Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура нормы права. Способы изложения элементов нормы права в статьях нормативных актов




При анализе структуры нормы права следует исходить из философского понимания этой категории. Под структурой понимается строение и внутренняя форма организации системы, выражающаяся как единство взаимосвязей между ее элементами, так и между закономерностями данных взаимосвязей.

Будучи составной частью более широкой проблемы, вопрос о структуре правовой нормы имеет свое, вполне самостоятельное значение. Как отмечает С. С. Алексеев, это микроструктура права, в которой, в отличие от макроструктуры подразделения права на отрасли и институты (системы права), не столь зримо и рельефно обнаруживаются социально-поли­ти­ческие особенности правового регулирования. В то же время в структуре нормы проявляются специфические функции, которые они выполняют как звено структуры права: обеспечение конкретизированной, детальной, точной и определенной нормативной регламентации общественных отношений[108].

Структура нормы права выражает ее внутреннее содержание. Норма права может выполнить эту роль регулятора общественных отношений, если будет способна реагировать на условия реальной жизни, в которых эти отношения формируются, учитывать их свойства, в противном случае реализовать эту функцию будет просто невозможно. В норме должна быть предусмотрена и принудительная реализация предписания, иначе она будет не нормой, а пожеланием. Поэтому норма права представляет собой единство элементов-предписаний, выполняющих все указанные выше функции.

Проблема структуры нормы права являются предметом дисскусий между правоведами. Одни считают, что в структуру нормы права входят три элемента, другие – придерживаются двучленной схемы. С. С. Алек­сеев предложил провести грань между логическими нормами и нормами-предписаниями. Таким образом, логическая норма содержит три элемента, а норма-предписание – два: гипотезу и диспозицию или гипотезу и санкцию[109]. А. Г. Братко при анализе запретов выделяет не три, а четыре элемента, так как гипотеза содержит два элемента: гипотезу диспозиции (т. е. гипотезу запрета) и гипотезу санкции. В итоге получается структура запрещающей нормы. Высказано и мнение о том, что решение данной проблемы меняется в зависимости от точки приложения ее «к анализируемому нормативному материалу. Так, нормы уголовного права с точки зрения тех граждан, которым они адресованы как предписания, имеют гипотезу... диспозицию... и санкцию. С точки зрения суда, рассматривающего уголовное дело гипотезой – описание признаков преступления, диспозицией – указание на вид и меру наказания»[110].

Анализ структуры нормы права предполагает одновременно и выделение ее относительно самостоятельных частей, уяснение их места и роли в целостной системе, и единение этих частей, выявление способов связей и зависимости в таком единстве. Чаще всего в структуру правовой нормы входят три элемента: гипотеза, диспозиция, санкция, но, кроме того, различными исследователями выделяются еще и дополнительные элементы. Например, А. С. Пиголкин выделил дополнительно такой элемент, как субъективный состав, имея в виду «положение о том, на кого распространяются предписания... нормы»[111]. Сюда же добавляется еще один потенциальный элемент правовой нормы – указание на ее цель.

Традиционно считается, что в структуру правовой нормы входят три элемента.

1. Гипотеза – это часть правовой нормы, которая содержит указание конкретных жизненных фактических обстоятельств (действие людей, совокупность действий, т. е. фактический состав), при каких обстоятельствах данная норма вступает в действие[112]. В юридической литературе их интерпретируют как «условия применения нормы»[113], «указания на тот вид фактических жизненных обстоятельств, при которых следует руководствоваться данной правовой нормой»[114], «указание на те жизненные фактические условия, при которых субъекты должны исполнять установленное правило»[115].

2. Диспозиция – это «сердцевина» нормы права, указание на правило поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным выше в гипотезе[116].

3. Санкция – вид меры возможного наказания за нарушение предписаний диспозиции или поощрение за совершение рекомендуемых действий. Назначение санкции состоит в том, чтобы побудить субъекта действовать в соответствии с предписанием нормы права[117].

Все элементы правовой нормы тесно связаны между собой и вытекают одно из другого, т. е. гипотеза всегда связана с диспозицией, а диспозиция – с санкцией. Например, если человек нарушил запрет, установленный определенной уголовной нормой, то к нему должна быть применена санкция (мера уголовной ответственности) данной нормы. Это иллюстрирует взаимодействие между элементами нормы, но и позволяет понять, что структура нормы права представляет собой одно целое, состоящее из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Таким образом, несмотря на дискуссионность вопроса, можно утверждать, что логическая структура нормы содержит три элемента – гипотезу, диспозицию, санкцию.

Особенности способов и форм государственного воздействия на общественные отношения при помощи права не могут не сказаться на строении правовых норм.

Причины структурного расчленения нормы права зависят от изложения содержания нормы права в статье нормативно-правового акта. Например, если следователь или судья нарушили порядок производства по делу, то по отношению к ним будут применены санкции административного, а не процессуального права. Если должностное лицо исправительно-трудового учреждения нарушило установленный законодательством режим отбытия уголовного наказания осужденным, то применяются санкции норм административного, а в некоторых случаях и уголовного права.

Иногда норма права изложена как статья нормативного акта, но чаще всего они не совпадают. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов различны, но они сохраняют свою логическую структуру. В общем виде все многообразие может быть сведено к следующим вариантам.

«Во-первых, лишь часть нормы права или часть одного из элементов нормы права содержится в одной статье нормативного акта, и, наоборот, норма права содержится в нескольких статьях нормативного акта.

Во-вторых, одна статья нормативного акта содержит несколько непосредственно связанных между собой норм права, или наоборот: норма права содержится в части статьи нормативного акта.

В-третьих, одна статья нормативного акта содержит гипотезу или диспозицию, общую для многих непосредственно связанных между собой норм права, т. е. является как бы вынесенной за скобки, общей частью для таких норм. Также одна статья нормативного акта содержит несколько гипотез или несколько диспозиций, непосредственно связанных между собой.

В-четвертых, одна статья нормативного акта содержит гипотезу и диспозицию, так называемую усеченную норму, а санкции выделены в отдельную статью.

В-пятых, одна статья нормативного акта содержит несколько гипотез или несколько диспозиций, непосредственно связанных между собой норм»[118].

В случае если в статье нормативно-правового акта содержится часть нормы права, то такие части принято называть нормативными предписаниями.

Правотворческий орган руководствуется необходимостью обеспечить нормам права вид логически стройной системы и подчиняет ей язык нормативно-правовых актов. Это ставит пред ним ряд специальных задач:

· придать нормам права вид логического развертывания от одной нормы к другой, как движение от общего к конкретному;

· избежать повторений в различных нормах права одних и тех же юридически значимых положений;

· добиться логической ясности языка нормативного акта, выразить норму права наиболее экономными языковыми средствами;

· исключить общеизвестные (в силу массового социального опыта людей) условия, факты, положения.

Решение этих задач происходит постоянно в правотворческой деятельности государственных органов. Например, сошлемся на ст. 21 и 27 УК Республики Беларусь, которые гласят, что уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом, а виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Данные статьи можно рассматривать двояко, например, как диспозицию с запретным содержанием («нельзя подвергать уголовному наказанию: юридическое лицо, физическое лицо невиновное, невменяемое и не достигшее возраста, установленного УК Республики Беларусь»), а также как общую гипотезу для многих норм, содержащихся в Кодексе, потому что нет надобности каждый раз повторять это общее для всей данной отрасли права условие.

Законодательству на современном этапе присуща дифференциация и интеграция норм права, причем последняя превалирует, что привело к возрастанию удельного веса статей, содержащих общие положения, общие нормы.

Основными факторами, позволяющими добиться совершенствования норм права, по мнению С. Л. Комарова, являются: во-первых, точное отображение в правовых предписаниях закономерностей развития общества и государства; во-вторых, соответствие норм права требованиям морали, правосознания; в-третьих, соблюдение непротиворечивости при принятии новых норм[119], а также стремление при разработке и принятии норм права их прямого действия.

§ 3. Классификация (виды) норм права

Классификация норм права преследует несколько целей: выявить их регулятивные свойства, определить место различных норм в механизме правового регулирования, установить системные свойства норм, их взаимосвязь. Наиболее общими основаниями классификации является их деление по следующим признакам.

Нормы права классифицируются прежде всего по тем видам общественных отношений, которые они регулируют[120], т. е. по предмету и методу правового регулирования, например, законодатель, когда издает акт, формулирует отрасли законодательства, соответствующие отраслям права нормы: конституционного, гражданского, уголовного, семейного права и т. д.

По юридической силе нормы права делятся на нормы закона и подзаконных актов, причем по этому признаку возможна дальнейшая, более детальная классификация. В зависимости от субъекта, издавшего нормы, следует различать законодательные и подзаконные акты.

По времени действия нормы права подразделяются на постоянные и временные. Первые действуют до их отмены, вторые – только в пределах определенного промежутка времени, по истечении которого они прекращают свое действие.

По кругу лиц, на которых распространяется действие норм права, они классифицируются на общие и специальные. К первым относятся нормы права, распространяющие свое действие на всех лиц, проживающих в пределах данной местности, государства, ко вторым – действующие лишь в отношении определенной категории лиц (военнослужащих, студентов, работников правоохранительных органов и т. п.).

По степени общности содержания нормы права делятся на нормы-принципы, общие и конкретные нормы. Первые не содержат явно выраженных норм права и выражают социальное содержание всех норм данной группы. В ряде случаев такие нормы регулируют те общественные отношения, которые не были урегулированы конкретными нормами. Так, например, принципы гражданского права являются непосредственным основанием для применения аналогии права. В отличие от норм-принципов общие нормы – это общие правила, конкретизирующиеся в других нормах. Так, в ч. 1 ст. 288 ГК Республики Беларусь дано понятие обязательства и основания его возникновения, являясь общей диспозицией ко многим другим нормам, регулирующим различные виды обязательств.

По характеру предписываемых правил поведения нормы права могут быть обязывающими, уполномочивающими и запрещающими.

Эти виды норм имеют место в различных отраслях права. Обязывающие нормы занимают главное место в административном, уголовно-испол­нительном и в некоторых других отраслях права. Нет таких отраслей права, которые состояли бы из одной группы норм. Например, в уголовном праве в системе запрещающих норм важным компонентом являются не обязывающие нормы, а нормы о необходимой обороне – управомочивающие.

В административном праве преобладают обязывающие нормы, в гражданском, трудовом, семейном, земельном и ряде других регулятивных отраслей – управомочивающие, в уголовном – запрещающие. Большинство норм уголовно-исполнительного законодательства – обязывающие, но есть и запрещающие; большую часть (права осужденных) составляют нормы управомочивающие.

Для обязывающих норм характерна тесная взаимосвязь, переход одних в другие. Правомочия юридических лиц по гражданскому праву – это в то же время и обязанности их руководителей по административному праву. Чаще всего обязывание и управомочивание, запрещение и управомочивание как формы регулирования сливаются в одной и той же норме.

В законодательстве довольно часто наблюдается употребление таких смысловых оборотов: «как правило, не разрешается», «как правило, может быть разрешено», «в исключительных случаях», «как правило, должно быть...» и т. п. По мнению С. А. Комарова, подобные технические приемы позволяют охватить нормами права разнообразные отклонения от общих правил, которые порой невозможно заранее предвидеть во всех деталях. Тем самым расширяются границы правового воздействия, обеспечивает его гибкость в различных ситуациях[121].

Обязывающие, управомочивающие и запрещающие нормы в свою очередь могут быть классифицированы и по другим различным основаниям. Так, запреты подразделяют: по сферам общественной жизни – социально-экономические, политические, личные; по функциональному назначению – запреты в широком и узком смысле; по характеру объема и правого материала – информативные и элементарные; по степени определенности – абсолютные и относительные и т. д.

Праву свойственна особая разновидность норм, исходящих от государственных органов, но наделенных силой рекомендательных норм. Ученые по-разному оценивают их природу. Одни считают их нормами права (Л. С. Явич), другие относят их к промежуточной стадии, определенному этапу в создании норм (Н. Г. Александров). Но есть более сдержанные суждения, которые исчерпывают крайности в оценке рекомендательных норм. Такой точки зрения придерживается С. А. Комаров. Он считает, что в рекомендациях, как правило, сочетается метод общественного регулирования с правовыми формами воздействия государства на общественные отношения. Соответствующие рекомендации одновременно устанавливают юридические обязанности по отношению, например, к органам местного самоуправления о соблюдении предоставляемых им прав. Именно поэтому рекомендательные нормы считаются нормами права.

По степени активизации социально полезной деятельности субъектов права нормы права можно делить на обычные и поощрительные. Поощрительные нормы чаще всего направлены на стимулирование правомерной деятельности, (например, правила выплаты премий). Они используются для поощрения добросовестного и продуктивного труда, воспитания граждан на положительных примерах, распространения и внедрения передового опыта.

По способу установления правил поведения нормы права делятся на категорические (императивные) и диспозитивные. Категорические нормы формулируют определенные правила поведения, исключая выбор, т. е. содержат властное предписание, от которых не допускается отступление. Диспозитивные нормы предоставляют субъектам выбор установленных правил поведения. При отсутствии такой договоренности вступает в действие второе предписание, которое содержится в ней.

По техническим приемам нормы права делятся на определенные, бланкетные и отсылочные. Определенные непосредственно описывают правило поведения в статье, в которой она излагается. Бланкетные делают отсылку в самом общем виде к нормативно-правовому акту в целом или к его части, диспозиция которых включает меняющийся элемент (например, Правила техники безопасности, ГОСТы, Правила дорожного движения и т. п.). Отсылочные имеют ссылку на правило поведения, содержащееся в конкретных статьях данного нормативно-правового акта.

По непосредственному предмету воздействия нормы права делятся на социально-технические и социальные. Социально-технические регулируют использование человеком технических средств, сил природы (правила эксплуатации технических средств, режимов, стандарты, нормы расхода сырья, нормы в сфере охраны природы и т. д.). Социальные регулируют общественные отношения, субъектом которых являются люди, их коллективы, общественные организации и т. п.

В зависимости от целевого назначения нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы права представляют собой предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений. Примером регулятивных норм может служить раздел Конституции Республики Беларусь, закрепляющий права и обязанности граждан. Охранительные нормы права регулируют общественные отношения, связанные с юридической ответственностью и применением мер государственного принуждения. Они еще называются нормами процессуального права. Примером могут служить Уголовно-процессуальный или Гражданский процессуальный кодексы.

 
 

Глава XI




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.