Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источник первый 10 страница




252. Этими знаками, долгим временем владения и постоянно текущими потоками воды пусть царь отметит границы двух спорящих сторон.

253. Если возникнут сомнения даже при осмотре знаков, решение спора относительно границ должно опираться на свидетелей.

254. Свидетели, по поводу границ, должны быть опрошены относительно межевых знаков в присутствии толпы поселян, а также двух тяждущихся *.

255. Как они, будучи спрошены, единодушно решат, так он может записать границу вместе с именами *.

256. Пусть они, положив землю на свою голову, украсившись венками и праздничными одеждами, поклявшись каждый своими благими делами, установят все по правде.

257. Если они определят как положено, они — искренние, правдивые свидетели; но если они определят ее неправильно, то должны быть приговорены к уплате пени в две сотни (панас),

258. При отсутствии свидетелей, мужи из четырех соседних селений, очистившись, пусть вынесут решение касательно границы в присутствии царя.

259. При отсутствии соседей — коренных обитателей — свидетелями границ можно даже выслушивать следующих обитателей леса:

260. Охотников, птицеловов, пастухов, рыболовов, копателей кореньев, змееловов, собирателей колосьев и других лесовиков.

261. Какие они, будучи спрошены, объявят знаки при стыке границ, точно такие царь справедливо должен приказать положить между двумя селениями.

262. Решение относительно межевых знаков полей, источников, прудов, садов и домов зависит от соседей*.

263. Если случится, что соседи дадут ложное свидетельство, когда люди спорят о межевых знаках, царь каждого из них пусть накажет уплатой средней пени.

264. Тот, кто угрозами самолично завладеет домом, прудом, садом или полем, должен быть наказан на пять сотен (панас).

265. Если граница не может быть определена, пусть справедливый царь, им во благо, сам обозначит земли; таково установленное правило.

266. Итак, закон для определения меж был полностью объяснен, и следующим я представлю решение дел об оскорблениях.

267. Князь, оскорбив волхва, пусть будет наказан на сотню (панас); барин — на полторы или две сотни; служивый должен понести телесное наказание.

268. Волхва следует наказать на пятьдесят (панас) за оскорбление князя; барина — двадцать пять; служивого — двенадцать.

269. За оскорбление дваждырожденными мужами таковых же, равного сословия – двенадцать (панас); за недостойные речи оно удваивается.

270. Обычнорожденного мужа*, который разгневает дваждырожденного непристойной руганью, нужно подвергнуть отрезанию языка, так как он из низкого рода.

271. Если он упомянет имена и сословия с оскорбительным вызовом, железный гвоздь, десять пальцев длиной, раскаленный докрасна, нужно загнать ему в глотку.

272. Если он в гордыне учит волхвов их обязанностям, царь должен приказать влить ему в рот и уши кипящее масло *.

273. Того, кто в гордыне клевещет на ученых своей страны *, происхождение или обряды, которыми его тело было освящено, следует приговорить к пене в две сотни (панас)*.

274. Тот, кто, даже если это правда, обзывает другого мужа: кривой, хромой или подобным образом, пусть будет наказан, по крайней мере, на одну каршапана.

275. Того, кто оскорбит свою мать, отца, жену, брата, сына или учителя, и кто не уступит дороги своему наставнику, нужно приговорить к уплате сотни (панас).

276. За перебранку волхва и князя пеня должна быть наложена решением: на волхва — наименьшую пеню, но на князя — среднюю *.

277. Барин и служивый должны быть наказаны точно таким же образом, согласно их сословиям, но язык у служивого не урезается*, таково решение.

278. Так были объяснены точные правила для наказания за оскорбление; следующим я представлю решения о нападении.

279. Какой частью низкородный муж* ударит высшего, эту самую часть следует отрезать; таково учение Пра - Мужа.

280. У того, кто поднимает руку или палку — должна быть отрезана рука; у того, кто в гневе пнет ногой — должна быть отрезана нога.

281. Мужу, который пытается уместиться на одном сиденьи с мужем высшего сословия, должно быть выжжено на бедре клеймо, и пусть будет изгнан, или следует приказать отрезать ему ягодицу.

282. Если в гордыне он плюнет, царю следует приказать отрезать ему губы; если помочится на него — отрезать уд, если пускает ветры — то жопу.

283. Если тот схватит за волосы — без колебаний пусть отрежут его руки, также и за ногу, бороду, шею, мошонку.

284. Того, кто повредит кожу или пустит кровь, следует наказать на одну сотню (панас), тому, кто отрежет кусок мяса — шесть нишкас, тому, кто сломает кость — изгнание.

285. Согласно ценности различных деревьев, пеня должна быть наложена за их повреждение; это установленное правило.

286. Если удар нанесен человеку или животному с тем, чтобы наказать, следует наложить пеню в пропорции к наказанию.

287. Если повреждена часть тела, рана, или кровь пущена, следует подвергнуть пене.

288. Тот, кто портит добро другого, будь то намеренно или ненамеренно, обязан возместить и уплатить пеню, равную порче.

289. В случае повреждения кожи, или изделий из кожи, дерева или глины, пеня — впятеро от их стоимости; подобным образом в случае цветов, кореньев, фруктов.

290. Насчитывают в отношении повозок, их возничих и владельцев, десять случаев, при которых не может быть наложено наказание: в других случаях предписывается пеня.

291. Когда украдена уздечка, сломано ярмо, повозка опрокинется набок или назад, когда сломается ось, обод,

292. Когда упряжь, шлея вокруг шеи или повод порвется, и если громко кричит: "Дорогу!", Пра - Муж не дает наказания.

293. Но если повозка опрокинулась по неумению возницы, владелец должен быть наказан, при ущербе — на две сотни (панас).

294. Если возничий искусен — он один должен быть наказан; если возничий неумел, сидящие в повозке должны быть наказаны, каждый на одну сотню.

295. Но если он остановлен в пути скотом или повозкой, что повлечет за собой смерть живого существа, пеня, без сомнения налагается.

296. Если убит человек, его вина будет точно такая, как вора* крупных животных: коров, слонов, верблюдов или лошадей — половина того.

297. За повреждение малому скоту — пеня две сотни (панас); пеня за красивое (редкое) дикое четвероногое и птицу должен доходить до пятидесяти.

298. За ослов, овец, коз пеня должна быть пять машас; но наказание за убийство собаки или свиньи — одна маша.

299. Жена, сын, раб, ученик и единокровный брат, который совершили провинности, могут пороться веревкой или стволом бамбука.

300. Но по задним частям тела – и никогда по достойным местам *; тот, кто бьет их по-другому, навлекает на себя вину — как при воровстве.

301. Итак, закон о нападениях полностью разъяснен; теперь я разъясню правила для решения о кражах.

302. Пусть царь будет предельно усерден в наказании воров; так как если он наказывает воров, его слава растет и его царство процветает.

303. Тот царь действительно достоин уважения, который обеспечивает безопасность; так как тогда дань непрерывна; безопасность — это жертвенный дар.

304. Царь, который защищает, получает от каждого и всех шестую часть их духовной заслуги; если он не охраняет их — шестую часть их грехов.

305. Что только есть от чтения Вед, жертвоприношений, щедрых даров, почитания — царь получает шестую часть этого, вследствие своей верной защиты.

306. Царь, который защищает живые существа в согласии со священным законом и карает тех, кто достоин телесного наказания, ежедневно приносит жертвоприношение, на котором как бы дарятся сотни тысяч.

307. Царь, который не осуществляет должной охраны и берет свою долю от приплода *, налогов *, пошлин* и повинностей *, ежедневных приношений и пеней, скоро канет в ад.

308. Считается, что царь, который не старается о защите и получает шестую часть производимого, взваливает на себя всю низость своего народа.

309. Знай, что царь, который не радеет о правилах, неверующий и хищник, который не защищает, а пожирает всех, скоро канет в бездну.

310. Пусть тщательно сдерживает злонамеренных* тремя способами — заключением, наложением на них цепей и разными телесными наказаниями.

311. Так как наказанием злобных и милостью к честным царь постоянно освящается, как другие мужи* жертвоприношениями.

312. Царь, который хочет своего собственного благополучия, всегда должен быть снисходителен к тяждущимся, детям, престарелым и больным мужам, которые ругают его.

313. Тот, кто, будучи оскорблен страдающим, прощает, будет в награду за это восхищен на небо; но тот, кто из-за царского положения не простит им, тот погрузится в ад.

314. Вор* должен, вбежав, приблизиться к царю с горящими волосами, раскаиваясь в этой краже: "Я сделал это, накажи меня!"

315. Неся на плече палку или дубину из кхадира-дерева, или острый меч в обеих руках, или железный посох.

316. Будет ли он наказан или прощен — вор свободен от кражи; но царь, если он не накажет, берет на себя самого вину вора.

317. Убийца ученого волхва сваливает свою вину на того, кто ест его пищу, неверная жена на своего мужа, ученик или жертвователь — на учителя, вор — на царя.

318. Но люди, которые совершили преступления и были наказаны царем, идут в небеса, очистясь, как те, кто исполняет добродетельные дела.

319. Тот, кто украдет платье или кувшин у источника, или повредит дом, где распределяется вода, должен уплатить одну маша, как пеню, и восстановить до прежнего.

320. На того, кто украдет больше, чем десять кумбхас* зерна — телесное наказание; в других случаях его следует наказать на сумму, в одиннадцать раз большую взятого, и должен оплатить собственность.

321. Также должно налагаться телесное наказание* за кражу более, чем сотни (палас), предметов, продающихся на вес, золота, серебра и так далее, и красивого одеяния.

322. За кражу более пятидесяти (палас) подходяще, чтобы напрочь отрезать руки; но в других случаях пусть наложит пеню одиннадцатикратную стоимости.

323. За похищение людей из знатных родов, особенно женщин и самых драгоценных камней — телесное наказание *.

324. За кражу больших животных, оружия или лекарств пусть царь назначит наказание, после рассмотрения обстоятельств.

325. За коров, принадлежащих волхвам, за протыкание ноздрей яловой коровы* и за кражу скота — он должен немедленно лишиться одной из своих ног.

326. За пряжу, хлопок, дубильные вещества, навоз, черную патоку, простоквашу, сливки, сметану, воду и траву,

327. Сосуды, сделанные из бамбука или другого тростника, соли разного сорта, глиняную (посуды), землю и золу,

328. Рыбу, птицу, масло, сливочное масло, мясо, мед и другие продукты, которые производятся животными,

329. Или другие продукты подобного рода, хмельное, вареный рис и каждое блюдо приготовленной пищи — пеня вдвое от стоимости.

330. За цветы, молочное зерно, кустарники, ползучие растения, деревья и обмолоченное зерно — пеня пять кришналас.

331. За необмолоченное зерно, овощи, коренья и фрукты — пеня одна сотня (панас), если не родичи; пятьдесят — если такая связь существует.

332. Преступление, совершающееся в присутствии владельца и с насилием, является грабежом; если в его отсутствие — кражей; подобным образом, если что - либо не возвращается после взятия.

333. На того мужа, который украдет вышеупомянутое, положенное на виду, пусть царь наложит первую (или низшую) ступень пени; подобным образом на того, кто украдет огонь из комнаты.

334. Каким только членом вор преступает против людей, этого самого члена следует его лишить с тем, чтобы предотвратить дальнейшее.

335. Ни учитель, ни отец, ни друг, ни мать. Ни жена, ни сын, ни домашний жрец не должны быть оставлены царем без наказания, если те не придерживаются своих обязанностей.

336. Где другой обычный обыватель был бы наказан на одну каршапана, царь должен быть наказан на одну тысячу; это утвержденное правило *;

337. В воровстве вина служивого считается восьмисоставной *, барина — шестнадцатисоставной, та же для князя — тридцатидвух составной.

338. Таковая для волхва: шестьдесятичетырехсоставная, или равна стосоставной, или дважды шестидесятичетырехсоставной, знающего природу преступления.

339. Взять кореньев, плодов с дерева, дров для огня и травы для коров — Пра - Муж объявил, что это не будет кражей.

340. Волхв, стремящийся получить собственность от человека, который взял то, что не было ему отдано, либо священнодействующий для него, или учащий его — соучаствует в краже.

341. Дваждырожденный муж, который путешествует, и чьи припасы подошли к концу, не должен наказываться, если возьмет два стебля сахарного тростника, или два корнеплода с поля другого.

342. Тот, кто привязывает непривязанное, или освобождает привязанное, тот, кто берет раба, лошадь или повозку, навлекает на себя вину вора.

343. Царь, который наказывает воров согласно этим правилам, достигнет славы в этом мире и непревосходимого блаженства после.

344. Царь, желающий получить трон Е(н)дрилы (Ярилы, Ндры, (Перуна), (Индры)) и непреходящую вечную славу, не должен даже на мгновение упускать мужа, который совершает насилие *.

345. Тот, кто совершает насилие, должен считаться худшим преступником, чем оскорбитель, вор и драчун.

346. Но царь, прощающий совершение насилия, быстро гибнет и взращивает ненависть.

347. Ни ради дружбы, ни ради величайшего наслаждения не должен царь отпускать совершившего насилие, внушающего ужас всем существам.

348. Дваждырожденные мужи могут браться за оружие, когда препятствуют их обязанностям, когда уничтожаются сословия во времена опасностей *,

349. При самозащите, в битве за дары служащих жрецов, и с тем, чтобы защитить женщин и волхвов; тот, кто убивает по праву, не совершает греха.

350. Можно без колебания убить нападающего убийцу, даже учителя, ребенка, пожилого или волхва, глубоко сведущего в Ведах.

351. Убийством убийцы убивающий не навлекает на себя вины, тайно или явно, в этом случае ярость рождается от ярости.

352. Мужей, которые совершают прелюбодеяния с женами других, царь должен приказать отметить наказаниями, которые вызывают ужас, и после этого изгнать *.

353. Так как прелюбодеянием вызывается смешение сословий среди людей, поэтому это грех, который подрезает даже корни и вызывает крушение всего.

354. Муж, обвинявшийся в прошлом в таких преступлениях, как тайная беседа с женой другого (сговор), должен уплатить первую степень пени.

355. Но муж, не обвинявшийся до этого, сговаривающийся по какому-либо поводу, не навлекает на себя вины, если в этом ничего преступного нет.

356. Тот, кто обращается к жене другого возле источника, вне селения, в лесу или при слиянии рек, должен ответить за прелюбодейные действия (самграхна).

357. Преподнесение подарков, тисканье, касание украшений и одежды, сидение с ней на одной кровати — все это рассматривается как прелюбодейные действия.

358. Если кто неприлично* коснется, или позволит такое по взаимному согласию — это прелюбодейные действия.

359. Муж, не волхв, должен подлежать смерти за прелюбодеяние (самграхана), так как жен всех четырех сословий одинаково следует всегда тщательно охранять.

360. Нищие, певцы, мужи, совершившие обряд посвящения в ведическое жертвоприношение, и ремесленники не подлежат запрету* на разговор с женщинами.

361. Пусть никто из мужчин не беседует с женами других, после того, как ему это было запрещено; но того, кто беседует, презирая запрет, следует наказать на одну суварна.

362. Это правило не применяется к женам актеров и певцов, ни к тем, кто живет у своих собственных жен*, так как такие мужчины посылают своих жен к другим, или, спрятавшись, разрешают им совершать преступное совокупление.

363. Еще тот, кто тайно беседует с такими женщинами, или с рабынями одного хозяина *, и с отшельницами* должен быть приговорен к уплате малой пени.

364. Тот, кто изнасилует не желающую этого девушку, должен немедленно подвергнуться телесному наказанию, если равен сословно.

365. От девушки, добивающейся мужчины высшего сословия, не следует брать какой - либо пени*, но ту, которая соблазняет низшего, пусть принудит жить в заключении, в своем доме *.

366. Низший, который соединится с девушкой высшего сословия, должен понести телесное наказание; тот, кто обращается к девушке равного сословия пусть уплатит свадебную цену, если ее отец желает этого.

367. Но если мужчина, по наглости, насильно прикоснется к девушке, два из его пальцев должны быть немедленно отрезаны, и он должен уплатить пеню шесть сотен (панас).

368. Мужчину, равного сословия, который осквернит девушку по ее желанию, не следует подвергать отрезанию пальцев, но пусть уплатит пеню в две сотни (панас), с тем, чтобы впоследствии не повторилось этого.

369. Девушка, которая развратит девушку, должна быть наказана на две сотни, уплатить двойной ее свадебный выкуп и получить десять батогов.

370. Но женщина, которая развратит девушку, должна немедленно быть обрита, или отрезаны два пальца, и ее следует провезти верхом на осле *.

371. Если жена, гордясь величием своих родичей или превосходством, нарушает долг, в котором она поклялась своему господину, царь должен приказать бросить ее в общедоступном месте на растерзание псам.

372. Пусть прикажет мужчину - преступника сжечь на раскаленной докрасна кровати; подкладывать под него поленья, пока грешник не сгорит.

373. На мужа, уже обвинявшегося, который обвиняется опять в течение года — двойная пеня; точно так же за совокупление с Бродяжкой (Вратья)* и Исчадьем (Чандали)*.

374. Для служивого, вступившего в связь с женщиной дваждырожденного сословия, охраняемой* или неохраняемой: если она была без охраны — он потеряет уд и все имущество; если ее охраняли — все.

375. А барин должен лишиться * всего имущества после годичного заключения; князь должен быть наказан на одну тысячу (панас) и облитием мочой осла.

376. Если барин и князь имели связь с неохраняемой волшебницей, пусть накажут барина на пять сотен, а князя на тысячу.

377. Но даже эти двое, если они насильничали над охраняемой волшебницей, должны быть наказаны как служивые *, или быть сожжены в пламени сухой травы.

378. Волхва, который познает охраняемую волшебницу против ее воли, следует наказать на одну тысячу (панас); но должен будет уплатить пять сотен, если имел связь по ее воле.

379. Обривание предписано для волхва как наказание головой; но другим сословиям положено наказание главой.

380. Пусть никогда не убивает волхва, даже если тот совершил все преступления; пусть отправит его в изгнание, забрав всю его собственность, невредимым.

381. Не известно на земле большего греха, чем убийство волхва; поэтому царь не должен даже в уме помышлять об убийстве волхва.

382. Если барин сблизился с охраняемой девушкой из княжеского сословия, или князь с барышней, они оба заслуживают одинакового наказания, как в случае неохраняемой девушки волшебницы.

383. Волхву следует уплатить одну тысячу, если имел связь с охраняемыми из двух этих сословий; за девушку — служанку пеня в одну тысячу для князя или барина.

384. За неохраняемую княжну пеня пять сотен для барина; но князь должен быть облит мочой, или такая же пеня.

385. Волхв, за связь с охраняемой княжной, барышней и служанкой должен быть наказан на пять сотен; но с низкорожденной — на тысячу.

386. Тот царь, в чьем городе не живут ни вор, ни прелюбодей, ни клеветник, ни насильник, и не совершается нападений — достигает мира Щекаря (Щакры)*.

387. Преследование этих пяти в своих владениях взращивает царю первостепенную независимость среди равных ему и славу в мире.

388. Жертвователь, который покинет служащего жреца, и служащий жрец, который покинет жертвователя, незапятнанные и способные исполнять обязанности, * должны быть наказаны каждый на сотню (панас).

389. Никто: ни мать, ни отец, ни жена, ни сын не должны быть изгнаны; тот, кто выгонит их, кроме как за вину, ведущую к потере сословия, должен быть наказан царем на шесть сотен.

390. Если дваждырожденные мужи спорят друг с другом касательно обязательности порядков, царь, который желает своего благополучия, не должен решать спор законодательным путем.

391. Оказав им должный почет, ему следует, при волхвах, сначала успокоить их любезностью, а затем указать их обязанности *.

392. Волхв, который не пригласит своего ближайшего соседа и следующего за ним по порядку, (хотя) оба достойны, на праздник, в котором участвуют двенадцать волхвов, подлежит пене в одну маша.

393. Послушник (Щротрия), который не пригласит добродетельного Послушника на праздничные гадательные обряды, пусть уплатит тому двойную стоимость обеда и маша золота (как пеню царю).

394. Слепой муж, урод, калека, муж в полные семьдесят лет и тот, кто чтит дарами Послушника (Щротрия), не должны назначаться каким - либо царем к уплате налога.

395. Пусть царь всегда относится по доброму к Послушнику (Щротрия), больному и несчастному мужу, ребенку и престарелому, или бедняку, высокорожденному мужу и достойному мужу.

396. Прач должен стирать добросовестно, на гладкой доске Сальмали дерева, он не должен подменять одежды, ни позволять кому-либо носить ее.

397. Вязальщик десяти палас (пряжи) должен вернуть на одну пала больше; тот, кто поступает отлично от этого, должен быть приговорен уплатить пеню, двадцать.

398. Пусть царь возьмет одну двадцатую того, что мужи, хорошо осведомленные об утвержденных пошлинах и обязанностях, а также красоте всех видов товаров, могут назначить как стоимость для каждого продаваемого предмета.

399. Пусть царь отберет всю собственность того, кто из-за жадности вывозит добро, на которое царь имеет исключительное право* или запрещенное.

400. Тот, кто скрывается от таможни, тот, кто покупает или продает в неустановленное время*, или кто делает ложные заявки при перечислении, пусть будет наказан в восемь раз против того, что пытался скрыть.

401. Пусть утвердит покупку и продажу всех рыночных богатств, рассмотрев, откуда пришли, куда они идут, сколько они хранились, доход и расход.

402. Раз в пять дней, или в конце полумесячья, пусть царь публично * устанавливает цены.

403. Все весы и меры должны быть правильно обозначены, и раз в шесть месяцев пусть перепроверяет их.

404. На перевозе за повозку должна быть уплачена одна пана, за ношу — половина пана, за животное и женщину — четверть, и за мужа без груза — одна восьмая.

405. С повозок с сосудами, полными товара, следует уплатить пошлину при перевозе, согласно стоимости добра, пустых сосудов, и за людей без груза какую-нибудь малость.

406. За лодочный перевоз цена должна браться по обстоятельствам; знай, что это вдоль берегов рек; на море не существует установленного.

407. Но женщина, если она беременна на втором или более месяце, подвижник, отшельник из леса и волхв, изучающий Веды, не должны обязываться к уплате провозного.

408. Если что попортится в лодке по вине лодочников, это следует покрыть лодочникам совместно, каждому свою часть.

409. Это решение по жалобе путников — в случае, когда лодочники виновны в небрежности на воде; в случае воли Богов* пени быть не может.

410. Царю следует приказать барину торговать, ссужать деньги, обрабатывать землю или содержать скот, и служивому служить сословиям дваждырожденных.

411. Волхву следует участливо поддерживать как князя, так и барина*, если они стеснены в средствах, используя их труд сообразно сословия каждого*.

412. Но волхв, который по властолюбию, жадности заставляет посвященных дваждырожденных против их воли выполнять работу рабов*, должен быть наказан царем на шесть сотен (панас)*.

413. Но работнику, куплен он или не куплен, * он может приказать выполнить работу слуги; так как тот был создан Самосущим (Сваямбху) быть слугой волхву.

414. Раб, хотя и отпущенный своим барином *, не освобождается от службы *; потому что это у него врожденное, — кто может освободить его от этого?

415. Существуют рабы семи видов: тот, который пленен под знаменами *, тот, кто служит за свою ежедневную пищу, тот, кто рожден в доме *, тот, кто куплен и тот, кто отдан, тот, кто унаследован от предков и тот, кто превращен в раба в виде наказания.

416. Жена, сын и раб — эти трое, считается, не должны иметь собственности; богатство, которое они добудут — тому, кому они принадлежат *.

417. Волхв может свободно* удержать добро раба; так как, поскольку он не может иметь собственности, его хозяин может взять ему принадлежащее.

418. Царь следует старательно заставлять бар и служилых выполнять работу им положенную; так как если эти двое уклонятся от своих обязанностей, они повергнут этот мир в кромешность.

419. Пусть ежедневно следит за ходом своих предпринимательств, вьючными животными и повозками, доходами и расходами, заводами и казной.

420. Царь, который так подходит к завершению всех законных дел, перечисленных выше, устраняет все грехи, достигает высочайшего положения.

Глава IX

1. Сейчас я представлю вечные законы для мужа и жены, которые придерживаются пути долга, соединены ли они или разлучены.

2. День и ночь женщины должны держаться в подчинении их мужчинам *, и, если они сами привяжутся к чувственным наслаждениям, то должны содержаться под их надсмотром.

3. Отец ее защищает в детстве, муж охраняет ее в юности, и ее сыновья защищают ее в преклонном возрасте; женщина никогда не годится для независимости.

4. Не прав тот отец, кто не выдает дочь в должное время; не прав тот муж, который не совокупляется, и не прав сын, который не защищает свою мать, после того, как умрет ее муж.

5. Женщины, особенно, должны охраняться от дурных наклонностей, даже пустяковых, так как если они не охраняемы, они принесут горе в две семьи.

6. Считай это высшей обязанностью всех сословий, даже слабых мужей.

7. Тот, кто тщательно оберегает свою жену, сохраняет свое потомство, честное поведение, свою семью, самого себя* и свои заслуги.

8. Муж, после зачатия его женой, становится зародышем и опять рождается от нее; так как это является женственностью жены (Жалью (Джьая)), что он рождается (жалеется (джьаяте)) опять ею *.

9. Каков мужчина, которому жена принадлежит, точно таков и сын, которого она потом принесет; поэтому пусть заботливо охраняет свою жену, с тем, чтобы хранить свое потомство - жертвоприношение (сына) в чистоте.

10. Не может мужчина сохранить женщин одной силой; но они могут быть охранены применением способов:

11. Пусть муж занимает свою жену в сборе и тратах своего богатства, в поддержании чистоты, в священных обязанностях *, в приготовлении пищи и присмотре за хозяйственной утварью.

12. Женщины, заключенные в доме под присмотром правдивых и исполнительных слуг, не являются охраняемыми; но те, кто по собственному их согласию оберегают самих себя, являются крепко охраняемыми.

13. Питье, общение с дурными людьми, отделение от мужа, разгуливание где - угодно, сон днем и пребывание в домах других мужчин являются шестью причинами падения женщин.

14. Женщин не заботит ни внешность, ни возраст:"Он — мужчина! "- и они отдаются и пригожим и уродам,

15. Через их страсть к мужчинам, через их изменчивый характер, через их природное бессердечие они становятся изменницами своим мужьям, как бы тщательно они ни были охраняемы здесь.

16. Зная их предрасположенность, которую Пращур (Праджьапати) вложил в них при сотворении — быть такими — мужчина должен больше всего стараться сам об их охране.

17. Пра - Муж выделил женщинам постель, сиденья и украшенья, нечистые желанья, скверну, бесчестие, злобность и дурное поведение.

18. Для женщин нет обряда со священными писаниями *, таков установлен закон; женщины лишены силы* и лишены ведических откровений из-за лживости, таково утвержденное правило.

19. И этому свойству также посвящены многие тексты в Ведах с тем, чтобы полностью объяснить истинное положение; слушай об их искуплениях.

20. "Если моя мать, блудная и неверная, удовлетворяла незаконные желания, пусть мой отец изымет от меня это семя ", -- таковы священные строки.

21. Если жена помышляет в своем сердце о чем-нибудь, что могло бы повредить ее мужу, считается, что этим заклятьем полностью неверность отторгается.

22. Каковыми бы ни были свойства мужчины, с которым женщина соединена, согласно закону, точно такие качества она впитывает, как река и океан *.

23. Размолодка (Акшамала)*, женщина нижайшего рождения, соединившись с Весишей (Васиштха) и Серной (Саранги), с Нудоплотными (Мандапала)*, становится достойной почтения.

24. Эти и другие девушки низкого рода достигают знатности в этом мире соответственно добрым чувствам своих мужей.

25. Так гласит всегда чистый народный обычай между мужем и женой; слушай законы, касающиеся детей, которые являются причиной счастья в этом мире и после смерти.

26. Между женами, Страми (Стрия), которые вынашивают детей, которые хранят много благотворности, которые достойны почитания и освящают жилища, и богинями счастья, Щирами (Щрия) в домах, нет никакой разницы.

27. Рождение потомства, кормление тех, что рождены и повседневная жизнь мужчин — этому женщина является видимой причиной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.