Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровень развития и роль малых предприятий (МП) в экономике разных стран




Предельный уровень численности работников малых предприятий в различных отраслях

Муниципальная поддержка малого и среднего предпринимательства

 

Для муниципального образования развитие малого предпринимательства (в дальнейшем этот термин будет использован применительно к малому и среднему предпринимательству) имеет не меньшее, а иногда и большее значение, чем развитие крупной промышленности. Малый бизнес - это дополнительные рабочие места, выпуск необходимой для местных нужд продукции и оказание услуг, налоговые платежи в местный бюджет. В условиях спада производства и сокращения количества рабочих мест на крупных предприятиях малый бизнес становится главным фактором поддержания жизни во многих муниципальных образованиях.

В экономике большинства стран мира законодательно определены критерии отнесения хозяйственных субъектов к категории малого предпринимательства. К числу важнейших критериев относится численность работников. Как правило, на малых предприятиях в развитых странах она не превышает 300 человек.

Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" установлены следующие требования к численности работников (табл. 6.5.2).

 

Таблица 6.5.2

 

 

┌─────────┬────────────────────────────────────────┬────────────────────┐

│ N п/п │ Наименование отраслей экономики │ Уровень │

│ │ │ численности │

│ │ │ работников, чел. │

├─────────┼────────────────────────────────────────┼────────────────────┤

│ 1 │Промышленность │ 100│

├─────────┼────────────────────────────────────────┼────────────────────┤

│ 2 │Строительство │ 100│

├─────────┼────────────────────────────────────────┼────────────────────┤

│ 3 │Транспорт │ 100│

├─────────┼────────────────────────────────────────┼────────────────────┤

│ 4 │Сельское хозяйство │ 60│

├─────────┼────────────────────────────────────────┼────────────────────┤

│ 5 │Научно-техническая сфера │ 60│

├─────────┼────────────────────────────────────────┼────────────────────┤

│ 6 │Оптовая торговля │ 60│

├─────────┼────────────────────────────────────────┼────────────────────┤

│ 7 │Розничная торговля и бытовое│ 30│

│ │обслуживание населения │ │

├─────────┼────────────────────────────────────────┼────────────────────┤

│ 8 │В других отраслях и при осуществлении│ 50│

│ │других видов деятельности │ │

└─────────┴────────────────────────────────────────┴────────────────────┘

 

В ряде зарубежных стран законодательно установлены дополнительные требования для отнесения хозяйственных субъектов к малым предприятиям:

объем годового дохода (США, Канада);

объем годового оборота (Великобритания, Франция, Германия);

уставный капитал (Япония).

В зарубежных странах на малых предприятиях производится значительная доля промышленной продукции, их силами оказывается подавляющая часть услуг населению.

Уровень развития и роль малых предприятий (МП) в экономике разных стран приведены в табл. 6.5.3.

 

Таблица 6.5.3

 


 

┌───────────────┬─────────────┬───────────────┬───────────────────┬───────────────────────┬──────────────┐

│ Страны │Количество МП│ Количество МП │ Занято в МП │ Доля МП в общей │ Доля МП в │

│ │ (тысяч) │на 1000 жителей│(миллионов человек)│численности занятых (%)│ВВП страны (%)│

├───────────────┼─────────────┼───────────────┼───────────────────┼───────────────────────┼──────────────┤

│Великобритания │ 2630 │ 46 │ 13,6 │ 49 │ 50-53 │

├───────────────┼─────────────┼───────────────┼───────────────────┼───────────────────────┼──────────────┤

│Германия │ 2290 │ 37 │ 18,5 │ 46 │ 50-54 │

├───────────────┼─────────────┼───────────────┼───────────────────┼───────────────────────┼──────────────┤

│Италия │ 3920 │ 68 │ 16,8 │ 73 │ 57-60 │

├───────────────┼─────────────┼───────────────┼───────────────────┼───────────────────────┼──────────────┤

│Франция │ 1980 │ 35 │ 15,2 │ 54 │ 55-62 │

├───────────────┼─────────────┼───────────────┼───────────────────┼───────────────────────┼──────────────┤

│Страны ЕС │ 15770 │ 45 │ 68 │ 72 │ 63-67 │

├───────────────┼─────────────┼───────────────┼───────────────────┼───────────────────────┼──────────────┤

│США │ 21000 │ 80,2 │ 73 │ 54 │ 50-52 │

├───────────────┼─────────────┼───────────────┼───────────────────┼───────────────────────┼──────────────┤

│Япония │ 6450 │ 49,6 │ 39,5 │ 78 │ 52-55 │

├───────────────┼─────────────┼───────────────┼───────────────────┼───────────────────────┼──────────────┤

│Россия │ 836,2 │ 5,65 │ 8,1 │ 9,6 │ 10-11 │

└───────────────┴─────────────┴───────────────┴───────────────────┴───────────────────────┴──────────────┘

 


Приведенные данные показывают, что в секторе малых предприятий сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина ВВП. Так, удельный вес малых предприятий в таких странах, как США, Япония, Германия, превышает 99% от их общего количества. Из 880 тысяч промышленных предприятий Японии только 4 тысячи насчитывают более 300 работающих. В странах ЕС количество предприятий с численностью свыше 500 человек не превышает 12 тысяч.

Необходимым условием для осуществления хозяйственной деятельности малых предприятий является наличие и уровень развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях, о которой будет сказано ниже.

От уровня развития малого предпринимательства зависят поступления финансовых средств в бюджет муниципальных образований. Основной целью поддержки и развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях является увеличение поступлений финансовых средств в местные бюджеты и решение проблемы занятости населения.

Основные преимущества малых предприятий - быстрое реагирование на изменение конъюнктуры рынка, низкие издержки производства. Как показывает мировой опыт, малый бизнес обладает большей восприимчивостью к нововведениям, чем крупные корпорации. Венчурные (рисковые) малые предприятия быстрее решают вопросы разработки большинства технических новшеств и доведения их до стадии промышленного образца.

Российское государство провозгласило поддержку малого предпринимательства в качестве одного из приоритетных направлений своей экономической политики. Утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, предусматривающая мероприятия по формированию нормативно-правовой базы, финансово-кредитной, инвестиционной, производственной, инновационной поддержке малого предпринимательства, развитию инфраструктуры, информационного, кадрового, научного обеспечения. Введен в действие единый налог на вмененный доход для субъектов малого предпринимательства, призванный кардинально упростить систему налогообложения.

В ряде российских городов малый бизнес активно развивается в сферах торговли, общественного питания, бытового обслуживания, строительства. Однако в целом его роль в местной экономике, особенно в промышленности, невелика, а доля поступлений от малого бизнеса в местные бюджеты не достигает и 10%. Основными причинами этого являются недостаток стартового капитала и отсутствие реальных механизмов его привлечения, высокие налоги, усложненная система регистрации и лицензирования различных видов деятельности, бюрократические преграды, коррупция многочисленных инспекций (пожарной, санитарно-эпидемиологической и т.п.) и местных чиновников (например, при выделении нежилых помещений в аренду и земельных участков для строительства). Самим малым предприятиям не хватает квалифицированных кадров, уровень менеджмента и маркетинга на многих из них остается крайне низким.

Основные формы и методы поддержки малого предпринимательства со стороны местных органов приведены на рис. 6.5.2.

 

┌────────────────────────────────────────────────┐

│Формы поддержки малого бизнеса на местном уровне│

└───────────────────────┬────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────────┐

│Содействие объединению малых│ │ │Участие в учреждении местных│

│предприятий и фирм в│ │ │фондов поддержки малого бизнеса,│

│производственные сети├─┼─┤страховых и залоговых фондов │

│(гарантируется рынок сбыта) │ │ └─────────────────────────────────┘

└─────────────────────────────────┘ │ ┌─────────────────────────────────┐

┌─────────────────────────────────┐ │ │Организация конкурсов│

│Установление налоговых льгот ├─┼─┤бизнес-планов по решению местных│

└─────────────────────────────────┘ │ │задач с последующей выдачей│

┌─────────────────────────────────┐ │ │муниципального заказа │

│Развитие систем взаимного и├─┤ └─────────────────────────────────┘

│ипотечного кредитования │ │ ┌─────────────────────────────────┐

└─────────────────────────────────┘ │ │Создание учебно-деловых и│

┌─────────────────────────────────┐ │ │консультационных центров│

│Создание муниципальных├─┴─┤содействия малому│

│бизнес-инкубаторов │ │предпринимательству, │

└─────────────────────────────────┘ │наблюдательных советов и т.п. │

└─────────────────────────────────┘

 

Рис. 6.5.2. Основные формы поддержки малого бизнеса на местном

уровне

 

Для координации действий по поддержке малого бизнеса во многих городах разрабатываются и реализуются муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.

Типовая программа поддержки малого и среднего бизнеса исходит из следующих основных направлений и принципов:

формирование нормативно-правовой основы, включая льготное налогообложение (налоговый кредит), упрощение процедуры регистрации и лицензирования;

привлечение субъектов малого предпринимательства на конкурсной основе к участию в городских программах местного развития и реализации муниципальных заказов;

предоставление на конкурсной основе помещений для размещения производства товаров и оказания услуг с предоставлением льгот по арендной плате;

обеспечение информационных, консалтинговых услуг, помогающих субъектам малого предпринимательства получать необходимые сведения и консультации о конкурентах, законах, положении на рынке;

обеспечение начального профессионального образовательного уровня для начинающих предпринимателей (менеджмент, бизнес-планирование и т.п.);

оказание финансовой помощи начинающим предпринимателям, производителям товаров, работ, услуг за счет создаваемого в рамках Программы фонда поддержки малого предпринимательства;

организация семинаров, встреч, конференций по проблемам малого бизнеса, выставок-ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства и т.п.

Как уже отмечалось, программа поддержки и развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях может быть реализована только при наличии соответствующей организационной структуры.

Примерная схема организационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на территории муниципального образования приведена на рис. 6.5.3.

 

"Рис. 6.5.3. Примерная схема организационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на местном уровне"

 

Основной целью муниципального органа поддержки и развития малого предпринимательства является создание условий развития предпринимательской деятельности путем объединения усилий инфраструктуры муниципального образования (банки, страховые и лизинговые компании, муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства, учебные центры и др.).

Целью центра развития предпринимательства является получение предпринимателем комплекса услуг (информационных, правовых, консалтинговых) и консультаций (от регистрации малого предприятия до получения финансовой поддержки).

Главной функцией территориального агентства по развитию малого предпринимательства является содействие прямым контактам, инвестициям и совместным проектам при участии российских и зарубежных партнеров, заинтересованных в расширении экономических связей с предпринимателями муниципального образования.

Основными целями деятельности фонда поддержки малого предпринимательства являются:

финансовое обеспечение муниципальных проектов и социально значимых для образования программ развития и поддержки малого предпринимательства;

финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства в форме льготных кредитов, субвенций, предоставление гарантий и получение инвестиций.

Основными функциями общественно-экспертного совета являются:

исследование и обобщение проблем малых предприятий, отстаивание и защита их прав и интересов в органах государственной власти;

общественный контроль хода выполнения муниципальных программ поддержки малого предпринимательства.

Основной целью бизнес-инкубатора является создание благоприятных условий для ведения эффективной деятельности малых предприятий, специализирующихся на инновационной деятельности.

Основной целью технопарка является поддержание малых предприятий в сфере внедрения научных разработок в производстве и продвижении наукоемкой продукции на рынок.

Перед органами местного самоуправления стоит задача - научиться формулировать и осуществлять местную политику по отношению к малому предпринимательству. Муниципальные образования должны поддерживать и развивать приоритетные направления предпринимательской деятельности, например внедрение инноваций во всех сферах хозяйственной деятельности (промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, торговля, наука, транспорт и др.).

Инновационное развитие современной мировой экономики происходит за счет небольших фирм, основанных на высоких технологиях. Поэтому малое предпринимательство объективно является естественной средой для функционирования и развития инновационных процессов, особенно в наиболее быстро развивающихся отраслях - информатика, электроника, биомедицинская техника и др.

В настоящее время в рамках реализации муниципальных программ поддержки инновационной деятельности происходит переориентация от поддержки отдельных малых предприятий на поддержку кластеров предприятий. Под кластером обычно понимается группа компаний среднего и малого размеров, объединенных вокруг крупной (материнской) компании и размещенных на одной территории. Предприятия кластера имеют возможность минимизировать затраты на внедрение инноваций за счет внутренней специализации и стандартизации.

Успехи в развитии малого предпринимательства зависят от уровня квалификации работников. В этой сфере появилась потребность в специалистах в области менеджмента, маркетинга, логистики, новых информационных технологий, инновационной деятельности. Органы местного самоуправления должны определить пути и усилить работу по повышению квалификации и деловой компетентности работников малых предприятий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.304 сек.