КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лексика и грамматика коммуникации в малой группе. 2 страница
Глава 10. Коммуникация в малых группах 10.3. Прагматика коммуникации в малых группах
браковки, объединения нескольких в одно, выработки «тр путей. Недостатком группового принятия решения является то, группы могут выработать всех устраивающее, а не оптимальное^ шение проблемы. Причины этого заложены в самом подходе, кс решение проблем находится в процессе группового обсужден тественно, стремящегося к усредненной точке зрения и иск ниго крайних, в том числе, возможно, и оптимальных вариантснУ шения. Данная тенденция получила название группового мыъ или эффекта выравнивания. В отсутствие противодействия < обусловливает существенное снижение качества конечного реа тэта обсуждения. Симптомами группового мышления могут вь пать стереотипность мышления, иллюзия соблюдения этичес норм, иллюзия собственной непогрешимости и неуязвимости ] пы, давление' на противников, ставка исключительно на душие. Таким образом, консенсус, понимаемый как единодушное ние, не всегда является обязательным условием эффектйВ! группового решения. Более разумным представляется требов ответственного подхода к сбору, анализу и обсуждению исход данных, что позволяет достичь общего уровня понимания пр мы. Только в этом случае можно ожидать, что не согласные с нием большинства члены группы получат основания в дальней поддержать принятое решение. Это обстоятельство осе важно подчеркнуть в связи с проблемой разделения ответе! ти, поскольку групповые решения действительно ослабляют > во личной ответственности, особенно в ситуации, когда челс| может сказать: «Почему я должен это делать? Ведь я был п^ Как показывает практика, наиболее эффективным профь ческим средством борьбы с групповым мышлением может внедрение в группу «адвоката дьявола», в обязанности котр| входила бы конструктивная критика предлагаемых идей.
Хорошо зарекомендовали себя также такие методы, как вов ние в группу новых членов, приглашение «зрителей», при* окончательного решения только после того, как участники: получили достаточное время для его анализа. Еще одним феноменом, возникающим в процессе групповог суждения, выступает так называемая групповая поляризация ^ * ние изначальных установок членов группы до неких экстремальных > (особенно в случае агрессивной конфронтации). Принято счи что установки членов группы могут поляризоваться в любр!| правлении — в сторону риска или консерватизма. Однако ряд! дователей придерживается мнения о существовании тендещ преобладанию сдвига в сторону рискованных решений, иначе говоря, человек в ситуации группового взаимодействия больше склонен к «экспериментам», чем если бы решение принималось индивидуально. Окончательный результат определяется тем, насколько группа прогрессивна сама по себе: по составу, нормам и ценностным ориентациям. Так, группа, в которой культивируются дух изобретательства и оригинальности, в силу этого обстоятельства больше стремится к новаторскому коллективному решению. Наконец, в современных условиях система поддержки групповых решений (это особенно важно для формальных групп) предусматривает использование компьютерных технологий, дающих возможность благодаря наглядности, быстрой обработке поступающих предложений, оперативной связи с отсутствующими членами группы преодолеть коммуникативные барьеры, структурировать процесс решений и управлять групповыми дискуссиями. Особенности коммуникации в психокоррекционных группах. Психокоррекционными группами обычно называют небольшие специализированные объединения людей, регулярно проводящие встречи в течение определенного времени. Основная задача таких групп - взаимное раскрытие, получение информации о собственной личности и возможностях совершенствования в плане развития навыков социального взаимодействия и преодоления эмоциональных нарушений.
Психокоррекционные (иногда их называют тренинговыми и терапевтическими) группы не являются моделью какой-либо разновидности естественных групп. Скорее они символизируют созданную психологами некую искусственную реальность, приносящую конкретную практическую пользу. Такие группы возглавляет специально назначенный руководитель, выполняющий обычно следующие ролевые функции: эксперта (специалиста, комментатора), катализатора, аранжировщика (помощь в тупиковых ситуациях), образцового участника (в зависимости от формы работы с группой может занимать позицию как активного участника группы, так и аутсайдера), но, пожалуй, важнейшая функция руководителя состоит в организации коммуникационного пространства группы. Психокоррекционные группы обычно подразделяют на четыре категории: группы организационного развития или решения проблем; группы обучения руководителей и развития межличностных навыков; группы личностного развития; терапевтические группы. Преимущества групповой формы работы определяются прежде Всего спецификой места, которое занимает малая группа в социуме: с одной стороны, межличностное взаимодействие, а с другой — Глава 10. Коммуникация в малых группах 10.3. Прагматика коммуникации в м;шых группах
группа в известной степени выступает миниатюрной модель» щества. Поэтому опыт, приобретенный в специально создан» среде, зачастую может успешно использоваться и во внешнем м» Важное значение для понимания ролей, которые играют в ] пе ее члены (и руководитель), имеет анализ процесса взаимоде вия, широко применяемый для исследования групп в лабораторц условиях и для изучения реальных психотерапевтических гр Наблюдения за вербальной и невербальной коммуникацией в хокоррекционных группах выявили два типа функций поведег которые необходимы для успешного существования группы: фу ции решения задач и функции оказания поддержки.
Функции решения задач представлены процессами, с: средством достижения определенных целей. На такое достижеЙ они и мобилизуют группу. Соответствующие способы поведе включают, например, внесение и принятие предложений, мщ или сведений. Функции оказания поддержки связаны с эмоциональным и ее альным климатом в группе. Они способствуют возникновению ства взаимной приязни членов группы и их сплоченности, что 1 легчает достижение групповых целей. Поведение членов группы, занятых решением конкретной за чи или оказанием поддержки, может либо способствовать ра тию группы, либо затруднять его. Например, проявление чрезл ной зависимости представляет собой негативную форму пове ния. Зависимый член группы будет постоянно спрашивать сове руководителя и партнеров, вместо того чтобы вырабатывать соС венную позицию. Проявление чрезмерного напряжения — форма негативного поведения, поскольку затрудняет обще* В ходе групповой работы функции решения задач и оказания Ш держки постоянно переплетаются. Достижение цели может по! ять на мнения членов группы друг о друге, а чувство зависти желание командовать способны затормозить решение даже сам| простой задачи. Для эффективной работы группе требуется определенный I ланс позитивных способов поведения, связанных как с оказан* поддержки, так и с решением стоящих перед нею задач. Когда па трудится над достижением цели, кто-либо в Ней может взять I себя функцию оказания поддержки, чтобы разрядить напряже ность, и наоборот, когда группа развлекается, кто-нибудь может 1 помнить о деле. Чем большую гибкость проявят члены гру играя каждый свою роль, тем больше группа преуспеет в доста нии конечной цели. Б типичном случае одни члены группы берут на себя исполнение той или иной роли, важной для решения стоящих пред группой задач, а другие берут на себя ответственность за поддержание гар-^оничных взаимоотношений. Лидеры по части эмоциональных и социальных отношений обычно становятся в группе любимцами. 3 большинстве психокоррекционных групп именно социальные и эмоциональные аспекты являются главными, поэтому внимание к чувствам и отношениям способствует достижению групповых целей. В табл. 10.1 представлены роли, которые связаны либо с выполнением задач, либо с оказанием поддержки и проявляются на разных этапах существования группы.
Та б л и ц а 10.1. Роли в психокоррекционных группах
Оказание поддержки
Инициатор Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. Предлагает способы преодоления трудностей и решения задач
Гармонизатор Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия, и, таким образом, сохраняет в группе гармонию
Примиритель Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и, таким образом, поддерживает в группе гармонию
Диспетчер Создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и, помогая им, регулирует процессы общения
Оценщик Критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи
Погонщик Стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к Тому, чтобы сделать больше уже сделанного Источник: Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 2000. С. 29. Глава 10. Коммуникация в малых группах 10.3. Прагматика коммуникации в малых группах
Разумеется, нормы есть в любой группе. Иногда официа принятые и сложившиеся сами собой нормы не совпадают. Наг мер, члены группы, созданной для решения какой-либо проблс внешне ратуя за сотрудничество и обмен идеями, на самом могут соперничать и подсиживать друг друга. Нормы помогают| шать, надо ли выражать свои чувства, как делать это к месту,.) какой степени может доходить участие к другим, надо ли в отно| ниях с ними руководствоваться их личными качествами или их < тусом. Обычно стандартом становится поощрение проявлений; циональной открытости и душевного тепла. В группе, ориет ванной на решение конкретной задачи, вся работа может быть д| организована нарушителями установленных норм. Нормы поведения должны соответствовать целям группы, блюдение этих норм способствует установлению честных и венных отношений между членами группы. Стиль реализации; обратной связи может быть разным: в некоторых группах прищ(высказывать замечания в мягкой и позитивной форме, в др поддерживается установка на резкую конфронтацию. Кроме нормы могут меняться по мере развития группы. Например, В1 кий уровень самораскрытия поначалу может вызвать неуд обе тех, кто только-только стал ощущать себя членом группы, но в, нейшем такое поведение может стать для них совершенно ест венным. Возможность установить облегчающие коммуникацию нор общения часто бывает ограничена личными нуждами и забс Скрытые цели и намерения, оборонительные реакции членов ] пы, обусловленные чувством необходимости защитить себя покойства, замешательства или возможной грубости, могут при! в противоречие с целями группы. Большинство членов группы;! ботится о своем имидже, и каждый выбирает себе роль, которая могла бы его сохранить. Желание стать полноценным членом гр пы может повлиять на готовность индивида к интеллектуалы^ или эмоциональному риску. Вспомогательные цели группы при;| успешном достижении могут заложить основу для дальнейшего ] вития эффективных коммуникационных норм. В группах могут возникать своеобразные содружества или группы, даже если руководитель этого не поощряет. Если такие 1 группы способствуют достижению целей группы, они могут заться полезными. Например, два психологически зажатых уча ника могут поддержать друг друга путем взаимного ободрен!-поначалу могут служить друг для друга защитой от давления, вы* дающего их делать то, к чему они еще не готовы. Дружба обычно возникает между теми, кто имеет одинаковые Не каждый член группы неукоснительно соблюдает все установленные в ней нормы. Их соблюдение зависит от целого ряда обстоятельств, например от группового статуса участника. Члены группы с низким статусом чаще игнорируют нормы, показатели соблюдения норм членами группы со средним статусом обычно высокие. При стремлении к повышению статуса наблюдается склонность придерживаться норм, пока лидирующее положение в группе не достигнуто, после чего отклонения от менее важных правил уже не корректируются группой с помощью отрицательной обратной связи. Иными словами, особо ценимые члены группы получают своего рода «право на эксцентричность», которое позволяет им действовать без оглядки на второстепенные групповые нормы. Конечно, определенная степень соблюдения правил необходима, чтобы поддерживать в группе порядок и направлять происходящие в группе взаимодействия. Наибольшая готовность к принятию групповых норм проявляется в сплоченных и гармоничных группах. В таких группах участники общаются между собой интенсивнее, чем в менее сплоченных, они больше открыты для взаимных влияний, более активны в Дискуссиях, легче переносят проявления враждебности, уход участников из группы, дольше остаются сами в группе, тревожность у них снижается по ходу занятий в значительно большей степени. Отрицательной стороной чрезмерно сплоченной группы выступает возможное снижение общего уровня критичности, наивный °Птимизм в принятии решений, а также явление, получившее название «огруппление мышления». Эта тенденция может оказывать
неблагоприятное воздействие на процесс коллективного реше проблем из-за склонности членов группы быстро сходиться во! ниях и из-за их готовности соглашаться друг с другом, не счит с возможностью ошибки. Большей привлекательности психокоррекционной группы! дет способствовать комплекс подготовительных мероприят частности позитивное описание ожидаемых результатов от при ретаемого в группе опыта, предварительное собеседование, ор«тированное на знакомство особенностями группового поведен! Поэтому желательно с самого начала установить нормы и С1 дарты поведения, которые в дальнейшем будет уже непростоЦ менить. выводы /. Коммуникация в малой группе помимо обмена информацией междуч нами группы выполняет комплекс функций, направленных на по ние самой группы, таких, как формирование согласия, обеспечение со ванных действий, складывание особой культуры группы. 2. Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций^ нов группы в системах информационных потоков, связывающих группы между собой и внешней средой, и концентрации у них иного объема групповой информации. 3. Специфическими особенностями коммуникации в малой группе) ся ее лексическая однородность, а также нормы и правила допустимой^ муникативной тактики, т.е. грамматика внутригруппового оби 4. Интегральной характеристикой системы внутригрупповых ляется степень сплоченности, индексом которой может служить 1 или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов^ пы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в Важнейшими механизмами формирования групповой сплоченности ступают групповое давление и процесс преодоления когнитивного нанса. 5. Средовые факторы оказываются важным элементом анализа, ку нельзя дать адекватную интерпретацию коммуникативных про в группе, не принимая во внимание конкретных условий их протекйИ 6. Прагматика коммуникации в малых группах состоит в изучении | торов, позволяющих оптимизировать функционирование к видов малых групп посредством совершенствования системы внутр повой коммуникации. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Дайте характеристику основным подходам к изучению коммуникации в малых группах. 2. Какие отличительные признаки присущи малым группам? В чем заключаются особенности коммуникации в малых группах? 3. Назовите и дайте краткую характеристику основных видов малых групп. Приведите примеры групп, к которым принадлежите вы. 4. Раскройте основные функции коммуникации в малой группе. 5. Опишите модели коммуникационной структуры малой группы. 6. Раскройте основные механизмы влияния группы. 7. Каково влияние экологических особенностей группы на процесс групповой коммуникации? 8. В чем проявляется сущность грамматики и лексики групповой коммуникации? 9. Каковы особенности групповой коммуникации семьи? 10. Как бы вы на основе собственного опыта оценили значение достижения группой консенсуса? П. Каковы потенциальные достоинства и недостатки принятия группового решения? 12. Дайте характеристику основных методов повышения эффективности групповых решений. 13. В чем заключаются особенности коммуникации в психокоррекционных группах? ЛИТЕРАТУРА Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2001. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Курс лекций. СПб., 2001. Вацлавик П. и др. Психология межличностных коммуникаций. СПб., 2000. Десев Л. Психология малых групп. М., 1979. КонецкаяВ.П. Социология коммуникации. М.,1997. Кричевский Р.Л., Дубовская ЕМ. Социальная психология малой группы. М., 2001. Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль: Тексты М 1994. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000. МайерсД. Социальная психология. СПб., 1996. Нъюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб., 2000. Робер М.А., Тилъман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988. рдестам К. Групповая психотерапия. СПб., 2000. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1998. Эйдемимер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.
Глава 11 МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ 11.1. Понятие массовой коммуникации (432) • 11.2. Структура и функции ма коммуникации (443) • 11.3. Эффективность массовой коммуникации (466) 11.1. ПОНЯТИЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Массовая коммуникация - процесс распространения информации 4 ний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с \ технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно! шие, рассредоточенные аудитории (см.: Философский словарь ред. И.Т. Фролова. М., 1991). Средства массовой коммуникации (СМК) — это специаль налы и передатчики, благодаря которым происходит распре нение информационных сообщений на большие территории; Массовая коммуникация прежде всего характеризуется: •ф- наличием технических средств, обеспечивающих регулярв и тиражированностью; •ф- социальной значимостью информации, способствующе вышению мотивированности массовой коммуникации; •ф- массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредс ности и анонимности требует тщательно продуманной ценЯ ной ориентации; •ф- многоканальностью и возможностью выбора коммуникат средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем не| тивность массовой коммуникации. Массовая коммуникация имеет собственную специф» природу. В табл. 11.1 приведены основные различия массе межличностной коммуникации. Главным условием, определяющим массовую коммуникащ ляется специфика аудитории и коммуникатора. •раблица 11.1. Характеристики массовой и межличностной коммуникации
и с т о ч н и к: Ляпина Т. Политическая реклама. Киев, 2000. С. 98. Массовая коммуникация выполняет роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений; канала циркуляции психоформирующей информации. 1 Благодаря этому органы массовой коммуникации являются мощ-' ньщ средством воздействия и на личность, и на социальную группу. Уникальность коммуникационного процесса в СМК связана с | его следующими свойствами: Г V диакронностъ -•- коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени; V диатопностъ — коммуникативное свойство, позволяющее информационным сообщениям преодолевать пространство; v мулътиплицирование — коммуникативное свойство, благодаря ко-1 торому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием;
•ф- симулътанностъ — свойство коммуникационного процесса, п«ляющее представлять адекватные сообщения множеству л* практически одновременно; •ф- репликация— свойство, реализующее регулирующее воздейс массовой коммуникации. История исследования проблем массовой коммуникации» чало исследований массовой коммуникации связывают с им«немецкого социолога М. Вебера. В 1910 г. он методологи» обосновал необходимость изучения прессы в социологическое пекте, убедительно показав ориентацию периодической печат| различные социальные структуры и ее влияние на формиро! " человека как члена социума. Он также сформулировал социа ~ требования, которые предъявляются к журналисту, обо* метод анализа прессы. Огромное значение для изучения массовой коммуникацвд рала работа У. Липпмана «Общественное мнение», вышедг свет в 1922 г. Согласно Липпману, мышление человека своди1 реакциям в ответ на внешние стимулы. Сумма таких реакций, ченных из опыта предшествующей деятельности, формирует I деленные стереотипы — иллюзорные конструкты в сознании, века, заменяющие реальность. Поскольку большинство имеют возможности самостоятельно исследовать и оценива или иные факты, их мышление основывается на стереотипа формирования и закрепления стереотипов в сознании люде статочно поверхностных оценок различных явлений или соб! В современном мире именно СМК создают большинство стер пов, формируя «псевдоокружающую среду» (рзеисТо-егтгопт.е которой живет большинство современных людей. Следова" по Липпману, исследуя комплексные процессы создания сте{ пов, можно изучить и феномен массовой коммуникации. В дальнейшем изучение массовой коммуникации провод* трех аспектах — теоретическом, прагматическом и экспе| тально-прикладном. Известные теории построены главным образом на фу нальном подходе к пониманию сущности массовой коммунш различие заключается в обосновании доминирующей фун! последствий ее актуализации. Несмотря на множество интер)? ций массовой коммуникации, эти теории можно объединить^ группы в соответствии с доминирующей функцией: 1) фун!—' литического контроля, 2) функция опосредованного духе контроля, 3) культурологическая функция. Особое место за теория «информационного общества», в рамках которой исс ся роль массовой коммуникации. Рассмотрим эти теории вкратце с тем, чтобы выделить теоретические проблемы массовой коммуникации и подходы к их решению. В первой группе теорий, в которых массовая коммуникация трактуется как функция политического контроля, как выражение концентрации политической власти, выделяются две подгруппы. 15 первой подгруппе доминирующим фактором является материально-экономический, во второй — идеологический. К первой подгруппе относится теория массового общества и варианты теории, основывающиеся на марксистском понимании СМК прежде всего как средств производства, которые в капиталистическом обществе являются частной собственностью. Теория массового общества исходит из положения о взаимодействии авторитетных и властных институтов общества, в результате чего СМК оказываются интегрированными в эти институты и, как следствие, поддерживают политико-экономический курс властных структур. Эта теория особо подчеркивает роль СМК в формировании общественного мнения. При этом отмечается двоякая роль СМК: с одной стороны, они могут манипулировать общественным мнением, с другой — помогают людям выжить в трудных условиях. Политико-экономическая теория, в которой наиболее последовательно используются постулаты марксизма, на первое место выдвигает роль экономических факторов, определяющих функции СМК. Учитываются также политические факторы, поскольку СМК находятся в руках частных владельцев. Представителями этой теории являются английские социологи Г. Мердок и П. Холдинг. К политико-экономической теории относят также экономико-социологическую традицию изучения массовой коммуникации и политико-социологическое направление. Экономико-социологическая традиция изучения массовой коммуникации (Ж. Веделл, Д. Маккуэйл, Д. Келлнер, Т. Вестергаард, К. Шродер) в процессе реализации социокультур-ных функций (информирование аудитории о событиях на локальном, национальном и мировом уровнях, развлечения, воспитание и просвещение) выделяет цели, связанные с формированием потребительского поведения, стереотипов восприятия экономической Реальности и образа жизни, а также рассматривает процессы производства, распределения и потребления продуктов СМК (информации, развлечения и социокультурных образцов) в обществе как Нематериальных общественных или частных благ. В этом контексте СМК являются «четвертой властью» в том смысле, что не зависят от традиционных трех, не сливаются с ними, но обладают соб-ав-
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |