КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Условные обозначения
ВВЕДЕНИЕ В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования студенты всех специальностей обязаны изучать дисциплину «Русский язык и культура речи», поскольку владение русским языком и культурой речи является необходимой частью профессиональной компетенции современного специалиста. Цель предлагаемого пособия — дать необходимые сведения о русском языке, о нормах русского языка и коммуникативных качествах речи. Обозначенная цель обучения предопределила структуру пособия. В нем представлено четыре главы. Первая глава — «Общие сведения о языке. Структурные и коммуникативные свойства языка» — содержит сведения о языке, его функциях и разновидностях, о языковой норме и ее типах. Вторая глава — «Нормы русского литературного языка» — знакомит с орфоэпическими, лексическими, морфологическими и синтаксическими нормами. Третья глава — «Коммуникативные качества речи» — даетпредставление о таких коммуникативных качествах речи, как точность, понятность, чистота, логичность, выразительность, богатство и разнообразие речи. Четвертая глава — «Этические нормы речевой культуры» — посвящена правилам речевого поведения. Данное пособие включает не только теоретические сведения, но и предлагает упражнения, корректирующие произношение, постановку ударения, употребление грамматических форм и конструкций, а также материалы, связанные с коммуникативными качествами речи и речевым этикетом.С целью укрепления нужных речевых навыков в пособие наряду с позитивным включен и отрицательный языковой материал, анализ которого способствует выработке навыков и умений без затруднений находить и устранять речевые ошибки, определять их характер и совершенствовать высказывание. В пособии использованы материалы различных изданий по культуре речи. Каждая из глав, за исключением первой, завершается тестом и заданиями контрольной работы по изученным темам. К некоторым упражнениям и ко всем тестам даны ключи в конце пособия. Имеющийся в пособии перечень вопросов к зачету (экзамену) соответствует изложенному теоретическому и практическому материалу. В Приложении содержится справочный материал по орфоэпическим и лексическим нормам. ▲ Теоретический материал. ■ Материал для самостоятельной работы. ● Упражнения для закрепления теоретических знаний. * Ключ к упражнению, заданию или тесту. Глава 1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ. СТРУКТУРНЫЕ ▲ Язык как система. Функции языка С помощью языка люди передают свои мысли, чувства, желания. Обмен подобной информацией называется общением. Слова языка замещают в процессе общения реальные предметы, признаки, действия или мысленные образы, возникающие в сознании человека (береза, трусость и др.). Слова как «заместители» определенных явлений принято называть знаками. ■ Дайте определение языка. * Язык — это система................................................................, которая служит.................................................................................... ▲ Язык как система состоит из единиц, знаков различной степени сложности. Однородные единицы образуют уровни языка, изучаемые в определенных разделах языкознания (лингвистики). ■ Заполните свободные клетки таблицы.
■ Закончите предложения. 1. С фонетикой связаны разделы языка: — графика, которая изучает.............................................; —................................., изучающая правила написания слов; — орфоэпия,изучающая.................................................... 2. Лексикология включает фразеологию, изучающую...... 3. Правила постановки знаков препинания изучает......... ■ Раскройте содержание каждой функции языка, используя материал для справок. Коммуникативная............................................................... Познавательная.................................................................. Аккумулятивная.................................................................. Эмоциональная.................................................................... Волюнтативная.................................................................. Магическая.......................................................................... Поэтическая........................................................................ Материал для справок: язык служит средством общения; выражает внутреннее состояние человека; сохраняет и передает информацию; некоторые слова, выражения (молитвы, заклинания, заговоры, проклятия и т.д.) способны изменять ход событий, судьбу человека; является средством получения знаний, формирования мышления человека; служит материалом и формой художественного творчества; оказывает воздействие на слушателей. ▲ Понятие национального языка. Разновидности национального языка Национальный язык — это совокупность всех языковых средств, используемых носителями данного языка для общения. ■ Подчеркните нужное слово. Закончите предложение. Национальный язык по своей природе (однороден, неоднороден), потому что ▲ В следующем тексте представлена одна из разновидностей национального языка — диалект. Выделенные слова называются диалектизмами. Они известны людям, проживающим на определенной территории. С поветью меня познакомил Максим в первый же день. Я просто ахнул, когда увидел то, что там было. Целый крестьянский музей! Рогатое мотовило, росна — домашний ткацкий станок, веретенница, расписные прялки - мезехи (с Мезени), трепала, всевозможные коробья и корзины… С тех пор я редкий день не заглядывал на поветь. (Ф.Абрамов «Деревянные кони»). ■ Дайте определение диалекта. * Диалект — это............................................................................... ■ Какая разновидность национального языка представлена в следующем тексте? «Сливки» преступного мира — «воры в законе» … ниже стоят обычные блатные, которых в колонии называют «отрицаловкой», или шерстью. Жизненное кредо «отрицаловки» — противодействовать требованиям администрации и, наоборот, делать все, что запрещает начальство… А в основании колонийской пирамиды — основная масса осужденных: «мужики», «работяги» — это те, кто искренне встал на путь исправления (Криминальные сюжеты // «Труд»). ■ Дайте определение этой разновидности национального языка. * ................. — это разновидность национального языка, которая используется представителями некоторых социальных групп. ■ Приведите примеры подобных слов. Как, на ваш взгляд, следует относиться к употреблению таких слов? Запишите свой ответ. Разновидность национального языка, представленная в следующем тексте, называется просторечием. ■ Найдите в тексте просторечные формы. — Ежели, — говорю, — вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу. — Мерси, — говорит. И вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом и жрет. <…> Съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер не при деньгах. Я хожу вокруг нее, что петух, а она хохочет и на комплименты напрашивается. Я говорю: — Не пора ли нам в театр сесть? Звонили, может быть. А она говорит: — Нет. И берет третье. Я говорю: — Натощак — не много ли? Может вытошнить. А она: — Нет, — говорит. — Мы привыкшие. И берет четвертое. Тут ударила мне кровь в голову. — Ложи, — говорю, — взад. А она испужалась. Открыла рот, а во рте зуб блестит. А мне будто попала вожжа под хвост. Все равно, думаю, теперь с ней не гулять. — Ложи, — говорю, — к чертовой матери! (М.Зощенко «Аристократка»). ■ Дайте определение просторечия. * Просторечие — это разновидность национального языка, которая................................................................................................... ▲ Основу национального языка составляет литературный язык, который является высшей формой национального языка. ■ Прочитайте следующие тексты.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |