КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политический режим. Форма государственного устройства
Форма государственного устройства Под формой государственного устройства понимается административно-территориальное устройство и характер взаимоотношений между его составными частями и центральной властью. Известны две формы государственного устройства: · простые (унитарные); · сложные (федеративные, конфедеративные). Унитарное государство имеет единые органы государственной власти, построенные по системе вертикального подчинения (Республика Беларусь, Литва, Латвия, Эстония, Польша и др.). В унитарных государствах с многонациональным составом возможно создание автономий с учетом особенностей национального состава, их быта и уровня развития экономических отношений и т. д. (Италия, Украина). Федеративное государство имеет в своем составе административно- территориальные образования – члены (субъекты) федерации, обладающие определенной самостоятельностью (штаты – в США, Мексике и др.; земли – в ФРГ, области, края и др. в России) или даже обладающие суверенитетом (кантоны – в Швейцарии). Субъекты федераций имеют свои высшие органы государственной власти. Для защиты и представления интересов субъектов федерации на общегосударственном уровне создаются двухпалатные парламенты (РФ, Швейцария, США). Правовой основой большинства существующих в мире федераций является конституция страны или договор между субъектами федерации. Россия как федерация построена на основе конституции страны и договора между субъектами федерации (смешанный тип федерации). Конфедерация – это союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических или военных проблем (задач). Конфедерация, в отличие от федерации, не образует единого государства, хотя имеет единые органы управления в области решения политических, экономических и военных задач в общих интересах стран, объединившихся в союз. Конфедерация, как правило, распадается после реализации целей, поставленных перед ними (например, конфедерация Египта и Сирии – ОАР при ведении войны с Израилем), либо превращаются в федерацию (Швейцарская федерация, существовавшая до 1848 г. в форме конфедерации). Принципиальное отличие федерации от конфедерации состоит в юридической нерасторжимости федеративного государства. Исторически известна и такая форма государства как империя, основанная на удержании силой других государств и их объединение в одно государство (ЮАР, Россия до февраля 1917 г. и ряд других стран). Политический режим есть совокупность приемов и методов, с помощью которых органы государства осуществляют политическую власть. Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период1. Политический режим касается всей политической жизни общества, форм и методов властвования. В соответствии с этим политические режимы делятся на демократические и недемократические. Демократия (греч. de¯mos – народ + kratos – власть) – форма государства, верховная власть в котором осуществляется избираемым населением коллегиальным органом. Истории известны различные формы демократических режимов, которые различаются по степени участия населения в осуществлении государственной власти. Античная демократия – политический режим, построенный на предоставлении широких прав и свобод рабовладельцам и лишении всех прав рабов. С развитием общества на смену этому политическому режиму пришли более демократические. Наибольшее распространение в современных условиях получил режим парламентской демократии, основанный на осуществлении власти через представительный орган – парламент, избираемый всем народом на основе всеобщего равного избирательного права. Разновидностью парламентской демократии является либерально-демократический режим. Его особенность заключается в том, что для него характерны развитие частного предпринимательства, ограничение вмешательства государства в частную жизнь человека, становление гражданского общества. Недемократические режимы построены на сосредоточении всей государственной власти в руках одного человека (диктатора) или группы лиц (хунты). Такие режимы носят название автократических. Истории известны режимы: авторитарно-коммунистический, фашистский или расистский, а в зависимости от социального состава – военно-диктаторский, диктатуры пролетариата и т. д. Что касается политического режима в Республике Беларусь сегодня, то его невозможно конкретно отнести к тому или иному типу политического режима. Это, скорее всего, переходный период от авторитарного к либерально-демократическому. Основанием такого вывода является сочетание в политической характеристике белорусского общества элементов, характерных для того и другого политических режимов. В Республике Беларусь на конституционном уровне признаны права и свободы человека и гражданина, приоритет норм международного законодательства перед национальным, стремление к построению социального правового государства, характеризующиеся господством закона, установлением разделения властей, конституционного правосудия при сохранении широких конституционных полномочий Президента.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |