,0839
кмс 2,2214 2,2123 2,1362 2,1148 2,2408 2,2369 2,1784 4,0996
        Дистанция 100 м      
II разряд 2,1802 2,1722 2,1024 2,0783 2,1888 2,2127 2,1365 4,0241
1 разряд 2,1753 2,1818 2,1052 2,0855 2,1802 2,2139 2,1488 4,0391
кмс 2,1771 2,1736 2,1093 2,0762 2,1748 2,2239 2,1612 4,0512
        Дистанция 200 м      
II разряд 2,1840 2,1483 2,0965 2,0726 2,1760 2,1581 2,1326 4,0044
I разряд 2,1736 2,1282 2,1113 2,0688 2,1714 2,1608 2,1383 4,0151
кмс 2,1681 2,1355 2,0958 2,0668 2,1684 2,1549 2,1425 4,0399
        Дистанция 400 м      
II разряд 2,1588 2,1420 2,0849 2,0640 2,1679 2,1571 2,0899 3,9711
I разряд 2,1506 2,1415 2,0781 2,0610 2,1665 2,1571 2,0836 4,0046
кмс 2,1481 2,1300 2,0734 2,0596 2,1663 2,1522 2,0841 4,0078

С помощью значений коэффициентов Kt из таблицы 4 рассчи­тываются должные результаты на дополнительных дистанциях. В таблице 5 представлен пример расчета для спринтера, специализи­рующегося на дистанции 50 м и имеющего результат 31,0 с.


Если пловец показывает результаты, близкие к расчетным, то его выносливость в соответствующих зонах дистанций находится на достаточном уровне. Существенное отставание от должных ре­зультатов свидетельствует о необходимости внесения корректив в направленность тренировочного процесса. Значительное превы­шение расчетных результатов, как правило, связано с недостаточ­ной специализированной подготовкой к основной дистанции и может впоследствии послужить сигналом к возможному измене­нию дистанционной специализации.

Таблица 5 Расчет должных результатов на дополнительных дистанциях у пловца,

специализирующегося на дистанции 50 м...

 

Дистанция, Формула Вычисления Результат, с Результат,
м       мин,с
  _ __ 31,0 31,0
  t100 = t50 x Kt1 31x2,2324 69,2 1:09,2
  t200 = tloo x Kt2 69,2 x 2,2289 154,2 2:34,2
  t4oo = t200 x Kt3 154,2 x 2,151 331., 8 5:31,8
  t1500 =t400 x Kt4 331,8x4,0318 1337,7 22:17,7

Развитие работоспособности в зоне стайерских дистанций. Эффек­тивное повышение работоспособности в зоне стайерских дистан­ций возможно при частоте пульса во время плавания 130—150 уд/мин для начинающих пловцов (145-175 уд/мин для спортсменов выше I разряда). Тренировку с частотой пульса 120-130 уд/мин (135-145 уд/мин для пловцов выше 1 разряда) обычно называют «зоной поддержания» уровня работоспособности в зоне стайер­ских дистанций. Тренировка с частотой пульса 120 уд/мин и менее (135 уд/мин и менее для пловцов выше I разряда) не приводит к увеличению работоспособности.

У спринтеров работа, направленная на повышение работоспо­собности в зоне стайерских дистанций, должна выполняться лишь в объеме, достаточном для создания «базы», которая необходима для эффективного выполнения специфической работы и ускоре­ния восстановительных процессов. Слишком большие объемы ра­боты в зоне стайерских дистанций могут негативно влиять на раз­витие скоростно-силовых качеств.


Для повышения работоспособности в зоне стайерских дистан­ций используют, как правило, интервальный и дистанционный ме­тоды. Интервальный метод направлен главным образом на повы­шение функциональных возможностей сердца (систолический и минутный объемы крови). Дистанционный метод способствует в большей степени капилляризации мышц, совершенствованию транспорта и утилизации кислорода непосредственно в работаю­щих мышцах. Дистанционный метод развивает также способность к длительному сохранению функциональных возможностей на ма­ксимально доступном уровне и экономному режиму работы. Он приводит к более устойчивому повышению работоспособности в зоне стайерских дистанций, чем интервальный, и является базой для применения других методов тренировки.

Интервальный и переменный методы совершенствуют способ­ность к максимально быстрому развертыванию деятельности сис­тем кровообращения и дыхания, укорачивая тем самым период врабатывания. При использовании дистанционного переменного метода чередуются отрезки с частотой сердечных сокращений 170—180 уд/мин и 135—145 уд/мин. «Быстрый» отрезок стимулирует ак­тивность энергетических процессов, обеспечивающих работоспособ­ность в зоне стайерских дистанций, во время медленного плавания.

Развитие работоспособности в зоне спринтерских дистанций. Для развития работоспособности на дистанциях 25—50 м необходимо, чтобы, несмотря на кратковременность выполнения упражнений, интервалы отдыха были достаточными для восстановления. В дан­ном случае одним из основных может быть серийный метод: 2-3 серии по 3—4 повторения в каждой; длина отрезков — 25 м; интер­валы отдыха между отрезками — 1,5—2 мин; интервалы отдыха ме­жду сериями — 3—4 мин. Между отрезками отдых может быть пас­сивным, между сериями лучше выполнять медленное плавание дополнительным способом. С точки зрения спортивной педагоги­ки, эти упражнения направлены на развитие скоростных качеств.

Развитию работоспособности в зоне спринтерских дистанций 100—200 м способствуют в наибольшей степени интервальные уп­ражнения с длиной отрезков 50 м и с постоянными (5—20 с) либо сокращающимися (от 40 до 10 с) интервалами отдыха. Количество отрезков в одном упражнении составляет 4—6. Квалифицирован­ные пловцы могут проплыть и большее число отрезков (свыше 10), но тогда направленность упражнения смещается в зону дистанций 200—400 м. Применение серийного метода с достаточными для восстановления интервалами отдыха между сериями позволяет увеличить общее количество отрезков до 20 и даже до 30. Высоко-


квалифицированные пловцы могут выполнять такие упражнения при длине отрезков 100 м.

Пшоксическая тренировка. Для возникновения изменений в ор­ганизме спортсмена, характерных для работы в зоне спринтерских дистанций, тренировочные упражнения можно выполнять в усло­виях недостатка кислорода. Это достигается уменьшением коли­чества вдохов по сравнению с обычным ритмом дыхания и про-плыванием отрезков дистанции на задержке дыхания.

Тренировка в условиях гипоксии совершенствует работоспособ­ность пловца в зоне как стайерских, так и спринтерских дистанций.

При плавании с околопредельной скоростью уменьшение часто­ты дыхания ведет к заметному росту частоты сердечных сокращений. Особенно это становится заметным при выполнении одного вдоха на 3 цикла движений. Так, в упражнении 10x50 м рекомендуется де­лать один вдох на 3—4 цикла, в серии 4x500 м — на 2—3 цикла. В ги-поксическом режиме желательно выполнять упражнения при помо­щи движений руками; плавание с предельной скоростью включает­ся в занятия лишь в небольшом объеме. В целом гипоксическая тре­нировка может занимать до 1/3 общего времени занятия в воде.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.